Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?
Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.
Первый перерыв после начала управления автомобилем
Было: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.
Длительность перерыва
Перерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Продолжительность ежедневной работы
Ежедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.
В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2022
Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:
Вид деятельности | Рабочее время |
---|---|
Ежедневный медосмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не засчитывается |
Вождение | 2 часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Итог | 8 часов |
Порядок ввода тахографа в эксплуатацию и режимы его работы
Установка тахографа обеспечивает непрерывную регистрацию не поддающейся корректировке информации о режимах движения (маршруте и скорости) транспортного средства, отдыха и труда управляющим им лиц. Оснащение бортовым оборудованием с блоком СКЗИ (программно-аппаратного криптографического средством защиты информации, обеспечивающим её хранение и ограниченный доступ к данным) производится в порядке, регламентированном правилами обслуживания тахографов, закрепленными в постановлении Правительства РФ №1213 от 20.11.2012 года.
В процессе установки, за которой нужно обратиться в сертифицированный сервисный центр Санкт-Петербурга, осуществляется активация тахографа, дающая ему возможность функционировать в нескольких режимах:
- Рабочем, в течение которого регистрируется вся информация, касающаяся технических параметров транспортного средства (его скорости движения, пройденном расстоянии и маршрутах). Здесь же фиксируются и все данные относительно деятельности водителя (продолжительность времени управления и перерывов на отдых);
- Контроля, чье основное предназначение — выгрузка собранной информации для проверки работы водителя, происходящая в специальных дорожных пунктах;
- Корректировки, при котором становится возможным внесение различных изменений в данные, ранее введенные в тахограф;
- Предприятия, необходимый для владельца автотранспортной организации или конкретного ТС, осуществляющего пассажирские и грузоперевозки и используемый в целях контроля над совершением несанкционированных поездок, нарушений скоростного режима, длительностью интервалов рабочего времени и отдыха.
Каждый из режимов активируется отдельной картой, предназначенной для аутентификации и идентификации её держателя. Помимо этого, в меню цифрового тахографа существует специальный режим «OUT», включение которого означает, что транспортное средство эксплуатируется в условиях, где применение данного бортового оборудования не требуется. Однако, начиная с 1.04.2014, его активация в РФ недопустима, так как обязательное использование средств контроля предписано действующим законодательством.
Как получить гражданство рф гражданину украины 2020 для пенсионера и инвалида
Существует специальное международное соглашение между Россией и странами СНГ под названием «Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения», которым устанавливается порядок обеспечения граждан пенсией. Данное соглашение заключено еще в 1992 году. По нему пенсия выплачивается в соответствии с той, которую человек получал бы на своей родине.
А по закону «О трудовых пенсиях в РФ» иностранные граждане, которые постоянно проживают в РФ, имеют такое же право на трудовую пенсию, как и наши граждане. Таким образом, главным условием получения выплаты является постоянное и официальное проживание в стране.
Что называется официальным и постоянным проживанием? – По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» доказательством ПМЖ человека является наличие у него вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. А перечень документов для назначения трудовой пенсии прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ».
Если гражданин переехал в Россию из стран бывшего СССР, то пенсия может быть назначена и без регистрации по месту жительства, главное – наличие регистрации по месту пребывания, но при снятии с регистрации по месту проживания в прошлой стране.
Назначается выплата пенсии по месту фактического проживания пенсионера. Для этого все документы подаются в соответствующий территориальный пенсионный орган.
Возможен другой вариант – гражданин России, проработавший здесь всю жизнь, уехал жить в другую страну. Тогда если, между странами заключено подобное пенсионное соглашение, он будет получать ту же пенсию, на которую мог рассчитывать в РФ. Эти договора заключены с Испанией, Беларусью, Латвией и Болгарией.
Выплаты по принципу территориальности назначаются гражданам Казахстана, Украины, Армении, Туркмении, Румынии, Венгрии, Молдовы, Монголии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Грузии, Эстонии.
Получение пенсии при приобретении российского гражданства
В последние годы большое количество советских пенсионеров переезжают жить в Россию. И в связи с этим все более популярным становится вопрос о назначении пенсии в РФ иностранным гражданам, переезжающим в Россию на ПМЖ.
Только что приехавшему в Россию гражданину, конечно, хочется рассчитывать на социальную и материальную поддержку государства.
И в первую очередь, хочется видеть эту поддержку в официальных выплатах, таких как пенсия.
Россия предоставляет пенсионные выплаты прибывшим в Россию на ПМЖ гражданам, если выполняются основные условия предоставления пенсий и есть соответствующие документы.
О том, соблюдения каких условий достаточно и какие документы нужны для выплаты пенсии, вы узнаете из данной статьи.
Существует специальное международное соглашение между Россиией и странами СНГ под названием «Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения», которым устанавливается порядок обеспечения граждан пенсией. Данное соглашение заключено еще в 1992 году. По нему пенсия выплачивается в соответствии с той, которую человек получал бы на своей родине.
Что называется официальным и постоянным проживанием? – По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» доказательством ПМЖ человека является наличие у него вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. А перечень документов для назначения трудовой пенсии прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ».
Как мы уже выяснили, переехавшие пенсионеры могут рассчитывать на пенсию в РФ, только если они получили вид на жительство или имеют российское гражданство. Для граждан бывших советских республик создана упрощенная система получения гражданства.
Право на пенсию по старости переселенец получает, если:
- Его страховой стаж более семи лет;
- Его индивидуальный пенсионный коэффициент равен или выше 9;
- Человек старше 55 (для женщин), 60 лет (для мужчин).
Внимание
Пенсионный возраст может быть уменьшен, если человек трудился на вредном производстве, опасной работе, либо женщина имеет больше 5 детей.
Если дата пребывания на ПМЖ в России ограничена и имеет дату завершения, то выплаты будут производиться по эту дату.
Первое, чем нужно заняться для получения российской пенсии – собрать документы. Для оформления пенсии понадобятся:
- Паспорт, подтверждающий гражданство России, либо вид на жительство с отметкой о регистрации;
- Заявление на получение пенсии;
- СНИЛС;
- Трудовая книжка РФ;
- Выписка с лицевого счёта в системе ОПС.
Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы
Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.
Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.
Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.
Перерывы для отдыха или обеда питания
Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:
- Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
- Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
- Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.
Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».
Основные документы, регулирующие режим работы водителя:
-
Трудовой кодекс Российской Федерации;
-
Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.
Нормативные акты определяют порядок работы:
- автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
- водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.
Также необходимо составление ряда регулирующих документов:
- график работы водителя;
- правила внутреннего распорядка на предприятии;
- трудовой договор.
Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:
- ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
- ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
- Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
- Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
- Требования ЕСТР.
Для чего нужен бланк Т-12
В целях учета рабочего времени и ключевых показателей, влияющих на размер оплаты труда, работодатели традиционно используют табель по унифицированной форме Т-12, введенной в действие Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.
Искать альтернативы ей особого смысла нет: форма имеет продуманную структуру и позволяет в полной мере информативно отразить сведения, необходимые кадровику при решении задач, связанных с соответствующими видами учета.
Табель вести нужно обязательно (если не по форме Т-12, то по любой другой, что утверждена организацией-работодателем).
Если не вести, то Трудинспекция, обнаружив это, применит к работодателю строгие санкции (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
- штраф до 50 000 руб. — на юрлицо,
- до 5 000 руб. — на работодателя в статусе ИП или на должностное лицо организации.
Способы учета времени
Учет времени работы, который применяется в отношении водителей, выполняющих перевозку на грузовых транспортных средствах, может существовать в двух возможных вариациях:
- Ежедневный — в данном случае на каждые сутки установлен отдельный график. Как показывает практика, применять его для водителя международника не совсем удобно, поскольку тут невозможно учитывать сторонние факторы, которые присутствуют при таких видах перевозок (удаленность стоянок, простой на таможне и т.д.);
- Суммированный учет времени. В таком случае длительность рабочих дней на протяжении определенного периода может несколько отличаться, но в целом общее количество часов за календарный месяц не должно превышать установленные нормы. Такой способ составления графика является наиболее удобным при выполнении грузовых перевозок, особенно тех, которые относятся к международным.
Ответственность за нарушение установленных норм
В случае нарушения установленных норм в соответствии с положениями закона, регламентирующими такие показатели, как водители, так и должностные лица, по чьей вине или недостаточному контролю было допущено подобное действие, могут быть привлечены к ответственности. Регистрация автомобиля в ГИБДД? Стоит отметить, что данная ответственность в случае обнаружения факта сотрудниками ГИБДД может быть административной, но если такое нарушение привело к причинению вреда имуществу или, что еще хуже, травмам или смерти одного или более лиц, то она уже может быть уголовной.
При привлечении к административной ответственности штраф за нарушение режима может быть следующим:
- При управлении ТС без применения тахографа работники могут штрафоваться на сумму от 1000 до 3000 рублей, должностные лица и ИП — от 5000 до 10000 рублей;
- При использовании тахографа, но параллельном нарушении установленного режима работы-отдыха от 1000 до 3000 рублей. Данный штраф может применяться только в отношении водителей ТС.
Водителям, которые задействованы в перевозке грузов на большие расстояния, стоит соблюдать подобные требования и режим, установленный работодателем с учетом законодательных норм и требований. Такое действие предотвратит необходимость оплаты штрафов и, что самое главное, позволит совершать движение без опасности потерять управление ТС по причине чрезмерной усталости.
Расчет рабочего времени и отдыха работников, занятых осуществлением грузоперевозок, обязательно согласуется с нормативами, принятыми в трудовом законодательстве.
Чтобы вести контроль и учет времени, проведенного за рулем, в машинах оборудуются специальные устройства – тахографы.
В случае нарушения норм, предусмотренных приказом Минтранса, работодателю грозит штраф в размере 1-3 тысяч рублей, вне зависимости от формы организации – частный предприниматель или юрлицо. Исключение – перевозки, организуемые частными лицами, с использованием личного грузового транспорта, где не действуют требования трудового законодательства. Однако, схожий график управления транспортным средством рекомендуется применять и в частных целях, как оптимальный вариант организации грузоперевозки с учетом активности и усталости водителя.
Крайне не рекомендуется нарушать установленные нормы, так как их несоблюдение может привести к печальным последствиям, возникновению аварийных ситуаций из-за усталости и невнимательности водителя.
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Разделение рабочего времени на части
Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.
Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:
- трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
- пяти часов для остальных водителей.
При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.
Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.