Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 333.12 НК РФ — Налоговые ставки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
-
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
-
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
-
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
-
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Особенности калькуляции ВН на 2022 г.: основные применяемые формулы
Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.
Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.
Формулы,
для целей |
применяемые калькуляции | ||
действительной ставки |
квартального ВН при заборе воды для продажи |
квартального ВН по водоснабжению населения |
квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды |
базовая ставка * множитель | показатель объема забора воды (иное) * ставка | объем забора воды * 141 рубль. |
лимит * ставка * 1,1 |
Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.
Новый налог на воду, а новый ли он?
Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:
Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.
Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.
Плательщики и объект налогообложения
Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.
Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.
Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:
- забор воды из водных объектов;
- использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
- использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
- использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
Не подлежат налогообложению 15 объектов:
- забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
- забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
- забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
- забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
- использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
- забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
- использование для охоты и рыболовства;
- использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
- использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
- использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
- забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
- использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
- заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
- использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
- пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:
- при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
- при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
- при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
-
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
-
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
-
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
-
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Кто платит налог на воду?
Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?
Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.
Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е. необходимо получить соответствующую лицензию, поставить счетчики, на основании которых будет производиться оплата потребляемой воды (подробнее читайте в нашей статье: «Лицензия на скважину в СНТ в 2020 году»).
Однако в принятом законе нет ни слова о скважинах и колодцах, расположенных на участках, находящихся в собственности или личном пользовании граждан.
Конечно, если на вашем участке находится скважина, с помощью которой вы добываете подземные воды для их последующих бутилирования и продажи, за такое использование недр придется заплатить. За использование же подземных вод для собственных нужд на территории личного участка по-прежнему платить не надо.
Примеры отражения операций в бухгалтерском учете
Пример №1
ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.
Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:
Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.
Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.
Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.
Пример №2
ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?
Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.
Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.
Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.
Водный налог 2021: ставки
При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские. К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ). Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).
Таблица 1
Экономический район | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Северный | 32,16 |
Северо-Западный | 33,96 |
Центральный | 30,84 |
Волго-Вятский | 29,04 |
Центрально-Черноземный | 30,12 |
Поволжский | 30,48 |
Северо-Кавказский | 34,44 |
Уральский | 32,04 |
Западно-Сибирский | 30,24 |
Восточно-Сибирский | 28,2 |
Дальневосточный | 31,32 |
Калининградская область | 30,84 |
Море | Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Балтийское | 33,84 |
Белое | 27,72 |
Баренцево | 30,72 |
Азовское | 44,88 |
Черное | 49,8 |
Каспийское | 42,24 |
Карское | 15,72 |
Лаптевых | 15,12 |
Восточно-Сибирское | 15 |
Чукотское | 14,04 |
Берингово | 26,16 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) | 29,28 |
Охотское | 35,28 |
Японское | 38,52 |
Ставки водного налога
Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).
Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.
С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.
Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:
- 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
- 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
- 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.
С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2021 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.
Ставки налога на воду см. в материале Каковы ставки водного налога на 2021 год.
С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.
Какие могут быть налоговые ставки водного налога
Важно!
Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщика из природных недр.
Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:
- принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
- экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
- вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).
Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).
Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
- До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
- С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
Водный налог в 2021 году для юридических лиц изменения
При использовании определенной надводной акватории ставка водного налога на 2021 г. следующая:
Экономический район | Ставка (тыс. руб. в год за 1 кв. км) |
Северный | 32.16 |
Северо-Западный | 33.96 |
Центральный | 30.84 |
Волго-Вятский | 29.04 |
Центрально-Черноземный | 30.12 |
Поволжский | 30.48 |
Северо-Кавказский | 34.44 |
Уральский | 32.04 |
Западно-Сибирский | 30.24 |
Восточно-Сибирский | 28.2 |
Дальневосточный | 31.32 |
Калининградская область | 30.84 |
Новое в водном налоге в 2021 (последние новости)
При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.
Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени. При этом объем определяется следующим образом:
- При наличии счетчиков – по его показаниям, которые фиксируются в специальных документах;
- При отсутствии счетчиков – исходя из особенностей оборудования, времени их применения и производительности.
Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.
В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.
Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.
Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:
- 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
- Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
- До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
- С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».
Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.
Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).
Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.
Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.
Водным налогом не облагается использование воды:
- для тушения пожаров;
- ликвидации стихийных бедствий;
- нужд сельского хозяйства.
Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.
Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.
В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.
Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.
НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.
Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».
Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.
Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:
- по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
- если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
- при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.
Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:
- для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
- а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.
Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.
Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.
Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.
Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.
ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.
Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».
Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.
Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.
За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».
С 2021 года сильно ужесточатся меры для лицензирования скважин. Вместе с этим появится и налог на грунтовые воды. Нововведение потребовалось для того, чтобы урегулировать эксплуатацию природных ресурсов страны. По большей части, изменения в действующем законодательстве коснутся артезианских скважин, которыми пользуются собственники участков, принадлежащих садоводческим товариществам.
Несмотря на то, что такие источники и раньше подлежали лицензированию, контроль за обстановкой не осуществлялся. Без нового законопроекта запасы природной воды в скором времени начали бы истощаться и приходить в негодность.
Во время же обязательного лицензирования ответственные органы осуществляют работу, которая позволяет добывать жидкость безопасно и для людей, и для окружающей среды. Несмотря на то, что обязательным получение разрешения станет лишь в следующем году, оформить его рекомендуется в этом, поскольку сейчас процедура лицензирования сильно упрощена. К тому же, до конца 2021 года она не требует уплаты государственной пошлины.
Перед тем как говорить о том, кому придется платить налог на подземные воды с 2021 года, вспомним, как именно можно осуществлять забор жидкости из недр.
- Артезианская скважина. Как правило, такой метод применяют в садоводческих товариществах. В этом случае забор воды осуществляется на глубине 50 метров. Артезианский источник подлежит лицензированию.
- Колодцы “на песок”. Ресурс добывается на глубине всего 30 метров. Срок пользования такой скважины составляет 15 лет. Лицензия не требуется.
- Колодцы. Вода добывается из верхних слоев на глубине не более 5 метров. Срок эксплуатации такого источника значительно меньше. Способ не нуждается в лицензировании.
- Промышленные скважины. Эксплуатируются только для коммерческих целей. Забор жидкости осуществляется на глубине от 400 до 1000 метров. Подлежит обязательному лицензированию.
Таким образом, лицензия необходима только в том случае, если забор природного ресурса осуществляется на большой глубине. То есть налог на воду с 2021 года предусмотрен при соблюдении следующих условий:
- источник подлежит обязательному получению лицензии;
- забор природного ресурса осуществляется в коммерческих целях;
- источник жидкости — часть центрального водоснабжения;
- скважина состоит на учете Госбаланса полезных ископаемых.
Резюмируя все вышесказанное, делаем вывод, что от налога на воду из скважины освобождаются физические лица, которые:
- осуществляют забор жидкости на глубине не более 30 метров;
- в сутки используют не более 100 кубометров природного ресурса;
- используют жидкость только для личных нужд;
- не пользуются ресурсами центрального водоснабжения.
До конца 2021 года все еще будет актуальной упрощенная схема оформления документации для получения лицензии на использование подземных вод. Так называемая “водная амнистия” дает возможность физическим лицам и владельцам водозаборов на территории СНТ лицензирования на более мягких условиях. Для вышеперечисленных граждан до окончания года отменены:
- уплата государственной пошлины, размер которой составляет 7500 рублей;
- необходимость в заказе геологоразведочных работ;
- необходимость проведения экспертизы подземной скважины.
Еще одно явное отличие упрощенной системы от стандартной — существенная экономия времени. Обычное получение разрешения может растянуться на полтора года. В то время как до конца 2021 это займет всего 6 месяцев.
Для получения лицензии физическому лицу потребуется обратиться в отдел лицензирования местного ответственного органа. Это может быть Департамент, Министерство области или иное.
Перед обращением необходимо подготовить пакет документов, в который будут входить:
- заявление на лицензирование;
- паспорт;
- свидетельство о собственности, аренде или о праве пользования земельным участком;
- ситуационный и генеральный планы земли;
- кадастровый план недвижимости;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- банковские реквизиты;
- проект зоны санитарной охраны — его требуется согласовать в Роспотребнадзоре;
- проект бурения скважины: для составления нужно обратиться к гидрологу, а для согласования — в Роснедр.
Вышеперечисленные пункты актуальны только для тех граждан, которые планируют создание новой скважины. Если она есть, достаточно просто ее зарегистрировать. Для этого представители Роспотребнадзора возьмут пробы жидкости на экспертизу и вынесут решение о ее пригодности для эксплуатации. Сразу после получения на руки результатов проверки можно регистрировать скважину в Государственном водном реестре.
Cтавки водного налога в 2021 году: таблица с последними изменениями
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2021 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2021 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.
Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.
Формулы,
для целей |
применяемые калькуляции | ||
действительной ставки |
квартального ВН при заборе воды для продажи |
квартального ВН по водоснабжению населения |
квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды |
базовая ставка * множитель | показатель объема забора воды (иное) * ставка | объем забора воды * 141 рубль. |
лимит * ставка * 1,1 |
Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.
Кто и за что оплачивает водный налог
Декларацию сдайте не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В случае несвоевременной сдачи отчетности предусмотрен штраф в размере 5 процентов от суммы налога по этой декларации, которую вовремя не заплатили. Штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со дня, который установлен для подачи декларации.
Максимальный предел для такого штрафа — 30 процентов от неуплаченного налога по декларации, а минимальный — 1000 руб. Так, если всю сумму налога заплатили в срок, а декларацию сдали позже, штраф равен 1000 руб.
А если не заплатили часть налога, то штраф рассчитают именно с этой части.
Также по заявлению налоговой инспекции руководителя организации, предпринимателя могут привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа. Его размер составит от 300 руб. до 500 руб.
Декларацию подают в ту налоговую инспекцию, где используют водный объект.
Обратите внимание! Подготовить и сдать отчетность по водному налогу, а также любую другую отчетность вы легко можете с помощью онлайн-сервиса «Моё дело» — Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса.
Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы.
Получить бесплатный доступ к сервису вы можете прямо сейчас по ссылке.
В случае, если организация осуществляет деятельность на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ, то декларация подайтся по своему выбору:
- либо в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
- либо в одну из налоговых инспекций по месту использования воды.
(Важно: этот вариант нужно согласовать с территориальным управлением ФНС)
Стоит обратить внимание, что если водный объект находится в другом регионе, на титульном листе надо указать КПП, который присвоили организации в этом регионе.
Декларация по водному налогу включает:
- Титульный лист;
- Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
- Раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога»;
- подраздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта»;
- подраздел 2.2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта, за исключением забора воды».
- Подразделы 2.1–2.2 заполняются в зависимости от вида использования водного объекта. (Титульный лист и разделы 1 и 2 представляют все налогоплательщики, кроме того, страница 2 титульного листа предусмотрена для тех случаев, если у налогоплательщика-гражданина нет ИНН).
Источник: https://delovoymir.biz/vodnyy-nalog-v-2021-godu.html
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Таблица сроков уплаты налогов в 2021 году
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.