Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Я уже четыре года не могу получить жилищную субсидию для военнослужащих.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.
Кому дадут субсидию на жилье?
До 2014 года военнослужащим нужно было много лет ждать своей очереди, чтобы получить собственное жилье. Поэтому Минобороны приняло решение предоставлять военным разовую денежную помощь для покупки жилья либо его строительства. При этом полученную сумму можно потратить на покупку дома или квартиры в любом уголке страны, независимо от региона, либо начать на выплаченные средства строительство собственной жилой недвижимости.
Претендовать на эти деньги могут военные, которые признаны остро нуждающимися в получении субсидии и относящиеся к следующим категориям:
- проходящие службу по контракту в случае, если он заключен до начала 1998 года;
- уволенные в запас (либо по состоянию здоровья, либо по достижении определенного возраста), имеющие стаж не менее 10 лет;
- проживающие на служебных квартирах, имеющие военный стаж свыше 20 лет.
Кто может претендовать на дополнительную площадь?
Некоторые категории военных могут претендовать на дополнительные квадратные метры от 15 до 25 кв. м.
Право на дополнительные метры к установленной норме жилплощади имеют:
На 15 кв. м:
- научные работники Минобороны, имеющие ученую степень;
- командный состав воинских частей;
- преподаватели военных профобразовательных организаций;
- обладатели почетного звания РФ;
- полковники или капитаны 3-го ранга и выше по званию.
На 18 кв. м или дополнительную комнату:
- инвалиды по перечню Минздрава о заболеваниях, дающих право на дополнительную жилплощадь;
- страдающие тяжелыми формами хронических болезней, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно.
На 20-25 кв. м:
- судьи военных трибуналов;
- обладатели званий “Герой Советского Союза” и “Герой РФ”;
- полные кавалеры наград: ордена Трудовой Славы и ордена Славы;
- обладатели званий “Герой Социалистического Труда” и “Герой Труда РФ”.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Инициативная группа Общественного движения «Жилье военным» от имени военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращается к Вам, как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанным Федеральным законом установлено право на постоянное жилье, однако из года в год усиливается недовольство военнослужащих крайне длительными сроками ожидания реализации данного права, что вызывает социальную напряженность данной категории граждан. Основными причинами проблемы является чрезвычайно недостаточное финансирование соответствующих статей расходов федерального бюджета, отсутствие законодательно утвержденных сроков обеспечения, вследствие чего формирование федерального бюджета производится в недостаточных объемах.
Согласно официальным ответам, полученным от Минобороны России, численность нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями составляет порядка 42000 семей, в том числе около 35000 семей нуждается в выплате жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Исходя из того, что в 2022 году Минобороны России планируется обеспечить всего 2950 семей, можно предположить, что при сохранении текущих объемов финансирования сроки ожидания в очереди составят более 10 лет. Аналогичная проблема с обеспечением постоянным жильем актуальна и для других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Начиная с 2016 года только по одной форме обеспечения, жилищной субсидии, ежегодный прирост количества нуждающихся, равно как и размер статьи расходов Минобороны России практически неизменны (в среднем 36 млрд. рублей ежегодно). При этом утвержденная средняя стоимость квадратного метра за указанный период возросла в 2,3 раза с 36008 рублей в I кв. 2016 года до 83420 рублей в III кв. 2022 года. Таким образом в 2016 году можно было приобрести порядка 1 млн. квадратных метров жилья, а в текущем году — всего 453 тыс. квадратных метров.
