Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы ГИБДД 2023 за страховку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2022 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2022-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
Повышение акцизов на топливо и автомобили с 1 января 2023
Согласно поправкам в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 321-ФЗ), утверждена индексация ставок акцизов на топливо и автомобили с 1 января 2023 года.
Акцизы на легковые автомобили:
- с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно — 55 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.);
- с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 150 кВт (200 л. с.) включительно — 531 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.);
- с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л. с.) и до 225 кВт (300 л. с.) включительно — 869 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.);
- с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л. с.) и до 300 кВт (400 л. с.) включительно — 1 482 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.);
- с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л. с.) и до 375 кВт (500 л. с.) включительно — 1 534 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.);
- с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л. с.) — 1 584 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.).
Штраф за невписанного в страховку водителя
По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.
Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.
Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.
ДТП с просроченной страховкой
Просроченный полис ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии приравнивается к его отсутствию. Поэтому автовладелец будет привлечен к административному взысканию в любом случае: является он виновником или пострадавшим при ДТП. Сотрудники ДПС сделают отметку в протоколе об отсутствии документа.
Обратите внимание!
Если страховка отсутствует у пострадавшего при аварии, то юридические вопросы, связанные с взысканием средств со страховой кампании виновного, придется решать самому гражданину.
Порядок действий будет определяться Гражданским кодексом: согласно статье 1064 ущерб, который понес гражданин, должен быть возмещен в полном объеме, но обязанность по возмещению данных убытков может быть возложена на третьих лиц.
Это означает, что когда пострадавший в транспортном происшествии оказался без действующей страховки, он самостоятельно в досудебном или судебном порядке взыскивает со страховой компании нарушителя правил дорожного движения денежную компенсацию.
Страховой полис оказался просроченным или отсутствовал у виновника аварии — также будет действовать статья 1064 Гражданского кодекса, обязывающая гражданина покрыть понесенные убытки. В рамках досудебного соглашения или в процессе разбирательства в суде виновный в аварии будет компенсировать расходы в связи с аварией не пострадавшему, а его страховой.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО
Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2022 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.
Штраф без полиса ОСАГО в 2022 году не выписывается таким категориям граждан:
- Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
- Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
- Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
- Владельцы прицепов для легковых автомобилей.
Случаи, когда штраф можно оспорить
В некоторых случаях привлечение к ответственности за езду без страховки неправомерно. Если водитель не согласен с тем, что допустил правонарушение, он вправе отразить соответствующее мнение при составлении протокола. Впоследствии судебное постановление, принятое по данному поводу, можно оспорить в течение 10 дней от даты подписания решения суда.
Дата будет указана в уведомлении, направленном автовладельцу.
Решение о назначении штрафных санкций необоснованно при следующих обстоятельствах:
- машиной управляет иностранный гражданин, оформивший зеленую карту, — этот документ освобождает иностранцев от полиса ОСАГО, предоставляя временную гражданскую защиту;
- речь идет о новом автомобиле, купленном не больше десяти дней назад — этот срок законодательство предоставляет владельцу для заключения договора автогражданки; дата сделки купли-продажи указана в соответствующем соглашении, которое водитель обязан иметь при себе;
- у водителя есть сканированная копия электронного полиса.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021 году — изменения в КоАП
Никто не застрахован от такой беды, как ДТП. Случится это может с каждым, но что ожидает тех водителей, которые игнорируют закон, и осуществляют управление авто без ОСАГО?
Стоит отметить, что сумма за нарушение, которую выставят водителям, многократно нарушающим закон и попавшим в ДТП, будет увеличена. К тому же весь ущерб ляжет на ваши плечи, даже если виновником аварии будете не вы. Также есть огромная вероятность, что водителя будет ждать лишение прав, сроком на три года.
Давайте поговорим о том, какой штраф за вождение без страховки существует в разных странах. Ниже мы привели несколько развитых государств, где наказание является довольно внушительным.
США
В США можно отказаться от автострахования, вот только платить все равно придется. Для этого необходимо доказать свою платежеспособность, после чего властям выплачивается 500 долларов. Если водитель США будет осуществлять езду без страховки там, где она предусмотрена, вместо штрафа ему может грозить тюремное заключение.
Законодательство уже несколько лет практикует поощрение своевременной оплаты большинства автомобильных штрафов. В 2021 году продолжит действовать так называемая «скидка» на оплату штрафа в течение первых 20 дней.
В таком случае, размер штраф за отсутствие страховки составит 400 рублей, а за просроченный договор или ошибки в нем — 250 рублей.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Мо��кве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Ситуация, когда ехать надо, страховка есть, но конкретный водитель в неё не вписан возникает очень часто. В ПДД указан следующий перечень документов, которые должны быть у водителя транспортного средства:
- Водительское удостоверение
- Документы на транспортное средство
- Полис ОСАГО (если обязанность установлена федеральным законом)
Казалось бы полис есть – можно двигаться. Но это не так.
Важно! По обязательному страхованию страхуется не автомобиль, а ответственность конкретно того, кто за рулём.
Что это. ОСАГО — страхование для автомобилиста. Страховой полис поможет возместить ущерб, если произошла авария. До того как полис ОСАГО стал обязательным, виновнику ДТП приходилось выплачивать ущерб пострадавшему из своего кармана. Теперь это делает страховая компания.
Сколько стоит. Цена зависит от нескольких факторов:
- мощность авто;
- регион регистрации;
- стаж и возраст водителя;
- число аварий, в которые попадал водитель.
Например, для автомобиля «Хендай Солярис» мощностью 123 л. с. из Челябинска, при стаже владельца в 2 года, цена полиса — около 7000 рублей за год. Если представить, что мощность этой же машины можно увеличить до 150 л. с., цена полиса возрастет до 9500 рублей.
Как получить. Это зависит от возраста машины:
- на машину старше 4 лет купить полис просто так нельзя — нужно пройти техосмотр. Это проверка всех узлов и агрегатов машины на работоспособность и соответствие стандартам, принятым в России. В результате проверки выдадут диагностическую карту — с ней нужно будет обратиться к страховщику.
- на машине до 4 лет проходить техосмотр не нужно — достаточно обратиться в страховую, которая имеет право продавать полисы.
Перед покупкой полиса проверьте, не мошенник ли продавец. Для это найдите страховую в списке на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
С начала 2021 года полис также можно купить и оформить онлайн. После покупки гражданин получает на электронную почту файл — электронный аналог бумажного полиса. Такой документ называют «Е-ОСАГО». О том, как это сделать, у нас есть отдельная инструкция.
Когда штраф за езду без полиса ОСАГО не выписывается
Для ТС с иностранной регистрацией и «Зеленой картой». «Зеленая карта» — это аналог полиса ОСАГО, но действует он в 48 странах. Полис понадобится, если водитель попал в ДТП на территории чужой страны. По такой карте, как и по полису ОСАГО, пострадавшему выплатят компенсацию. Список компаний, которые продают «Зеленые карты» в России, есть на сайте РСА.
Если у иностранного водителя, который приехал в Россию, есть такой документ, штрафовать его за отсутствие полиса ОСАГО нельзя.
Если с момента приобретения авто не прошло 10 дней. Закон позволяет ездить без регистрации и страховки 10 дней со дня покупки авто. Дату можно посмотреть в договоре приобретения машины.
Зачем покупать полис ОСАГО?
Ни один автомобилист, даже самый опытный, не застрахован от попадания в ДТП. Именно для этих целей законодатели создали полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Он нужен, чтобы защитить водителей от материальных затрат в случае ДТП.
Имеющий страховку ОСАГО виновник ДТП будет сам ремонтировать свой автомобиль, однако ему не придется тратить деньги на возмещение ущерба пострадавшему – это сделает страховая компания. Пострадавшая в ДТП сторона гарантировано получит страховое возмещение, и не придется взыскивать убытки с виновника аварии через суд (это в теории, а на практике иногда водители вынуждены судиться). Однако у страховки ОСАГО есть и ограничения. Максимально по ОСАГО можно получить на восстановление автомобиля до 400 тысяч рублей. Если ремонт обошелся дороже, то далее взыскивать средства надо уже с виновника аварии.