Правила пользования наземным городским транспортом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила пользования наземным городским транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

Действующие регламенты

В Российской Федерации законодательными документами являются:

  • Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
  • Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
  • Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).

Права и обязанности пассажира

Каждый пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет определенные права:

  • перевозить ручную кладь;
  • требовать остановить ТС на любом участке движения, предварительно сообщив об этом кондуктору или водителю;
  • получать информацию о расписании в остановочном пункте или от водителя;
  • перевозить с собой детей;
  • приобретать билеты на поездку любым доступным маршрутом, которыми пользуются перевозчики;
  • сдавать багаж водителю в багажный отсек ТС;
  • садиться или высаживаться из автотранспорта в любом остановочном пункте, предусмотренном расписанием.

Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.

Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:

  • имеется достаточно места;
  • предусмотрены поручни;
  • протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.

Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.

Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.

Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.

В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.

Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.

Порядок оплаты проезда

43. Проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов оплачивается по тарифам, устанавливаемым органами местного самоуправления.

44. Пассажир, едущий в автобусе с кондуктором, оплачивает проезд и провоз багажа наличными деньгами по действующим тарифам. Если часть маршрута проходит по территории города, то приобретенный заранее билет на проезд в городском сообщении действует на протяжении маршрута в черте города, а далее оплата производится наличными деньгами в соответствии с действующими тарифами.

45. Пассажир, едущий в автобусе, оснащенном компостерами, компостирует столько талонов, сколько необходимо для оплаты проезда и провоза багажа в соответствии с действующими тарифами.

46. На автовокзалах, автостанциях и в автопавильонах (с кассовой продажей билетов на пригородные автобусные маршруты) вывешиваются расписания движения автобусов по всем маршрутам, проходящим через данный остановочный пункт, схемы маршрутов, таблицы стоимости проезда пассажиров и багажа, основные извлечения из Правил перевозок пассажиров и багажа, а также объявления о времени начала и окончания работы касс с указанием фамилий кассиров и дежурных диспетчеров.

Читайте также:  Во сколько лет выйдут на пенсию многодетные матери, объяснили в правительстве

47. Билеты на проезд в автобусах пригородных маршрутов продаются кондукторами или водителями, а на остановочных пунктах маршрута, где организована кассовая продажа билетов, — кассирами, а также кассами — автоматами.
Предварительная продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов производится билетными кассирами на остановочных пунктах маршрутов, а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц.

48. Текущая и предварительная продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов производится в порядке живой очереди. Правом на приобретение билетов вне очереди пользуются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, инвалиды при предъявлении соответствующих документов, участники Великой Отечественной войны.
Пассажиры с детьми дошкольного возраста и беременные женщины приобретают билеты через комнату матери и ребенка, а при отсутствии комнаты — в общей кассе вне очереди.
На остановочных пунктах пригородных маршрутов, где отсутствуют билетные кассы, все лица, пользующиеся правом на приобретение билетов вне очереди, перечисленные в этом пункте, пользуются также правом внеочередного входа в автобус и приобретения проездного билета.

49. Условия проезда пассажиров в автобусах пригородных маршрутов идентичны условиям проезда на городских маршрутах.
В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. проданные пассажирам билеты действительны для проезда на другом автобусе этого же маршрута. Пересадка пассажиров из одного автобуса в другой производится кондуктором или водителем снятого с линии автобуса.
Возврат билетов, приобретенных пассажирами на пригородные маршруты в кассах текущей продажи, не производится. Билеты, реализованные кассами предварительной продажи, могут быть возвращены пассажирами в порядке, предусмотренном п. п. 76 — 83 настоящих Правил.

Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.

Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.

Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:

  • Вождение автобусов.
  • Требования к водителю.
  • Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
  • Транспортировка багажа.
  • Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
  • Техническое состояние ТС.
  • Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.

Правила перевозки пассажиров в автобусах пригородного сообщения

Правила проезда и перевозки багажа в маршрутных автобусах «Группы Автолайн»

(в городском и пригородном сообщении)

(для маршрутов по нерегулируемым тарифам)

Настоящие правила разработаны и действуют для предприятий городского пассажирского транспорта общего пользования, являющихся дочерними ОАО «Группа Автолайн»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Открытое акционерное общество «Группа Автолайн» и его дочерние предприятия на основании Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 12 марта 1998 года №260-РП являются коммерческими предприятиями, входящими в систему городского общественного транспорта общего пользования. Пассажирские перевозки осуществляются автобусами (микроавтобусами) по согласованным в установленном порядке маршрутам. Предприятия группы «Автолайн» действуют на основании распоряжений Правительства города Москвы и Администрации Московской области, имеют лицензии на перевозку пассажиров автобусами (микроавтобусами).
1.2. Плата за проезд в маршрутных автобусах (микроавтобусах) взимается в соответствии с тарифами, установленными и утвержденными в установленном порядке.
1.3. Ответственность перевозчика перед пассажирами за причиненный вред их жизни, здоровью или имуществу застрахована в соответствии с действующим законодательством. .
1.4. Перевозки пассажиров маршрутными автобусами осуществляются на основании контрольных билетов (бланков строгой отчетности), получаемых непосредственно в автобусе при оплате проезда.

2. ПАССАЖИР ОБЯЗАН

2.1. Производить посадку и высадку на существующих остановочных (конечных и промежуточных) пунктах после полной остановки подвижного состава.
2.2. Заняв место в салоне, оплатить проезд и провоз ручной клади (багажа), не ожидая требования водителя, и получить соответствующие контрольные билеты у водителя. Контрольный билет является подтверждением заключения договора перевозки, должен быть сохранен до конца поездки и предъявляться по требованию водителя и билетного контролера. Контрольный билет действителен только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.
2.3. При обнаружении в салоне автобуса забытых вещей, документов, денег и других ценностей сдать их водителю.
2.4. Заблаговременно предупредить водителя о необходимой остановке.

3. ПАССАЖИРЫ ВПРАВЕ

3.1. Провозить бесплатно одного ребенка до 7 лет, не занимающего отдельное место.
3.2. Провозить бесплатно ручную кладь, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой не превышает 120 см, не занимающую отдельное место.
3.3. За отдельную плату провозить дополнительно не более 2-х мест ручной клади на одного пассажира, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой превышает 120 см, но не более 180 см.
3.4. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут воспользоваться бесплатным проездом (*** см. примечание) при предъявлении соответствующих документов о праве на льготу, предусмотренных действующим законодательством, при соблюдении одного из следующих условий перевозки:

  • в салоне автобуса малой вместимости – не более 1 (одного) пассажира льготных категорий за время поездки;
  • в салоне автобуса средней вместимости – не более 2 (двух) пассажиров льготных категорий за время поездки;
  • в салоне автобуса большой вместимости – не более 4 (четырех) пассажиров льготных категорий за время поездки.
Читайте также:  Отчет 2 тп отходы за 2023 год сроки сдачи отчетности

Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Поскольку жизнь не стоит на месте, то указанные нормативные акты постоянно изменяются, в них вносятся поправки и дополнения. Кроме того, каждый регион страны вправе принять свои нормативные акты в дополнение к существующим законам Федерального уровня.

Требования к автобусу

Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220;
  • согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии;
  • на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения;
  • на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения;
  • согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см;
  • согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.

Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:

  • полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика;
  • фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством;
  • название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки;
  • в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров;
  • стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа;
  • таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности;
  • указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов;
  • в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.

Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.

Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Перевозки в зимнее время

Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.

Читайте также:  Избрание совета многоквартирного дома

Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.

Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.

Основные требования к автобусу

Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:

  • лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
  • удостоверение водителя категории D;
  • полис неограниченного страхования ОСАГО;
  • путевой лист;
  • справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта технического осмотра автобуса;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
  • технический паспорт пассажирского автобуса.

В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.

В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:

  • наименование и контакты перевозчика;
  • ФИО водителя;
  • наименование и контакты контролирующего государственного органа;
  • указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
  • правила пользования транспортным средством.

Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.

Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:

  • пройти медицинский осмотр перед выездом;
  • провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
  • вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
  • при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
  • соблюдать все правила дорожного движения;
  • выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
  • контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
  • производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.

В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.

Права и обязанности водителя

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр;
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса;
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины;
  • наличие и исправность зеркал заднего вида;
  • работоспособность аварийных выходов;
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции;
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком;
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель;
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения;
  • нести другие обязанности.

Обязанности транспортировщика

Главная, основная обязанность перевозчика – безопасная доставка пассажира в пункт назначения, а при необходимости и его багажа, выполнение условий согласно договору фрахтования.

Для этого он должен осуществить:

  1. Своевременную подачу ТС для посадки людей в оговоренное время и высадку в установленном месте. Несоблюдение условия несет материальное взыскание.
  2. Обеспечить наличие исправного и безопасного ТС, соответствующего санитарным, экологическим, техническим требованиям.
  3. Включать в стоимость билета страхование пассажиров согласно Указу Президента РФ № 750 от 07.07.1992 г.
  4. Нести ответственность не только за свои действия, но и за сотрудников, включая водителей.
  5. Работать на основании лицензии и соблюдать ее условия.
  6. Обеспечить выполнение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей.
  7. Выполнять плановое и внеплановое обслуживание ТС.
  8. Контролировать деятельность водителей, включая работу диспетчера.
  9. Соблюдать права и законные интересы пассажиров.
  10. Предоставлять организатору поездки достоверную информацию и документы, требуемые в целях контроля соблюдения законных перевозок.
  11. Выполнять предписания контролирующих органов.
  12. Рассматривать жалобы.
  13. Предоставлять информацию пассажирам о маршруте движения.
  14. Обеспечить наличие у водителя нужных сопроводительных документов (перечень ниже).
  15. Уведомлять организатора поездки в случае отмены рейса письменно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *