Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Егорова Н.Д., Сергеев А.П. — Гражданское право, страница 3». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заключение договора о приватизации квартиры осуществляется в органе местного самоуправления, то есть райадминистрации. Обратите внимание, что право получить муниципальную квартиру в свою собственность бесплатно можно только один раз.
Условие:
Дрожкин заключил договор подряда со строительной организацией на постройку фундамента под дом вблизи берега реки. Работа должна выполняться иждивением подрядчика. В конце зимы подрядчик завез на место необходимые материалы, а вначале весны вода в реке поднялась, вышла из берегов и затопила их. Цемент испортился. Подрядчик потребовал от Дрожкина оплатить стоимость испорченного цемента, мотивируя это тем, что дом строится на низком месте участка, в то время когда его нужно строить на высоком месте. Дрожкин отказался, указав на то, что подрядчик мог этот цемент хранить на высоком месте участка, а не складировать его в низине.
1. Подлежит ли требование подрядчика удовлетворению?
2. В каком случае работа выполняется иждивением подрядчика?
Решение:
1. Требование подрядчика удовлетворению не подлежит, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 741 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик, на основании ч. 1 ст. 705 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона.
2. Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц (ст. 704 ГК РФ). 1
Бондарев Е.С., консультант Борисовского районного суда Белгородской области.
Основанием для передачи жилья в порядке приватизации по действующему законодательству является договор о приватизации жилого помещения, поэтому в рамках данной статьи считаем необходимым рассмотреть сущность данного договора.
С момента принятия Закона о приватизации жилья и по настоящее время специального нормативного акта, регулирующего порядок заключения, изменения, а также расторжения договора о приватизации жилья не существует, поэтому к данному виду договоров применяются общие правила, установленные гражданским законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор о приватизации жилого помещения — это договор, направленный на передачу нанимателю занимаемого жилого помещения наймодателем. Субъектами данного договора являются наниматели и наймодатели.
В качестве нанимателей жилья законодательство устанавливает граждан Российской Федерации и членов их семей, занимающих жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилищном фонде, на условиях договора социального найма.
Наймодателями (собственниками приватизируемого жилья) Закон о приватизации определяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные или муниципальные унитарные предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственные или муниципальные учреждения, казенные предприятия, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда
В июле 2021 г. исполняется 30 лет отечественной приватизации жилья: 4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Срок для переходного законодательного акта весьма значительный, можно сказать, беспрецедентный. При этом сам Закон неоднократно претерпевал изменения — от расширения рамок приватизации до сужения и постоянного изменения срока окончания приватизации жилья. Однако в конце концов «переходный характер» этого Закона закончился — теперь нет срока окончания его действия. Применение данного Закона не носит массовый характер, но тем не менее документ действует.
Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 все упоминания о переходных положениях упразднены.
Особенности приватизации бывших общежитий
На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.
Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.
Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).
Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).
С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.
На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.
Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.
Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть устан��влены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.
Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.
Если по каким-то причинам новые собственники решают, что не хотят ими быть, они могу провести обратный процесс с расторжением договора. Такой процесс называется деприватизацией. Основанием для этой процедуры могут стать допущенные в оформлении договора нарушения. Для его осуществления есть 2 пути:
- Заявление в муниципалитет с просьбой расторгнуть существующее соглашение.
- Иск в суд подают в случае отказа от властей.
Вернуть все вспять не получится, если существуют следующие факты:
- хотя бы один из собственников не поддерживает эту инициативу;
- жилье находится в залоге по кредитному договору;
- в приватизации принимал участие несовершеннолетний гражданин;
- у заявителя в собственности есть и другое жилье;
- после заключения договора были зарегистрированы другие жильцы.
Принципы приватизации жилища и его объекты
Принципы приватизации включают несколько идей, которые лежат в основе законов, регулирующих его приватизацию. Они включают:
- передаче должно полежать жилье, которое лицо использует по договору социального найма;
- помещение для жилья, которое подлежит приватизации, должно являться постоянным местом проживания лица;
- оформление передачи происходит с помощью договора, который заключает наниматель и собственник жилищного фонда, в состав которого включено нанимаемое помещение;
- передача жилого помещения осуществляется бесплатно;
- приватизация может быть осуществлена только 1 раз;
- сроки бесплатной приватизации жилья ограничены.
В число объектов приватизации могут быть включены помещения государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда. Жилье может быть у государства и муниципальных учреждений в соответствии с правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как получить дубликат бумаги на приватизированное жилое помещение?
Как и любая бумага, договор может быть утрачен, украден или поврежден. Если потребуется его восстановить, необходимо обратиться за получением дубликата.
Все договора, заключенные после 1 января 1996 года, хранятся в Росреестре. У него можно получить копию необходимого документа. Это могут сделать только собственники жилья, их законные представители или лица, действующие по нотариально заверенной доверенности, и, как правило, только по месту нахождения квартиры.
