Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол на уплотнение щебеночного основания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ликвидация строительного мусора не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Его нельзя просто вынести к дворовому контейнеру или погрузить на машину и сбросить на ближайшую свалку. Проблема не только в больших объемах мусора, но и во вредных веществах, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью людей. Такие действия чреваты штрафом и другими неприятностями. Необходимо упаковать в мусорные мешки, перенести и погрузить в кузов грузового транспорта, а после — вывезти в специально отведенные для этого места для последующей утилизации.
Коротко об этапах демонтажа
- Процесс демонтажа начинается с крыши. Если кровельный материал крепили при помощи гвоздей, его снимают по частям.
- Дощатые части лучше разбирают крупными кусками, используя цепную пилу или электрический инструмент. Уже на этом этапе необходимо сортировать строительный мусор, что бы упростить процесс его ликвидации.
- Обратите внимание на уплотнитель, часто использую минеральную вату. От старости она может рассыпаться в руках и пылить, поэтому лучше надеть плотную одежду и смочить его водой.
- Фундамент обкапывается по всему периметру, после чего с одной из сторон создается наклонная яма. В направлении этой ясы фундамент будут тащить при помощи лебедки.
Уплотнение при транспортировке
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую. Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема. Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами. Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки. Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше той, что указана в сопроводительных документах, значит, кузов автомобиля был недогружен. Равна или больше указанной в документах – можно смело разгружать щебень.
Протокол уплотнения щебеночного основания образец
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Акт пробного уплотнения земляного полотна (Форма Ф-10)
Тосол
— сложное химическое соединение, которое используется в системе отопления. Длительное вдыхание паров, употребление внутрь и попадание вещества на кожу может привести к сильному отравлению. Жидкость необходимо слить в канистру и передать соответствующей организации на утилизацию. Сливать тосол в канализацию категорически запрещено. Современные технологии позволяют возвращать таким веществам их первоначальные свойства и использовать повторно.
Ртутные лампы
также могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям и окружающей среде. Ртуть является нейротоксином, который оказывает влияние на мозг, почки, печень, вызывает проблемы в развитии. Независимо от количества ламп, их следует сдать на утилизацию.
- флуоресцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, лампы черного света;
- металлогалогенныее;
натриевые лампы высокого давления;
неоновые;
ультрафиолетовые.
газоразрядные лампы;
Акт на уплотнение щебня образец
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую.
Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема.
Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами.
Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки.
Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше той, что указана в сопроводительных документах, значит, кузов автомобиля был недогружен. Равна или больше указанной в документах – можно смело разгружать щебень.
Коэффициент уплотнения принято рассчитывать на основании данных лабораторных испытаний, в ходе которых массу щебня подвергают трамбовке и проверке на различных приспособлениях.
Здесь существует несколько методов: замещение объемов (ГОСТ 28514-90); стандартное послойное уплотнение щебня (ГОСТ 22733-2002); экспресс-методы с использованием одного из трех типов плотномеров: статического, водобаллонного либо динамического.
Взвешиваем пикнометром каждую часть материала и заполняем образец протокола испытания уплотнения песка. Добавляем в пикнометр примерно 2/3 части дистиллированной воды на весь объем испытуемой партии.
Содержимое прибора перемешиваем и помещаем в песчаную готовую тару в виде ванны, которая расположена под определенным наклоном.
Для того чтобы удалить воздух, необходимо прогреть или прокипятить содержимое примерно на 15-20 минут.
Внимание После этого, пикнометр должен остыть до комнатной температуры, и после этого очищаем его. Теперь нам нужно долить до нужного уровня объёма остатки дистиллированной воды и проводим окончательное взвешивание.
Методы испытаний» и выдает заключение о соответствии требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия». Для проверки качества песка отбирают точечные пробы на предприятии-изготовителе (карьере) или из конуса на открытом складе, оборудованном на стройплощадке.
Полученные в результате испытаний величины этих параметров должны находиться в границах допусков, указанных в ГОСТ.
Минимальный срок выполнения работ с выдачей Протокола испытаний – 5 дней. Испытания материалов проводятся в соответствии с действующими ГОСТами и другими нормативными документами.
Результаты выполненных испытаний оформляется в виде Протокола испытаний. Протокол испытаний может быть использован в судебной строительной экспертизе для решения спорных вопросов.
Испытание грунта, щебня и песка часто используется или необходимо в обследовании дорог или при проведении геологических изысканий ГОСТы и нормативы
- ГОСТ 5180-84
- ГОСТ 8267-93
- ГОСТ 8735-88
- ГОСТ 12536-79
- ГОСТ 22733-2002
- ГОСТ 23558-94
- ГОСТ 25100-95
- ГОСТ 25584-90
Протоколы испытаний Запросить коммерческое предложение Закажите испытание грунта, песка, щебня конструкций Центр Проектирования и Инжиниринга.
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” [1], от 22 июня 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” [2], от 30 декабря 2009 г.
N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” [3], от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”.
Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО “СоюздорНИИ” (кандидаты техн. наук В.М.Юмашев, Р.А.Коган, д-р техн. наук, проф. В.Д.Казарновский, кандидаты техн. наук Е.С.
Пшеничникова, Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман, Е.М.Гурарий, И.Ж.Хусаинов, В.И.Коршунов, инж. И.В.Басурманова, канд. техн. наук А.А.Матросов, инж. Ф.В.Панфилов, инж. Ю.А.Аливер, канд. техн. наук С.Г.Фурсов, инж. О.Б.Гопин, канд. техн. наук А.А.Пахомов).
Изменение N 1 подготовлено ЗАО “ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ” совместно с авторским коллективом ФАУ “РОСДОРНИИ”: д-р техн. наук О.А.Красиков, д-р техн. наук А.М.Кулижников; кандидаты техн. наук А.М.Стрижевский, А.Е.Мерзликин, А.А.Домницкий, И.Ф.Живописцев, Б.Б.Анохин, А.П.Фомин, Л.А.Горелышева, Н.А.Лушников, П.А.Лушников, Р.А.
Еремин, Н.Б.Сакута; инженеры Р.К.Бородин, А.В.Бобков, А.И.Босов, А.С.Козин, А.Б.Волков, В.Н.Гарманов, Ж.С.Сахно.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.
Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.
Уважаемые коллеги, давайте со��дадим нормальное сообщество, для решения вопросов и обмена инфой.
Гранитный щебень является наиболее распространенным вариантом, потому что обладает высоким уровнем устойчивости к температурным воздействиям и практически не поглощает воду. Прочность гранита соответствует всем техническим требованиям. Наиболее популярные фракции гранита:
- мелкозернистый – 5-15 мм;
34 votes
+
Голос за!
—
Голос против!
Представить любой строительный процесс без применения щебня довольно сложно. Его используют при создании фундамента, замешивании бетонного раствора, формировании садовых дорожек, организации ландшафтного дизайна, прокладке подъездных путей и автотрасс. В статье речь пойдет об основах уплотнения щебня.
Продукт дробления горных пород применяют для обустройства так называемой подушки, которая выполняет следующие функции:
- выравнивание основы перед дальнейшими работами;
- придание твердости слабонесущим грунтам;
- защита строений от негативного воздействия влаги;
- увеличение стойкости под высокими нагрузками.
Комитет по дорожному хозяйству
Качество почвы должно соответствовать разрезу, который приводится в плане. Специальная комиссия, основываясь на сведениях проекта, определяет возможность установки фундамента на отметки, которая приводится в проекте или же вносит определенные изменения в зависимости от обстоятельств.
Зрительный осмотр вырытого котлована делает специалист в области геологии. Геолог также дает описание открытого грунта на стенках котлована.
Внимание
И опираясь на эти описания, выполняет освидетельствование качества почвы. Полученные данные, специалист в области геологии сопоставляет со сведениями, которые представлены в отчете, сделанном на основании геологических исследований.
Выполнив весь комплекс соответствующих работ, геолог оставляет акт, подтверждающий, что котлован был освидетельствован. В акте освидетельствования дается описание вскрытой почвы, указывается расположение грунтовых вод, если они есть.
Протокол уплотнения щебеночного основания образец
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
В заранее высушенный и взвешенный бюкс помещают влажный грунт и взвешивают. Величину навески принимают в зависимости от степени неоднородности грунта, но не менее 10-15 г. После взвешивания открытый бюкс помещают в сушильный шкаф, в котором высушивают грунт при температуре 100-105°С до постоянного веса, т.е. до, тех пор, пока разница между двумя последующими взвешиваниями будет не более 0,02 г. Первичное высушивание глинистых грунтов длится 5 ч, песчаных — 3 ч. Каждое повторное высушивание глинистых грунтов продолжается 2 ч, песчаных — 1. Перед взвешиванием бюкс с высушенным грунтом охлаждают в эксикаторе с хлористым кальцием. За окончательный результат взвешивания принимают наименьший вес бюкса с сухим грунтом.
Все взвешивания должны быть проведены с точностью до 0,01 г на технических весах.
Величину влажности грунта W, с точностью до 0,1% вычисляют по формуле
Образец грунта в воздушно-сухом состоянии размельчают в фарфоровой ступке фарфоровым пестиком и просеивают через сито с отверстиями 0,25 мм, остаток на сите переносят в ступку, дробят и снова просеивают через то же сито. Измельченный и просеянный грунт тщательно перемешивают и берут в пикнометр навеску для определения удельного веса (методом «квадратов»); навески принимают: для глин и суглинков 12-15 г на 100 см3 емкости пикнометра; для песков и супесей — 15-18 г. Пикнометр должен быть заранее высушен и взвешен.
Одновременно из этого же грунта берут навеску для определения количества гигроскопической влаги в грунте.
Взвешивают с точностью до 0,01 г на технических весах.
Взвешенный в пикнометре воздушно-сухой грунт заливают дистиллированной водой примерно на 1/2 емкости пикнометра, взбалтывают и кипятят на песчаной бане, не допуская разбрызгивания: в случае образования обильной пены при закипании температуру песчаной бани снижают; кипячение ведут в течение 1 ч (считая с момента закипания) — для суглинков и глин, в течение 30 мин — для песков и супесей. После кипячения пикнометр доливают дистиллированной водой до мерной черты, помещают в ванну с водой и охлаждают до 20°С (или до комнатной температуры); при установившейся температуре воды в ванне пикнометры выдерживают не менее 1 ч. Температура воды, которая измеряется термометром с точностью до 0,5°С, должна быть постоянной.
После охлаждения в пикнометр по каплям (пипеткой) добавляют дистиллированную воду (имеющую такую же температуру, как и суспензия в пикнометре) до мерной черты (нижний мениск воды должен находиться на уровне мерной черты).
Пикнометр снаружи вытирают, сухим полотенцем, внутри, до мерной черты, — фильтровальной бумагой и взвешивают, после чего суспензию из пикнометра выливают, тщательно его ополаскивают, наливают дистиллированную воду и выдерживают в ванне с водой при той же температуре, при которой выдерживался пикнометр с суспензией. Затем по каплям добавляют воду до мерной черты (устанавливая нижний мениск над чертой). Пикнометр вытирают и взвешивают.
Величину удельного веса грунта вычисляют по формуле (с точностью до 0,01 г/см3):
Измельченный и просеянный грунт тщательно перемешивают и берут в бюкс навеску (величина навески указывалась ранее). Грунт в бюксе высушивают до постоянного веса в сушильном шкафу при температуре 100-105°С. Сухую навеску переносят в высушенный и взвешенный пикнометр. Пикнометр с грунтом взвешивают.
Наливают в пикнометр с грунтом керосин (примерно до половины) и взбалтывают. Вместо кипячения применяют вакуумирование: степень разрежения при вакуумировании определяется началом выделения пузырьков воздуха; вакуумирование продолжают до прекращения выделения пузырьков, но не менее 1 ч. Вакуумирование можно заменить взбалтыванием также в течение.1 ч.
Удельный вес керосина должен быть заранее определен с помощью ареометра.
После вакуумирования или взбалтывания пикнометры доливают керосином и выдерживают в ванне с водой при постоянной температуре в течение 1 ч. Затем керосин добавляют до мерной черты, пикнометр вытирают и взвешивают, после чего грунт и керосин из пикнометра выливают, пикнометр ополаскивают керосином, наливают в пикнометр керосин, выдерживают в течение часа при той же температуре, добавляют керосин до мерной черты и взвешивают.
Вяжущие материалы, рекомендуемые для устройства покрытий и оснований
Качество почвы должно соответствовать разрезу, который приводится в плане. Специальная комиссия, основываясь на сведениях проекта, определяет возможность установки фундамента на отметки, которая приводится в проекте или же вносит определенные изменения в зависимости от обстоятельств.
Зрительный осмотр вырытого котлована делает специалист в области геологии. Геолог также дает описание открытого грунта на стенках котлована.
Внимание
И опираясь на эти описания, выполняет освидетельствование качества почвы. Полученные данные, специалист в области геологии сопоставляет со сведениями, которые представлены в отчете, сделанном на основании геологических исследований.
Выполнив весь комплекс соответствующих работ, геолог оставляет акт, подтверждающий, что котлован был освидетельствован. В акте освидетельствования дается описание вскрытой почвы, указывается расположение грунтовых вод, если они есть.
Гранитный щебень является наиболее распространенным вариантом, потому что обладает высоким уровнем устойчивости к температурным воздействиям и практически не поглощает воду. Прочность гранита соответствует всем техническим требованиям. Наиболее популярные фракции гранита:
- мелкозернистый – 5-15 мм;
В реалиях жизни можно определить коэффициент таким путем:
- замерять размер бортов грузового автомобиля;
- определить общий объем щебня;
- результаты следует просто умножить на стандартный коэффициент уплотнения для соответствующей фракции с учетом трамбовки при перевозке;
- благодаря такому расчету легко определить реальное количество привезенного щебня
Преимущественно щебень используется для уплотнения верхнего слоя грунта. Предварительно проводится исследование почвы, бурят отверстие на 50-70 см вглубь, затем определяется наличие грунтовых вод, состава, типа грунта.
После прохождения тестов, в случае нормального состояния поверхности, можно использовать засыпку при помощи щебня.
Технология уплотнения грунта щебнем в промышленных условиях включает в себя использование крупногабаритной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов, в небольших, домашних условиях, может применяться и обычная лопата. Также необходимо определить водянистость почвы, возможно ее придется увлажнить или наоборот подсушить.
Достаточно часто нужно узнать плотность щебня насыпи после транспортировки в автомобиле. Эта процедура может быть полезна для определения необходимого устройства для трамбовки, количества бетона и его состава, для расклинцовки.
Рассчитать плотность насыпи можно на основании простой процедуры:
- необходимо подготовить пустой сосуд для наполнения щебнем и взвешивания, необходимо определить его вес;
- наполнить тару щебнем и взвесить;
- необходимо определить чистую массу материала, то есть отнять от веса наполненного сосуда, его собственную массу;
- разделить вес на объем сосуда.
При закладке фундамента необходимо четко достичь коэффициента уплотнения уставленного в нормативных документах. Иначе это чревато аварийностью и быстрым разрушение постройки, при чем данное замечание касается всех видов строительства.
Протокол определения коэффициента уплотнения щебня образец
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” [1], от 22 июня 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” [2], от 30 декабря 2009 г.
N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” [3], от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”.
Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО “СоюздорНИИ” (кандидаты техн. наук В.М.Юмашев, Р.А.Коган, д-р техн. наук, проф. В.Д.Казарновский, кандидаты техн. наук Е.С.
Пшеничникова, Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман, Е.М.Гурарий, И.Ж.Хусаинов, В.И.Коршунов, инж. И.В.Басурманова, канд. техн. наук А.А.Матросов, инж. Ф.В.Панфилов, инж. Ю.А.Аливер, канд. техн. наук С.Г.Фурсов, инж. О.Б.Гопин, канд. техн. наук А.А.Пахомов).
Изменение N 1 подготовлено ЗАО “ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ” совместно с авторским коллективом ФАУ “РОСДОРНИИ”: д-р техн. наук О.А.Красиков, д-р техн. наук А.М.Кулижников; кандидаты техн. наук А.М.Стрижевский, А.Е.Мерзликин, А.А.Домницкий, И.Ф.Живописцев, Б.Б.Анохин, А.П.Фомин, Л.А.Горелышева, Н.А.Лушников, П.А.Лушников, Р.А.
Еремин, Н.Б.Сакута; инженеры Р.К.Бородин, А.В.Бобков, А.И.Босов, А.С.Козин, А.Б.Волков, В.Н.Гарманов, Ж.С.Сахно.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.
Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.
Уважаемые коллеги, давайте создадим нормальное сообщество, для решения вопросов и обмена инфой.
Гранитный щебень является наиболее распространенным вариантом, потому что обладает высоким уровнем устойчивости к температурным воздействиям и практически не поглощает воду. Прочность гранита соответствует всем техническим требованиям. Наиболее популярные фракции гранита:
- мелкозернистый – 5-15 мм;
34 votes
+
Голос за!
—
Голос против!
Представить любой строительный процесс без применения щебня довольно сложно. Его используют при создании фундамента, замешивании бетонного раствора, формировании садовых дорожек, организации ландшафтного дизайна, прокладке подъездных путей и автотрасс. В статье речь пойдет об основах уплотнения щебня.
Продукт дробления горных пород применяют для обустройства так называемой подушки, которая выполняет следующие функции:
- выравнивание основы перед дальнейшими работами;
- придание твердости слабонесущим грунтам;
- защита строений от негативного воздействия влаги;
- увеличение стойкости под высокими нагрузками.
Акт уплотнения грунта укаткой (форма акта, расчет)
- Процесс демонтажа начинается с крыши. Если кровельный материал крепили при помощи гвоздей, его снимают по частям.
- Дощатые части лучше разбирают крупными кусками, используя цепную пилу или электрический инструмент. Уже на этом этапе необходимо сортировать строительный мусор, что бы упростить процесс его ликвидации.
- Обратите внимание на уплотнитель, часто использую минеральную вату. От старости она может рассыпаться в руках и пылить, поэтому лучше надеть плотную одежду и смочить его водой.
- Фундамент обкапывается по всему периметру, после чего с одной из сторон создается наклонная яма. В направлении этой ясы фундамент будут тащить при помощи лебедки.
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую. Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема. Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами. Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки. Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше той, что указана в сопроводительных документах, значит, кузов автомобиля был недогружен. Равна или больше указанной в документах – можно смело разгружать щебень.
Тосол
— сложное химическое соединение, которое используется в системе отопления. Длительное вдыхание паров, употребление внутрь и попадание вещества на кожу может привести к сильному отравлению. Жидкость необходимо слить в канистру и передать соответствующей организации на утилизацию. Сливать тосол в канализацию категорически запрещено. Современные технологии позволяют возвращать таким веществам их первоначальные свойства и использовать повторно.
Ртутные лампы
также могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям и окружающей среде. Ртуть является нейротоксином, который оказывает влияние на мозг, почки, печень, вызывает проблемы в развитии. Независимо от количества ламп, их следует сдать на утилизацию.
- флуоресцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, лампы черного света;
- металлогалогенныее;
натриевые лампы высокого давления;
неоновые;
ультрафиолетовые.
газоразрядные лампы;
Минеральная вата
содержит фенолформальдегидную и меламиноформальдегидную смолы, которые являются сильным ядом. Минеральная вата из стекла при неаккуратном использовании, вызывает раздражение кожи, глаз, дыхательных путей.
Асбест
практически не используется в современном строительстве, но в старых постройках он встречается довольно часто: шифер, фасадные плиты, трубы, герметики и т.д. При вдыхании асбестовой пыли повышается риск развития бронхита, кроме того, асбест относится к веществам, способствующим воздействию канцерогенов на клетки.
Бетон
используется повсеместно и всем известен его состав: вода, песок и щебень, но и он может быть опасным. Некоторые производители для изготовления бетона используют шлаки (отходы) от металлургического производства.
Степень упругости щебеночного слоя основания проверяется с использованием прогибомеров. Испытания проводятся в лабораторных условиях. Гиря падает на конструкцию, включающую гравий и песок. Изменения основания из щебня должным образом фиксируются и заносятся в протокол испытаний.
Нередко прибегают к штамповому методу испытаний. Суть метода заключается в следующем:
- На испытуемый слой материала накладывается прибор, имеющий плоский штамп.
- Гиря определенной массы падает на испытуемый слой.
- Фиксируется высота отскока груза.
- Данные заносятся в протокол испытаний.
Уплотнение щебня: коэффициент СНИП и ГОСТ, таблица
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую. Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема. Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами. Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки. Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше той, что указана в сопроводительных документах, значит, кузов автомобиля был недогружен. Равна или больше указанной в документах – можно смело разгружать щебень.
Протокол испытаний уплотнения щебеночного основания
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно. Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000.
Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки.
При перевозке щебня (как и любого другого сыпучего материала) от места производства до строительной площадки происходит уменьшение его объема. Величина уплотнения зависит от длительности транспортировки и дорожных условий.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ. То есть вам доставили весь оплаченный товар.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
Прибор БПД-КМ является плотномером водобаллонного типа, измеряющим объем лунки с последующим определением фактической плотности после взвешивания материала, взятого из лунки. Предназначен для контроля качества уплотнения щебеночных и гравийных оснований и покрытий из смесей, зерновой состав которых отвечает требованиям ГОСТ 25607-94. Определение плотности сложения грунта осуществляется по общепринятым методикам в соответствии с ГОСТ 28514-90 «Определение плотности грунтов методом замещения объема». Плотность сложения испытываемого слоя определяется с точностью до 0,01 г/см3.
Качество почвы должно соответствовать разрезу, который приводится в плане. Специальная комиссия, основываясь на сведениях проекта, определяет возможность установки фундамента на отметки, которая приводится в проекте или же вносит определенные изменения в зависимости от обстоятельств.
Зрительный осмотр вырытого котлована делает специалист в области геол��гии. Геолог также дает описание открытого грунта на стенках котлована.
Внимание
И опираясь на эти описания, выполняет освидетельствование качества почвы. Полученные данные, специалист в области геологии сопоставляет со сведениями, которые представлены в отчете, сделанном на основании геологических исследований.
Выполнив весь комплекс соответствующих работ, геолог оставляет акт, подтверждающий, что котлован был освидетельствован. В акте освидетельствования дается описание вскрытой почвы, указывается расположение грунтовых вод, если они есть.
Принятию решения о проведении испытаний предшествует контрольный забор образцов щебня равного объема из нескольких территориально разнесенных мест карьерного разреза с последующим объединением образцов в единую пробу.
Испытания щебня проводятся по требованиям ГОСТ 8267.0-97, квартованием общей пробы щебня. Условия испытаний физико-механических свойств образца задаются техническим заданием на проведение испытаний. Техническое задание оформляется на каждый образец индивидуально.
№ п/п | Наименование испытаний | Нормативный документ | Цена за ед. испытаний в руб. |
Испытание бетона (строительного раствора). | |||
1 | Определение прочности одного образца бетона на сжатие (10х10х10 см). | ГОСТ 10180-2012 | 250 |
2 | Определение прочности одного образца раствора на сжатие (7х7х7 см). | ГОСТ 5802-86 | 250 |
3 | Выбуривание, подготовка и испытание образцов-кернов бетона из конструкций. | ГОСТ 28570-90 | 3000 |
4 | Определение прочности бетона по образцам, отобранным из конструкции(керн). | ГОСТ 28570-90 ГОСТ 10180-90 |
500 |
5 | Определение прочности кладочного раствора по образцам, отобранным из конструкции. | ГОСТ 5802-86 | 3000 |
6 | Определение прочности бетона неразрушающим методом на участке конструкции(методом: упругого отскока, УЗК). | ГОСТ 22690-2015 ГОСТ 17624-2012 ГОСТ 18105-2010 ГОСТ 31914-2012 |
300 |
Акт уплотнения грунта укаткой (форма акта, расчет)
Допустим, максимальная плотность скелета грунта 1,95 г/см3 (т/м3), а плотность скелета грунта после уплотнения на объекте 1,88 г/см3 (т/м3). Разделим фактическую плотность на максимальную и найдем коэффициент уплотнения: Купл= 1,88/1,95=0,96.
В проектах часто нормируется не степень уплотнения грунта (указан не коэффициент уплотнения), а плотность скелета грунта (г/см3 или т/м3). В этом случае необходимо определить фактическую плотность и влажность грунта на объекте и вычислить требуемую плотность скелета грунта.
Прибор БПД-КМ является плотномером водобаллонного типа, измеряющим объем лунки с последующим определением фактической плотности после взвешивания материала, взятого из лунки.
Предназначен для контроля качества уплотнения щебеночных и гравийных оснований и покрытий из смесей, зерновой состав которых отвечает требованиям ГОСТ 25607-94.
Определение плотности сложения грунта осуществляется по общепринятым методикам в соответствии с ГОСТ 28514-90 «Определение плотности грунтов методом замещения объема». Плотность сложения испытываемого слоя определяется с точностью до 0,01 г/см3.
В случае применения стандартного способа с обязательным отбором проб грунтов с уплотняемого слоя, отобранные пробы анализируются в лабораторных условиях, т.е. делается стандартное уплотнение, проводится определение максимальной плотности при оптимальной влажности по ГОСТ 22733-2016. Исходя из полученных данных, вычисляется коэффициент уплотнения.
Данный метод более точный, но длительный по времени, поэтому он используется как заверочный в случае применения экспресс методов. Если при использовании экспресс методов на все работы уходит 1-2 дня, то на лабораторные испытания и определения уплотнения грунтов методом стандартного уплотнения — до 3-5 дней.
Результаты, полученные в результате, позволяют дать рекомендации для повышения плотности при низкой степени уплотнении.
Некоторые заказчики требуют от производителей материала предоставить данные по коэффициенту уплотнения в самом начале добычи материала, и важным фактором расчёта данных является послойное уплотнение песка. Ниже приведены варианты уплотнения по региональным параметрам:
Климатические зоны | |||||
I-III | IV-V | I-III | IV-V | ||
Верхний слой | Меньше 1,5 метров | 0,95-0,98 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
Нижний слой без наличия влаги (жидкости) | Свыше 1,5 метров | 0,92-0,95 | 0,92 | 0,92 | 0,90-0,92 |
Слой подтапливания | Более 1,5 метров | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
При помощи этих данных можно с лёгкостью произвести измерение уплотнения песка прибором. Вместе с этим, необходимо помнить, что в конкретной ситуации потребуется учитывать воздействие дополнительных параметров на грунт, (как в одну сторону, так и в другую-большую или меньшую величину показателя).
Распоряжение Минтранса РФ от 23.05.2002 N ИС-478-Р
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно. Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000.
Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки.
При перевозке щебня (как и любого другого сыпучего материала) от места производства до строительной площадки происходит уменьшение его объема. Величина уплотнения зависит от длительности транспортировки и дорожных условий.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ. То есть вам доставили весь оплаченный товар.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
Прибор БПД-КМ является плотномером водобаллонного типа, измеряющим объем лунки с последующим определением фактической плотности после взвешивания материала, взятого из лунки. Предназначен для контроля качества уплотнения щебеночных и гравийных оснований и покрытий из смесей, зерновой состав которых отвечает требованиям ГОСТ 25607-94. Определение плотности сложения грунта осуществляется по общепринятым методикам в соответствии с ГОСТ 28514-90 «Определение плотности грунтов методом замещения объема». Плотность сложения испытываемого слоя определяется с точностью до 0,01 г/см3.
Качество почвы должно соответствовать разрезу, который приводится в плане. Специальная комиссия, основываясь на сведениях проекта, определяет возможность установки фундамента на отметки, которая приводится в проекте или же вносит определенные изменения в зависимости от обстоятельств.
Зрительный осмотр вырытого котлована делает специалист в области геологии. Геолог ��акже дает описание открытого грунта на стенках котлована.
Внимание
И опираясь на эти описания, выполняет освидетельствование качества почвы. Полученные данные, специалист в области геологии сопоставляет со сведениями, которые представлены в отчете, сделанном на основании геологических исследований.
Выполнив весь комплекс соответствующих работ, геолог оставляет акт, подтверждающий, что котлован был освидетельствован. В акте освидетельствования дается описание вскрытой почвы, указывается расположение грунтовых вод, если они есть.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ.
То есть вам доставили весь оплаченный товар.
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно. Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000.
Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки.
При перевозке щебня (как и любого другого сыпучего материала) от места производства до строительной площадки происходит уменьшение его объема. Величина уплотнения зависит от длительности транспортировки и дорожных условий.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ. То есть вам доставили весь оплаченный товар.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
При проведении процесса уплотнения необходимо соблюдать:
1. Влажность должна соответствовать оптимальному значению W
2. Определить толщину уплотняемого слоя Н и количество проходов уплотняющей техники по одному следу п по вышеприведенным выражениям. Окончательные значения Н и п устанавливаются путем пробной укатки (РД 0219.1.20-2001) (табл. 2.10).
3. Обеспечить равномерное уплотнение по ширине и длине захватки.
Для правильного составления сметы необходимо знать плотность песка, для этого используется информация предоставленная производителем, на основании обследований и относительный коэффициент уплотнения при доставке. Из-за чего изменяется уровень уплотнения Песок проходит через трамбовку, не обязательно специальную, возможно в процессе перемещения.
Посчитать количество материала полученного на выходе достаточно сложно, учитывая все переменные показатели. Для точного расчета необходимо знать все воздействия и манипуляции, проведенные с песком.
Конечный коэффициент уплотнения зависит от разнообразных факторов:
- способ перевозки, чем больше механических соприкосновений с неровностями, тем сильнее уплотнение;
- длительность маршрута, информация доступна для потребителя;
- наличие повреждений со стороны механических воздействий;
- количество примесей.
Минимальный срок выполнения работ с выдачей Протокола испытаний – 5 дней. Испытания материалов проводятся в соответствии с действующими ГОСТами и другими нормативными документами.
Результаты выполненных испытаний оформляется в виде Протокола испытаний. Протокол испытаний может быть использован в судебной строительной экспертизе для решения спорных вопросов. Испытание грунта, щебня и песка часто используется или необходимо в обследовании дорог или при проведении геологических изысканий ГОСТы и нормативы
- ГОСТ 5180-84
- ГОСТ 8267-93
- ГОСТ 8735-88
- ГОСТ 12536-79
- ГОСТ 22733-2002
- ГОСТ 23558-94
- ГОСТ 25100-95
- ГОСТ 25584-90
Протоколы испытаний Запросить коммерческое предложение Закажите испытание грунта, песка, щебня конструкций Центр Проектирования и Инжиниринга.
Ведомость контроля качества уплотнения грунтов
Короб металлический по стенам и потолкам. Монтаж усиленной консоли. Профиль перфорированный монтажный, пример +, 5 Акт скрытых работ проводник заземляющий из медного изолированного провода открыто по строительным основаниям, пример +, 6 Акт скрытых работ проводник заземляющий скрыто в подливке пола из стали полосовой, проводник заземляющий открыто по строительным основаниям, пример +, 7 Акт скрытых работ демонтаж щита ПСН, пример +, 8 Акт скрытых работ прокладка силового кабеля, пример +, 9 Акт скрытых работ прокладка провода медного, пример +, 10 Акт скрытых работ подвес проводов ВЛ 110кВ, пример +, 1 Акт скрытых работ на снятие обоев под покраску, пример 2 Акт скрытых работ на демонтаж плинтусов, пример 3 Акт скрытых работ на перетирку штукатурки, пример 4 Акт скрытых работ на
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АЭРОДРОМНЫЕ, ДЕГТЕБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АСФАЛЬТОБЕТОН И ДЕГТЕБЕТОН
Asphaltic concrete mixtures for roads and aerodromes,
tar concrete mixtures for roads, asphaltic concrete and tar concrete.
Methods of testing
ОКП 57 1840, 57 1861
Дата введения 1985-01-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 23 февраля 1984 г. № 16
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1995 г.
Настоящий стандарт распространяется на смеси асфальтобетонные и дегтебетонные, асфальтобетон и дегтебетон и устанавливает методы их испытаний с целью определения следующих показателей:
— средней плотности (объемной массы) асфальтобетона (дегтебетона) и его минеральной части;
— истинной плотности (удельного веса) смесей и асфальтобетона (дегтебетона) и их минеральной части;
— пористости минеральной части (остова), остаточной пористости, водонасыщения, набухания, предела прочности при сжатии, коэффициента водостойкости и коэффициента водостойкости при длительном водонасыщении асфальтобетонов (дегтебетонов);
— состава смесей асфальтобетонов (дегтебетонов);
— сцепления битума с минеральной частью смеси;
— слеживаемости холодных смесей;
— коэффициента уплотнения асфальтобетонов (дегтебетонов).
1. Общие указания
1.1. При подборе состава асфальтобетона (дегтебетона) и контроле качества приготовления смесей испытания осуществляют на образцах, полученных уплотнением смеси одним из методов, указанных в пп. 3.2 — 3.5, или на пробах неуплотненных смесей.
1.2. При контроле качества покрытия и основания асфальтобетон (дегтебетон) испытывают на образцах-кернах или образцах-вырубках, отобранных непосредственно из покрытия или основания и подготовленных к испытанию в соответствии с пп. 3.7, 3.8.
3.1. Физико-механические свойства асфальтобетонов (дегтебетонов) определяют на цилиндрических образцах, полученных уплотнением смеси в стальных формах, а также на непереформованных образцах-вырубках или кернах и на цилиндрических образцах, переформованных из вырубок или кернов.
Формы для изготовления образцов представляют собой полые стальные цилиндры. При уплотнении в них смесей должно быть обеспечено двустороннее приложение нагрузки, это достигается передачей давления на уплотняемую смесь через два вкладыша, свободно передвигающихся в форме навстречу друг другу.
3.2. Уплотнение образцов прессованием
Пресс (гидравлический или механический) по ГОСТ 28840-90 для уплотнения образцов должен обеспечивать давление на образец 40 МПа (400 кгс/см).
Пресс оборудуют приспособлением Союздорнии для одновременного приготовления трех образцов (черт. 2), которое представляет собой постоянно закрепленную на прессе кассету 4 с тремя взаимосвязанными цилиндрическими формами. Нижние вкладыши (пуансоны) 2 опираются шарнирно на нижнюю плиту пресса 1 и верхней частью введены в формы на глубину 2 — 3 см; верхние пуансоны 5 смонтированы на отдельном откидном приспособлении 6, шарнирно связанном с верхней плитой пресса 7. Кассета с формами заключена в коробку с масляным подогревающим устройством 3, при помощи которого поддерживают постоянную температуру стенок форм 60 — 100°С. При изготовлении образцов из холодных смесей кассету с формами не нагревают. Для извлечения образцов из форм имеется специальное упорное устройство 8, также шарнирно связанное с верхней плитой 7. Для подъема и опускания верхней плиты используют электродвигатель 9.
Лабораторные исследования
Коэффициент уплотнения принято рассчитывать на основании данных лабораторных испытаний, в ходе которых массу щебня подвергают трамбовке и проверке на различных приспособлениях. Здесь существует несколько методов: замещение объемов (ГОСТ 28514-90); стандартное послойное уплотнение щебня (ГОСТ 22733-2002); экспресс-методы с использованием одного из трех типов плотномеров: статического, водобаллонного либо динамического.
Результаты получают либо сразу же, либо по истечении 1-4 дней, в зависимости от того, какой способ для исследования выбран. Стоимость одной пробы стандартного испытания составляет 2500 рублей. Всего необходимо провести не меньше пяти таких проб. Если данные нужны срочно, например, в течение дня, используют экспресс-методы по итогам отбора минимум 10 точек. Стоимость каждой точки составляет 850 рублей. Кроме того, придется оплатить выезд лаборанта на место – еще около 3 тысяч рублей. Однако без точных данных на строительстве крупных объектов не обойтись. Кроме того, солидной строительной организации необходимо наличие официальных документов, которые подтверждают соблюдение подрядчиком требований проекта.
Допустим, машина привезла щебень на строительную площадку. Как провести необходимые измерения? Для этого подсчитывается объем груза и кузова по границе заполнения. Затем полученные значения умножаются на коэффициент уплотнения. Понятно, что цифры будут разными за счет «утряски» груза во время движения, но он не может потерять в массе. В первом случае, с учетом усадки, можно сказать, что это общая плотность щебня или значение, близкое к ней. Во втором – насыпная.
Для лучшего понимания возьмем другой жизненный пример. Купили некоторое количество сахара. Скажем, килограмм. Засыпали в сахарницу, получили первичный объем. Потрясли, постучали, утрамбовали. Измерили. Получили в результате конечный объем.