Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Относится ли земельный участок к движимому имуществу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гражданский кодекс нашей страны определяет, к какой категории относится имущество, в зависимости от того, как оно связано с землей. Иными словами, чем сложнее отделить имущество от земли, тем больше вероятность, что оно недвижимое. Характерным признаком является то, что недвижимость нельзя перенести без ущерба. То есть здание можно переместить, но использовать по назначению уже будет невозможно.
Комментарии к ст. 130 ГК РФ
1. Деление вещей на недвижимые и движимые основывается на их естественных свойствах. Недвижимые вещи, как правило, не могут быть перемещены, они являются индивидуально-определенными и незаменимыми. Движимые могут свободно перемещаться и быть как индивидуально-определенными, так и родовыми.
2. К недвижимости п. 1 комментируемой статьи, во-первых, относит объекты естественного происхождения — участки земли, участки недр и обособленные водные объекты. Следует отметить, что законы о природных ресурсах несколько по-иному определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон о недрах признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, и простирающегося до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной зоны. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование.
Водный кодекс предусматривает, что объектом государственной собственности являются водные объекты в целом, а под водным объектом понимается и его часть. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться не только в государственной собственности, но и в муниципальной. В качестве объекта права пользования или вещного права (публичного или частного сервитута) также может выступать только часть водного объекта, т.е. участок водной поверхности.
Во-вторых, к недвижимости отнесено все то, что прочно связано с землей, — здания, сооружения, леса, многолетние насаждения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи отделенными от нее, они становятся движимыми вещами.
Недвижимым имуществом признается также предприятие в целом как имущественный комплекс (см. коммент. к ст. 132).
3. ГК закрепляет особенности правового режима недвижимости:
1) право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (см. коммент. к ст. 131);
2) обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения;
3) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (см. коммент. к ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551);
4) установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (см. коммент. к ст. 225) и более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 234); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 349); распоряжение государственным и муниципальным предприятием принадлежащим им недвижимым имуществом (см. коммент. к ст. 295);
5) действуют специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью (см. коммент. к ст. 340).
При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии — право ограниченного пользования (сервитут) (ст. ст. 552, 553 и 652, 653).
Положения ГК о договорах дарения и ренты не содержат аналогичных правил в отношении недвижимости и земельного участка, на котором она находится. Представляется, что к ним по аналогии должны применяться правила купли-продажи недвижимости.
4. К недвижимости ГК относит и некоторые движимые по своим естественным свойствам вещи — воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Недвижимостью являются только те из них, которые подлежат государственной регистрации органами, уполномоченными осуществлять контроль за этими объектами.
Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов — в международных конвенциях (договорах, соглашениях). Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. Судно, морское или внутреннего водного плавания, — это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для плавания по морским или внутренним водным путям. Российское законодательство (Закон РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» // РГ. 6 октября. 1993) не дает определения космического объекта. Международные документы относят к ним объекты, запущенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них. Некоторые из международных актов в качестве космических объектов рассматривают не только объект в целом, но и его составные части, а ��акже средство его доставки (его часть), указывают виды космических объектов (станции, установки, оборудование, космические корабли).
Порядок регистрации воздушных судов определен ст. 33 ВК. Гражданские суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Ведение Государственного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственные же воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Морские суда регистрируются в порядке, определенном ст. 23 КТМ, а суда внутреннего водного плавания — ст. 26 УВВТ. Регистрации подлежат морские суда, технический надзор за которыми осуществляет Технический регистр, и суда внутреннего водного транспорта, являющиеся самоходными, а также несамоходными, грузоподъемность которых превышает 5 т.
Морские суда вносятся в Государственный судовой регистр в одном из морских или речных портов, а суда внутреннего водного транспорта — в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций (суда, постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов подлежат внесению в судовые регистры этих портов). Однако впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на эти объекты (п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).
Космические объекты подлежат государственной регистрации, порядок которой должен определяться Правительством РФ. Наряду с этим в данной сфере действует Конвенция 14 января 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
Регистрация воздушных судов, морских судов, судов внутреннего водного транспорта и космических объектов уполномоченными на то органами не заменяет регистрацию прав на них как на недвижимость, в порядке, предусмотренном ст. 131.
5. ГК не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, но только на основании прямого указания закона.
6. Движимым имуществом являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не отнесены ГК и другими законами к недвижимости.
Права на движимые вещи (по общему правилу) не подлежат государственной регистрации. Однако закон может предусмотреть необходимость такой регистрации для отдельных видов движимого имущества. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999).
Куда относится сооружение
Часто люди не понимают, куда относится сооружение под генераторы: к движимому или недвижимому имуществу. Стоит разобрать этот момент, чтобы проблем больше не возникало.
Если сооружение не имеет под собой капитального фундамента и состоит из разборного каркаса, то, скорее всего, его отнесут к движимому имуществу. Это обусловлено трактовкой закона. Напомним, что недвижимым имуществом является то, которое нельзя перенести на другое место без ущерба. В случаях с временными конструкциями вреда им не будет от перемещения в другое место, и функции их останутся прежними.
Получается, что если у строения есть фундамент, то оно считается недвижимым. А вот сооружение под генераторы — движимое или недвижимое имущество? В случае отсутствия капитального фундамента объект причисляется к движимому имуществу.
Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения
Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения
Практически каждое бюджетное учреждение владеет движимым и недвижимым имуществом. Права собственности или иные права (оперативное управление, безвозмездное пользование, бессрочное (постоянное) пользование и др.) на имущество подлежат государственной регистрации и учету в установленном законодательством РФ порядке. В данной статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок и ревизий бюджетных учреждений, связанные с регистрацией и учетом движимого и недвижимого имущества.
Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений включает правильность учета имущества учреждения, а также его сохранность и рациональное использование. В рамках данного вопроса проверяется имущество учреждения, документы, подтверждающие право владения и пользования им, и др.
В соответствии со ст. 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Имущество бюджетного учреждения может быть движимым и недвижимым.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (например, за исключением прав на транспортные средства). Учету движимое имущество подлежит также в установленных законом случаях.
Рассмотрим основные положения регистрации и учета имущества учреждения, а также наиболее часто встречающиеся нарушения, связанные с ними.
Регистрация недвижимого имущества
Проверка начинается с предъявленных учреждением документов, подтверждающих его права на находящееся на балансе имущество.
Напомним, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.
Регистрация права на недвижимость удостоверяется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершения надписи на документе, представленном для регистрации (п. 3 ст. 131 ГК РФ).
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество согласно ст. 219 ГК РФ возникает с момента его регистрации.
На основании ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
В основном государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Таким образом, ревизор должен удостовериться в наличии государственной регистрации прав на все недвижимое имущество проверяемого учреждения.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществленная в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.
Добавим, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистр��ции, возникших после введения в действие данного закона перехода такого права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Пример 1
В ходе проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества Краснодарского края, закреплённого на праве оперативного управления за государственным учреждением, установлено следующее.
На балансе бюджетного учреждения числятся 10 объектов недвижимого имущества, подлежащего регистрации (здания, сооружения). В период проверки предъявлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств.
В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ учреждением не приняты меры по регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 8 000 000 руб.
В случае если проверка проводится представителями Росфиннадзора и его территориальных органов, согласно п. 122 и 123 Административного регламента*(1) в проверяемое учреждение, допустившее нарушение, должно быть направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.
На практике срок регистрации имущества довольно продолжительный — не менее шести месяцев, поэтому выполнить требования представления и предписания учреждению не удается. В силу п. 126 Административного регламента за неисполнение требований представления или предписания на учреждение или руководителя учреждения может быть возложена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
В случае если учреждение не может выполнить требования в срок по причинам, не зависящим от него, рекомендуем в письме-ответе о выполнении представления или предписания выразить просьбу о продлении срока исполнения представления или предписания с указанием соответствующих причин. Руководство контролирующего органа может принять решение о продлении срока либо принять во внимание просьбу при вынесении решения о наказании учреждения.
Отметим, что в ходе проверки выявляется нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ, а именно: уплата государственной пошлины при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, ил и сделки об отчуждении данного объекта недвижимого имущества.
В последнее время контролирующие органы интересует вопрос регистрации права на земельные участки проверяемых учреждений.
Напомним, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками проводится в том же порядке, что и регистрация зданий, сооружений, помещений и иного недвижимого имущества, — в соответствии с требованиями Федерального закона N 122-ФЗ.
Добавим, что Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение по вопросу применения положений ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ и в Письме от 20.01.2009 N Д23-100 «О применении положений ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отметил следующее.
Пунктом 4 ст. 22.2 Федерального закона 3 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 11.4 и п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ, п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.
В то же время согласно п. 6 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ отсутствие государственной регистрации права на измененный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него участки.
Пример 2
В декабре 2009 года в бюджетном учреждении проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год.
В ходе проверки установлено, что на балансе учреждения числятся 4 здания, которые закреплены за ним на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находятся здания, в период проверки не предъявлены.
В акте ревизии отмечено следующее. В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. 25 ЗК РФ бюджетным учреждением не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены здания*(2)..
Регистрация движимого имущества
Повторим, что в соответствии со ст. 130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация транспортных средств.
В ходе ревизий и проверок в обязательном порядке изучаются документы, подтверждающие регистрацию транспортных средств.
Напомним, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:
- подразделения ГИБДД МВД РФ — автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- таможенные органы РФ — транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до шести месяцев;
- военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, — транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
Поскольку в соответствии с п. 3 названного постановления собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их либо изменить регистрационные данные в ГИБДД МВД РФ, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных, при проверке следует убедиться в наличии такой регистрации. В основном ревизоры требуют подтверждения регистрации транспортных средств из регистрирующих органов путем направления писем с просьбой представить (или подтвердить) перечень транспортных средств, зарегистрированных за проверяемым учреждением. Кроме того, обязательно проверяются паспорта транспортных средств на предмет их наличия и отметок в них о регистрации.
Порядок регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».
ЕГРП или налоговый прессинг
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если не предусмотрено иное), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Пункт 11 статьи 258 Налогового кодекса уточняет: основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законом, можно включить в состав соответствующей амортизационной группы только после документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию в органы юстиции (Росреестр) для внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
В связи с вышесказанным крайне важно определить, относится имущество к недвижимому или нет. Если оно в действительности («де-юре») недвижимое, а его владелец в той или иной мере заблуждается и считает такое имущество движимым, неизбежно высок риск негативных налоговых последствий. Дело в том, что нельзя включить в состав расходов при исчислении налога на прибыль суммы начисленной амортизации по имуществу (если оно недвижимое) без подачи документов на государственную регистрацию в ЕГРП. В этом случае при налоговой проверке у инспекторов есть все основания доначислить налог на прибыль (единый налог по УСН), пени и штраф.
Как видно, бухгалтеру и юристу иногда необходимо работать сообща и согласовывать действия друг друга. Особенно если они связаны с использованием фирмой имущества, которое может оказаться не тем, за которое его «выдавали».
Считается ли объект недвижимостью, если он не зарегистрирован в ЕГРН?
Объект может считаться недвижимостью, даже если он не зарегистрирован в ЕГРН как недвижимое имущество. На указал Верховный Суд РФ:
«По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ)» (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).
Вместе с тем, регистрация права на объект в ЕГРН также не является безусловной гарантией того, что объект является недвижимым имуществом. Если у зарегистрированного объекта не имеется признаков недвижимости, указанных в ст. 130 ГК РФ или при возведении объекта были допущены нарушения закона, собственник земли сможет оспорить право собственности на такой объект, добиться исключения из ЕГРН записи о правах на него, а затем и сноса. На этот счет также имеются разъяснения Верховного Суда РФ:
В случаях, когда право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Правовое регулирование имущества
Общие положения о движимом и недвижимом имуществе и некоторых его видах содержатся в ГК РФ. Особенности, связанные с оборотом некоторых видов имущества, раскрываются в отдельных нормативно-правовых актах. В качестве примера можно назвать:
- Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (предусматривает порядок регистрации прав на недвижимое имущество и учет объектов недвижимого имущества);
- Жилищный кодекс РФ (определяет особенности права собственности и иных прав на жилые помещения (глава 2 раздела I, разделы II — IV), предусматривает государственный учет жилищного фонда — п. 4 ст. 19);
- Земельный кодекс РФ (определяет особенности прав на земельные участки);
- Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (определяет особенности земель сельскохозяйственного назначения как вида недвижимости);
- Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (предусматривает необходимость и порядок регистрации прав на транспортные средства);
- Воздушный кодекс РФ (ст. 33 предусматривает государственную регистрацию и учет воздушных судов);
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (ст. 16 предусматривает государственную регистрацию и учет водного транспорта);
- Кодекс торгового мореплавания РФ (глава III предусматривает регистрацию судов, прав на них и сделок с ними);
- Закон о космической деятельности (ст. 17 предусматривает регистрацию прав на космические объекты);
- Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (предусматривает особенности оборота ценных бумаг);
- Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (предусматривает особенности оборота денежных средств).
Список нормативных актов, которые регламентируют особенности оборота отдельных видов имущества, не является исчерпывающим. Правовое регулирование связано с признаками и особенностями отдельных видов движимого и недвижимого имущества, о которых было сказано выше.
Главный принцип регламентации — выделение законодателем отдельных, имеющих особое значение, видов имущества и определение порядка возникновения, изменения, перехода, прекращения прав на него, особенностей его оборота. Особенности такого имущества могут быть связаны с его значимостью (например, земельные участки, здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения), общественной опасностью (автомобили, оружие, лекарственные, наркотические средства и т.д.), особой правовой природой (например, деньги, ценные бумаги).
В связи с этим законодателем предусмотрено отдельное регламентирование оборота отдельных видов как движимого, так и недвижимого имущества.
Водопроводные сети это недвижимое или движимое имущество
В норме сказано: «к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства». Так вот с формулировкой: «прочно связано с землей» у бухгалтеров и возникают сложности. Ведь непонятно: инженерные сети или, например, лифты – прочно ли они связаны с землей? Вот Минфин нам помог и в Письме 2012 года четко определить, что это – недвижимость.
Как известно, 1 января 2013 года вступил в силу закон №202-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в 30 главу НК РФ: движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 года, не облагается налогом на имущество. «Наше законодательство не дает четкого разграничения – какое имущество считать движимым, какое недвижимым, — отметила Рябова. — Первое, куда мы смотрим – это Гражданский Кодекс, 130 статья. В соответствии с п.1, к недвижимому имуществу относятся: 1. Упомянутые в вопросе лифты, система вентиляции и колонны являются, по нашему мнению (с учетом вышеприведенной позиции Минфина России), частью здания как единого объекта недвижимости, в том числе поскольку не могут (не предназначены) выполнять свои функции отдельно от здания. Кроме того, если предположить, что в принципе демонтаж их возможен, то необходимо учитывать, что при оборудовании здания указанными объектами их демонтаж не предполагался до исчерпания ресурса и объективной необходимости их замены. Даже если указанные объекты будут учитываться как самостоятельные инвентарные объекты, полагаем, более безопасно (во избежание налоговых санкций) включить их в состав объектов налогообложения.
Водопроводкабельная сеть являются движимым или недвижимым имуществом
Указанные в данном письме объекты в обращении (канализация, водопровод, теплосеть и иные протяженные сооружения) возможно отнести к недвижимому имуществу только как индивидуально-определенные вещи при наличии требований, указанных в ст.
Об этом сказано в письме Минфина России № 03-05-05-01/33164. Имущество, полученное при реорганизации или в качестве вклада в уставный капитал После реорганизации в форме присоединения компания-правопреемник наследует имущество, ранее принадлежавшее предшественнику. Снт: новый взгляд Водопровод, канализация, электросеть и кабельные линии связи Пожалуй, самыми спорными объектами являются коммуникационные сети, проложенные в зданиях. На первый взгляд может показаться, что они относятся к движимому имуществу, и, как следствие, подпадают под льготу. Важно Действительно, канализация, а также сети водо- и электроснабжения, хотя и находятся в помещении, но являются лишь его частью. К тому же государственная регистрация коммуникационных сетей не требуется. Тем не менее, подобные объекты — это недвижимость.
Дискуссии, связанные с определением статуса собственности, нередко продолжаются и вопросами, касающимися налоговой сферы. В частности, нужно ли сдавать декларацию по налогу на имущество если оно движимое.
Исчерпывающий ответ на этот вопрос можно найти в ст. 256 и 258 НК РФ. В документе указано, что налогом на прибыль облагается, в том числе имущество и основные средства, право на владение которыми необходимо регистрировать в государственных органах.
Из этого следует, что движимая собственность не подлежит налогообложению. Однако, это говорит и о необходимости точного определения статуса объекта. В случае заблуждения владельца, относительно того, к какой категории относится объект, могут возникнуть неприятности юридического характера.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) по существующему определению является систематизированным сводом сведений о различных объектах кадастрового учёта, в том числе об учтенном недвижимом имуществе. 1
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.2
Вместе с тем при применении данного определения необходимо учитывать то обстоятельство, что объект недвижимости должен обладать оборотоспособностью. Если он представляет собой улучшение земельного участка или иного объекта недвижимости и имеет вспомогательное значение, то разрешение на строительство в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется. 3
Временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки не относятся к объектам недвижимого имущества (недвижимости), и права на такие временные объекты не подлежат государственной регистрации.4
По Гражданскому кодексу к недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.5
Как мы увидим далее, в кадастре недвижимости учитываются следующие виды объектов недвижимости:
-
земельные участки;
-
объекты капитального строительства
-
здания;
-
сооружения;
-
объекты незавершенного строительства;
-
подземные сооружения (пока не приняты специальные федеральные законы)
-
помещения.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости не учитывает такие виды недвижимого имущества, как участки недр, подземные сооружения (пока не приняты специальные федеральные законы), воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, предприятия как имущественные комплексы.
В понятии права существует явление льготы по налогу на движимое имущество. Оно характеризуется как предоставление субъекту особых возможностей. Так, субъект может получать некоторые привилегии перед государством или по отношению к праву на владение объектом. Такими видами «поощрений» могут выступать, например, выплата определенных денежных средств, оплата каких-либо услуг в туристических сферах и так далее.
Анализируя общую информацию, полученную в данной статье, читатель имеет возможность охарактеризовать право на движимое имущество и определить, какие объекты относятся к такому типу. Также были затронуты вопросы недвижимой собственности, способы определения ценности на различные виды владений субъекта и другие юридические понятия, с которыми мы сталкиваемся в современной жизни.
Является объект движимым имуществом или относится к недвижимости
Движимое имущество, принятое на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 года, не признается объектом налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 274 НК РФ). В связи с этим для компании важно правильно определить вид приобретенного объекта.
Понятия движимого и недвижимого имущества содержатся в статье 130 ГК РФ. Однако в этой норме не установлен конкретный перечень таких объектов, а указан лишь общий критерий отнесения имущества к недвижимости. В частности, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей.
То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст.34).
На практике такая формулировка вызывает споры в отношении широкого круга объектов — торговых павильонов, ангаров, пристроек к зданиям, складов, автомоек и автостоянок, АЗС, асфальтированных площадок и т. К тому же суды указывают, что связь объекта с землей не является единственным признаком, по которому он может быть отнесен к недвижимости (см.
И этот вопрос необходимо решать с учетом всех документов, имеющих отношение к спорному имуществу (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28. 12.
Рассмотрим, какими основными критериями на практике руководствуются суды при отнесении объекта основного средства к движимому или недвижимому имуществу.
Автомобиль это движимое или недвижимое имущество?
Многих владельцев транспортных средств и людей, которые только планируют приобрести машину, волнует — каким имуществом является автомобиль.
В данном вопросе примечательно то, что в законодательстве нет полного перечня движимых и недвижимых вещей. Но, несмотря на это, можно воспользоваться ст.
130 Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье есть пояснение, что к недвижимым вещам относятся только те, которые невозможно переместить с одного места на другое, не причинив ущерб. В связи с этим утверждение, что «автомобиль недвижимое имущество»ошибочно.
Кроме того, ответ является ли автомобиль недвижимым имуществом можно получить методом исключений — в Гражданском кодексе указано, что к недвижимому имуществу относятся только то, что тем или иным образом связано с землей: автомобиль вид имущества с землей не связанный (не прикрепленный к ней).
Несмотря на то, что это транспортное средств относится к движимым вещам, оно подлежит регистрации, также как и другие средства передвижения, полный перечень которых (и требования к ним) указан в постановлении №938 от 12.08.94.
Ранее при ответе на вопрос «автомобиль это какое имущество» было дано пояснение, что он относится к движимым вещам. Следующий немаловажный вопрос, который возникает у владельцев машины (ими могут являться как граждане, так и организации) — облагается ли автомобиль налогом на имущество.
Перед тем, как приступить к оплате налогов важно помнить, что объекты налогообложения, также как и даты оплаты налогов, для граждан и юридических лиц могут различаться.
Что такое недвижимость: признаки и свойства
Недвижимым имуществом считаются объекты, прочно закрепленные на земле, передвижение которых невозможно осуществить без причинения вреда их состоянию и функциям.
ВНИМАНИЕ! Приобретение права владения таким видом собственности, его переход иному лицу или прекращение преимущественно требуют госрегистрации.
К признакам недвижимости относятся:
- контакт с землей. Местонахождение объекта определяется на ее поверхности или внутри;
- наличие фундамента, коммуникаций (сборные механизмы и конструкции не причисляют к недвижимости);
- предполагает длительный период применения;
- собственности присвоены личные материальные и технические характеристики (например, отраженные в техпаспорте БТИ);
- объект должен изначально возводиться, как недвижимость. При этом оценивается территория, выделенная под него. Если сооружение создавалось на участке, предназначенном для строительства временных построек, оно признается движимым.
- не передвигается без существенного урона и потери целостности.
К свойствам и особенностям недвижимости относятся:
- применяется для проживания, бизнеса, хранения вещей, при этом длительное время приносит пользу;
- по желанию владельца возможны аренда, продажа и совершение иных сделок;
- быстрый перенос или уничтожение без согласования возможны только при природных катаклизмах и военных происшествиях;
- несмотря на то, что недвижимость подразумевает тесный контакт с землей, государство относит к данной категории вещей также транспорт: воздушный, морской, речной, космический (дорогостоящие ценности).
Также применяют классификацию такого вида собственности, исходя из степени связи с земной поверхностью.
Таблица 1. Виды недвижимого имущества
Недвижимость | Характеристика |
---|---|
Обычная (жилой дом, квартира) | Тесно контактируют с земной поверхностью (обязательное условие) |
поверхностью (обязательное условие).Сложное комплексное имущество предприятий (цех, шахта, завод) | Отдельные объекты способны перемещаться |
Особая | Допускаются передвижения (суда) |
Оформление сделок с землей. Юридические тонкости
Оформление любых сделок с землей предполагает в первую очередь, надлежащее оформление самого земельного участка как объекта недвижимости, далее — соответствие сделки установленной законом форме, а также соблюдение требований законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Итак, начинаем. Согласно императивной норме (п. 2 ст. 214 Гражданского Кодекса РФ), земля как и другие природные ресурсы, если она не находится в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность), муниципальных образований, является собственностью государственной. Для того чтобы стать предметом сделки земля должна быть представлена в качестве объекта гражданского права и оформлена как объект недвижимости, что возможно только путем формирования земельного участка (ст.ст. 129, 130 Гражданского Кодекса РФ). Понятие объекта недвижимости дано в Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
(№ 122-ФЗ от 21.07.1997 года), и представляет собой однозначно идентифицируемый объект, имеющий конкретно определенные технические характеристики, точное указание местоположения, включая определение территориальных границ, полное описание правообладателя и получение им прав на земельный участок в порядке, установленном земельным законодательством (ст. 261 п. Гражданского Кодекса РФ).
Правообладателем земельного участка является его правоприобретатель (не обязательно новый собственник) в результате перехода к нему как права собственности (в результате выкупа, приватизации, сделки купли-продажи), так и получения права владения и пользования (постоянное или срочное право пользования – аренда, право пожизненно-наследуемого владения). Не смотря на то, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством (п. 3 ст. 3 Земельного Кодекса РФ), в части оформления непосредственно самого земельного участка необходимо руководствоваться требованиями Земельного Кодекса РФ.
При этом следует иметь в виду, что многие положения Земельного Кодекса РФ имеют отсылку к градостроительной, землеустроительной и проектной документации, как например, о нормах предоставления земельных участков (п. 3 ст. 33 Земельного Кодекса РФ); об условиях приобретения права частной собственности на участки, которые находятся в государственной собственности (ст. 36 Земельного Кодекса РФ). Само формирование земельных участков как индивидуально обособленных объектов осуществляется в процессе кадастровых работ, выполняемых с учетом следующих обстоятельств:
- границы и предельные размеры участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (соблюдение правил градостроительной деятельности имеет принципиальное значение для участков в городской застройке).
- решение об утверждении проекта границ принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Земельного Кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления самого проекта границ земельного участка;
- проект границ разрабатывается с учетом порядка использования земель поселений в соответствии с зонированием их территорий и определяется правилами землепользования и застройки, утверждаемыми правовыми актами местного самоуправления.
Следует учесть, что согласно п. п. 7 и 8 ст. 36 Земельного Кодекса РФ границы и размеры земельного участкаопределяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Площадь и контур земельных участков определяется возможностью формирования участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования. Градостроительные требования к использованию земельных участков в городских и сельских поселениях устанавливаются Градостроительным кодексом.
Для формирования земельного участка на основании проекта границ устанавливаются границы земельного участка на местности, и обеспечивается изготовление кадастрового плана данного участка. Попробуем подвести промежуточные итоги – оформление технической документации на земельный участок как объект недвижимости можно считать законченным при наличии следующих документов:
- распоряжение соответствующего уполномоченного органа об утверждении проекта границ земельного участка,
- определение функционального назначения и определение разрешенного использования;
- кадастровый план земельного участка.
Теперь обсудим вопросы, которые зависят непосредственно от нас с вами – сторон по сделке.
Гражданским Кодексом РФ для сделок с объектами недвижимости установлена обязательная письменная форма. Нотариальное удостоверение сделки с земельными участками требуется в отдельных, прямо предусмотренных законом случаях (как например завещание), либо по желанию сторон сделки. Отступление от предусмотренной законом формы влечет недействительность сделки с момента ее совершения – ничтожность (ст.162, п.1 ст.166, ст.168, ст.550, ст.609 ГК РФ).