Инициативной группой Общественного движения «Жилье военным» получены ответы должностных лиц государственных органов, из которых следуют явные противоречия:
- Минобороны России сообщает, что «в целях сокращения очереди военнослужащих, избравших формой обеспечения жилищную субсидию, ежегодно направляет в Правительство Российской Федерации и Минфин России сведения о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на предоставление военнослужащим жилищной субсидии», «до настоящего времени предложения Минобороны России по увеличению объемов финансирования расходов на предоставление военнослужащим жилищной субсидии Минфином поддержаны не были»;
- Минфин России отвечает, что «Минобороны России самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, … вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Минобороны России вправе осуществить внутреннее перераспределение расходов в случае возникновения потребности в выплате жилищных субсидий»;
- Комитет Государственной Думы по обороне в заключениях на законопроекты о федеральном бюджете неоднократно указывал на необходимость дополнительного выделения средств на реализацию социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, но наряду с этим «заинтересованные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при рассмотрении федерального бюджета выражают свое согласие с предложенными Министерством финансов Российской Федерации объемами ассигнований на указанные цели»;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности сообщает, что «для Минобороны России, а также для силовых структур предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату субсидий в объеме меньшем, чем заявленная потребность»;
- Счетная палата сообщает, что «Порядком, а также иными документами не установлен максимальный (предельный) срок, в который должна быть выплачена жилищная субсидия, в связи с чем расчетный срок обеспечения жилищной субсидией не нормирован и фактически зависит от объемов, ежегодно выделяемых Минобороны России на указанные цели бюджетных ассигнований».
✨ Мнение эксперта. Важность внесённых изменений
Нововведения в Законе №76 закрепляют уже складывавшуюся практику – хотя суды в случае споров и принимали разные решения. Кроме того, они закрывают имевшиеся ранее «дыры» в правоприменительной практике. Например, ранее военнослужащий не мог считаться нуждающимся в жилье, если имел уже квартиру, но не по месту службы – например, если произошёл перевод в часть, находящуюся в другом регионе, а то и округе России. Сейчас этот момент устранён: человек будет считаться нуждающимся в жилье и получит либо служебную жилплощадь, либо компенсацию за наём жилья там, где он служит.
Особо надо отметить и обратное действие изменений. Ранее статус военных, начавших службу до 1 января 1998 года и после этой даты, серьёзно различался. Сейчас они уравнены в правах.
Наконец, внесение в число тех, кто получает жильё в первую очередь, Героев РФ – просто по-человечески справедливо.
Формула расчета субсидии и примеры расчета
Эта формула расчета для тех семей, у которых доход каждого члена семьи выше прожиточного минимума.
Формула расчета субсидии
РС=РСЖКУ * n – (МДП:100) * ОДС |
РС – размер субсидий |
РСЖКУ – региональный стандарт ЖКУ |
n – количество членов семьи |
МДП – максимально допустимый процент оплаты ЖКУ |
ОДС – общий доход семьи |
Нюансы субсидий на приобретение жилья для военнослужащих
Важно учитывать те нюансы, при которых возможно значительно сокращение суммы выплаты по жилищной субсидии военным. Если ранее военнослужащим была приобретена квартира/дом/коттедж и это жилье находится в его собственности (не важно, на территории РФ или за ее пределами), то хоть жилищная субсидия и будет ему положена, но расчет метража будет осуществлен за вычетом уже имеющейся жилплощади
С жильем в собственности разобрались, его размер будет вычтен из расчетной суммы субсидии, а что будет, если военнослужащий проживает по договору соцнайма? Здесь будет произведен ровно такой же вычет, и площадь положенного субсидированного жилья также будет меньшей. Поэтому в случае социального найма военнослужащий имеет право отказаться от такого жилья, подав письменное заявление о расторжении договора соцнайма и передачи текущего неприватизированного жилья собственнику (как правило это муниципальные власти). После чего получает право на 100% размер субсидии, сможет получить всю сумму и купить себе жилье уже в собственность!
Часто возникают вопросы и по поводу того, что будет с субсидией на жилье, если оба супруга являются военнослужащими? В этом случае причитающиеся выплаты по субсидии не суммируются! Законом разрешено подавать заявление на предоставление субсидии тому члену семьи, благодаря которому предоставленная жилплощадь будет выглядеть более привлекательно. Например, это возможно благодаря большей выслуге лет у одного из супругов или положенным ему по определенным причинам дополнительным 15 квадратным метрам.
Законодательством России предусмотрен вид отсрочки на получение жилищной субсидии. То есть при желании, военнослужащий, которому положена данная субсидия, может не оформлять ее сразу, увеличив выслугу своих лет и, соответственно, повысить тем самым количество квадратных метров положенной ему жилплощади в будущем. Естественно, что это фактор, привлекательный для тех семей, которые не тратят большие суммы на проживание в съемном жилье, иначе выгода от затягивания в получении жилищной субсидии будет сомнительна.
Жилищная субсидия военнослужащим
Отменено обязательное требование касательно минимального прохождения службы в течение 10 лет для категории «уволенных со службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий», для лиц, отнесенных к списку нуждающихся в жилплощади еще до начала 2005 г. либо тех, которые были внесены в данный список после начала 2005 г., если это касалось вынужденного переезда. Однако соответствующие поправки в Приказ Минобороны под №510 пока не внесены.
- на величину всей площади помещений, права на которые оформлены на военного и/либо лиц, отнесенных к членам его семьи;
- на всю жилую площадь, которая занимается военными и/либо лицами, отнесенными к членам их семьи по условиям соглашения о соцнайме, если по отношению к этой площади обозначенными гражданами не было оформлено обязательство по расторжению соглашения соцнайма, с последующим освобождением жилья и передачей его органу, который предоставлял такую недвижимость;
- на общую жилую площадь, на величину которой при действиях, выполненных военными и/либо лицами, отнесенными к членам их семьи и сделок гражданско-правового характера, был уменьшен фактический размер жилой площади или по отношению к которой выполнено отчуждение. Подобное отчуждение должно осуществляться на протяжении пяти лет со дня проведения подобных действий или заключения сделок.
Жилье по договору соцнайма
Все военнослужащие, заключившие контракт до 01. 01 1998 г и уволенные в запас, имеют право на получение жилой площади на основе договора социального найма. Регион постоянного проживания (выделения квартиры) выбирается военным пенсионером. Уволенным в запас после 01. 01 1998 г. жилье выдается в тех регионах, где оно имеется в наличии.
Квадратура жилой площади исчисляется из расчета 18 м2 на каждого члена семьи. Одиноким могут (но не обязаны) быть предоставлены льготные 10 м2. На дополнительные 15 м2 могут претендовать также офицеры, которые ушли на пенсию по достижению предельного срока службы.
Квартиры, полученные по договору соцнайма, в дальнейшем могут быть приватизированы и перейти в частную собственность.
Важно! Военнослужащего, имеющего не менее 20 лет стажа (10 лет для лиц, прекративших службу по состоянию здоровья или ОШМ), не могут быть уволены без предоставления жилья или денежных средств на его приобретение. Для того чтобы воспользоваться гарантированным государством правом, необходимо иметь статус нуждающегося в жилой площади, иными словами, стоять на квартирном учете.
Как рассчитать размер
При расчете субсидии военнослужащего используется следующая формула:
Суб = Пл х Ц х Кл, в которой:
- Пл — размер необходимой жилплощади;
- Ц — стоимость квадрата жилья;
- Кл — коэффициент, учитывающий продолжительность воинской службы, колеблющийся в пределах от 1,85 до 2,75.
В калькуляторе для подсчета субсидии военнослужащим на приобретение жилья площадь также определяется формулой:
Пл = Нор + Доп — Лич, где:
- Нор — метрах по нормативам, в зависимости от количества проживающих;
- Доп — дополнительные нормы по должности;
- Лич — площадь имеющейся комнаты или квартиры.
Военный калькулятор субсидии на жилье в 2021 году предполагает расчет по подставленным значениям в приведенные формулы.
После того, как было рассмотрено заявление военнослужащего на получение жилищной субсидии и вынесено положительное решение, нужно представить документы в Департамент. Согласно инструкции № 1280 все материалы подаются в пятидневный срок с момента получения извещения.
Для постановки в электронную очередь на субсидию военнослужащим потребуются следующие документы:
- Паспорт и копии всех страниц этого документа.
- Подлинники и ксерокопии паспортов или свидетельств о рождении всех членов семьи, на которых распространяется право (также все страницы).
- Свидетельство о браке или разводе (подлинник и копия).
ВНИМАНИЕ! Этот документ нужно заверить у нотариуса или командира части (печать обязательна!).
- Выписка из домовой книги со всеми адресами, где приходилось жить военнослужащему с семьей в течение последних пяти лет.
- Лицевые счета (подлинники и ксерокопии) военнослужащего и членов семьи с тех мест, где они работали в последние пять лет.
- Копия и оригинал документа, подтверждающего право на получение субсидии и о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении условий жизни.
- Сведения о жилье, находящемся в собственности или по договору найма.
Самое основное нововведение состоит в том, что теперь военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года, так же как и те, кто заключил контракт после указанного срока, будут иметь право получить жилье по избранному месту жительства после увольнения со службы. Сейчас таких прав указанные военнослужащие не имеют.
Также теперь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, будут вправе приватизировать занимаемое ими жилье, которые им предоставлено по договору социального найма. Единственное условие — нельзя приватизировать жилье в закрытых военных городках. По действующему закону военнослужащим для приватизации жилья зачастую приходится обращаться для этого в суд.
Нововведения сохраняют за военнослужащими право пользования жильем, предоставленным им по договору социального найма, если они будут проходить службу за пределами России, в районах Крайнего Севера, приравненным к ним местностям или в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Жилье сохранится за военнослужащими на все это время. Раньше служебное жилье за военными в этих случаях не сохранялось.
Расширен перечень лиц, имеющих право на внеочередное жилищное обеспечение. Ранее это распространялось только на тех, кто имеет 3 и более детей, а также уволенным со службы, относящимся «к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди».
Теперь же в закон дополнительно внесены Герои России, а также военнослужащие, подлежащие увольнению (уволенные) по состоянию здоровья, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более.
Также имеется совершенно новое дополнение, которым предписано, что требования о минимальном сроке проживания, установленные властями для признания граждан нуждающимися в жилье, не распространяются на военнослужащих (в том числе уволенных с военной службы) и проживающих совместно с ними членов их семей.
Также это не распространяется на членов семей погибших (умерших) военнослужащих как в период прохождения военной службы, так и после увольнения с военной службы. В том числе это не распространяется на вдов (вдовцов) до их повторного вступления в брак.
Также в федеральный закон вводятся новые статьи 15.2 и 15.3. Нормы данных статей переработаны, дополнены и выделены в отдельные из пока еще действующей статьи 15.
Вновь вводимая статья 15.2 регламентирует предоставление служебного жилья или жилья в общежитиях не позднее трех месяцев после прибытия на новое место военной службы.
При этом не допускается отказ в предоставлении жилья, если у военнослужащего и его семьи уже имеется жилье, однако оно находится не по месту службы. В некоторых случаях предусматривается денежная компенсация за наем жилья, если отсутствуют свободное служебное жилье или общежития.
Вне очереди предоставляется служебное жилье или общежитие командирам воинских частей, Героям России, военнослужащим, имеющим 3 и более детей, проживающих совместно с ними, некоторым другим категориям военнослужащих.
Вновь вводимая статья 15.3 регламентирует предоставление компенсации за наем жилья военнослужащими.
Порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим
Процедура получения субсидии начинается с того, что претенденты становятся в очередь на улучшение жилищных условий. Для этого нужно будет собрать внушительный набор документов и подать его в местную администрацию. В течение месяца их проверят и вышлют официальный ответ. В этот период военнослужащего могут навестить комиссия, которая проверит: в каких условиях живет семья и действительно они нуждаются в улучшении.
Далее необходимо:
1. Открыть счет в банке.
2. Подать в территориальный жилищный отдел Минобороны пакет документов для получения субсидии (договор об открытии счета в банке, заявление, справку о составе семьи, выписки из домовых книг).
3. Дождаться ответа на запрос Минобороны в Росреестр (10 дней).
4. Получить официально оформленное решение о выплате субсидии (10 дней).
На основании решения субсидия и перечисляется на счет военного. Снять деньги будет невозможно, но перевести их в счет оплаты договора ДДУ, купли-продажи готового жилья можно будет без проблем. Но после регистрации недвижимости в Росреестре, ему еще придется отчитаться о том, на что были потрачены денежные средства.
Заявление подается в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России
с обязательным указанием адреса, контактов, сроков службы, личного номера. Придется вписать и данные всех членов семьи, реквизитов открытого банковского счета. Заявление подписывает не только сам военнослужащий, но и все совершеннолетние члены семьи.
Отказы в удовлетворении заявления случаются нечасто. К примеру, в 2021 году количество военнослужащих, у которых в ходе проверки документов выявлено наличие собственности, подлежащей учету при расчете размера жилищной субсидии, составило всего 0,5 тыс. человек, в то время как получили деньги около 10 тыс. человек. Лучше не утаивать наличие недвижимости у семьи, чтобы не потерять право на обращение за субсидией на ближайшие годы.
ВАЖНО! Особенность субсидии в том, что квартира сразу переходит в собственность военнослужащего и членов его семье. При военной ипотеке жилье будет находиться в двойном залоге до полной выплаты кредита (у банка и такого ведомства как Росвоенипотека).
Информация о последних изменениях
Порядок для расчета жилищной субсидии военнослужащим определен законодательным нормативным актом №76, который устанавливает общие правила предоставления денежных средств. Раньше приобрести желанные квадратные метры для проживания военной семье обеспечивалась возможность исключительно в новых строениях.
Начиная с 2014 года, Правительством было принято решение о выделении военнослужащему определенной суммы денег для приобретения жилья, соответствующего требованиям Минобороны.
Тип жилья, допустимый к согласованию, следующий:
- квартира в новых строениях;
- квартира на вторичном рынке жилья;
- участие в строительстве домовладения;
- приобретение жилплощади согласно программе «Военная ипотека»;
- расширение жилой площади согласно нормам Жилищного кодекса.
Важно изучить условия военной ипотеки в 2021 году.
Получение квартиры военнослужащим в 2021 году от государства
- При увольнении со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в случае заключения первого контракта ранее 1 января 1998 года (кроме курсантов);
- При увольнении по сокращению штата при выслуге 10 лет и более в случае заключения первого контракта ранее 1 января 1998 года (кроме курсантов);
- При увольнении с военной службы по состоянию здоровья в случае заключения первого контракта ранее 1 января 1998 года (кроме курсантов);
- При выслуге от 10 лет и более в случае увольнения по льготным основаниям с военной службы для тех, кто заключил первый контракт после 1 января 1998 года;
- При выслуге 20 лет и более в случае заключения первого контракта о прохождении военной службы после 1 января 1998 года.
На основании этих документов, которые могут быть переданы лично, либо отправлены почтовым заказным ценным письмом с описью вложения, а также переданы через нарочного, либо другим лицом с удостоверяющей на то нотариальной доверенностью, гражданину присваивается статус нуждающегося и он становится в очередь на получение жилья в собственность.
Увольнение военнослужащего по окончанию контракта без выплаты субсидии и обеспечения жильем
Т.е. военный, для обеспечения жильем, должен иметь общую продолжительности военной службы 20 лет и более — сколько лет военной выслуги у данного военного неизвестно, в своем вопросе это не указано. И военный с военной выслугой 20 лет и болеедолжен увольняться по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе или льготным основаниям при выслуге 10 лет лет и более — данный военный собирается увольняться по окончанию контракта с выслугой 26 лет, но служить дальше до предельного возраста видимо не собирается, не указывает.
Военнослужащий в первую очередь, для обеспечения жильем, должен быть признан РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280) нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся, что гарантирует ему реализации его права на обеспечении жильем в виде получения жилищной субсидии, жилья по соцнайму или в собственность в зависимости от его прав на это. Если военного в РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280 не признали нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и он не был поставлен на учет нуждающихся, то его уволят по окончанию контракта без всякого права на обеспечением жильем в любом виде. Если военный не признан нуждающимся и не стоит на учете, то у командира не будет ни каких оснований и мотиваций держать его в распоряжении — если командир необоснованно выведет военного в распоряжение, то с него взыщут то ДД которое будет выплачено военному при необоснованном нахождении в распоряжении.