Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение физ силы сотрудником полиции регламентируется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.
Когда применение физической силы разрешено
Главный принцип применения физического воздействия полицией: только если другие методы — не силовые — не обеспечивают выполнения функциональных обязанностей.
То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:
- при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
- во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
- если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Статья 7. Беспристрастность
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Преодоление противодействия
Предусмотренные в ФЗ № 3 права сотрудников полиции реализуются в целях исполнения обязанностей, на них возложенных. Так, служащий для пресечения противоправного поведения может выдвинуть гражданину определенные требования. Применение силы обуславливается в таких ситуациях бездействием лица. Оно выражается в неисполнении законных требований служащего. Необходимость применить силу возникает, к примеру, в случае отказа гражданина:
- Обеспечить доступ к другим лицам, предметам или документам.
- Проследовать в служебное помещение ОВД, остановиться или покинуть определенное место.
- Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, объект, в транспортное средство и пр.
Вместе с тем нельзя считать оправданным применение силы в случае отказа субъекта от дачи объяснений, проведения ревизии деятельности предприятия и пр.
Неповиновение может выражаться в форме, указывающей на явное неуважение к должностным лицам, обеспечивающим общественный порядок.
В каких случаях полицейский получает право использовать служебное огнестрельное оружие
Не зная принципов законодательства, регулирующего работу полиции, можно ошибочно подумать, что оружие выдается сотруднику полиции и он свободно может применять его, как это нередко показывают в большинстве фильмов на криминальную тематику. В отличие от фильмов, в реальной жизни на применение силы или спецредств, а тем более огнестрельного оружия, существует немало ограничений, которые полицейскому при несении службы предписывает строго соблюдать Закон «О полиции». В России, кроме этого закона, использование оружия полицейским, правила ношения и порядок применения спецсредств и оружия, регулируются также конституционными законами РФ. К тому же для несения полицией служебных обязанностей могут использоваться исключительно огнестрельное оружие и марки и модели специальных служебных средств, указанными в Перечне, утвержденном правительством РФ.
Сотрудник полиции применил физическую силу: насколько это законно?
Ситуация, при которой сотрудники полиции могут применить при задержании или предотвращении преступления не оружие, а физическую силу, допустим, используют специальные приемы захвата или рукопашного боя, совсем не редкость. Но законно ли такое действие? Статья 18 (Закон «О полиции») право на применение физической силы полицейским во время несения службы допускает наряду с применением спецсредств и служебного оружия. Но и здесь всё не так просто.
Допускается применение физической силы полицейским (группой полицейских) при определенных обстоятельствах, только при возникновении ситуации, когда разрешено законом применять и другие методы, оружие или спецсредства.
• С целью пресечь административное правонарушение или совершаемое преступление.
• В случае сопротивления законному требованию сотрудника полиции.
• С целью задержания гражданина, совершившего преступление (административное правонарушение).
Стоит заметить, что ст. 18 закона «О полиции» указывает также на обязанность сотрудника полиции, который по роду выполнения служебных обязанностей может столкнуться с необходимостью применить силу, проходить специальную подготовку и тренировки, связанные с действиями в условиях применения силы.
Статья 4. Организация полиции.
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 7. Беспристрастность.
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть зависим от решений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Кто имеет право носить оружие?
Правительство РФ определяет свои требования по ношению, приобретению, транспортировке, хранению. В России зарегистрировано более шести миллионов нарезных охотничьих ружей и карабинов, травматических и газовых пистолетов. Для того чтобы избежать несчастных случае существуют правила оборота гражданского и служебного орудия.
Если на гражданина нападают, и он считает, что его здоровью угрожает опасность, то он может защищаться всем, что находится у него под рукой. Допустимо использование собственного оружия.
Правило ношения и транспортировки оружия и длинноствольного никто не отменял. Для перевозки разрешение не требуется. Обращаться за разрешением необходимо только в случае если перевозится пять и более стволов. Ответственность за неправильное хранение оружия так же предусмотрена. В результате халатности могут не только лишить оружия, но и взыскать штраф.
Длинноствольное гражданское орудие можно вынести из дома только при транспортировке, регистрации в органах лицензионной работы, доставки к новому месту хранения. Для этого необходимо предъявить все документы: паспорт, разрешение оформленное органами полиции.
Табельное боевое орудие выдаются сотрудникам во время работы в органах внутренних дел. Предварительно граждане должны пройти специальное профессиональное обучение. Для этого нужно сдать зачет на знание материальной части, мер безопасности при обращении с ним.
Порядок выдачи определяется инструкцией о выдачи табельного стрелкового оружия.
Выдача сотрудникам полиции производится после:
- Осмотра места для хранения и ношения;
- Прохождения аттестации по материальной части;
- Прохождения курсов стрельбы.
Служащие, получившие орудие для выполнения служебных задач должны соблюдать ФЗ о государственной защите правоохранительными и контролирующими органами.
Проверка знаний производится на основании инструкции. Зачет проводится в порядке, установленном руководителем правоохранительной службы.
Запрещена выдача табельного оружия лицам, не имеющим условий для хранения мест по службе или жительству.
В каком случае полицейскому разрешено применять?
Для применения оружия необходимо соблюдать законодательство РФ. Что необходимо делать?
- Сообщить лицам, по которым возможно применение оружия, что гражданин полицейский.
- Предупредить, что возможно применение табельного оружие.
- Разрешается сделать предупредительный выстрел в воздух.
- Согласно законодательству проведение первого выстрела не требуется, однако многие служащие предпочитают его произвести.
- Сотрудники полиции обычно действуют группой, поэтому это действие может сделать только один сотрудник. Обычно это высший по званию.
- Необходимо дать время для исполнения законного требования полиции.
В некоторых случаях применение оружия возможно и без предупреждения. Нельзя медлить, если жизни и здоровью граждан угрожает опасность.
Если необходимо применить оружие, то сначала полицейский должен достать его и приготовиться к стрельбе. Растет риск, что преступник может напасть на полицейского, поэтому вооруженный сотрудник может потребовать от лица оставаться на месте. Если после предупреждения лицо все равно пытается приблизиться,то сотрудник имеет право применять оружие.
При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:
- Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
- Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
- Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.
Применение огнестрельного оружия
Как уже упоминалось ранее, у сотрудников полиции есть право применять огнестрельное оружие. Что именно к нему относится?
- Устройство для выстрелов тонкими стрелами с проводами – они подсоединяются к телу и вызывают нейромышечный паралич.
- Пластиковые пули.
- Средство, которое стреляет пластиковыми снарядами, размер которых равен теннисному мячу. Только это устройство разгоняет снаряд до такой степени, что его удар по телу может соперничать с ударом боксера.
- Пистолет с шариками краски. Это оружие больше применяется не как усмирительное, а для выделения граждан нарушителей, чтобы они не смогли слиться с толпой. Краска из таких шариков очень трудно смывается.
Этот перечень также не является исчерпывающим и по необходимости может быть дополнен.
ФСИН разъяснила порядок применения наручников
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека получил разъяснения Федеральной службы исполнения наказаний России о правовых основах применения наручников при конвоировании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в медицинские учреждения.
В письме указано, что основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, определены Законом РФ от 27 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В соответствии со ст. 28 Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие при исполнении обязанностей по конвоированию. Согласно ст. 30 Закона наручники применяются сотрудниками для пресечения преступлений, неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья; при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу; при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании и т.д. Также сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять наручники в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».
Ответственность сотрудника полиции
Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.
В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.
Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного задержания преступника.
Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.
За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.