Если приватизация состоялась до 1996 года, то придется обратиться к бывшему собственнику имущества или в городской архив.
Заявление о предоставлении архивной копии должно содержать:
- сведения о территориальном органе, куда подается обращение;
- фамилия, имя, отчество и адрес заявителя;
- реквизиты утраченного договора или объект недвижимости, в отношении которого заключен договор;
- причины утраты;
- основания для выдачи дубликата;
- перечень прилагающихся к заявлению документов;
- дату составления и подпись заявителя.
Договор приватизации квартиры
В Российской Федерации собственником недвижимости можно стать путем ее приватизации. Правом бесплатно получить квартиру от государства каждый гражданин РФ наделен один раз.
Чтобы оформить в собственность квартиру, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться в орган местной администрации для заключения договора приватизации. В случае утраты или при других обстоятельствах договор может быть восстановлен.
Гражданин становится полноправным собственником жилья только после госрегистрации возникшего права собственности по заключенному договору. После этого у человека появится право по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью.
В случае, когда приватизация проведена с нарушением прав граждан, она может быть обжалована в суде. Как следствие сделка (выражающаяся в виде договора) может быть признана недействительной и отменена. Тогда стороны этой сделки вернуться в состояние, в котором они находились до ее совершения (наниматель и наймодатель жилья).
Согласно п. 1 ст. 212 ГК в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. По сравнению с тем, как это было ранее, когда государственная собственность имела огромный приоритет над остальными видами собственности, законодательство Российской Федерации не ставит ни одну из форм собственности в привилегированное положение. Учитывая, что на сегодняшний день все собственники имеют на свое имущество одни и те же правомочия (владение, пользование, распоряжение) и их права защищаются равным образом, цивилисты уделяют свое внимание не формам, а субъектам права собственности.
Субъектами права собственности являются граждане, юридические лица (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений), Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Статус собственников различается кругом объектов и устанавливаемыми только законом особенностями приобретения и прекращения права собственности, а также порядка осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом.
В частной собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, кроме тех его видов, которые по закону не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, в том числе имущество, изъятое из оборота по ст. 129 ГК (например, национальные природные парки). Количество и стоимость имущества граждан и юридических лиц не ограничиваются. Ограничения могут быть установлены только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК). Конституция провозгласила возможность иметь в частной собственности землю, а также другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9, ст. 36). Однако действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр и лесов. В соответствии с гл. 17 ГК «Право собственности и другие вещные права на землю» объектом права собственности являются не все земли вообще, а конкретный земельный участок. Наряду с правом собственности на земельные участки, важными объектами права частной собственности на недвижимое имущество также являются предприятия и жилые помещения. На их приобретение (или строительство) ориентируют, в частности, нормы ЖК.
Под жилым помещением в ГК подразумеваются и квартира, и комната, и жилой дом, приспособленные для постоянного проживания, зарегистрированные в этом качестве в государственных органах, осуществляющих учет такого рода недвижимости, в том числе служебные и ведомственные, а также специализированные дома и служащие аналогичным целям помещения – общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых граждан, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др. Жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан, т. е. имеют строго целевое назначение. Граждане – наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда имеют право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений. Приватизация оформляется путем заключения с органами местного самоуправления договора о передаче жилого помещения в собственность граждан. Каждый гражданин может приватизировать жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда только один раз. Законодательством предусмотрены ограничения в приватизации жилых помещений. Прежде всего это касается служебных и аварийных жилых помещений, а также общежитий.
Приватизация является важным основанием производного приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами, с одной стороны, и служит предпосылкой прекращения на соответствующее имущество права государственной или муниципальной собственности – с другой. Согласно ст. 217 и абз. 2 и 3 подп. 7 п. 2 ст. 235 ГК государственное или муниципальное имущество может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации, и в частности Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). В соответствии с данным Законом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Возможность использования своего имущества в предпринимательской деятельности – одно из важнейших правомочий собственника. Так, индивидуальные предприниматели юридически не обособляют имущество, используемое ими для предпринимательской деятельности, от другого своего имущества. Именно поэтому все принадлежащее им имущество (за исключением, перечисленного в законе) может являться объектом взыскания со стороны любых их кредиторов.
Из юридических лиц правом собственности на имущество обладают коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. В собственности юридических лиц, в частности, может находиться имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов (взносов) участников (членов), а также произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе его деятельности (п. 3, 4 ст. 213 ГК). Юридические лица являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом (п. 2 ст. 213 ГК). Все имущество юридического лица в стоимостной оценке отражается на его бухгалтерском балансе.
Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.
Порядок формирования и режим отдельных видов имущества, принадлежащего на праве собственности конкретным юридическим лицам, устанавливается, помимо п. 3 и 4 ст. 213 ГК, другими статьями ГК о различных коммерческих и некоммерческих организациях. Например, в силу п. 1 ст. 66 ГК имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное или приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Нормы о праве собственности на имущество отдельных организационно-правовых форм юридических лиц содержат ГК (ст. 90, 99, 109, 116 и др.), законы об акционерных обществах, о производственных кооперативах, о некоммерческих организациях, об обществах с ограниченной ответственностью, о свободе совести, об общественных объединениях и др.
Следует иметь в виду что прекращению права собственности граждан и юридических лиц присущи некоторые особенности. Так, например, имущество граждан и юридических лиц может быть обращено в государственную собственность в порядке национализации на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (п. 2 ст. 235 ГК). При этом споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306 ГК).
Что такое приватизация и для чего она нужна
Объектная сфера договора дарения гораздо шире и касается не только недвижимости в жилищной сфере, но и другого движимого и недвижимого имущества.
Верно сказано, что необходимость в приватизации зависит от конкретных жилищных условий и площади. В середине девяностых многие кинулись приватизировать квартиры. В наше время эта практика перестала быть столь актуальной. А теперь те, кто приватизировал, в свое время, сталкиваются с целым рядом трудностей. Я считаю, что если есть возможность приватизировать жилье, то стоит этим воспользоваться. В будущем его всего можно будет продать и получить денежные средства. Кроме того, было бы интересно почитать основные причины отказа в привативации квартир. Спасибо!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого!
То же касается и подписания договора лицом, которое по закону еще не обладает дееспособностью. А вот в случае с согласием родителей, если никто не обратится в суд с оспариванием подобной сделки, то она является действительной.
Как восстановить договор передачи квартиры в собственность
Без договора приватизации невозможно осуществить какую-либо сделку с квартирой. В случае потери документа, его придется восстанавливать. Причем он потребуется даже в том случае, если имеется свидетельство о регистрации права собственности (или выписка из ЕГРП).
Для восстановления утраченного договора необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации (БТИ) по месту жительства.
При этом в БТИ должны обратиться все участники приватизации, вписанные в договор передачи квартиры в собственность.
После того как заявление на выдачу дубликата будет принято, утраченный документ будет выдан в течение 2 недель. Данная процедура не бесплатна. За выдачу нового договора придется заплатить пошлину по тарифу, установленному в регионе.
В связи с этим, если планируется совершение сделки с квартирой, нужно позаботиться о получении дубликата договора приватизации заранее.
Признание договора приватизации недействительным
Бывают случаи, когда при совершении такого рода сделки как приватизация жилья, могут нарушаться права граждан. Тогда возможно признание договора безвозмездной передачи квартиры в собственность недействительным.
Для признания такой сделки недействительной заинтересованному лицу необходимо обратиться в суд.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ сделка признается ничтожной в том случае, если она противоречит законодательству и тем самым нарушает его.
При этом она будет признана недействительной в силу закона, и в суде не будет необходимости рассматривать другие доказательства. Однако, в некоторых случаях для признания договора приватизации недействительным в суд придется представить доказательства. Такая сделка называется оспоримой.
Существует несколько оснований для признания договора передачи квартиры недействительным:
- Нарушены права несовершеннолетних граждан. Если такое лицо не было включено в приватизацию, либо исключено из такой сделки без разрешения органов опеки, ее можно оспорить в суде. Также нарушением является подписание договора лицом, не достигшим возраста 14 лет или лицом от 14 до 18 лет без согласия на то его родителей.
- Договор подписан недееспособным гражданином. Важно знать, что гражданин может быть признан недееспособным только по решению суда. Соответственно в качестве доказательства необходимо представить это решение.
- Участие гражданина, уже однажды использовавшего свое право на приватизацию.
- Если такая сделка совершена в отсутствие лиц, временно не проживающих в приватизированной квартире, и они не были включены в участие в такого рода процедуре. К ним можно отнести граждан, проходящих военную службу в армии и лиц, отбывающих тюремный срок.
- Если приватизация была совершена под давлением со стороны третьих лиц (например, угроза жизни или здоровью и др.).
- Для совершения сделки были предъявлены документы, содержащие сведения, которые не соответствуют действительности и иные факторы.
Итак, если имеет место быть хотя бы одно из перечисленных оснований необходимо обратиться в суд с исковым заявлением.
При этом заинтересованное лицо (истец) обязано приложить все документы, подтверждающие тот факт, на который он ссылается.
Как правило, последствия признания такой сделки недействительной будут таковы:
- возврат квартиры в собственность государства или муниципалитета;
- гражданин в некоторых случаях считается не использовавшим свое право на приватизацию (если сделка признана таковой по независящим от него обстоятельствам и без его виновных действий).