Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Список используемых источников
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. 29.05.2019)
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. 01.05.2019)
- Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства [Текст] // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 565-569.
- Альбеков А.У. Налоговая система: учебник [Текст] / А.У. Альбеков, И.С. Вазарханов, Н.Г. Кузнецов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Кузнецова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2016. — 583 с.
- Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие[Текст] / Аронов А.В., Кашин В.А., — 2-е изд. — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 544 с.
- Багардынова Е. А. Недостатки современной налоговой системы [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 316-318.
- Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. — 2017. — № 6. — С. 41-45.
- Бочарова, О.Ф., Волошина, Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития [Текст] // Современные научные исследования и разработки. — 2017.- № 5 (13). — С. 69-70.
- Брякина, А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. — 2017.- № 3. — С. 57-61.
- Бурова А.С., Васильева Е.Г., Губенко Е.С. и др. Налоговое право: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Цинделиани. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2016. – 528 с.
- Воробьева, Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 9. — С. 75-76.
- Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л. И. Гончаренко [и др.] ; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2019. — 524 с.
- Грачева Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры [Текст]/ отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. — 272 с.
- Клейменова, М. О. Налоговое право; Университет — Москва, 2018. — 368 c.
- Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров [Текст] / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
- Купцов М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: Учебное пособие [Текст] / Купцов М.М., — 2-е изд. — М.:ИЦ РИОР, 2018. — 121 с.
- Майбуров И.А. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» [Текст] / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с.
- Максимкин К.И. Особенности современной налоговой системы Российской Федерации [Текст] // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Том 8. — № 1А. — С. 180-185.
- Малис Н.И. Налоговая система Российской Федерации: хрестоматия: учеб. пособие / под ред. Н. И. Малис. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2017. — 152 с.
- Малкина М.Ю. Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики: монография [Текст] / М.Ю. Малкина, Р.В. Балакин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 127 с.
- Малышева, О. С. Налоговые системы государств с развитой экономикой [Текст] // Матрица научного познания. — 2017. — № 1–2. — С. 31–35.
- Мельникова Н.П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н. П. Мельникова [и др.]; ответственный редактор Н. П. Мельникова. – М.: Юрайт, 2019. — 317 с.
- Пансков В.Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития: монография [Текст] / В.Г. Пансков. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 246 с.
- Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 239-241.
- Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — Т. 6. — № 11 (11). — С. 122-125.
Для полного понимания налоговой системы необходимо рассмотреть термины налога и сбора с теоретической точки зрения и с практической.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, которые уходят на обеспечение государственной деятельности или деятельности муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций или физических лиц, который представляет собой важнейшее условие для совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе и предоставление конкретных прав и свобод, а также выдачу разрешений и полномочий.
Кроме сборов и налогов существует ещё один стратегически важный вид платежа, который имеет прямое отношение к налоговой системе – пошлина.
Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.
Государственная пошлина может быть уплачена за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, за регистрацию сделок с недвижимым или движимым имуществом, записи актов гражданского состояния, выдачу справок, свидетельств, выписок, удостоверений и т.п. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через границу.
Система налогообложения и ее основные принципы
Чтобы обеспечить эффективно — работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:
- принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
- принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
- принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
- принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.
Принципы построения налоговой системы в РФ
Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:
- Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
- Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
- Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
- Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
- Налоги не могут быть произвольными.
- Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
- Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
- Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
- Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.
Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы:
- фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ;
- распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную;
- стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства. Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций;
- контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.
Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых.
Принципы построения налоговой системы в РФ
Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:
- Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
- Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
- Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
- Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
- Налоги не могут быть произвольными.
- Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
- Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
- Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
- Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.
Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.
Важно определить, какой смысл вкладывается в понятие «налоговая система».
Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». Данное определение имеет две отличительные особенности.
Во-первых, в налоговую систему были включены не только перечень налогов (в классическом их понимании) и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Таким образом, законодатель, разграничивая понятия налога, сбора, пошлины и платежей неналогового характера, тем не менее осознанно предлагал под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.
Во-вторых, налоговая система характеризовалась, по сути, как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных ее элементов, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, законодатель отождествлял один из элементов системы (налоги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.
Не случайно поэтому данное законодательное определение «налоговая система» с момента своего официального опубликования постоянно подвергалось критике со стороны как правоведов и экономистов, так и практических работников налоговых органов. Стержнем критики являлась ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы, а также стремление искусственно «пристегнуть» платежи неналогового характера к налоговым платежам, т.е. объединить разнохарактерные платежи общим названием «налог».
В качестве альтернативы предлагалось множество других определений, основными отличиями которых были более расширенное толкование данного понятия и стремление определить совокупность налоговых платежей в качестве важного, но лишь одного из входящих в налоговую систему элементов.
В целом приходится констатировать, что данная проблема характеризуется, вплоть до настоящего времени, существенной методологической непроработанностью. Определение понятия «налоговая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено термином «система налогов и сборов». Такая подмена логически вытекает из искусственно зауженного смысла налоговой системы, раскрытого еще в законодательстве 1991 г. При этом может возникнуть справедливый вопрос: а существует ли у нас сейчас налоговая система? Заметим, что при схожих проблемах методологического характера в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ все-таки закрепляется легитимный статус бюджетной системы страны. Здесь, конечно же, могут возникать споры относительно сущности понятия бюджетной системы, но не возникает проблем относительно ее существования.
Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Следовательно, данное понятие можно и нужно изучать. Попробуем подойти к нему с позиций теории систем, которая со второй половины XX в. стала играть решающую роль в современной науке. Один из основоположников данной теории Р. Акофф понимает под конкретной системой множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два элемента являются объектами.
В данном ракурсе, по нашему мнению, налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи. Для этого предлагается выделить такие подсистемы, каждая из которых будет иметь внутреннюю логическую завершенность (самостоятельность) и функциональную определенность. При таком подходе элементами налоговой системы будут, например, не уплата налогов и налоговый контроль, т.е. предмет налогообложения, а механизм налогового администрирования.
Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков) и два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги). Схематично состав элементов представлен на рисунке.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Законодательное регулирование
Все, что связано с налогообложением и изъятием пошлин, регулируется Налоговым Кодексом. Статьи НК РФ определяют региональные, федеральные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы на территории страны. Также кодексом регулируются проверки физ и юрлиц на уплату налоговых сборов. Проверки осуществляет ФНС.
Федеральная налоговая служба, опираясь на нормы, которые закреплены в НК РФ, следит за тем, чтобы правильно и своевременно начислялись и выплачивались налоги, ведет учет налогоплательщиков, а также осуществляет контроль над выполнением действующего законодательства.
Важно! Налоги устанавливаются действующим кодексом, а также другими актами, среди которых выделяют Федеральные Законы и постановления правительства.
Какие бывают налоги в РФ
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2021 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».
К местному виду налогового обложения относят земельный, имущественный и торговый налог. В отличие от региональных, сбор местных обложений осуществляется на уровне муниципальных образований. Особенностью местных налогов считается, что они напрямую зачисляются в муниципалитет (федеральные и региональные налоги возвращаются в отдельные муниципальные образования только в виде субсидий).
Важно! Оплату земельного налога требуется совершать физ и юрлицам в установленные законодательством сроки. Следует внимательно изучать нюансы уплаты налогов, чтобы в дальнейшем не столкнуться со штрафными пени и санкциями.