Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая проверка при ликвидации юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Налоговая проверка при ликвидации
- Ведение исполнительного производства в суде.
- Оспаривание судебного заключения.
- Защита интересов налогоплательщика в суде.
Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?
Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).
Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).
Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.
В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.
Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.
Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?
Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).
Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.
Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).
Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.
Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Налоговая проверка при ликвидации ООО
Получив информацию о закрытии организации ИФНС в течение 2 месяцев направляет запрос о том, чтобы все недоимки и пени по платежам включили в реестр кредиторских требований. Если инспекция не успеет этого сделать, то комиссия имеет право закончить процесс без учета ее запроса.
При получении от компании заявления, в инспекции могут решить, что нужно провести выездную налоговую проверку. Но это не обязательно.
Если ФНС решит проверить юрлицо, то они приостановят его ликвидацию. Цель — убедиться, что закрытие происходит не для того, чтобы скрыть уменьшение налогов.
Важно! Процесс закрытия общества с ограниченной ответственностью не всегда сопровождается выездной проверкой ИФНС. Законом лишь установлено право налоговой инспекции на ее проведение.
В то же время, если ИФНС не воспользовалась этим правом, возвращать долги по сборам и налогам не придется.
Шаг 1. Готовим решение о ликвидации
Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.
Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?
Согласно мнению № 1, нужно заглянуть в свой родной устав.
Там конкретный ответ вполне может быть написан. И есть нотариусы, которые работают именно так — написан в уставе «ликвидатор» — значит, будет именно ликвидатор. Но есть нотариусы, которые в устав не заглядывают, и уверены, что можно назначать кого угодно в силу закона. Так что разные мнения можно даже пределах одного города получить. Наконец, в уставе может быть написано что-то в духе «Общество может быть ликвидировано в порядке, определенном действующим законодательством» — это тоже означает, что можно назначить кого угодно.
Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.
Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.
Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.
Кого назначить ликвидатором?
На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.
Про увольнение директора:
Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.
Отдельно скажу, что внутри документа:
- Решение заточено для ООО с 1 учредителем (в тексте используем корректный юридический вариант — единственный участник);
- Ответственным лицом назначается ликвидатор;
- Срок приема требований от потенциальных кредиторов (он понадобится при подаче объявления в «Вестник государственной регистрации) выбран минимально возможный по закону – 2 месяца.
Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс
Начнем с журнала.
Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.
Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.
Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.
Почему нужно публиковать объявление о ликвидации?
- об этом говорит часть 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ
- об этом говорит Приказ ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@
Как подать объявление в Вестник?
Есть два способа подачи:
- при наличии электронной подписи
- без электронной подписи
Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Что проверяется в ходе налоговой проверки при ликвидации предприятия?
Как уже упоминалось выше, налоговая проверка на стадии ликвидации предприятия – не обязанность, а право ФНС, однако избежать проверки имеют шансы только те компании, которые давно не вели хозяйственной деятельности, у которых нет движения по счетам, где нет наемных сотрудников и т. д., и то это не гарантирует, что проверка не будет проводиться. Все остальные компании обязательно будут проверены. Что же проверяется в ходе налогового аудита, проводимого в ликвидируемом ООО? В первую очередь, речь идет о следующем:
- все налоги, которые были уплачены за время существования предприятия – проверяется размер налогов и сборов, который был уплачен, различия между фактически заплаченными налогами и расчетной их суммой, отчетность по налогам, правильность применения налогового вычета и т. д. Обязательно также проверяется наличие задолженности по налогам – при наличии долга по обязательным платежам ликвидировать предприятие невозможно до его полного погашения;
- доходная и расходная документация – налоговики проверяют документы, которые подтверждают объёмы доходов и расходов компании за время ее существования, сверяют полученные цифры с поданными декларациями и смотрят, нет ли между ними расхождений;
- поиск различных налоговых нарушений и злоупотреблений – поскольку главной задачей налоговой проверки при ликвидации ООО является выявление нарушений налогового законодательства, могут проверяться и другие аспекты: умышленное занижение размеров доходов с целью получения возмещения НДС, незадекларированные финансовые операции и другие махинации, целью которых было уклонение от налогов или их незаконная минимизация. Особенно внимательно изучают те компании, которые в прошлом уже имели в своем пассиве налоговые нарушения, поэтому руководству таких компаний следует быть особенно внимательными при ликвидации юридического лица.
По сути, речь идет об обычной камеральной проверке, которая, однако, имеет ряд отличий: во-первых, касается всего периода деятельности компании, во-вторых, может продолжаться дольше, чем обычная камеральная проверка, и в-третьих, иногда аудит может быть совмещенным: если необходимо изъять какие-то документы или изучить ведение деятельности на месте, сотрудники ФНС могут выехать на предприятие, что уже больше напоминает выездную проверку, а не камеральную.
Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей
Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .
Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ текущие расходы приоритетны по отношению к очередным платежам. Внутри текущих расходов текущие налоговые платежи гасятся в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве, то есть в последнюю, четвертую очередь. В данном случае, поскольку ст. 64 ГК РФ не устанавливает очередность погашения текущих расходов, применяется аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», в частности, указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.
Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.
Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации
Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?
Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).
Выездная проверка при ликвидации ООО
В данном случае все проверочные мероприятия будут проводиться на вашей территории. Проводится такая проверка прежде всего для того, чтобы выявить, не нарушала ли ваша компания налоговое законодательство во время осуществления своей деятельности.
Проверяющие будут выявлять ошибки в работе бухгалтерии, искать факты неуплаты налогов и так далее.
Но есть ситуации, когда из-за приезда проверяющих нервничать не стоит:
- Вы своевременно и аккуратно подавали декларации;
- Вы честно уплачивали налоги все время, пока ООО существовало.
Что касается непосредственно процедуры, то для ее проведения решение выносит руководитель территориального отдела ФНС.
Вы же, со своей стороны, обязаны:
- Предоставить проверяющим помещение;
- Обеспечить их возможностью ознакомления с документацией.
Впрочем, права у вас тоже есть. Например, вы имеете право требовать при проведении осмотра или истребовании документации участия понятых.
Длительность проверки.
Прежде всего уточним, что проверку проведут независимо от того, сколько времени существовала ваша компания. Даже если ваш бизнес уже проверяли недавно, в процессе ликвидации проверку осуществят снова.
Если говорить о конкретных сроках проведения, то обычно он не превышает 60 дней. Он может быть увеличен только в случае непредвиденных обстоятельств.
В том случае, когда у вашей компании есть филиалы, проверка может длиться полгода. Но в то же время ее могут закончить раньше срока, по официальному распоряжению руководства ФНС.
Какой период проверяется.
Проверке подлежат последние 3 года деятельности вашей компании, а также период того года, в котором вы приняли решение о ликвидации.
Какие документы могут истребовать.
- Кассовую документацию;
- Документацию первичного учета;
- Декларации в ФНС;
- Данные о заработной плате сотрудников.
Этот список при необходимости может быть дополнен.
Права проверяющих.
В процессе выездной проверки инспекторы имеют право:
- Осматривать территорию и помещения;
- Просматривать и анализировать документацию;
- Ксерокопировать документацию;
- Осуществлять видеосъемку и фотографирование;
- Проводить ревизии.
Важные нюансы.
- Если у вас отсутствует возможность предоставить какую-либо документацию проверяющим, уведомите их об этом в письменном виде и указав причины;
- Если вы попытаетесь скрыть или умышленно предоставить информацию не полностью, то можете быть подвергнуты административному взысканию;
- Если по итогам проверки вы будете уклоняться от принятия результата, документ вам отправят почтой.
Фиксация результатов.
Результаты, которые будут получены в ходе проверочных мероприятий отражаются в протоколе и закрепляются в итоговой справке. В ней же отразят сумму задолженности (если она будет выявлена), все нарушения, если таковые имеют место.
Несогласие с результатами.
Чтобы снизить риск налоговой проверки и минимизировать выявление налоговиками ошибок в учете можно в ходе ликвидации ООО самостоятельно провести аудит, который может быть как внешним, так и внутренним. Первый проводится независимыми аудиторами со стороны, второй – силами самого предприятия.
Собственная проверка при ликвидации ООО поможет заблаговременно выявить имеющиеся недочеты или непогашенные долги и быстренько все исправить, чтобы сдать «красивый» промежуточный баланс.
Хорошим подспорьем станет и факт своевременной и в полном объеме сдачи налоговой отчетности при камеральных проверках. Если эти проверки завершались без вопросов со стороны налоговиков, то вполне вероятно они не будут посещать ООО при его ликвидации.
При каких условиях вероятность проверки возрастает
Любая внеплановая проверка из налоговой может поставить под угрозу завершение упразднения общества. Задачей налоговиков в этой ситуации является экономия бюджетных средств за счёт фирм, задолжавших бюджету.
Однако, практика показывает, что налоговая служба проверяет далеко не все компании, заявившие о начале процесса упразднения.
Вероятность инициирования налоговой ревизии зависит от уровня рентабельности и налоговой нагрузки предприятия. Но, есть обстоятельства, при которых угроза прихода инспекторов возрастает, а именно:
- компания не сдавала вовремя отчётности;
- большие обороты средств;
- фирма является должником перед бюджетом;
- организация возмещала НДС;
- среди контрагентов ООО было много неплательщиков налогов;
- фирма применяла методы оптимизации налогов;
- компания ранее не предоставляла по требованию налоговой службы документацию или данные.
Как закрыть предприятие без налоговой проверки
Тем не менее, все-таки существуют способы завершить работу компании без проверок. Это так называемые альтернативные методы ликвидации – через смену руководителя или продажу фирмы, путем перевода общества в иной регион или с помощью слияния с другой организацией. Все эти варианты предполагают формальное закрытие деятельности, но не стоит забывать о субсидиарной ответственности должностных лиц в отношении обязательств, образовавшихся за предыдущие периоды.
Если же собственник компании не желает рисковать, используя «серые» способы ликвидации, нужно максимально подготовиться к возможной проверке. Навести порядок в отчетности, погасить долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, собрать всю недостающую первичную документацию.
Порядок проведения налоговой проверки ИП после закрытия
Относительно предпринимателей камеральная проверка при закрытии ИП может осуществляться непосредственно в момент ликвидации или через определенное время после. Под контроль попадают все уплачиваемые налоги в период действия ИП, отчетность по ним, а также расходная и доходная документация. Период проведения камеральной проверки после закрытия ИП ограничен в 3 года (срок исковой давности), в течение которых не только ИФНС может проводить контрольные мероприятия, но и сам бизнесмен вправе возвращать из бюджета переплату по налогам.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК ИП обязаны в четырехлетний срок обеспечить хранение следующих данных:
- По бухучету.
- По налоговому учету.
- По сведениям в части начисленных и уплаченных налогов.
- По документам, подтверждающим получение доходов и осуществление расходов.