Увеличат ли срок отработки по распределению и как зачтут службу в армии?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличат ли срок отработки по распределению и как зачтут службу в армии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, Академии МВД РБ, МИ МВД РБ, целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Причины расторжения целевого договора

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?

Эту ситуацию Татьяна Короткевич прокомментировала так: «Да, служба в армии засчитывается в срок отработки. Причем, когда молодой человек будет уволен со срочной службы, у него будет несколько вариантов. Он сможет вернуться на свое место работы, доработать положенный срок отработки, если он пожелает. Может срок службы в армии не засчитывать и таким образом продлить себе период, когда он еще молодой специалист».

Также он может получить право самостоятельно трудоустроиться, обратившись в учреждение образования, добавила представитель Минобразования.

Что делать, если я пришел (пришла) по месту своего распределения, а меня отказываются брать?

Такие случаи действительно бывают.

Например, по распределению за выпускником закрепили место еще в ноябре 2018-го, а выходить на работу он должен первого августа 2019-го – и за это время в организации может произойти все что угодно. Вполне может случиться, что отрабатывать человеку будет уже негде.

К тому же периодически в университет приходят фиктивные заявки: у организаций есть указание прислать их на энное количество специалистов, а столько им просто не нужно.

Если так произошло с вами, то обязательно нужно сделать два шага: попросить в организации официальное письмо с мотивированным отказом и пойти с ним в университет, чтобы написать заявление на перераспределение.

«Забить» на эти действия никак нельзя: в нашей практике бывали случаи, когда выпускники получали устный отказ и со спокойной душой пускали все на самотек. А потом им приходилось выплачивать государству деньги. Вы должны доказать, что объявились на месте работы, но брать вас там отказались.

Другой вопрос, что многие часто пугаются, когда работодатель отказывается что-то писать и объяснять. В таком случае вам любым образом нужно зафиксировать тот факт, что в организацию вы все-таки приходили: банально сделать фото в здании.

У нас даже был случай, когда девочка вызвала на предприятие милицию, чтобы получить доказательства того, что на работу она все же пришла.

Даже если официального объяснения вы не получили, все равно направляйтесь в университет и пишите заявление на перераспределение.

К слову, у нанимателя есть административная ответственность за необоснованный отказ в приеме молодого специалиста – но я никогда не слышала о том, чтобы она реально к кому-то применялась.

После того как вы сделали предыдущие шаги, университет принимает одно из двух решений: начинает искать вам новую заявку или дает справку о свободном трудоустройстве. Проблема в том, что законодательством не установлен срок, в течение которого это решение должно быть принято. Поэтому поиск нового места работы для выпускника порой сильно затягивается.

Сейчас появилось указание ужесточить меры, усилить контроль за распределением и делать все возможное, чтобы статистика не падала ниже тех самых 99%, – так что стараются найти всем.

Хотя раньше это был идеальный способ «откосить» от распределения: взять заявку у ООО «Ромашка», которое абсолютно точно даст тебе отказ, и надеяться на то, что перераспределением никто не захочет заниматься, а ты получишь свободный диплом. Я думаю, теперь надеяться на эту схему не стоит.

Если мой муж уже трудоустроен в одном городе, могут ли меня распределить в другой? И работает ли это наоборот?

По закону муж и жена равнозначны, поэтому разницы между такими ситуациями не будет.

Но, увы, однозначного ответа на этот вопрос нет: в законодательстве по этому поводу есть формулировка «по желанию и при наличии возможностей». И фразу «наличие возможностей» в каждом университете расшифровывают по-разному.

Раньше, если муж работал в городе А, а жена училась в городе Б и хотела распределиться по месту работы супруга, а там такой возможности не было, ей могли выдать свободный диплом.

Сейчас все сложнее, и точных указаний нет.

К примеру, если ваш супруг трудоустроен в Минске, то Колодищи вполне подходят под условие «распределить по месту работы или жительства мужа».

К сожалению, даже Министерство образования не дает на этот счет однозначного толкования. Поэтому, если вы очень хотите распределиться по месту работы мужа или жены, могу порекомендовать только заранее найти там место распределения и принести в университет свою заявку.

Возможно ли такое, чтобы из морга пропал труп?

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.

В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.

— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.

Теоретически да.

— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.

Что вы знаете об отработке за обучение за счет средств нанимателя?

Категорически не желая работать по распределению, можно возместить государству средства, потраченные на его обучение. Конкретную сумму подсчитывает вуз. Оплатить придется затраты на обучение, не возмещая при этом стипендию и расходы на бесплатное питание и предоставление комнаты в общежитии.

Сумма возмещения превышает стоимость всего срока обучения в вузах. К примеру, студенты, поступившие в 2016 году в БГУ, решив отказаться от распределения, будут вынуждены заплатить около 25 тысяч рублей. Некоторых освобождают от уплаты долга: детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, инвалидов I или II группы, беременных.

Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи.

  • Персонализация обучения.
  • Создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении.
  • И самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот эти люди придут к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со среднеспециальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Что грозит молодому специалисту при отказе от обязательной отработки

Тут все зависит от того, у кого из супругов комиссия по распределению раньше. Допустим, если у жены она 1 апреля, а у мужа 10-го, то, по идее, его должны распределить по месту работы супруги – такова практика.

Но тут та же ситуация, что и в предыдущем вопросе: формулировка, прописанная в законе, очень размыта, и вас вполне могут отправить в разные населенные пункты. В общем, совет все тот же: будет лучше, если вы заранее позаботитесь о собственных заявках.

Выпускники пту, ссузов, вузов могут отрабатывать по распределению от 1 года до 5 лет. Этот срок зависит от многих факторов. Например, один год отрабатывают по распределению выпускники профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ), если в год окончания учебного заведения они не поступают дальше. А также выпускники средних специальных заведений (ССУЗ), если до этого учились в птузе и уже отработали 1 год по распределению. Такой же срок актуален для магистрантов, которые не поступили в аспирантуру на бюджет. Два года отрабатывают те, кто сразу после школы поступил и окончил ссуз, вуз или аспирантуру. Пять лет отрабатывают студенты, которые учились по целевому направлению, выпускники педагогических, аграрных и спортивных классов. После ссуза целевики отрабатывают три года, после птуза — два.

В срок отработки по желанию засчитывается время службы в армии, декретный отпуск и другие моменты, которые стоит уточнить у работодателя.

Девочки,БЕЛАРУСЬ. Отработка после учебы.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.

В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.

— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.

Теоретически да.

— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).
  • Ищите через знакомых или родственников.

— Трудовые династии были всегда. Если на сельхозпредприятии работают родители будущего выпускника школы, то первым логичным шагом для предприятия было бы начать поиск среди своих сотрудников.

Сам абитуриент тоже может попытаться найти своего будущего работодателя и заключить с ним договор. Для этого ему нужно обосновать, почему в будущем он хочет прийти и работать у него.

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Нет, еще, в принципе, не поздно, успокаивает Сергей Касперович. Заключить договор можно и в июле, главное — чтобы за этим стояло желание не поступить любой ценой, а работать по своей специальности у конкретного работодателя.

— Заказчики заключают договоры с конкретными людьми. Но мы всегда настаиваем на том, чтобы на «целевых местах» тоже складывался конкурс. Поэтому иногда заказчики заключают больше договоров, чтобы поступил самый сильный абитуриент. Здесь велика роль именно заказчика. Он сам должен основательно подбирать людей, потому что это его будущие работники. Они должны быть мотивированы к учебе, чтобы их не отчислили — и в результате заказчики не пожалели о напрасно потраченных деньгах.

Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи:

  • персонализация обучения;
  • создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении;
  • и самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот этот человек придет к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.

Плохие новости для тех, кому страшно представить себя работающим на одном месте несколько лет.

Срок отработки для тех, кто заключил договор на целевую подготовку, зависит от уровня образования. Если выпускник учился в профессионально-техническом учреждении, то отработка продлится год. После колледжа нужно отработать три года, после университета — пять лет.

— Процедура в данном случае называется не распределением, а направлением на работу, — уточняет Сергей Касперович.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Сергей после окончания автотракторного факультета БНТУ решил продолжить образование и поступил в магистратуру. Распределение в таком случае лишь ненадолго переносится — после окончания магистратуры выпускник обязан отработать два года. Сергея, тогда уже магистра технических наук, университет отправил работать инженером на Минский завод колесных тягачей.

— Нам показали список заводов, которые прислали заявки, и мы должны были выбирать из них. Заявки, которые мы приносили сами, не одобряли. У меня к тому моменту уже была работа и провести два года своей жизни на заводе, если честно, не хотелось. Поэтому, идя на распределение, уже знал, что буду «откупаться», — рассказывает Сергей.

Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.

Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист «принадлежит» организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.

Читайте также:  Считаем срок давности привлечения к административной ответственности

Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие «льготники». В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.

В гимназию, которая считается лучшей в белорусской столице, вместе с Анатолием Маникало пришли по распределению еще 10 молодых педагогов. После отработки положенных двух лет остались двое; освободившиеся места вновь заполнили специалистами по распределению.

— Почему уходят? Низкая зарплата — ставка молодого учителя примерно 55 долларов. Работал на полторы ставки, плюс всевозможные доплаты (например, за победу моей ученицы на олимпиадах) — получалось долларов 200-230. Но главное, с чем не смог смириться, — с отношением к нам, молодым учителям, как к рабам подневольным. Мы должны были гнать классы заполнять трибуны на стадионах, мыли полы в кабинетах, выслушивали многочасовые головомойки и делали массу всяких других бессмысленных дел, — рассказывает Анатолий.

Признается: скучает по своим гимназистам и поддерживает с ними контакт, мотивируя на развитие. «И в этом единственный плюс моей двухлетней отработки», — говорит он.

Преграда на пути к Болонскому процессу

Белорусская система распределения критикуется Европой. В Болонском процессе — программе интеграции европейского образовательного пространства — Беларусь в том числе и из-за этого все еще остается с «дорожной картой».

Белорусские чиновники не скрывают: распределение помогает «закрыть» прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Даже в Минске к нынешнему распределению было свободно более 400 мест для врачей, 359 для инженеров, 516 для медсестер, 153 для менеджеров.

— Нормальные ребята приходят по распределению, подготовка хорошая, а опыта наберутся — если захотят. Но вот чуть наберутся опыта, отработают обязательный срок — и, как правило, уходят. В Россию едут, идут в частные центры — там зарплата не сравнима с нашей зарплатой участкового в поликлинике. Молодые сейчас хотят денег, перспектив, свободы, — рассказывает Ольга С., замглавврача одной из минских поликлиник.

Ольга просит не называть ее настоящее имя — с некоторых пор почти всем госслужащим в Беларуси запрещено общаться с прессой без одобрения высокого министерского начальства, переданного через соответствующую пресс-службу.

— Такая вот «свобода». Попадаешь в систему — и тоже как крепостной. С дипломом, — поясняет врач.

31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

«Мы стали локомотивом инициатив», — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Image caption Эти солнечные батареи с автоматизированной системой полива директор закупил для школьных теплиц

Необходимое пояснение: Осиновка хоть и в статусе агрогородка, но обыкновенная старая деревня. Большая по белорусским меркам — около 400 жителей. Двухэтажная кирпичная школа вмещает и детский сад, а потому официально учреждение называется длинно и по-чиновничьи мудрено. В школе 50 учеников (в Осиновку приезжают еще из 4 окрестных деревень), в детсаду 6 воспитанников. Директор оснастил школу WiFi, но пароль — признается — меняет едва ли не каждое утро, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Денис родился и учился в Могилеве — крупном областном центре на юге Беларуси, а в Чаусский район (пострадавший от Чернобыльской аварии) попросился вслед за женой-однокурсницей. По распределению молодые супруги (историки-археологи, согласно диплому) работали в школах разных деревень, но по истечении двух положенных лет отработки обосновались в райцентре Чаусы.

В Осиновку, за 15 км от Чаусов, Денис Никифоров уже шесть лет приезжает каждое утро.

«Если не любить место, где работаешь, не любить дело, которым занимаешься, — ничего не получится. А я так не могу. Если я что-то делаю, это должно быть лучше, чем у всех. Я здесь себя чувствую комфортно, чувствую поддержку своего коллектива, поддержку местных жителей и местных властей», — говорит Никифоров.

«Любой мегаполис, любой крупный город не может существовать без села. Кто-то должен здесь, на селе, быть. И кто, если не мы? » — добавляет он.

Двое молодых педагогов, распределенных в Осиновку, остались работать в школе под руководством Никифорова и по истечению обязательного срока.

Сколько и в каких профессиональных сферах остается вообще, доподлинно не известно — в ответственном за распределение выпускников министерстве образования сообщили, что такая статистика не ведется.

Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.

Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист «принадлежит» организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.

Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие «льготники». В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.

  • Петь и считать звезды: как Ольга Васильева руководит образованием в России

В гимназию, которая считается лучшей в белорусской столице, вместе с Анатолием Маникало пришли по распределению еще 10 молодых педагогов. После отработки положенных двух лет остались двое; освободившиеся места вновь заполнили специалистами по распределению.

«Почему уходят? Низкая зарплата — ставка молодого учителя примерно 55 долларов. Работал на полторы ставки, плюс всевозможные доплаты (например, за победу моей ученицы на олимпиадах) — получалось долларов 200-230. Но главное, с чем не смог смириться, — с отношением к нам, молодым учителям, как к рабам подневольным. Мы должны были гнать классы заполнять трибуны на стадионах, мыли полы в кабинетах, выслушивали многочасовые головомойки и делали массу всяких других бессмысленных дел», — рассказывает Анатолий.

Признается: скучает по своим гимназистам и поддерживает с ними контакт, мотивируя на развитие. «И в этом единственный плюс моей двухлетней отработки», — говорит он.

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники , , , , и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Если ты окончил на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение , твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.

Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и , но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.

Как выпускнику «откосить» от распределения?

По закону муж и жена равнозначны, поэтому разницы между такими ситуациями не будет.

Но, увы, однозначного ответа на этот вопрос нет: в законодательстве по этому поводу есть формулировка «по желанию и при наличии возможностей». И фразу «наличие возможностей» в каждом университете расшифровывают по-разному.

Раньше, если муж работал в городе А, а жена училась в городе Б и хотела распределиться по месту работы супруга, а там такой возможности не было, ей могли выдать свободный диплом.

Сейчас все сложнее, и точных указаний нет.

К примеру, если ваш супруг трудоустроен в Минске, то Колодищи вполне подходят под условие «распределить по месту работы или жительства мужа».

К сожалению, даже Министерство образования не дает на этот счет однозначного толкования. Поэтому, если вы очень хотите распределиться по месту работы мужа или жены, могу порекомендовать только заранее найти там место распределения и принести в университет свою заявку.

Тут все зависит от того, у кого из супругов комиссия по распределению раньше. Допустим, если у жены она 1 апреля, а у мужа 10-го, то, по идее, его должны распределить по месту работы супруги – такова практика.

Но тут та же ситуация, что и в предыдущем вопросе: формулировка, прописанная в законе, очень размыта, и вас вполне могут отправить в разные населенные пункты. В общем, совет все тот же: будет лучше, если вы заранее позаботитесь о собственных заявках.

Выпускники пту, ссузов, вузов могут отрабатывать по распределению от 1 года до 5 лет. Этот срок зависит от многих факторов. Например, один год отрабатывают по распределению выпускники профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ), если в год окончания учебного заведения они не поступают дальше. А также выпускники средних специальных заведений (ССУЗ), если до этого учились в птузе и уже отработали 1 год по распределению. Такой же срок актуален для магистрантов, которые не поступили в аспирантуру на бюджет. Два года отрабатывают те, кто сразу после школы поступил и окончил ссуз, вуз или аспирантуру. Пять лет отрабатывают студенты, которые учились по целевому направлению, выпускники педагогических, аграрных и спортивных классов. После ссуза целевики отрабатывают три года, после птуза — два.

В срок отработки по желанию засчитывается время службы в армии, декретный отпуск и другие моменты, которые стоит уточнить у работодателя.

Читайте также:  Отличие ИП от самозанятых граждан

«Откосить» от распределения можно только в двух случаях. Если у вуза нет или не хватило заявок на распределение: тогда выпускник получает так называемый «свободный» диплом. Но сделать это очень сложно: в Беларуси распределяют 99,9% выпускников вузов. Ещё один вариант — вернуть государству деньги, потраченные на обучение. А это немалая сумма.

Тогда стоит попробовать распределиться в более удобное для тебя место. Например, детей-сирот и людей из других социальных групп, которым по закону положено льготное жильё, отправляют на работу по месту выдачи квартиры (дома). Либо с их согласия в любой другой населённый пункт. Детей-инвалидов (до 18 лет), инвалидов I или II группы устраивают на работу по месту жительства родителей, мужа (жены) или, опять же, с их согласия в другой населённый пункт.

Выпускника, у которого один из родителей (муж, жена) — инвалиды I или II группы или есть ребёнок-инвалид, распределяют по возможности по месту жительства родных. Выпускники, у которых есть противопоказания к работе по полученной специальности, распределяются с учётом их состояния здоровья.

Все вопросы о расторжении целевого договора решаются с организацией, с который вы заключали договор. Возможные основания прописаны в Положении о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих. В случае расторжения договора по иным основаниям вы будете вынуждены возместить средства за обучение в бюджет.

Стаж работы по специальности в должности врача-специалиста должен быть не менее 2-х лет. Категория не обязательна. Молодым специалистом вы считаетесь после прохождения интернатуры с первого дня отработки, тогда вам и выплачиваются подьемные. Точную сумму вам необходимо уточнять в бухгалтерии.

Обязательное распределение выпускников: новые требования к вузам и нанимателям

Хорошие новости: есть. Что для этого нужно?
Шаг первый — получить письменное подтверждение от работодателя, к которому вас изначально распределяли, что он отказывается принимать вас на работу. Шаг второй — найти новое место для распределения. Шаг третий — получить на эту рокировку согласие вуза (для этого нужно написать заявление).
Но вообще, для начала лучше внимательно изучить статью 85 Кодекса об образовании (Перераспределение выпускников).

Есть две железобетонные ситуации, в которых вас точно освободят от распределения и дадут справку о том, что вы свободный человек, который может работать, где хочет, или не работать совсем.
Первая — если попадаете в список тех, кого освобождают от выплаты средств, затраченных на обучение. Вторая — если вы уже возместили государству эти средства.
Еще один случай (менее надежный) — когда университет не может предоставить вам место работы по специальности и присвоенной квалификации.

В данном случае проще перечислить все группы. Это:
— дети-сироты, дети, которые остались без попечения родителей, а также студенты в возрасте 18−23 лет, потерявшие последнего из родителей во время учебы;
— дети-инвалиды до 18 лет, а также люди с инвалидностью 1-й и 2-й группы, которым невозможно предоставить работу по месту их жительства с учетом состояния здоровья;
— студенты, у которых есть родители, муж-жена или дети с инвалидностью 1-й и 2-й группы (при условии, что по их месту жительства нет работы);
— беременные женщины, а также папы с ребенком в возрасте до трех лет, которым нельзя предоставить новое место работы по месту жительства;
— студенты в браке, у которых муж или жена работают в какой-то местности, и из этой местности нет заявок от работодателей;
— выпускники, у которых есть проблемы со здоровьем, а значит — медицинские противопоказания к работе по полученной специальности;
— студенты, которые пострадали от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Если вы попадаете в одну из этих категорий, вы можете не выплачивать деньги при отказе от распределения и получить справку о свободном трудоустройстве.

Увеличат ли срок отработки по распределению и как зачтут службу в армии?

Корр. БЕЛТА: Расскажите, сколько молодых специалистов в этом году получат распределение? Все ли бюджетники будут обеспечены первым рабочим местом? Касперович Сергей

В 2019 году мы распределили более 19 тыс. выпускников, получивших высшее образование, или 99,9%; более 18,5 тыс. получивших среднее специальное образование (фактически 99,5%); 24,5 тыс. выпускников с профессионально-техническим образованием (99,8%). Это говорит о том, что мы имеем ситуацию, когда фактически все выпускники, получившие образование за счет средств бюджета в дневной форме, распределяются.

В этом году планируем с учетом выпусков, которые состоятся в учреждениях профессионального образования, распределить около 19 тыс. специалистов с высшим образованием, 18 тыс. со средним специальным и 23 тыс. рабочих с профтехобразованием. Мы полагаем, что все они получат первое рабочее место.

Если говорить о нехватке рабочих мест, таких моментов мы не прогнозируем. Дело в том, что сама процедура распределения предполагает значительную степень гибкости. Комиссии по распределению в учреждениях образования будут иметь пул заявок, которые сформированы в долгосрочном плане, и пул разовых заявок. Вопрос только в том, чтобы максимально удовлетворить интересы конкретного выпускника и конкретного заказчика кадров. Сама система планирования подготовки кадров в стране построена на основе заказа, чтобы максимально исключать ситуации, связанные с нехваткой заявок на выпускников в момент окончания учебного заведения.

Однако возникают моменты, когда компании, которые заказывают кадры, в отдельных случаях перестают существовать, меняются их кадровые потребности, определенные на начальной стадии иногда субъективно и без расчета всех особенностей, связанных с развитием конкретной компании, организации, предприятия. В этом случае комиссии имеют право и возможности направлять выпускников в другие организации. Естественно, здесь активность проявляют и учреждения образования в поиске мест. В отдельных случаях эта активность не бывает лишней со стороны выпускника, когда он сам пытается найти себе рабочее место, которое ему интересно и устраивает. Активность проявляет и работодатель.

Молодому специалисту, не прибывшему к месту распределения или не отработавшему положенный срок, дается полгода, чтобы добровольно возместить деньги, затраченные на его образование.

В случае невыплаты, ссуз или вуз обращается в суд. После вступления решения суда в законную силу, учреждение образования обращается в отдел принудительного исполнения. У должника есть семь дней на выплату суммы добровольно. В противном случае деньги взыскивают принудительно.

– Средства удерживаются из зарплаты должника. Если он не работает, применяются меры принудительного исполнения: накладывается арест на его имущество, в том числе и на совместно нажитое в браке, и реализуется в счет погашения долга, – пояснила Юлия Турищева, начальник отдела принудительного исполнения Барановичского района и г. Барановичи.

Применяются и другие меры воздействия – временное ограничение права на выезд за границу, на управление транспортными средствами, запрет на оформление наследства и даже на выделение своей доли в имуществе при разводе, арест денежных средств, которые находятся на счетах и на вкладах должника, и даже запрет на пользование услугами сотовой связи и интернета.

Спрятаться за границей должнику не удастся. В страну, с которой Беларусь заключила конвенцию и соглашения о правовой помощи по гражданским делам (все страны СНГ и многие страны Европы – всего около 20 государств), будет направлен исполнительный лист, и органы принудительного исполнения того государства займутся взысканием долга.

– Если взыскать долг невозможно, судебный исполнитель может возвратить исполнительный документ учреждению образования. В течение трех лет взыскатель может предъявить его нам повторно, и процедура проверок повторится вновь, – пояснила Юлия Турищева.

Теоретически «откосить» от возмещения расходов за обучение можно, если еще до суда уехать в другую страну, с которой у Беларуси нет конвенции о правовой помощи по гражданским делам.

Но за границей могут возникнуть проблемы с оформлением документов, а при возвращении на родину возможно ограничение права на выезд. Надеяться можно только на то, что учреждение образования за три года вашего отсутствия забудет о долге, и у него истечет срок давности.

«В каких случаях студент-бюджетник должен возмещать средства за обучение:

  • «Готовил себя к трудностям». Молодые педагоги Борисовского района рассказали о первом месте работы
  • В военно-патриотические классы будут набирать по-новому. Рассказываем об изменениях
  • Как подготовить ребенка к университету? Отправьте его на бесплатные профильные курсы при вузе!
  • Как развивается система образования в Беларуси и сколько в стране школ, учеников и учителей
  • Узнали, как поздравили с Днем знаний детишек из Клецка, Несвижа и Дзержинска
  • Саснович проиграла в Люксембурге второй ракетке «турнира» Мертенс
  • Госконтроль проверил средства для стирки из Польши. Семь из них запретили продавать
  • Как в Солигорске «кроты» оказались сильнее «медведей»
  • «Прошли жесткий отбор, чтобы быть здесь». В «Зубренке» стартовал слет юных спасателей
  • Как сортируют и перерабатывают коммунальные отходы? Посмотрели на заводе «Экорес»
  • Культовый фильм «Телохранитель» с Уитни Хьюстон в главной роли переснимут к годовщине ее смерти
  • В какой последовательности и кому нужно привиться против гриппа и COVID-19, рассказали в Минздраве
  • Без салями и прошутто: итальянское мясо запретили продавать в Беларуси
  • «Зубры» остановили «Локомотив» и прервали серию из трех поражений подряд в Экстралиге
  • «Если бы могла — обняла бы Президента» Что обсуждали в Солигорске на женском форуме

Произошла ошибка при отправке письма

С молодыми специалистам при приеме на работу заключается контракт или трудовой договор на определенный срок (о сроке немного далее).

Согласно пп.2.3.4 контракта, курсант, а после окончания военного учебного заведения (другого учреждения образования, осуществляющего подготовку офицерских кадров)-офицер принимает на себя обязательства возместить расходы за обучение в случаях, установленных в законодательстве Республики Беларусь.

Суммы, которые возмещают бывшие студенты вузов силовых структур – Министерства внутренних дел, Министерства обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям, — одни из самых крупных. Это связано с тем, что курсанты находятся на полном государственном обеспечении.

Студенты, отчисленные со второго семестра первого курса, не имеющие задолженности по результатам текущей аттестации за первый семестр, могут быть восстановлены во втором семестре первого курса, но не ранее, чем после окончания учебного года, в котором они были отчислены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *