Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятия «частная территория» в российском законодательстве нет, но под данным выражением понимается недвижимое имущество, которое зарегистрировано в собственности у физлица или негосударственной организации. В этой роли может выступать жилая квартира, нежилой склад или подвал в многоквартирном доме, надел земли, как с жилыми постройками, так и без них и так далее.
Понятие охраняемого объекта
Объекты, находящиеся под охраной, перечислены в статье 1 Федерального закона «О государственной охране». К ним отнесены:
- здания, сооружения, строения, в том числе прилегающие к ним земельные участки, водные объекты, акватории, находящиеся под защитой органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, которые находятся в оперативном управлении органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, прилегающие к ним земельные участки, а также водные объекты, которые находятся в пользовании органов государственной охраны.
В зависимости от назначения охраняемые объекты бывают:
- действующими — на постоянной или временной основе там расположены объекты государственной охраны;
- резервными — объекты государственной охраны размещаются там в случае объявления чрезвычайной ситуации или военного положения;
- обеспечивающими — предназначены для размещения сотрудников органов государственной охраны, обслуживающего персонала.
Все объекты, находящиеся под государственной охраной, по степени уязвимости подразделяются на 4 группы. В зависимости от того, к какой группе отнесен охраняемый объект, определяется его техническая оснащенность. Московский Кремль — официальная резиденция Правительства РФ — отнесен к объектам 1 группы защиты.
Зависимость технической оснащенности объекта, находящегося под государственной охраной, от уровня его защиты регулируется нормативными правовыми актами ведомства, к которому относится охраняемый объект.
Понятие охраняемого объекта
Объекты, находящиеся под охраной, перечислены в статье 1 Федерального закона «О государственной охране». К ним отнесены:
- здания, сооружения, строения, в том числе прилегающие к ним земельные участки, водные объекты, акватории, находящиеся под защитой органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, которые находятся в оперативном управлении органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, прилегающие к ним земельные участки, а также водные объекты, которые находятся в пользовании органов государственной охраны.
В зависимости от назначения охраняемые объекты бывают:
- действующими — на постоянной или временной основе там расположены объекты государственной охраны;
- резервными — объекты государственной охраны размещаются там в случае объявления чрезвычайной ситуации или военного положения;
- обеспечивающими — предназначены для размещения сотрудников органов государственной охраны, обслуживающего персонала.
Все объекты, находящиеся под государственной охраной, по степени уязвимости подразделяются на 4 группы. В зависимости от того, к какой группе отнесен охраняемый объект, определяется его техническая оснащенность. Московский Кремль — официальная резиденция Правительства РФ — отнесен к объектам 1 группы защиты.
Как оформить в собственность заброшенный участок
Эксперты Кадастровой палаты рассказали, какие документы необходимы для оформления прав собственности на земельный участок, в том числе заброшенный, расположенный на территории дачного поселка, и где их можно получить.
На территории любого дачного поселка обязательно найдется поросший бурьяном заброшенный участок. Как правило, территория его настолько запущена, что кажется, будто хозяина здесь нет, и никогда не было. Руки так и тянутся забрать участок себе и «причесать», облагородить. Однако ощущение беспризорности территории – еще не повод ее занимать. Эксперты Кадастровой палаты дали рекомендации, какие документы необходимы для оформления прав собственности на заброшенный участок и где их можно получить.
Для оформления прав собственности на земельный участок необходим правоустанавливающий документ на него. В случае, когда участок «заброшен», правоустанавливающим документом может быть либо договор по гражданско-правовой сделке, например, договор купли-продажи, дарения, мены, либо соответствующий акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка. Что для этого необходимо предпринять?
Шаг 1. Попробовать найти владельца земельного участка. Если участок расположен на территории садового товарищества (СНТ), в первую очередь рекомендуем обратиться к председателю такого товарищества. У него могут быть все данные об участках, расположенных на территории СНТ, и их владельцах. Так вы сможете узнать точный адрес заброшенного участка или дома на нем и, возможно, их кадастровые номера. Далее рекомендуем заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), например, через онлайн-сервис на сайте Кадастровой палаты. В ней будет более подробная информация как об участке, так и о собственниках, и возможных обременениях при условии, если права на интересующий участок регистрировались в ЕГРН.
Предусмотренные законодательством меры ответственности за нарушение границ объекта под охраной
Проникновение на охраняемую зону лиц, которым законом не предоставлены такие права, в некоторых случаях попадает под нормы Уголовного кодекса РФ. В случаях неоднократного правонарушения за пересечение охраняемой территории виновному лицу грозит:
- штраф в размере до 500000 руб.;
- штраф в сумме дохода обвиняемого за 18 месяцев;
- ограничение свободы сроком до 24 месяцев;
- заключение на срок до 24 месяцев.
Согласно ч. 2 ст. 215.4 УК РФ более строгое наказание за проникновение на охраняемый объект устанавливается в случаях:
- совершения противоправных действий организованной группировкой или группой лиц по предварительно спланированному сговору;
- определения умышленного распространения информации, представляющей государственную тайну.
В таком случае:
- размер штрафа может доходить до 700000 руб.;
- сумма штрафа, равная доходу правонарушителя за 24 месяца;
- заключение сроком до 4 лет.
Меры наступления ответственности за пересечение границы охраняемой территории установлены Федеральным законом от 30.12.2015 №443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях».
Понятие незаконного проникновения
Согласно Закону «О ведомственной охране», к охраняемым в законном порядке объектам относятся:
Обратите вниманиеСуществует несколько способов незаконного проникновения — это вторжение через окно, проникновение со взломом и другие. Однако если злоумышленники проникли в помещение, воспользовавшись доверием хозяев или путем обмана — состава преступления нет, т.к. предполагается, что вторжение произошло с согласия хозяев.
Признаки проникновения на охраняемый объект
Государственное высшее учебное заведение «Национальный горный университет», Украина
Охраняемый объект. Способы проникновения нарушителей на охраняемый объект.
Охрана объекта является сложным интегрированным процессом. Это комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение непрерывности работы объекта, сохранности его материальных ценностей, безопасности персонала объекта.
Чтобы эффективно противодействовать угрозе проникновения нарушителя в охраняемое помещение следует определить, что может представлять наибольший интерес для нарушителя и должно защищаться в первую очередь, пути возможного проникновения нарушителя на объект, информация, которой может располагать нарушитель об организации системы защиты предприятия, технические возможности нарушителя.
Такая совокупность полученных оценок называется «моделью» нарушителя. Эта модель, наряду с категорией объекта, служит основой для выбора методов организации охраны объекта, определяет сложность и скрытность применяемых технических средств охранной сигнализации и телевизионного наблюдения, варианты инженерно-технической защиты, кадровый состав службы охраны.
В зависимости от типа нарушителей проникновение на объект будет осуществляется по разному — менее грамотно или более грамотно (ухищренно), используя различные условия, способствующие проникновению.
Способы проникновения нарушителей на объект:
· разбитие окна, витрины, остекленной двери или других остекленных проемов;
· взлом двери, перепиливание (перекус) дужек замка и другие способы проникновения через дверь;
· пролом потолка, подлежащего блокировке;
·
пролом капитального потолка, не подлежащего блокировке;
· пролом стены, подлежащей блокировке;
· пролом капитальной стены, не подлежащей блокировке;
· пролом (подкоп) капитального пола, не подлежащего блокировке;
· пролом (подкоп) пола, подлежащего блокировке;
· проникновение через разгрузочный люк;
· проникновение через вентиляционное отверстие, дымоход или другие строительные коммуникации;
· проникновение подбором ключей;
· оставление нарушителя на объекте до его закрытия;
· свободный доступ нарушителя на объект в связи с временным нарушением целостности здания из-за влияния природно-техногенных факторов или в период проведения ремонта;
· отключение электроэнергии на объекте, в районе, городе;
· постановка нарушителем помех ТСО на объекте;
· постановка нарушителем помех в канале связи объекта с охраной;
· предварительный вывод из строя ТСО на объекте;
· предварительный вывод из строя канала связи объекта с охраной;
· предварительный сговор нарушителя с персоналом объекта;
· предварительный сговор нарушителя с персоналом службы охраны объекта;
· создание и использование многих других условий для проникновения на охраняемый объект, например: использование дрессированных животных и птиц, специальных технических средств обхода ТСО, специальных технических средств для предварительного изучения объекта и т.д.
Наиболее распространенной «моделью» нарушителя является «неподготовленный нарушитель», т.е. человек, пытающийся проникнуть на охраняемый объект, надеясь на удачу, свою осторожность, опыт или случайно ставший обладателем конфиденциальной информации об особенностях охраны. «Неподготовленный нарушитель» не располагает специальными инструментами для проникновения в закрытые помещения и тем более техническими средствами для обхода охранной сигнализации. Для защиты от «неподготовленного нарушителя» часто оказывается достаточным оборудование объекта простейшими средствами охранной сигнализации и организация службы невооруженной охраны.
Более сложная «модель» нарушителя предполагает осуществление им целенаправленных действий, например, проникновение в охраняемые помещения с целью захвата материальных ценностей или получения информации. Для крупного учреждения наиболее вероятной «моделью» является хорошо подготовленный нарушитель, возможно действующий в сговоре с сотрудником или охранником.
В зависимости от поставленных целей злоумышленник создает те или иные условия для проникновения на объект и в его помещения, пользуясь теми или иными контактными или бесконтактными способами проникновения.
К контактным способам совершения враждебных действий относятся:
1. Контактное проникновение на объект охраны:
— несанкционированное проникновение на территорию ОО;
— проход на основе маскировки;
— установка средств негласного слухового, визуального, электромагнитного и др. наблюдения.
2. Контактное нарушение целостности или характера функционирования объекта:
— нарушение линий жизнеобеспечения ОО;
— физическая ликвидация потенциала ОО;
— затруднение штатного режима функционирования объекта.
Наступление уголовной ответственности
Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.
Если на охраняемой территории не установлен пропускной режим, самовольное проникновение в эту зону не расценивается как уголовно наказуемое независимо от того, каким способом оно реализовано (обманным или насильственным). При этом преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.
Комментарий к Статье 20.17 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения состояния защищенности интересов личности, общества и государства.
2. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект.
Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» устанавливается понятие охраняемого объекта. Это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств.
Самовольным считается проникновение, осуществленное без разрешения.
3. Субъектом правонарушения являются граждане.
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, органов ведомственной охраны, внутренних войск.
6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.
Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект согласно ст. 20.17 КоАп РФ
Объектом преступления ст.20.17 является общественная безопасность. Субъект правонарушения – дееспособные граждане.
За самовольное проникновение на охраняемый объект виновному грозит:
- административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудия, которое было использовано при проникновении, а также ауди- и видеоаппаратуры;
- штраф аналогичного размера, но без конфискации орудия.
Если же проникновение было осуществлено на подземное или подводное сооружение, охрана которого выполняется ведомственной или государственной охраной (исключением являются правонарушения, не имеющие признаков уголовного преступления):
- административный штраф в сумме от 5000 до 200000 рублей с конфискацией предметов, которое использовалось, а также ауди- и видеоаппаратуры;
- штраф такого же размера, но без конфискации;
- административный арест, срок которого не может превышать 15 суток с конфискацией орудия проникновения или без него.
Дела о таком правонарушении выносятся на рассмотрение начальников территориальных управлений внутренних дел, территориальных отделений милиции и начальников линейных управлений.
Пример из практики. Гражданин Петров А.М. 30 мая 2020 года, пребывая на станции метрополитена, проник в помещение, допуск в которое разрешен исключительно сотрудникам. При этом он вел видеосъемку в помещении. На призывы персонала покинуть помещение, Петров не реагировал. Он покинул помещение только после прибытия сотрудника линейного отдела милиции. Петров понес наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Видеокамера также была изъята.
Незаконное проникновение на охраняемый объект
1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние:
- а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, —
Комментарий к ст. 215.4 УК РФ
1. Основной объект преступления — общественная безопасность в установленной законом сфере функционирования подземных или подводных объектов, охраняемых в соответствии с законодательством РФ ведомственной или государственной охраной. Дополнительный объект — интересы государства в сфере предотвращения угроз распространения сведений, составляющих государственную тайну (ч. 2).
2. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Таким законом является Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне», в соответствии с которым к государственной тайне относятся сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может принести ущерб безопасности и интересам РФ.
3. Объективная сторона преступления выражается в действиях, связанных с незаконным проникновением на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, совершенным неоднократно.
Понятие неоднократности дано в примечании к комментируемой статье, согласно которому проникновение на указанные в настоящей статье объекты признается неоднократным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством РФ порядка лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Исходя из текста Закона под аналогичным деянием следует понимать нарушение пропускного режима охраняемого объекта, за которое административная ответственность установлена ч. 2 ст. 20.17 КоАП, в соответствии с которой наказуемо самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, если это не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 215.4 УК лишь в том случае, если оно совершает административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.17 КоАП, во второй раз и если оно до этого ранее привлекалось к административной ответственности за такое административное правонарушение. Кроме этого необходимо, чтобы ко времени привлечения лица к уголовной ответственности ранее вынесенное судебное постановление о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.17 КоАП, вступило в законную силу. Это следует из требований ч. 2 ст. 1.5 КоАП о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, и ст. 31.1 КоАП, определяющей порядок вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.
Срок, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, установлен ст. 4.6 КоАП, согласно которой лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Ведомственная охрана — совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. Ведомственная охрана осуществляет защиту объектов, указанных в ст. 8 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране». Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (см. ст. ст. 1, 8 Федерального закона «О ведомственной охране»).
Государственная охрана — деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасности и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. Охрану и защиту охраняемого объекта органы государственной охраны осуществляют самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности (см. ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране»).
4. Состав преступления формальный, считается оконченным с момента незаконного проникновения на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, совершенного неоднократно. Незаконным проникновением следует признавать действия виновного лица, проникшего самовольно на такой объект, не имея на это права и вопреки установленному законом порядку, с нарушением пропускного режима. Проникновение означает тайное или открытое фактическое вторжение виновного лица на подземный или подводный объект или с помощью различных приспособлений или орудий. Пропускной режим — это комплекс мер, осуществляемых органами ведомственной или государственной охраны самостоятельно или совместно с владельцем (пользователем) охраняемого объекта и связанных с организацией доступа на охраняемый объект, передвижением физических лиц, ТС, проносом, провозом, выносом и вывозом вещей (грузов). Незаконным признается проникновение лишь на подземный или подводный объект, которые и представляют зону охраняемых объектов ведомственной или государственной охраны, т.е. территорию (акваторию), в границах которых в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия пользования.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, совершившее незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, неоднократно, т.е. во второй раз, будучи до этого подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние по вступившему в силу постановлению в период, когда это лицо считается подвергнутым административному наказанию.
7. В ч. 2 комментируемой статьи указаны квалифицирующие признаки, к которым относится то же деяние:
а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35);
б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну. Под этим следует понимать совершение виновным лицом наряду с незаконным проникновением на охраняемый объект таких действий, в результате которых создается указанная угроза, напр., составление лицом схемы, зарисовка охраняемого объекта, производство видеозаписи или фотографирование, передача с помощью технических средств какой-либо информации об окружающей обстановке на охраняемом объекте другим лицам, находящимся вне пределов этого объекта, и т.п. Если государственная тайна была фактически распространена, то ответственность может наступать в зависимости от установленных обстоятельств по ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК (см. комментарий к ним).
Наступление уголовной ответственности
Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.
Если на охраняемой территории не установлен пропускной режим, самовольное проникновение в эту зону не расценивается как уголовно наказуемое независимо от того, каким способом оно реализовано (обманным или насильственным). При этом преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.
Объективная и субъективная стороны
Объективная сторона определяется в форме действий лица, которые выражаются посредством нелегального неоднократного вторжения на территорию подземного или подводного объекта. Его охрана регулируется положением и порядком о ведомственной или государственной охране.
При нарушении установленного порядка или учинении аналогичного деяния в период действия административного штрафа вторжение квалифицируется как незаконное.
К объектам государственной охраны относятся:
- Президент РФ;
- определенные законом лица, замещающие государственные должности в РФ;
- федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие охране со стороны государства на основании закона;
- главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Указанному перечню лиц охрана предоставляется на срок действия их полномочий.
Нормативное закрепление ответственности
В УК РФ содержится 139 статья о наказании за нарушение неприкосновенности жилища. Данная статья содержит 3 диспозиции со своими объективными сторонами совершаемого противоправного действия.
Часть первая. Так преступным деянием с наименьшей санкцией в соответствии с частью 1 ст. 139 УК РФ признаётся такое, которое организовано вопреки желанию собственника владения, без применения насилия и угроз и без использования своего служебного положения. Законодатель учитывает интересы собственника, но санкция данной части незначительна. Если человек находится в помещении с позволения собственника, то исключается состав преступления.
Если преступник нарушил часть первую статьи, то к нему может быть применён органами правосудия один из нижеперечисленных видов наказания:
- преступника могут арестовать;
- на преступника могут наложить штрафные санкции;
- к преступнику могут быть применены различные виды обязательных работ;
- преступника могут направить на принудительный труд.
Санкции применимые для части первой статьи 139 в отношении штрафа суд может установить предельную сумму до 40 000 р. Размер в часах обязательных работ не может быть определён судом более 360 часов. Исправительные работы назначаются до года, арест применяется сроком не более трёх месяцев.
Часть вторая. Далее следует часть 2 статьи 139. В ней нормативно определено преступление, сопровождающееся насилием или угрозой его применения при проникновении на территорию частной собственности.
Для данного состава преступления законодатель предусмотрел наказание в виде:
- штрафа;
- исправительных работ;
- принудительных работ;
- лишения свободы.
Размер штрафа, если преступление квалифицировано по данной части статьи 139 увеличивается до 200 000 тысяч рублей, все виды работ и лишение свободы могут быть применены в пределах двух лет.
Часть третья. Должностное лицо, совершившее вторжение в дом при исполнении своих обязательств, не имея при этом законных оснований, подпадает под применение уголовного наказания в соответствии с ч. 3 ст. 139.
Санкция статьи предусматривает следующие виды наказания:
- штраф;
- лишение должности и последующего лишения прав на всевозможные должности и всевозможную деятельность. Ограничения касаются того вида деятельности, в котором был задействован преступник;
- принудительные работы;
- арест;
- лишение свободы.
Здесь присутствует наличие особого субъекта преступления и вводится особый вид карательной санкции – лишение субъекта преступления права работать в определённых должностях и аналогичных видах деятельности — от 24 до 60 месяцев. Для штрафа в данном случае установлен минимальный и максимальный размеры – от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.
Комментарий к данной статье описывает понятие жилище.
Понятие «жилище» следует рассматривать в отношении следующих недвижимых объектов:
- индивидуальная жилая постройка;
- жилое помещение для постоянного проживания;
- жилое помещение для временного проживания.
Таким образом, в комментариях к УК РФ определено, что нарушение неприкосновенности частной собственности ограничивается жилым помещением.
Самовольное попадание на частную территорию придомовой площади, например, на участок земли, расположенный вокруг дома, будет содержать иной состав преступления и квалифицироваться иными нормами Уголовного кодекса.
Необходимая оборона – возможно ли её использовать
Неприкосновенность жилища является конституционной основой, как и тайна частной жизни и неприкосновенность имущества, а также личности.
Зачастую совершая вторжение в дом, преступник стремится к совершению иных деяний, например, кражи, причинения физического вреда самому проживающему гражданину или хищению. В связи с этим представляется необходимым отнести подобное преступление к нормам «с двойной превенцией». Это значит, что совершая это преступление, создаётся благоприятная обстановка для дальнейшего нарушения закона.
Последствия несанкционированного проникновения в дом всегда негативны, потому что происходит нарушение конституционного строя.
Открытым остаётся вопрос о пределах применения права на необходимую оборону в случае внезапного вторжения в дом. Особого внимания для разбирательства в пределах обороны и возможности применения таковой требует обращение к Федеральному закону «О полиции». Именно в нём даётся право на применение оружия сотрудниками полиции в случае попытки нападения на частное жилое помещение, помещения государственных органов и различных организаций вооружёнными преступными элементами или группой преступников.
Для применения пределов необходимой обороны нужно отграничить два действия.
- Когда посягательство началось и закончилось.
- Будет ли применяемый способ необходимой обороны отвечать требованиям неправомерного причинения вреда преступнику.
Первое действие правомерно только в тот момент, когда преступное посягательство началось – происходит взлом дверей, окон, ворот гаража, и оно будет длиться до того момента, когда действия преступника связаны с противоборством от покидания дома.
Если совершено проникновение в жилище, то в таком случае к преступнику может применяться насилие при задержании.
Ответственность по КоАП РФ
За проникновение на охраняемый объект в административном кодексе существует статья 20.17. Объектом этого преступления является общественная безопасность, а субъектом – дееспособный гражданин в возрасте от 16 лет.
В качестве наказания по этой статье установлен штраф на сумму от 3 до 5 тысяч рублей. Дополнительно могут конфисковать орудия, включая аудио и видеоаппаратуру, которые применялись для проникновения на объект.
В случае проникновения в подземные и подводные сооружения, которые находятся под ведомственной охраной, нарушителю грозит:
- штраф на сумму от 5 до 200 тысяч рублей;
- дополнительно к штрафу конфискация орудий проникновения;
- арест до 15 суток с конфискацией орудий проникновения.
Рассматривают подобные правонарушения начальники территориальных управлений внутренних дел, отделений милиции и линейных управлений. В случае отсутствия признаков преступления в действиях нарушителя охраняемой зоны объекта, он может избежать ответственности.