Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.

Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2021 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

Прежде всего — существует федеральное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ниже него стоит региональный орган исполнительной власти. В Москве это департамент ЖКХ, в какой-то другой области, например, Тверской это тоже Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Эти два органа, они занимаются такими общими вопросами, стратегией, готовят всякие схемы, регламенты, правила — когда убирать улицы с какой частотой. Всё там прописывается до метров и миллиметров.

Читайте также:  Кто такие наследники 1 очереди

Существует также надзорный орган — это Госжилинспекция, в Москве — это Мосжилинспекция. Они осуществляют надзор и лицензирование. Это вообще наш друг. Эти Госжилинспекции, они помогают простым гражданам, если у Вас есть какая-то проблема, писать надо именно туда. Они проведут проверку, приедут всё посмотрят и попытаются принять какие-то меры.

В составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:

  • 1. Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.
  • 2. Водоснабжение и водоотведение.
  • 3. Коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).
  • 4. Городской транспорт (троллейбус, трамвай, автобус).
  • 5. Информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).
  • 6. Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.
  • 7. Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).
  • 8. Зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство). Гостиничное хозяйство.
  • 9. Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
  • 10. Уличное освещение.

Невозможной была бы нормальная деятельность жилищно-коммунальных хозяйств без соответствующей техники. Ведь на данные службы возлагаются задачи по поддержанию дорог в пригодном состоянии в любое время года. Именно они обеспечивают бесперебойность подачи воды, газа, энергии в жилые помещения. Мусор вывозится теми же учреждениями, а значит, без их эффективной деятельности города буквально бы увязли в нем.

Для этих целей в любом автопарке ЖКХ содержатся специальные мусоровозы, водяные системы, гидросистемы, щетки. Не обойтись при уборке улиц и без бульдозеров-погрузчиков. Их применяют почти во всех городах России из-за относительно низких цен и надежности в использовании. К примеру, распространен ДЗ-133. У него имеется и ковш, и отвал.

Популярны снегоочистители, которые способны справиться даже с масштабными завалами. Они отбрасывают выпавший снег в стороны либо погружают в отдельную машину.

Обязательно имеются среди техники ЖКХ в России и подметально-уборочные машины. Модели же закупаются разные, работа их осуществляется по двум различным концепциям. Если машина вакуумная, в ней имеется своя вихревая система. В ходе ее деятельности поднимаются загрязнители с самой поверхности, а затем переносятся в рабочие бункеры.

Бытовые отходы нередко загружают и перевозят, применяя отечественную машину модели КО-427. Мусор погружается в маленькие контейнеры, а выгрузка осуществляется посредством специальной выталкивающей плиты.

Также часто применяются и КамАЗы с прессующими плитами. Они действуют по принципу самосвала. При этом механизм допускает регулирование частоты вращения двигателей. Благодаря этому прессование осуществляется эффективно.

Весьма деликатным направлением в деятельности ЖКХ с применением техники считаются ассенизационные работы. Их выполняют посредством вакуумных машин. С этой целью используются как зарубежные MORO, так и российские КО. Машинами выполняются и каналопромывочные работы.

Услуги ЖКХ направлены на обеспечение комфортной жизнедеятельности граждан в сфере получения коммунальных услуг, развития транспортной структуры, безопасного использования жилых и нежилых объектов, а также в рамках обеспечения других потребностей человека. ЖКХ – это социальное учреждение, которое призвано облегчать повседневную жизнь граждан, но также предприятие исполняет экономические функции, направленные на предоставление платных сервисов и контроль за их работой.

В 2018 году в полномочия хозяйства входят обязанности обеспечения людей:

  • светом;
  • водой;
  • газом;
  • центральным отоплением;
  • канализацией и вентиляцией.

Успешность исполнения поставленных задач (даже платных) не всегда зависит от хозяйственного отдела. Несмотря на работу инженеров, своевременное обслуживание коммуникаций и капремонт, наблюдается нарушение эксплуатационных характеристик сантехники, проводки и отопительных приспособлений. Это требует дополнительных денежных вливаний, которых у местных властей не всегда достаточно.

Финансовые проблемы ЖКХ

Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2018г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:

  • неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
  • смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
  • утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
  • отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.

Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.

Задачи тарифного регулирования

Поверка цен на коммунальные сервисы происходит с учетом ведомственной инструкции. Так, за основу принимается средний расчет материальных затрат коммерческих предприятий, предоставляющих сервисы. Также считаются средние нормы потребления услуг. Эти цифры условные, а потому на практике провайдеры получают совсем малую толику дохода. А если ломается техническое оборудование (например, трубопровод), провайдеру придется самостоятельно устранять неполадки, что влечет дополнительные траты.

Приказом Министерства строительства разработаны следующие рекомендации по стабилизации платежей и их приведению к адекватному уровню, а именно:

  • снижение затрат на организацию работы с сохранением качества исполняемой деятельности;
  • использование внешних инвестиций;
  • развитие конкуренции;
  • подготовка финансовой основы для работы;
  • повышение самостоятельности организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..51

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………55

ВВЕДЕНИЕ

Специфика современной организации производственных и обслуживающих процессов привела к выделению в особую группу отдельных служб и организаций в системе городского хозяйств. Которая и обособилась как самостоятельная сфера. Ее цель-оказание жилищно-коммунальных услуг.

С позиции управления данная сфера достаточно сложна. В ней накопилось множество проблем организационно-экономического характера, которые требуют неотложного решения.

Читайте также:  НДС на товар 10 и 18%: как правильно определить категорию?

В Российской Федерации проводится реформирование жилищно-коммунальной сферы, что вполне оправдывает повышение научного и практического интереса к проблемам управления, организации и экономики в системе ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека — комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и т.д.

На протяжении десятилетий в жилищно-коммунальной сфере господствовали экстенсивные подходы и административные методы хозяйствования, вытекающие из жестко централизованного управления и патерналистской политики государства. Материальная база отрасли, развивавшаяся на основе остаточного принципа ресурсообеспечения, находилась в неудовлетворительном состоянии в доперестроечные времена, и очень медленно развивается в последние годы, несмотря на то, что на жилищно-коммунальное хозяйство уходит примерно 25% расходов местных бюджетов. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое должно включать также снижение и оптимизацию налоговой нагрузки на данный сектор на начальном этапе, является одной из важнейших задач национальной экономики.

Функции и обязанности ЖКХ

Компания ЖКХ, закрепленная за конкретным районом города, домом, в простонародье называется управляющей. Жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд обязанностей и должна соблюдать их на 100%:

  • подготовительные мероприятия к новому сезону;
  • работы по замене основных систем водоснабжения (счетчиков потребления воды, труб);
  • замена электросетей;
  • осуществление капитального, косметического ремонта;
  • уборка придомовых участков и территорий, лифтов, подъездов;
  • проведение ремонтных работ по оборудованию, установленному на территории обслуживания организации ЖКХ;
  • оформление справочных документов, необходимых собственникам жилья, включая предоставление полноценной отчетности.

Говоря о функциях сотрудников, работающих в управляющих компаниях, стоит выделить следующие моменты:

  • принятие участия в проведении домовых собраний, выносе решений по ним;
  • регулярный профилактический осмотр зданий (в осенне-весенний период), составление актов по его итогам;
  • формирование бюджета ЖКХ по району, закрепленному за предприятием;
  • конкурсный отбор ремонтников, поставщиков топливных ресурсов;
  • организация различного рода заседаний: административных комиссий, групп по обеспечению безопасности на дорогах около дома, мероприятий по решению жилищно-бытовых вопросов, регулированию тарификаций, разработке нормативных актов, связанных с накоплением отходов;
  • разработка проектов контрактов, составляемых с поставщиками и подрядчиками, смет на капитальные ремонтные работы, фактических расходных схем по благоустройству и их утверждение;
  • проведение проверочных мер по документации, аналитика издержек на совершенствование условий жизни собственников и пользователей помещений, оценка выполненных работ, обмеры, постановка на учет лиц, которые все еще нуждаются в улучшении условий проживания;
  • выполнение отчетных документов по текущим ремонтным работам, предоставление статистических отчетностей по капитальным изменениям;
  • контроль правильности технической эксплуатации объектов со стороны граждан, формирование контрактов на вывоз мусора с владельцами коммерческих объектов, расположенных на территории жилого фонда;
  • организация проведения конкурсных мероприятий по выбору лучшего дома, улицы;
  • взаимодействие со службами по аварийным случаям, участие в работе административно-технических инспекций, принятие и рассмотрение заявительных бумаг от населения, сотрудничество с прочими структурными подразделениями;
  • разработка программ, нацеленных на реформу в рамках ЖКХ, связанных с ремонтом, предоставлением освещения, повышением уровня безопасности жильцов.

Куда подается жалоба?

Обращаться с жалобой на компанию ЖКХ необходимо в определенные инстанции. Какую из них выбрать – зависит от того, что именно вас беспокоит, и в чем заключается суть проблемы. Чаще всего в качестве принимающих сторон выступают следующие организации:

  • дирекция управляющей фирмы;
  • государственная жилищная инспекция;
  • органы муниципалитета;
  • российская организация по потребительскому надзору;
  • прокуратура;
  • федеральная инстанция по тарификации;
  • фискальные организации (суд).

Чтобы жалоба на ЖКХ была принята без особых проблем, она должна включать в себя следующие пункты:

  • наименование, присвоенное адресату (обычно это директор организации, т. е. необходимо указать его ФИО);
  • сущность проблематики вопроса;
  • ссылки на законодательные нормы и аспекты, регулирующие этот момент;
  • требования, связанные с устранением проблемы;
  • дата, подпись.

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Порядок действий при обращении в ЖЭК

Как показывает практика, пожаловаться в контору на выявленные нарушения и поломки у граждан получается не всегда. Это связано с незнанием порядка подачи ходатайств и правил их оформления. На сегодняшний день предусмотрены следующие способы обращения:

По телефону. В каждом управлении есть контактный телефон, отведенный для получения обращений жильцов. Посмотреть его можно на платежных квитанциях ЖКХ

Во время звонка важно узнать фамилию и должность человека, с которым разговаривает заявитель. После подробного описания проблемы, диспетчер сообщит, когда по указанному адресу придет специалист и как должны оплачиваться его услуги.
Личное обращение

Если управление находится недалеко от дома (как правило, в густонаселенном жилом массиве), то можно самостоятельно зайти туда и сообщить о своей проблеме. Обращение фиксируется в журнал без составления сопутствующего заявления. Здесь также нужно уточнить данные работника, принимающего ходатайство.
Онлайн. Практически на сайте каждого управления есть форма обратной связи, где можно изложить суть проблемы. Этот вариант имеет ряд недостатков. Заявитель не может быть уверен, читает ли кто-нибудь такие обращения, а если и да, то какова частота просмотра корреспонденции. При отсутствии реакции на обращение тяжело установить ответственного сотрудника, допустившего игнорирование ходатайства.

Читайте также:  Статья 942 Существенные условия договора страхования

Кроме персонального письма можно подготовить коллективное обращение. Как правило, на базе каждого дома существует самоуправление, действующее от имени всех жильцов.

Жилищно-коммунальное
хозяйство представляет собой важную
сферу жизнедеятельности человеческого
общества. Без его эффективного
функционирования невозможно обеспечение
нормальных условий существования.

Система ЖКХ должна работать слаженно,
постоянно и с учетом требований населения,
оплачивающего соответствующие услуги.

Актуальность темы курсовой работы
заключается в том, на сегодняшний день
жилищно-коммунальное хозяйство все еще
остается сферой, которую мало затронули
рыночные преобразования.

Финансирование
текущих расходов коммунальных предприятий
более чем на 45% осуществляется за счет
бюджетных дотаций, производство
коммунальных услуг полностью сосредоточено
в локальных монополиях, отсутствует
конкуренция и стимулы к сокращению
затрат и потерь, не часто удается привлечь
в отрасль частный бизнес и частные
инвестиции.

Управление
жилищно-коммунальным хозяйством сегодня
невозможно без эффективной работы
Дирекции единого заказчика по управлению
жилищным фондом и прилегающими
территориями.

Время диктует Дирекциям
единого заказчика необходимость перехода
от формального исполнения заявок жителей
к освоению функций управляющей компании,
когда жизнедеятельность предприятия
находится в прямой зависимости от
качества и своевременного предоставления
жителям жилищно-коммунальных услуг, а
также улучшения технического состояния
жилья.

За рубежом такая компания
действительно управляет жилищным
фондом, руководствуясь соображениями
максимальной выгоды для собственника,
выступает его полномочным представителем.
А российские компании пока ограничены
рамками, в которых действовали их
предшественники.

Необходимость
кардинальных преобразований
жилищно-коммунального хозяйства, где
переплелись важнейшие социально-экономические
связи общества, стала очевидной еще в
начале 90 -х годов.

Поскольку отрасль
включает в себя предприятия, деятельность
которых напрямую связана с удовлетворением
потребностей населения в жилье и
коммунальных услугах, то она сама
оказывает огромное влияние на экономическую
ситуацию в стране и, прежде всего, на
формирование бюджетов муниципальных
образований.

  • Из-за хронического
    и постоянно уменьшающегося финансирования
    отрасли становится невозможным
    предоставление населению качественных
    услуг, что в конечном итоге приводит к
    ежегодно уменьшающимся объемам ремонта
    жилья и инженерных коммуникаций.
  • Многочисленные
    проблемы отрасли, наряду с остаточным
    принципом ее финансирования, жесткие
    ограничения нового строительства,
    наряду с требованиями повышения качества
    предоставляемых услуг, привели к ее
    деградации и стагнации.
  • В сложившейся
    непростой ситуации центр тяжести
    экономических преобразований переносится
    на реформирование жилищно-коммунальной
    отрасли, в том числе реструктуризацию
    жилищного строительства и жилищного
    фонда по формам собственности,
    источниЖилищно-коммунальное хозяйство
    – это комплекс подотраслей, обеспечивающий
    функционирование инженерной инфраструктуры
    различных зданий населенных пунктов,
    создающий удобства и комфортность
    проживания и нахождения в них граждан
    путем предоставления им широкого спектра
    жилищно-коммунальных услуг.
  • ЖКХ подразумевает
    многое, в частности:

Водопровод —
прокладка и ремонт водопроводных труб,
водозабор очистка и доставка воды в
многоквартмирные дома и на промышленные
объекты, в т.ч. для последующего подогрева
для нужд горячего водоснабжения и
отопления. Канализация — отведение
сточных вод.

Теплоснабжение —
обеспечение поставки жителям горячей
воды и тепла, обеспечение работы котельных
и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать
топливно-энергетический кризис.

Капитальный ремонт
зданий, текущий ремонт внутренних
общедомовых инженерных коммуникаций
и систем (здания).

Сбор, вывоз и
утилизация мусора и другое.

кам финансирования
и т.д.

Анализ хода
реформирования ЖКХ

Вопрос реформирования
жилищно-коммунального хозяйства в
стране является важнейшим вопросом
социальной и экономической политики в
настоящее время.

Реформа должна улучшить
состояние жилищного фонда, качество
обслуживания населения, защитить его
законные права и интересы, повысить
эффективность отрасли в целом и обеспечить
переход от бюджетного дотирования к
оплате в полном объеме услуг ЖКУ
потребителями, в том числе и населением.

В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
от 2.04.97 г. № 425 «О реформе
жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации» была разработана
и утверждена в 1997 г. «Программа
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства в Калининградской области».

  1. Основными задачами
    Программы реформирования были:
  2. совершенствование
    системы управления жилищно-коммунальным
    хозяйством региона;
  3. развитие конкурентной
    среды в сфере предоставления коммунальных
    услуг, переход на систему договорных
    отношений;
  4. совершенствование
    системы оплаты жилищно-коммунальных
    услуг и социальной защиты, упорядочение
    системы льгот.

Ключевой проблемой
этого при организации управления
жилищно-коммунальной собственностью
является совершенствования договорных
отношений и финансового механизма в
частности: сбор коммунальных платежей,
предоставление субсидий и льгот.

В
настоящее время службы субсидий создаются
отдельно, но своей работе используют
единую базу данных по жилищному фонду,
квартиросъемщикам, льготам, т.е.
практически все те данные, которые
используются для расчета стоимости
жилья и коммунальных услуг.

Разработка
и внедрение единой системы сбора
жилищно-коммунальных платежей населения
и предоставления субсидий позволит
снизить издержки бюджета на существование
двух служб и автоматизировать процесс,
что, в свою очередь, оптимизирует сам
процесс сбора по времени и объемам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *