Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аспирантура магистратура бакалавриат разница что лучше». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Магистратура и аспирантура – какая разница и что выбрать
Получить высшее образование можно несколькими путями. Но что лучше аспирантура или магистратура, в чем отличия разберем ниже.
Магистратура – это третий уровень образования, до нее идет специалитет и бакалавриат. О том стоит ли поступать на магистра и стоит ли это того спор идет уже очень давно. Сначала разберемся в сроках. Обучение длится всего лишь два года и за это время магистрант сможет сильно углубить свои знания в выбранной сфере.
В магистратуру поступают для работы в научных сферах, а также, если студент решил посвятить себя академической карьере. Сейчас появилось множество различных программ образования и будущим магистрам предоставляется огромный выбор.
Если специалист хочет продолжить свою дальнейшую деятельность в сферу преподавания, то ему просто жизненно необходимо поступить в аспирантуру и получить научную степень кандидата. Обучение длится три года: включает в себя множество различных лекций, семинаров и дает дополнительные встречи с научными руководителями. Этого времени аспирантам достаточно для подготовки диссертационной работы и сдачи ГИА.
Разница между аспирантурой и магистратурой заключается в следующем:
- Срок обучения в аспирантуре от трех до пяти лет, магистратура потребует всего лишь два года.
- После аспирантуры можно стать не только кандидатом наук, но и преподавать в высших учебных заведениях.
- После магистратуры поступление в докторантуру невозможно.
Чем отличается бакалавриат, магистратура и аспирантура
Любое высшее образование имеет множество нюансов и преимуществ, сначала рассмотрим их различия в таблице представленной ниже:
Образование | Срок обучения | Поступление | Выпускная работа | Дальнейшее обучение |
Бакалавриат | Не менее 4-х лет | После 10 или 11 класса, при сдаче ГИА и ЕГЭ | Выпускная дипломная работа по образовательной системе вуза | В магистратуре |
Магистратура | 2 года | После окончания специалитета или бакалавра | Магистерская диссертационная работа | В аспирантуре |
Аспирантура | От 3 до 5 лет | После окончания магистратуры или специалитета | Кандидатская диссертация | Докторантура (получение докторской степени) |
Уровни образования и даны в карате
Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?
Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.
Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.
Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.
Бакалавр — это недоучившийся специалист?
Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.
Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.
Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.
Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.
Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.
Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.
Структура высшего образования в России (три ступени)
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше? Нужна ли магистратура после бакалавриата в России?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, каких целей хочется достигнуть в результате обучения. Для того чтобы устроиться на работу, вполне хватит и уровня бакалавра. Но есть некоторые специальности, карьерный рост в которых невозможен без получения статуса магистра. В частности судьей может стать только выпускник магистратуры или специалитета, защитивший работу по юриспруденции. Каждому, кто осваивает ту или иную профессию, заранее известно о подобных нюансах.
Начав обучение с первой ступени образования, невозможно сразу перескочить на третью. Иными словами – без магистратуры бакалавр не сможет стать аспирантом. Магистратура помогает также в том случае, если после ее окончания есть желание уехать из страны, например, в страны Европы. Найти работу, имея статус магистра, будет гораздо проще.
У каждого существуют свои цели, мотивы и возможности, поэтому обучение в магистратуре является сугубо индивидуальным вопросом, который решается самостоятельно. Две абсолютно разных ступени образования, магистратура и аспирантура, отличаются не только статусом их выпускников, но и уровнем полученных знаний, умений и навыков. Принимать решение о том, нужно ли продолжать дальнейшее обучение необходимо со всей ответственностью. Ни в коем случае нельзя относиться к своей работе над получением статуса магистра или кандидата наук спустя рукава (да и вряд ли это получится). Страна должна иметь только высококвалифицированных специалистов, каждый из которых соответствует полученному статусу.
Какую аспирантуру лучше выбрать, где проходить обучение — в России или за рубежом, вы узнаете из интересного видео.
Бакалавр и специалист: отличия
Как писалось выше, изначально в нашей стране первой ученой степенью была квалификация специалиста, на получение которой отводилось минимум 5 лет. Потом появился бакалавр. На сегодняшний день, подавая документы в ВУЗ, молодые люди могут выбирать, какая форма образования им больше подходит.
Специалиста часто путают с бакалавром, считая эти термины синонимами. Чтобы развеять все мифы, выделим основные пункты, показывающие, чем отличается бакалавриат от специалитета:
- бакалавр являет собой ученую степень (у меня есть «вышка», имею право работать в любом месте, где требуется «корочка»), специалист же предполагает наличие конкретной профессии;
- первый учится 4 года, второй от 5 лет;
- бакалавр может в любой момент поменять вид деятельности, специалисту придется доучиваться, чтобы расширить знания;
- диплом бакалавра – об общем высшем образовании, специалиста – о высшем профессиональном;
- бакалавр продолжает бесплатное обучение в магистратуре, а потом только платно в аспирантуре (не может перепрыгнуть). Специалисту сразу доступна аспирантура на платной основе.
- бакалавр найдет работу в любой стране, специалист – только в некоторых.
В чем различия магистратуры и аспирантуры?
Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.
Магистратура |
Аспирантура |
|
Кто может поступать? |
|
|
Сколько длится обучение? |
2 года |
От 3 до 5 лет |
Нужно ли сдавать экзамены при поступлении? |
Да |
Да |
Выпускная работа |
Магистерская диссертация |
Кандидатская диссертация |
Предусмотрены ли бюджетные места для поступающих? |
Да |
Да |
Выплачивается ли стипендия на очных бюджетных формах обучения? |
Да |
Да |
Кого готовят в процессе обучения? |
|
|
Какая степень присваивается после защиты научной работы? |
Магистр |
Кандидат наук* |
Можно ли после успешного обучения претендовать на поступление в докторантуру? |
Нет |
Да |
Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.
Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.
Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.
Что такое аспирантура?
Поступление на аспирантуру это осознанный выбор в пользу получения углубленных знаний, которые помогут связать жизнь с наукой. Данная ступень высшего образования это прямой путь к получению степени кандидата наук.
Для этого нужно защитить диссертацию после обучения сроком до 3 лет на очном отделении и до 4 лет на заочном. За все время обучения Вам нужно сдать 3 кандидатских экзамена и издать несколько научных публикаций. Также если Вы решите связать свою жизнь с преподаванием в высших заведениях, в ваши обязанности будет входить проведение семинаров, а также необходимо принимать участие в проверке экзаменов студентов.
Степень специалиста или магистра поможет в получении статуса аспиранта. Но помимо этого Вам следует преуспевать в учебе, выполнять научные статьи и принимать участие в конференциях. Одним из определяющих факторов становится составленное о Вас мнение учёного совета и научного руководителя.
Кроме Высших учебных заведений, получение степени аспиранта осуществляется при Научно-Исследовательском институте. В НИИ поток поступающих меньше, чем в вузовскую аспирантуру. Одним из основных его преимуществ является низкая конкуренция и наличие вакантных мест.
Чтобы получить степень кандидата наук предстоит защитить научно-исследовательскую работу перед диссертационным советом. Как только Высшая аттестационная комиссия проведёт повторную проверку и будет вынесено положительное решение, Вы станете полноправным обладателем заветной степени кандидата наук.
Чем отличается магистратура от аспирантуры в России
Магистратура – второй уровень высшего образования, следуемый за бакалавриатом, дающий магистранту возможность углубленного изучения выбранной специальности. Магистратуру считают высшим уровнем в системе вузовского образования. Это подготовительный этап, который может стать стартом для ведения научно-исследовательской деятельности.
Аспирантура – программа подготовки кадров высшей квалификации, дающая возможность вести научно-преподавательскую деятельность. Оба этапа обучения доступны только при наличии высшего образования. Обучение, как в магистратуре, так и в аспирантуре доступно на бюджетной основе. Дневная форма обучения молодым людям дает преференции в виде отсрочки от армии.
Поступить в магистратуру можно при наличии диплома бакалавра или специалиста, в аспирантуру – любого высшего образования (магистратуры, ординатуры и т.д.), кроме бакалавриата. Помимо этого, различны и сроки обучения. Ниже приведены различия между двумя программами обучения.
Таблица 1. Отличия магистратуры и аспирантуры
Название |
МАГИСТРАТУРА |
АСПИРАНТУРА |
Обучение |
2 года |
3 года (очно), 4 года (заочно) |
Специфика занятий |
Групповое посещение лекций, практических занятий, проведение лабораторных работ |
Самостоятельная работа, исследовательская деятельность под руководством куратора, педагогическая практика, доклады на научных конференциях |
Поступление |
Только вступительный экзамен |
Экзамены по специальности, иностранному языку и философии |
Документ об образовании |
Диплом, с присвоением квалификации «магистр» |
Диплом с присвоением научной степени «кандидат наук», в случае защиты диссертационной работы. Без защиты диссертации при успешной сдаче ГИА выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» |
Дальнейшее обучение |
Аспирантура |
Докторантура |
Если учебное заведение не имеет гос.аккредитации по программам аспирантуры, то выпускнику, успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдают только документ о высшем образовании и о квалификации.
Аспирантура и бакалавриат в чем разница
- аспирантура считается третьим и наиболее высоким уровнем подготовки в университетах, магистратура же – вторая ступень;
- в задачи аспирантуры входит подготовка состава преподавателей для ВУЗов, из магистратуры студенты выходят специалистами высшей квалификации и могут читать свой предмет только в учреждениях более низкого уровня, нежели ВУЗ;
- магистратура представляет собой часть вузовской системы. Учреждение аспирантуры возможно и при НИИ, а также при остальных исследовательских учреждениях;
- для начала обучения в магистратуре понадобится диплом специалиста либо бакалавра. Для аспирантуры потребуется диплом не ниже специалитета;
- после окончания магистратуры студенту разрешается преподавать в средних научных образовательных учреждениях. После аспирантуры вы сможете работать в ВУЗе, а при защите кандидатской диссертации получите звание кандидата наук.
Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.
скажу по секрету, что во Франции аналог диплома бакалавра (он называется БАК+3, потому что по-французски бакалавр — это просто выпускник школы) тоже не котируется. И правильно.
В частности, бакалавриат не подразумевает ни собственной научной работы, ни практики — какой же работодатель будет всерьез относиться к подобному образованию?
в аспирантуру, по крайней мере МГУ, требуется рекомендация ученого совета.
а ее представителям чужих ф-тов особо давать не хотят, а в магистратуру нужно только диплом подавать и поступать без проблем. только для мальчиков, сменивших специальность, магистратура очень скользская отсрочка — могут принять. а могут и не принять.
- Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
- Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.
Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень.
Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.
Чтобы получить степень кандидата наук предстоит защитить научно-исследовательскую работу перед диссертационным советом.
Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат
История магистратуры в России берет свое начало в XVIII веке. За три столетия менялись не только структура, статус, но и был период, когда её вовсе закрывали. С 2011 года, после введения двухуровневой системы высшего образования, магистратура является второй и заключительной ступенью вузовского образования. Аспирантура – относительно новое явление. В нашей стране она появилась в 1925 году и стала первым этапом подготовки научно-педагогических кадров. С 2013 года аспирантуру считают третьим уровнем высшего образования, но уже послевузовским.
Магистратура – второй уровень высшего образования, следуемый за бакалавриатом, дающий магистранту возможность углубленного изучения выбранной специальности. Магистратуру считают высшим уровнем в системе вузовского образования. Это подготовительный этап, который может стать стартом для ведения научно-исследовательской деятельности.
Аспирантура – программа подготовки кадров высшей квалификации, дающая возможность вести научно-преподавательскую деятельность. Оба этапа обучения доступны только при наличии высшего образования. Обучение, как в магистратуре, так и в аспирантуре доступно на бюджетной основе. Дневная форма обучения молодым людям дает преференции в виде отсрочки от армии.
После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.
Программы профепереподготовки подходят тем, кто хочет получить образование, эквивалентное магистерскому, но не может потратить на это два года. Подобный курсы предполагают экспресс-обучение за год. Правда, выпускнику по итогу обучения выдадут не диплом магистратура, а документ о прохождении переподготовки. Но какая разница, если знания будут практически эквивалентными?
АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:
- магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
- магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
- магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
- в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
- по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.
- Магистратура необходима тем обучающимся, которые хотят в дальнейшем получить более престижную работу, благодаря прохождению еще одной образовательной ступени. Однако в жизни такая схема работает преимущественно только в самых крупных российских городах. Чаще всего работодатель проверяет только наличие диплома, а не количество пройденных ступеней, особенно в тех направлениях, где нехватка кадров ощутима сильнее всего. Но жизнь не стоит на месте, все больше и больше становится молодых, успешных руководителей, которые требуют той же успешности, активности и глубокого знания профессии от своих работников. Поэтому магистратура приобретает все большую значимость;
- магистратура может полностью изменить всю жизнь человека. Если студент, получил статус бакалавра по одной специальности, понял вдруг, что она ему неинтересна, он может сдать экзамены в магистратуру по совершенно другому направлению;
- те, кто хочет связать дальнейшую жизнь с образованием и преподавательской деятельностью, обязательно должны получить диплом магистра. Только это позволит им преподавать в колледжах и техникумах.
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
Связанные вопросы
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Подготовка кадров высшей квалификации
Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».
Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- образования;
- педагогической деятельности;
- практики;
- научно-исследовательской работы.
При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.
Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.
Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:
- ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
- адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
- ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.
В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.
Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Уровни российского вузовского образования
Образование |
Уровень |
Базовое образование для поступления на учебу |
Срок очного обучения |
Квалификация после завершения учебы |
---|---|---|---|---|
Бакалавриат |
I |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
4 года |
Бакалавр |
Специалитет |
II |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
5 лет |
Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.) |
Магистратура |
II |
Любое высшее |
2 года |
Магистр |
Аспирантура |
III |
Магистратура или специалитет |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ординатура |
III |
Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое |
2 года |
Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.) |
Адъюнктура |
III |
Специалитет или магистратура |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ассистентура-стажировка |
III |
Специалитет или магистратура в области искусства и культуры |
2 года |
Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы |