Заявление об уменьшении размера государственной пошлины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление об уменьшении размера государственной пошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо заявления, где описывается цена иска с расчетом необходимой суммы госпошлины, которую требуется уплатить, в связи с тяжелыми обстоятельствами заявителя, последний должен приложить и письменные подтверждения указанных обстоятельств, не позволяющих ему выплатить пошлину в полном объеме.

Порядок уменьшения размера госпошлины в суд

Конституционный Суд РФ в своих выводах не раз приводил, что отсутствие у лица, обращающегося за судебной защитой, возможности — в силу его имущественного положения — выполнить обязанность по оплате пошлины в полном размере — не должно препятствовать реализации его прав, поскольку, в случае допущения иного, наступило бы нарушение положений Конституции РФ. В связи с чем, возможность снижения платежа при подаче иска – это лучший выход решения проблемы временной неплатежеспособности, регламентируемый в современном законодательстве.

Выход из данной ситуации есть – ходатайство о снижении размера государственной пошлины, данный процессуальный документ необходимо составить и подать одновременно с подачей иска, чтобы суд принял заявление и решил вопрос с ходатайством, направленным на снижение государственной пошлины.

ВНИМАНИЕ: смотрите ВИДЕО с советами адвоката по снижению государственной пошлины, рассрочке платежа, освобождения от оплаты обязательной госпошлины в суд. Кроме того, не забывайте подписаться на канал YouTube, для возможности получать консультацию адвоката в комментариях к ролику.

Порядок уменьшения размера госпошлины в суд

Конституционный Суд РФ в своих выводах не раз приводил, что отсутствие у лица, обращающегося за судебной защитой, возможности — в силу его имущественного положения — выполнить обязанность по оплате пошлины в полном размере — не должно препятствовать реализации его прав, поскольку, в случае допущения иного, наступило бы нарушение положений Конституции РФ. В связи с чем, возможность снижения платежа при подаче иска – это лучший выход решения проблемы временной неплатежеспособности, регламентируемый в современном законодательстве.

Выход из данной ситуации есть – ходатайство о снижении размера государственной пошлины, данный процессуальный документ необходимо составить и подать одновременно с подачей иска, чтобы суд принял заявление и решил вопрос с ходатайством, направленным на снижение государственной пошлины.

Льготы по госпошлине в суд

Заявление Об Уменьшении Госпошлины Пенсионеру От государственной пошлины освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
По остальным искам имущественного характера государственная пошлина пенсионерами уплачивается. В делах о наследстве суд, обычно, охотнее идет на снижение размера госпошлины. Приложите справку о составе семьи. справку о размере пособия по безработице. В этом случае можно будет ограничится минимальным размером госпошлины 300 руб.

Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами

Госпошлина — это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора.

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Читайте также:  Новые правила рыболовства в Татарстане в 2023 году

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Нововведения при уплате госпошлины

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Читайте также:  Налоговая расчет налога на автомобиль в Москве

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

Подготовка заявления об уменьшении размера госпошлины

Кроме текста заявления с описанием цены иска, расчета подлежащей уплате суммы и жизненных обстоятельств истца, предоставляются письменные доказательства о материальном положении. Это может быть справка о доходах, справка центра занятости о том, что истец состоит на учете в качестве безработного, копия трудовой книжки.

При учете имеющегося у истца дохода учитывается также количество иждивенцев, поэтому разумно приложить копии свидетельств о рождении детей или документы других членов семьи. Если истец состоит в браке, то прикладывается справка о доходах каждого члена семьи. Возможно предоставление медицинских документов, когда истец имеет значительные расходы на получение медицинской помощи или приобретение необходимых для его жизнедеятельности лекарственных средств. Таким образом, к подготовке каждого нового заявления об уменьшении размера госпошлины необходимо подходить индивидуально.

Истец должен обосновать сумму. которую он в состоянии оплатить, хотя окончательное решение по размеру госпошлины останется за судом.

Рассмотрение судом заявления об уменьшении размера госпошлины

Заявление рассматривается судьей единолично. без проведения судебного заседания, как правило одновременно с решением вопроса о принятии искового заявления к производству суда и возбуждении гражданского дела.

При рассмотрении такого рода заявлений суд руководствуется внутренней оценкой имеющихся доказательств. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления правом или предоставления ложных сведений. Об уменьшении госпошлины будет вынесено соответствующее определение, на которую можно подать частную жалобу.

Если суд откажет в удовлетворении заявления, а истец после этого не доплатит госпошлину, исковое заявление по гражданскому делу будет возвращено истцу.

Что нужно сделать для уменьшения госпошлины

Если вы намерены просить об уменьшении размера государственной пошлины при обращении в судебные органы, то вам полезно знать, что возможность уменьшения размера госпошлины законодательно предусмотрена. Поэтому при обращении в Верховный Суд РФ, в Конституционный Суд РФ и конституционный суд субъекта РФ, в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд, к мировому судье вы можете заявить о своей просьбе.

Суд по результатам рассмотрения вашего заявления (ходатайства) может не только уменьшить размер госпошлины, но и полностью освободить вас от ее уплаты исходя из вашего материального положения.

Важным обстоятельством, связанным с уменьшением госпошлины, является то, что действующим российским законодательством процедура уменьшения размера не регламентируется. Поэтому в каждом конкретном случае судьи принимают решение самостоятельно.

Госпошлина на уменьшение размера алиментов 2019

В 2021 году гражданин Котенко В.В. обратился в судебное учреждение с исковым заявлением о снижении алиментных платежей на ребенка: вместо 25%– 15% от дохода. К исковому заявлению была приложена квитанция об оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Истец рассудил, что его исковые требования носят имущественный характер и не подлежат оценке.

Существует ряд причин, по которым алиментоплательщики принимают решение обратиться в суд с исковыми требованиями о снижении сумм алиментных платежей. Это могут быть такие причины, как: появление в семье еще одного ребенка, которому тоже требуется материальное обеспечение, тяжелая болезнь, снижение уровня доходов, потеря работы.

Рекомендуем прочесть: Мигранты в европе 2019

Как можно уменьшить размер госпошлины в суд

«. исковое заявление о взыскании долга по договору займа подлежит оставлению без движения по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения. о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
. истцу надлежало уплатить госпошлину в размере 45555 рублей. Истцом при подаче иска уплачена госпошлина в размере 2000 рублей и подано заявление об уменьшении пошлины до минимума.
Доводы заявителя о нахождении на ее иждивении престарелой матери и сына, который обучается за пределами республики, не являются бесспорным доказательством ее тяжелого материального положения, не позволяющего уплатить госпошлину в необходимом размере.
Других документов, предусмотренных положениями НК РФ и подтверждающих невозможность уплаты госпошлины в полном размере, суду истцом представлено не было.
таким образом, исковое заявление «о взыскании. » подлежит оставлению без движения, поскольку подано в нарушение требований ст. 131-132 ГПК РФ. »
Срок до 10 сентября. Получила на почте 04.09.2013.

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: кому, на сколько и когда повысят пенсию

Образец ходатайства об уменьшении размера госпошлины

Выход из данной ситуации есть – ходатайство о снижении размера государственной пошлины, данный процессуальный документ необходимо составить и подать одновременно с подачей иска, чтобы суд принял заявление и решил вопрос с ходатайством, направленным на снижение государственной пошлины.

Конституционный Суд РФ в своих выводах не раз приводил, что отсутствие у лица, обращающегося за судебной защитой, возможности — в силу его имущественного положения — выполнить обязанность по оплате пошлины в полном размере — не должно препятствовать реализации его прав, поскольку, в случае допущения иного, наступило бы нарушение положений Конституции РФ. В связи с чем, возможность снижения платежа при подаче иска – это лучший выход решения проблемы временной неплатежеспособности, регламентируемый в современном законодательстве.

Как добиться отсрочки по уплате госпошлины или даже «сэкономить» на ней при обращении в арбитражный суд

Олег Москвитин, старший юрист Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»

Редкая компания не столкнулась в последние год-полтора с неисполнением обязательств со стороны контрагентов. Многие в полной мере ощутили и возросшее рвение фискальных органов в борьбе с дефицитом бюджета. Далеко не всегда спорные ситуации могут быть урегулированы в мирном порядке, и тогда компании приходится обращаться за защитой в арбитражный суд. Однако судебная защита не беспошлинна, и возбуждение нескольких (а порой – десятков) дел способно ввергнуть корпорацию в существенные незапланированные издержки. Это руководство посвящено тому, как сэкономить на государственной пошлине или хотя бы отсрочить момент расплаты с бюджетом.

1. Проверьте, есть ли однозначные основания для уменьшения судом размера госпошлины или предоставления отсрочки по ее уплате

Для начала несколько слов о «цене вопроса». Размеры государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в арбитражные суды, установлены статьями 333.21, 333.22 НК РФ. Согласно этой статье величина пошлины по иску имущественного характера (взыскание долга по договору и др.) напрямую зависит от цены иска, но не может превышать 100 000 рублей. В таком же размере оплачиваются требования о возврате денежных средств (налогов, штрафов) из бюджета. Государственная пошлина за рассмотрение неимущественных исков (например, исков о признании права собственности на что-либо), а также заявления о признании незаконными актов и действий органов государственной власти определена в твердой сумме – 2000 рублей за каждое требование. Если одновременно заявляются несколько требований (например, имущественное и неимущественное), то размер государственной пошлины определяется по каждому требованию отдельно, а затем получившиеся величины суммируются.

Если после прочтенного вы как настоящий финансовый директор все еще считаете, что госпошлина также может быть предметом «снижения костов», давайте посмотрим, какие инструменты нам предлагает для этого закон. Согласно упомянутой статье 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей уплате им государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Предоставление отсрочки

Отсрочка или рассрочка выплаты госпошлины предоставляется волею суда и предполагает, что внесение суммы произойдет через некоторое время.

Желательно чтобы гражданин указал период выплаты платежа ко времени вынесения решения суда. В таком случае, при вынесении решения в пользу истца, обязанность по выплате ляжет на ту сторону, которая проиграла дело.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Заявление о предоставлении отсрочки направляется лишь в той ситуации, когда на то есть основания. Одновременно с заявлением заявителю нужно приложить документы, которые подтвердят финансовое положение или другие основания, по которым платеж не должен быть произведен.

Основанием для предоставления отсрочки может быть сложное финансовое положение человека, вызванное:

  • Временной нетрудоспособностью, которая вызвана продолжительной болезнью;
  • Полной потерей трудоспособности;
  • Проходящей процедурой банкротства;
  • Наличием у человека материального ущерба, вызванного стихийными бедствиями или катастрофическими явлениями;
  • Маленькая зарплата.

Нужно учесть, что существует ряд причин, которые не будут являться основанием для отсрочки.

К таковым можно отнести:

  • Несовершеннолетние дети-иждивенцы;
  • Долговые обязательства, в частности, взыскиваемые с помощью судебных приставов;
  • Отсутствие постоянного дохода;
  • Отсутствие у гражданина какого-либо имущества;
  • Серьезное влияние окажет величина получаемого дохода.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *