Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что дает сегодня ученая степень и сколько за нее доплачивают?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсии научным работникам назначаются на общих основаниях, предусмотренных Законом. Существуют случаи досрочного получения выплат .Например по старости, инвалидности, а членам семьи умершего работника науки — по случаю потери кормильца. Чтобы получить пенсионное обеспечение, кроме пенсии по инвалидности из-за полученного трудового увечья или профессионального заболевания, либо по случаю потери кормильца в результате тех же причин, вам потребуется определенный стаж научно-педагогической деятельности.
Пенсии работникам науки
Для его расчета потребуется стаж в высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях. Необходимым условием для получения пенсии по старости и инвалидности является оставление работы в должностях, дающих право на пенсию. Для получения пенсии по старости нужен стаж работы по специальности не менее 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам (пенсионный возраст соответственно 60 и 55 лет), а пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсии по случаю потери кормильца в результате того же заболевания — не менее 10 лет.
Размер пенсии по старости и по инвалидности I группы — 40% должностного оклада перед выходом на пенсию , по инвалидности II группы — 30% и по III — 20%.
При этом установлены предельные размеры окладов. Они составляют 600 руб. Для действительных членов и членов-корреспондентов академий наук, 400 руб. — для профессоров, докторов наук, 200 руб. — для доцентов, ст. научных сотрудников и кандидатов наук. Пенсия по случаю потери кормильца исчисляется исходя из той пенсии, к-рая полагалась самому кормильцу, если бы он был инвалидом I группы, и составляет на одного нетрудоспособного члена семьи — иждивенца 40% ее, на двух — 60, на трех и более 80%.
П. р. н. выплачивается лишь при оставлении работы в штатных должностях, дающих Право на эту пенсию. Полностью, без учета заработка от работы, выплачивается пенсия по старости, по инвалидности I и II групп, а также по инвалидности III группы, если инвалид этой группы достиг 55 или 60 лет Остальным инвалидам III группы пенсия выплачивается с таким расчетом, чтобы вместе с заработком она не превышала должностной оклад до перехода на пенсию, с сохранением, однако, за пенсионером во всех случаях не менее 50% назначенной пенсии.
Работающим в качестве рабочих и служащих членам семей работников науки, а также членам семей — учащимся, получающим стипендию, пенсия по случаю потери кормильца (или ее доля, если пенсия установлена на 2 или более членов семьи) выплачивается со снижением на сумму получаемой ими заработной платы или стипендии.
Что дает ученая степень кандидата наук
Получение степени кандидата наук в той или иной сфере требует от соискателя множество усилий, времени и даже финансовых затрат. Не удивительно, что многие из будущих и новоиспеченных кандидатов наук интересуются, какими дополнительными бонусами и льготами они могут воспользоваться, защитив свою диссертацию.
Помимо объективных, законодательно установленных и прямых гарантий и льгот, существует целый ряд преимуществ лиц, имеющих кандидатскую степень. К их числу можно отнести следующее:
- не в последнюю очередь – статус носителя степени, который отражается на репутации человека, его общественном положении;
- является дополнительным бонусом при поиске работы и трудоустройстве, поскольку в большинстве случаев потенциальные наниматели отдадут предпочтение именно такому человеку, нежели тому, кто рассматриваемой степени не имеет;
- наличие кандидатского диплома дает не только право преподавания для студентов высших учебных заведений, но и возможность получить научное звание на одной из кафедр университета (доцента или, в исключительных случаях, – профессора);
- ученая степень также способствует продвижению обладателя по карьерной лестницей и помогает в реализации желания получить интересующую должность за рубежом (известно, как российские ученые в целом ряде областей знаний ценятся за пределами нашей страны).
Помимо указанного, есть преимущества, которые прямо устанавливаются законами или подзаконными актами.
Помимо указанных выше мер социальной поддержки и льгот медицинским работникам полагаются, в частности, следующие.
Медработникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, при определенных условиях предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере от 0,5 до 2 млн руб. (в зависимости от региона и должности работника) (пп. «а» п. 5, п. 6 Приложения N 5 к Программе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640).
Доходы медицинских работников в виде указанной единовременной компенсационной выплаты не облагаются НДФЛ (п. 37.2 ст. 217 НК РФ).
Кроме того, медицинским работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607).
Отдельная выплата полагается за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний.
Так, врачу-терапевту, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога, выплата производится в размере 500 руб. (ч. 28 ст. 51 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; пп. «а» п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1940).
Отметим также, что на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов РФ медицинские работники сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения (ч. 14 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).
Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; ч. 1 ст. 2 Закона от 28.05.2022 N 140-ФЗ; п. п. 1, 2, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 1994; Приказы Минтруда России от 28.05.2019 N N 360 и 362).
Надбавка преподавателям за ученую степень и ученое звание
Действующими нормами предусмотрена надбавка за ученую степень преподавателям, которые работают в вузе, но ничего не сказано, как быть, если педагог с ученой степенью трудится в школе или техникуме. Поэтому давайте разбираться, при каких условиях выплачиваются такие надбавки.
Кому присваивается надбавка
Говоря о надбавке за ученую степень и ученое звание, давайте вспомним определение. Ученые степени и звания – квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры.
Ученое звание доцента присваивают, как правило, кандидатам наук, а ученое звание профессора присваивают, как правило, докторам наук.
Надбавка за ученые степени и звания призвана привлечь к педагогической деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования высококвалифицированных специалистов, что позволяет повысить качество образования, расширить объем научно-исследовательских работ.
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов / РБК Тренды
Министерство науки и высшего образования продолжает менять систему аспирантуры и адъюнктуры, чтобы наладить подготовку кадров для российской науки. РБК спросили экспертов, какой аспирантура станет 1 сентября 2021 года
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук.
Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им.
Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации.
Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что дает ученая степень кандидата наук
Получение степени кандидата наук в той или иной сфере требует от соискателя множество усилий, времени и даже финансовых затрат. Не удивительно, что многие из будущих и новоиспеченных кандидатов наук интересуются, какими дополнительными бонусами и льготами они могут воспользоваться, защитив свою диссертацию.
Помимо объективных, законодательно установленных и прямых гарантий и льгот, существует целый ряд преимуществ лиц, имеющих кандидатскую степень. К их числу можно отнести следующее:
- не в последнюю очередь – статус носителя степени, который отражается на репутации человека, его общественном положении;
- является дополнительным бонусом при поиске работы и трудоустройстве, поскольку в большинстве случаев потенциальные наниматели отдадут предпочтение именно такому человеку, нежели тому, кто рассматриваемой степени не имеет;
- наличие кандидатского диплома дает не только право преподавания для студентов высших учебных заведений, но и возможность получить научное звание на одной из кафедр университета (доцента или, в исключительных случаях, – профессора);
- ученая степень также способствует продвижению обладателя по карьерной лестницей и помогает в реализации желания получить интересующую должность за рубежом (известно, как российские ученые в целом ряде областей знаний ценятся за пределами нашей страны).
Помимо указанного, есть преимущества, которые прямо устанавливаются законами или подзаконными актами.
Людмила Резник, юрист: Конечно, идти науку лишь для того, чтобы получать льготы и надбавки, не стоит. Важно стремление принести пользу в научной деятельности нашей страны. Тем более привилегий и льгот у научных мужей не так и много. Другое дело, если вы станете чиновником, то тогда все звания пригодятся сполна. Так прокурорам за ученую степень и ученые звания в соответствии с Федеральным законом О прокуратуре РФ, прокурорам устанавливается: кандидатам наук и доцентам не менее 5 % должностного оклада, докторам наук и профессорам 10 % должностного оклада, за почетное звание Заслуженный юрист РФ 10 % должностного оклада. За должность доцента преподаватель получает 40 процентов надбавки к ставке, а за должность профессора – 60 процентов. Надбавку из федерального бюджета получают сотрудники вузов, которые находятся в федеральном подчинении. А те высшие учебные заведения, которые находятся в региональном подчинении, доплату за научную степень получают из регионального бюджета, а она, как правило, не велика.
До сентября 2013 года кандидаты и доктора наук, работающие преподавателями и научными работниками в вузах, подчиненных Министерству образования и науки Российской Федерации, получали надбавку к заработной плате в размере 3 000 и 7 000 рублей соответственно с момента принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.
Согласно письму министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № НТ — 883/17 о реализации части 11 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп.), выплаты за ученые степени кандидата и доктора наук преподавателям вузов включены в должностной оклад. То есть все ученые ушли из-под опеки Министерства науки и стали зависеть в денежном плане от вуза или НИИ, другой организации, в которой работают.
Важно! Надбавку за ученую степень могут получить те кандидаты и доктора, которые работают по специальности, то есть имеющим ученые степени по профилю преподаваемой дисциплины – в соответствии с письмом Минобрнауки России от 16.04.2007 N 03-760 «О доплатах за ученые степени».
Людмила Резник, юрист: Конечно, идти науку лишь для того, чтобы получать льготы и надбавки, не стоит. Важно стремление принести пользу в научной деятельности нашей страны. Тем более привилегий и льгот у научных мужей не так и много. Другое дело, если вы станете чиновником, то тогда все звания пригодятся сполна. Так прокурорам за ученую степень и ученые звания в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ», прокурорам устанавливается: кандидатам наук и доцентам — не менее 5 % должностного оклада; докторам наук и профессорам — 10 % должностного оклада; за почетное звание «Заслуженный юрист РФ» — 10 % должностного оклада.
За должность доцента преподаватель получает 40 процентов надбавки к ставке, а за должность профессора – 60 процентов. Надбавку из федерального бюджета получают сотрудники вузов, которые находятся в федеральном подчинении. А те высшие учебные заведения, которые находятся в региональном подчинении, доплату за научную степень получают из регионального бюджета, а она, как правило, не велика.
Пенсии работникам науки
Пенсии научным работникам назначаются на общих основаниях, предусмотренных Законом. Существуют случаи досрочного получения выплат .Например по старости, инвалидности, а членам семьи умершего работника науки — по случаю потери кормильца. Чтобы получить пенсионное обеспечение, кроме пенсии по инвалидности из-за полученного трудового увечья или профессионального заболевания, либо по случаю потери кормильца в результате тех же причин, вам потребуется определенный стаж научно-педагогической деятельности.
Для его расчета потребуется стаж в высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях. Необходимым условием для получения пенсии по старости и инвалидности является оставление работы в должностях, дающих право на пенсию. Для получения пенсии по старости нужен стаж работы по специальности не менее 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам (пенсионный возраст соответственно 60 и 55 лет), а пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсии по случаю потери кормильца в результате того же заболевания — не менее 10 лет.
Размер пенсии по старости и по инвалидности I группы — 40% должностного оклада перед выходом на пенсию , по инвалидности II группы — 30% и по III — 20%.
При этом установлены предельные размеры окладов. Они составляют 600 руб. Для действительных членов и членов-корреспондентов академий наук, 400 руб. — для профессоров, докторов наук, 200 руб. — для доцентов, ст. научных сотрудников и кандидатов наук. Пенсия по случаю потери кормильца исчисляется исходя из той пенсии, к-рая полагалась самому кормильцу, если бы он был инвалидом I группы, и составляет на одного нетрудоспособного члена семьи — иждивенца 40% ее, на двух — 60, на трех и более 80%.
П. р. н. выплачивается лишь при оставлении работы в штатных должностях, дающих Право на эту пенсию. Полностью, без учета заработка от работы, выплачивается пенсия по старости, по инвалидности I и II групп, а также по инвалидности III группы, если инвалид этой группы достиг 55 или 60 лет Остальным инвалидам III группы пенсия выплачивается с таким расчетом, чтобы вместе с заработком она не превышала должностной оклад до перехода на пенсию, с сохранением, однако, за пенсионером во всех случаях не менее 50% назначенной пенсии.
Работающим в качестве рабочих и служащих членам семей работников науки, а также членам семей — учащимся, получающим стипендию, пенсия по случаю потери кормильца (или ее доля, если пенсия установлена на 2 или более членов семьи) выплачивается со снижением на сумму получаемой ими заработной платы или стипендии.
Какие льготы и выплаты кандидатам наук в Москве в 2021 году
На законодательном уровне установлен ряд привилегий и выплат для сотрудников исследовательских центров, имеющих степень кандидата наук:
Скидки по оплате коммунальных услуг. | Действуют с 8.02.1930 года. Предоставляются относительно жилой площади в 10 кв.м. | Остальные квадратные метры оплачиваются по стандартному местному тарифу. |
Повышение ставки в связи с наличием научной степени. | На той же должности заработок работника, числящегося как кандидат, будет на порядок выше. | Требуется предоставить в кадровый отдел аттестат о присвоении степени. |
Отсрочка службы в военной части до момента окончания обучения после ВУЗа. | На практике обычно призывной возраст заканчивается до момента получения кандидата. | Нужно передать в военную часть документов о зачислении в аспирантуру. |
Обучение на степень кандидата бесплатное. | Стипендия обычно в 2 раза больше, чем у обычных студентов. | Выплата средств также осуществляется за счет бюджета. |
Досрочный выход на пенсионное обеспечение. | Льготы по уходе на пенсию в связи с наличием ученой степени. | Документы о получении аттестата предоставляются в ПФ РФ по месту жительства. |
Для лиц с ученой степенью предусмотрены дополнительные выплаты от государства. Сумма их составляет от 3 до 7 тыс. руб. ежемесячно. Теперь эти средства зачисляются в совокупности при расчете заработной платы.
Важно: доплата полагается только при занятии трудовой деятельности по специальности и в рамках полученных знаний при защите кандидатской диссертации. К примеру, преподавателю, который имеет степень кандидата наук по математике при ведении курса физики не полагаются дополнительные платежи.
При работе не полный день доплаты производятся исходя из фактически потраченного времени на ведение лекций. В связи с этим расчет осуществляется на индивидуальной основе с учетом затрат на труд ученого.
Кому доплатят за ученую степень
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Например, в здравоохранении за почетные звания производят повышение разрядов на 1-2 разряда. А в образовании оплату труда производят на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками.
Как справедливо отмечают некоторые экономисты, повышение разрядов оплаты за почетные звания неправомерно, так как это влечет нарушение соотношений в оплате труда и порождает новые витки социальной напряженности. Для поощрения работников, имеющих почетные звания, можно использовать премии, доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера.
Также нет единого подхода в установлении надбавок за ученые степени и научные звания. В науке и образовании их устанавливают пропорционально величине минимальной заработной платы. В других отраслях — в процентах к установленным ставкам оплаты.
При установлении указанных надбавок в сфере образования и науки следует обращать внимание на то обстоятельство, что у этих работников наличие ученой степени и научного звания учитывают при установлении разряда оплаты. Из этого следует, что одно и то же основание для надбавки при оплате труда учитывают дважды. Это нарушает принцип равной оплаты за равный труд для работников других отраслей. Установление надбавок к основному окладу должно исключать повышение разряда оплаты.
Аналогичный двойственный учет одного основания сложился при установлении надбавок за непрерывный стаж работы, так как стаж работы по специальности наряду с образованием является критерием для присвоения работнику разряда оплаты труда. Однако, как отмечают специалисты в области оплаты труда, при тарификации работников учитывают стаж работы по специальности, а надбавка за непрерывный стаж работы поощряет рост квалификации в пределах одной и той же профессиональной функции и является стимулом к длительной работе в отрасли.
Практически всеми федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации ставится вопрос о введении в бюджетных отраслях надбавки за непрерывный стаж работы. В настоящее время эта надбавка предусмотрена только в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения и госсанэпиднадзора. Она оказывает положительное влияние на формирование кадров в этих отраслях бюджетной сферы. Остальные организации бюджетной сферы вправе устанавливать надбавку самостоятельно исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Определенной спецификой отличаются доплаты и надбавки для такой категории работников, как государственные служащие. Для них кроме должностных окладов предусмотрены надбавки за квалификационный разряд, классный или дипломатический чин, за особые условия государственной службы, за выслугу лет и т.д.
Совмещение
Доплату за совмещение профессий выплачивают работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности). Если наряду со своей основной работой работник выполняет дополнительный объем работ по одной и той же профессии или должности, то речь идет о расширении зон обслуживания и увеличении объема выполняемых работ.
Предусмотрена и доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от основной работы в случаях болезни, отпуска, командировки или по другим причинам. Если у отсутствующего работника нет штатного заместителя, его обязанности поручаются одному работнику или распределяют между несколькими.
Нормативных актов о совмещении профессий (должностей) нет. Раньше порядок и условия совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника были определены постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 “О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)“. Однако после внесения изменений и дополнений постановление не содержит размер минимальных доплат.
Работа в ночное время
Сложность применения доплат за работу в ночное время в том, что в большинстве случаев минимальные размеры доплат определяют в соответствии с сохранившими силу нормативными актами бывшего СССР. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 “О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью эффективности отраслей производства“ доплата за каждый час работы была предусмотрена в размере 40% часовой тарифной ставки. Так как до 1987 года размеры доплат за каждый час ночной работы дифференцировались в зависимости от отрасли народного хозяйства и устанавливались от 20 до 75%, постановление сохранило прежние размеры доплат, если новые размеры оказывались меньше действовавших ранее. Также указанным постановлением предусматривалась доплата за каждый час работы в вечернюю смену в размере 20%.
В то же время надо иметь в виду, что для некоторых работников бюджетной сферы предусмотрены иные размеры доплат за работу в ночное время. Например, работникам здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе водителям санитарного транспорта, привлекаемым для работы в ночное время, — в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи — 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
С.И. Петрова,
советник Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития РФ
“Бюджетный учет“, N 1, январь 2005 г.
До сентября 2013 года кандидаты и доктора наук, работающие преподавателями и научными работниками в вузах, подчиненных Министерству образования и науки Российской Федерации, получали надбавку к заработной плате в размере 3 000 и 7 000 рублей соответственно с момента принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.
Согласно письму министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № НТ — 883/17 о реализации части 11 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп.), выплаты за ученые степени кандидата и доктора наук преподавателям вузов включены в должностной оклад. То есть все ученые ушли из-под опеки Министерства науки и стали зависеть в денежном плане от вуза или НИИ, другой организации, в которой работают.
Важно! Надбавку за ученую степень могут получить те кандидаты и доктора, которые работают по специальности, то есть имеющим ученые степени по профилю преподаваемой дисциплины – в соответствии с письмом Минобрнауки России от 16.04.2007 N 03-760 «О доплатах за ученые степени».
Начисление доплаты за ученого звания с какого времени
Терентьев Богдан
Для его расчета потребуется стаж в высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях. Необходимым условием для получения пенсии по старости и инвалидности является оставление работы в должностях, дающих право на пенсию.
Для получения пенсии по старости нужен стаж работы по специальности не менее 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам (пенсионный возраст соответственно 60 и 55 лет), а пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсии по случаю потери кормильца в результате того же заболевания — не менее 10 лет.
Размер пенсии по старости и по инвалидности I группы — 40% должностного оклада перед выходом на пенсию , по инвалидности II группы — 30% и по III — 20%. При этом установлены предельные размеры окладов. Они составляют 600 руб. Для действительных членов и членов-корреспондентов академий наук, 400 руб.
— для профессоров, докторов наук, 200 руб. — для доцентов, ст.