Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираемся в разнице понятий субсидий и субвенций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Основания для предоставления субвенции
Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.
Основанием для выделения субвенции являются:
— соответствующие законы и подзаконные акты;
— решения органов местного самоуправления;
— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:
-
научно-техническими;
-
экологическими;
-
социальными;
-
внешнеэкономическими;
-
производственно-техническими.
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.
На что можно потратить субвенцию
Предоставление субвенций происходит при условии долевого участия правительства в финансировании.
При этом местные органы власти должны потратить помимо суммы предоставленной субвенции свои собственные средства, что мотивирует местные органы власти находить дополнительные источники дохода.
Если субвенция выделяется с указанием и дополнительными условиями, она называется «обусловленной субвенцией».
Субвенция – выделяемые из бюджета денежные средства, которые выдаются на выполнение определённой цели. Денежные средства не предназначаются для граждан.
Они передаются исключительно из бюджета в бюджет. Также денежные средства в виде субвенции могут быть выданы, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.
В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена.
Наиболее популярными являются субвенции на социальные нужды, а именно:
-
предоставление временной или единоразовой выплаты малообеспеченным гражданам, детям–инвалидам;
-
выплата государственной помощи детям-сиротам и лишенным опеки родителей;
-
капитальный ремонт внутридворовых проездов;
-
обеспечение больниц и амбулаторий современным медицинским оборудованием и расходными материалами;
-
ремонт в учреждениях дошкольного образования, закупка спортивного инвентаря;
-
многие другие целевые программы.
Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.
Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.
Виды финансовых мер поддержки от государства
Государством предусмотрено множество финансовых льгот для граждан, для организаций и даже для регионов в целом. Физические лица могут получать преференции на основании:
- недостаточной финансовой обеспеченности;
- неудовлетворительного состояния здоровья;
- социального статуса;
- наличия каких-либо наград;
- принадлежности к определенной категории населения и т.д.
Организации также могут получать выплаты от государства на основании ведения деятельности в определенной сфере или в регионе особой климатической зоны. Правительство также периодически поддерживает действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляет финансовую помощь для открытия собственного бизнеса и т.д.
Субъекты, страдающие от нехватки бюджетных денежных средств, также получают финансовую помощь от федерального правительства. Эти финансы в дальнейшем тратятся на нужды региона (создание инфраструктуры, восстановление различных объектов после катастрофы и т.д.) или на нужды населения (выплата компенсации пострадавшим от какой-либо аварии, материальная поддержка всех без исключения жителей и т.д.).
Все возможные виды материальной помощи от государства подразделяются на три общих типа:
- Субсидия.
- Дотация.
- Субвенция.
Особенности получения субвенций
В отличие от субсидий и дотаций, субвенции не выдаются гражданам. Эта денежная помощь выплачивается на основании предварительно поданных заявок. Например, власти региона по итогам отчетного периода провели анализ расходования бюджетных средств, составили проект по расходованию финансов на следующий период, после чего подали заявку федеральным властям на получение субвенции для определенных целей.
Так же действуют и государственные учреждения. Руководство условной больницы может ходатайствовать к региональным властям на получение субвенции для, например, ремонта, закупки нового оборудования и т.д.
Причем во всех случаях при запросе средств из бюджета, находящегося выше по уровню, получатель не может самостоятельно определять необходимую сумму. Размер выдаваемой субвенции определяется вышестоящими органами.
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).
Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.
Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.
Наполняемость бюджетов
Не секрет, что налоги, которые выплачиваются гражданами страны, направляются в государственную казну. Часть из них при этом считается нерегулированной, и она, как гласит кодекс, впоследствии перечисляется в федеральный, региональный или местный бюджет.
Вторая часть налогов, наоборот, регулируемая. Представители государства могут решить, какой процент от поступающей суммы распределить по каждому из трех уровней бюджетной системы.
Все налоги, которые выплачивают граждане, направляются в госказну
Важно! При этом стоит отметить, что каждый из перечисленных уровней имеет и другие источники наполнения. Так, например, федеральный бюджет может пополняться за счет продаж сырьевых ресурсов. А вот региональному и местному бюджетам в этом плане повезло меньше, и большая часть их доходов – налоги населения.
Таким образом, на объем государственного бюджета сильно влияет количество поступающих от региона налогов. Легко догадаться, что в крупных регионах речь идет о достаточно больших суммах, а в маленьких – совсем наоборот. Основная часть крупных регионов расположена в центральной части России, где хорошо развиты такие сферы, как промышленность и сельское хозяйство.
Однако существует и другая часть регионов, где сумма собираемых налогов небольшая, из-за чего население буквально нуждается в дополнительном доходе для удовлетворения потребностей жителей.
Из федеральных и региональных бюджетов нередко выделяются деньги в местные бюджеты
Таким образом, федеральный или региональный бюджеты могут на безвозмездной основе выделить денежные средства местному бюджету для улучшения положения граждан. Что касается иерархии предоставления средств, то сначала они из федерального бюджета направляются региональному, а тот, в свою очередь, перечисляет финансы местному бюджету.
Отличия и сходства между этими понятиями
Ниже представлена таблица, в которой приводятся основные различия и сходства субвенций и субсидий по определенным признакам.
Признак сходства или различия | Субвенция | Субсидия |
Необходимость возврата денежных средств | Требуется вернуть денежные средства, если субвенция предоставлена по целевому назначению | Не нужно возвращать ни при каких обстоятельствах |
Форма выплат | Выплачивается в виде денег | Может быть выплачена как денежными средствами, так едой, одеждой и др. |
Кто получает? | Предоставляется бюджету более низкого уровня, юридическим лицам | То же самое + частным лицам |
Облагается налогами? | Нет | Нет |
Целевое | Обязательно в любом случае | Не всегда |
Контроль за выполнением целевого использования | Имеется и является обязательным | Считается выборочным, так как получателей может быть много |
Объем | Могут быть предоставлены в размере, который полностью перекроет необходимых объем денежных средств | Предоставляется не в полном объеме на условиях софинансирования местной власти |
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».
Государственная помощь считается достаточно востребованной во многих направлениях и сферах страны. В ней нуждаются не только органы местного самоуправления, но также отдельные категории граждан и физические, юридические лица. При этом помощь не обязательно может быть оказана в виде денег. Например, субсидии предоставляются в качестве оборудования, вещей или других необходимых предметов.
Благодаря возможной поддержке от государства регионы могут продвигать собственные программы развития экономики, способствуя улучшению жизни граждан, помогать незащищенным слоям населения.
Таким образом, субсидии, субвенции и дотации – это гарантия достойной старости. Также предоставление подобной поддержке дает шанс молодым или многодетным семьям улучшить свое положение в регионе. В свою очередь, материальные выплаты детям-инвалидам или детям, лишенным родительской опеки, помогают им выжить в суровых условиях.
Стоит отметить, что программы по субсидированию стали популярными и востребованными после наступления экономического кризиса в стране. И до сих пор данный вид помощи считается одним из самых актуальных и что самое удивительное – действенных.
Все термины, о которых шла речь выше, входят в словарь рядового гражданина. Субсидии, субвенции и дотации – это поддержка, предоставляемая государственным бюджетом, для улучшения жизни населения страны. При этом стоит отметить, что субсидирование напрямую относится к социальной политике, субвенции и дотации являются частью внутренней экономики. Между этими понятиями существует разница, но также присутствуют определенных сходства. Как минимум, похожи они в том, что за любой из имеющихся форм помощи гражданин может обратиться в момент, когда ему это окажется необходимо, и государство не сможет ему отказать.
Дотации и субвенции: что общего и что не так
Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.
Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:
- дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
- дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.
Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.
В чем заключается отличие понятий субсидия и субвенция: примеры их предоставлений
Государство должно помогать своим гражданам. Это безоговорочный тезис. В любом организованном обществе существуют незащищенные категории, так же и в нашей стране.
В силу каких-либо ситуаций граждане могут испытывать нужду в финансовом обеспечении. Это может быть связано с вооруженными конфликтами в местах, откуда прибывают беженцы, также помощь потребуется одиноким матерям, многодетным семьям, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим гражданам и т.д.
Иногда нехватка средств к существованию может наблюдаться в целых регионах. Тогда приходится финансировать бюджеты семей и целых населенных пунктов из более крупной казны.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:
Существуют такие понятия как субсидия и субвенция.
Если с первым наш российский гражданин более или менее знаком, то второе немного заводит в тупик. Если начать разбираться, то оба этих термина в целом означают материальную помощь от государства.
Это может быть поддержка перспективных проектов какого-либо предприятия или отдельного предпринимателя, а может иметь адресную и срочную направленность, то есть направляться конкретному гражданину или группе граждан.
О них немного позже. Эту
поддержку государство оказывает достаточно обширному кругу субъектов, к тому же нередко ей свойственна узкая направленность.
Субсидия, как правило, больше относится к социальной сфере. Иными словами, это помощь незащищенным слоям населения, определенным социальным группам, стимулирование чего-либо (рождаемости, трудоустройства в сельской местности, педагогической деятельности и пр.).
Субвенция может затрагивать и социальную область, и предпринимательство, и какие-либо инновационные проекты, строительство и т.д.
Здесь ясно одно: средства переходят от одного бюджета к другому. То есть, общими словами, это государственное финансирование, виды трансфертов, распределяемых между уровнями бюджетной системы. Нередко субсидией обозначают социальные льготы для граждан.
Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.
Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.
Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.
Основные свойства выплаты:
- безвозмездность (полученная сумма не подлежит возврату);
- долевое финансирование (с ее помощью может быть оплачена лишь часть услуги или продукта);
- целевая направленность (субсидия выделяется для осуществления каких-либо первоочередных целей).
Если субъект не выполнил соответствующие требования в срок или в полном объеме, то он будет обязан возместить размер субвенции. Она, кстати, может покрывать расходы на реализацию финансируемого проекта полностью. Расходование собственных средств в таком случае может и не понадобиться.
- срочность (достижение результата запланировано на конкретное время, дату, период);
- строгое целевое расходование (вышестоящий орган обязательно проконтролирует, все ли средства ушли по назначению, и в полной ли мере оправданы предыдущие прогнозы).
Итак, начнем с субсидии. Самым ярким примером могут стать федеральные и региональные программы помощи молодым семьям, где из бюджета выделяются некие суммы для улучшения жилищных условий. Чаще всего на такую субсидию нормальную квартиру или дом в городе не купишь, приходится добавлять деньги из своего кармана или брать кредит.
Также в качестве субсидии подойдет выделение средств на частичное финансирование ремонта центрального парка поселка, так называемая помощь от областного бюджета местному.
Субсидией будет также выделение набора продуктов пенсионерам ко Дню Победы. Сюда же можно причислить выдачу новой школьной формы детям из малоимущих семей к 1 сентября. Тот же статус будет иметь выдача наборов лекарственных средств инвалидам.
К субвенции можно причислить выделение средств из городского бюджета в конкретную жилищную управляющую организацию для капитального ремонта подъездов в нескольких домах определенного района.
Субвенцией будет также являться закупка на средства государственного бюджета спортивного инвентаря для школы-интерната, выплата разового пособия детям-инвалидам, сиротам или малоимущим.
В качестве субвенции можно, пожалуй, оценить закупку государственной казной нового медицинского оборудования в городской перинатальный центр или нескольких новых отечественных автомобилей для городского ДПС.
Родственные черты присущи как субвенции, так и субсидии:
- Они не облагаются налогом.
- Должны быть использованы по назначению.
- Как правило, единовременные.
- Источником является вышестоящий бюджет.
Между этими понятиями есть также и существен��ая разница:
- Субвенции предназначены только для местных и региональных бюджетов или для юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, корпораций и т.д. А субсидия, кроме этих же субъектов, может быть выдана и простому физическому лицу.
- Субвенция всегда выражена в денежном эквиваленте, а субсидию выдают и деньгами, а также вещами, продуктами, стройматериалами, одеждой, медикаментами, техникой, оборудованием и пр.
- После передачи денег по субвенции обязательно ведется контроль за целевым применением выплаты и соблюдением сроков реализации программы. Если эти два важнейших условия не будут исполнены, средства придется вернуть. Применение субсидии тоже контролируют, но не настолько строго и выборочно, потому что круг получателей достаточно широк.
- Адресность субвенции очевидна – ее направляют конкретному предприятию или региону. Субсидии выделяют широкому кругу лиц. Если юридические еще как-то можно проконтролировать, то с физическими немного сложнее.
- Объем субвенции может полностью покрывать расходы на то или иное мероприятие, в то время как субсидия обычно является частичным финансированием проекта.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, если администрация города выделяет гражданам деньги или продукты – это субсидия, а если государство передает в местный бюджет несколько миллионов рублей на строительство ледового дворца или бассейна, то это субвенция.
Отличие субвенций и субсидий — в видах, на которые законодательство разделяет материальную помощь. При этом классификация происходит исходя из целей выделения материальных средств.
Потенциальные переводы денежных средств из одного бюджета в другой могут быть связаны с общими тенденциями государственной экономики. Например, если правительство решило увеличить количество реализованных социальных программ, то деньги будут даны именно на эти цели.
Виды субвенций по регионам могут быть выделены:
- на реализацию своих полномочий органами местной власти;
- на покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Стоит отметить, что субвенции на медицину или ремонт дорог не являются отдельной категорией перевода — все это софинансирование бюджета. То есть средства будут распределены в зависимости от потребностей региона.
Классификация субсидий является отражением социальной политики, проводимой государством, а именно — поддержка молодых семей или предоставление льгот пенсионерам.
Виды помощи:
- помощь в оплате коммунальных услуг;
- предоставление программ по приобретению жилья;
- финансовая поддержка инвалидов;
- детские пособия;
- льготы для военнослужащих и ветеранов.
Соответственно, льготы также попадают под понятие и представляют собой не классическую материальную помощь, выданную деньгами, а скидку на определенные товары или услуги.
Что общего между этими понятиями
Общие черты (таблица):
Критерии | Субсидии/Субвенции |
Возвратность | Безвозвратны и безвозмездны |
Налогообложение | Не облагаются налогами |
Целевое назначение | Выдаются на конкретную цель |
Документальное оформление | Выдаются на основе предоставленных документов |
Кто выдает | Государство |