Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности образовательных учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.
Порядок бухгалтерского учёта бюджетных средств: проводки и федеральные стандарты
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом, одновременно по дебету одного счета и кредиту другого.
Счета бухучёта состоят из трех групп:
- активных — где отражаются активы предприятия;
- пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
- комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.
Как осуществляется бухгалтерский учет БУ
Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:
- учет в разрезе КОСГУ и КБК;
- контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
- казначейская система исполнения бюджета;
- классификация кассовых и фактических расходов.
Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Основные требования к бухучету
Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:
- Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
- Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
- Периодический пересчет активов и обязательств.
- Регистрация данных учета в национальной валюте.
- Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
- Создание системы внутреннего контроля.
Целевое финансирование
Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.
Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.
А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.
Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.
Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.
Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.
Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.
Например:
- не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
- признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
- не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
- не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
- не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
- менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.
Организационно-технические аспекты учетной политики негосударственного образовательного учреждения
Элемент учетной |
Нормативный акт |
Разрабатываемые документы |
Организация |
Пункт 2 ст. 6 Закона |
Руководитель может: |
Форма |
Пункт 3 ст. 6, п. 4 |
Применение: |
Рабочий план |
Пункт 3 ст. 6 |
Перечень счетов |
Формы первичных |
Пункт 3 ст. 6, ст. 9 |
Перечень, формы и порядок |
Формирование |
Пункт 3 ст. 6 |
Перечень номенклатуры дел |
Правила |
Пункт 3 ст. 6 |
График документооборота, |
Утверждение |
Пункт 3 ст. 6 |
Порядок проведения |
Утверждение |
Пункт 15 Положения по |
Перечень подотчетных лиц, |
Утверждение |
Пункт 3 ст. 7, п. 3 |
Перечень лиц с указанием |
При выборе лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, необходимо учитывать объем учетной работы и специфику деятельности учреждения. Тот факт, что учреждению приходится вести учет расчетов с большим количеством контрагентов (студентов, слушателей, учащихся и т.д.), говорит о том, что руководителю организации нецелесообразно брать на себя функцию ведения учета. Кроме того, передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру снизит скорость обработки учетной информации.
Негосударственное образовательное учреждение, как и государственное учреждение, в соответствии со спецификой деятельности имеет в составе имущества достаточное для ведения образовательной деятельности количество объектов основных средств, а также широкий спектр расчетов со специалистами и служащими. Учитывая этот факт, можно рекомендовать учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или ввести в штат должность бухгалтера.
Образовательная деятельность в большинстве случаев связана с длительным циклом оказываемой услуги (более одного отчетного периода), поэтапной оплатой за оказываемые услуги, что требует автоматизированного хранения информации о расчетах с контрагентами, автоматического расчета доли оказываемой услуги в отчетном периоде. Эти требования, предъявляемые к организации бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, позволяют рекомендовать применение форм учета в условиях компьютерной обработки данных.
Государственное высшее учебное заведение. Правовой статус, виды и особенности функционирования
Прежде чем рассмотреть вопросы организации бухгалтерского учета государственного высшего учебного заведения, необходимо определить: Что такое высшее государственное учебное заведение? Чем оно отличается от других учреждений? Кто является собственником его имущества и денежных средств? Кто отвечает по обязательствам? Каким образом оно функционирует и т.д.
Одним из важных вопросов является определение правового статуса высшего учебного заведения, поскольку именно он определяет процесс их функционирования и механизм финансирования, а это в свою очередь определяет порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
Определение понятия «высшее учебное заведение» дает Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании». В соответствии с ним высшее учебное заведение — это «образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования» [п. 1 ст. 8 закона].
Таким образом, высшее учебное заведение по своей организационно-правовой форме является учреждением (т.е. представляет собой один из видов некоммерческих организаций, иначе говоря, не ставит в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли). В свою очередь, по гражданскому законодательству Российской Федерации, учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления социально 10 культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое им полностью или частично (ч. 1 ст. 120 ГК РФ). При этом Гражданский кодекс РФ допускает регламентацию правового статуса различных видов учреждений специальными законами и подзаконными актами. Так, правовой статус образовательных учреждений определен законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В соответствии с этими документами, высшее учебное заведение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Так учредителями высшего учебного заведения могут быть:
— органы государственной власти, органы местного самоуправления; — отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); — отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; — граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Исключение делается только для высших учебных заведений, которые реализуют военные профессиональные образовательные программы. Их учредителем имеет право быть только Правительство Российской Федерации. Таким образом, в зависимости от того, кто является их учредителем, высшие учебные заведения делятся на три вида: — государственные; — муниципальные; — негосударственные. Распределение высших учебных заведений по формам собственности показано на рис. 1.1. [Российский статистический ежегодник, с. 556] Представленные диаграммы наглядно показывают, что количество государственных высших учебных заведений более чем в 1,5 раза превышает количество негосударственных вузов. При этом среди государственных высших учебных заведений наибольший удельный вес — 88% имеют учебные заведения, находящиеся в федеральной собственности.
Как уже было отмечено, высшее учебное заведение может быть создано только в одной организационно-правовой форме — в форме учреждения. При этом среди различных видов учреждений особое место следует отвести бюджетным учреждениям, поскольку у них возникает необходимость ведения специфического учета, называемого бюджетным. Поэтому нам необходимо определить, является ли государственное высшее учебное заведение бюджетным учреждением. До принятия Бюджетного кодекса РФ не существовало единого определения понятия «бюджетное учреждение». Отдельные определения содержались лишь в подзаконных нормативных ведомственных актах Министерства Финансов РФ и Государственной Налоговой Службы РФ, на основании которых производилось финансирование и налогообложение бюджетных учреждений. И только Бюджетный кодекс РФ внес определенность в правовое положение бюджетных учреждений, то есть в нем впервые был закреплен правовой статус бюджетного учреждения. В соответствии со статьей 161 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетное учреждение — это «организация, которая создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».
Бюджетный учет. Особенности и общие принципы
Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.
Автономные (АУ) |
Бюджетные (БУ) |
Казенные (КУ) |
|
Основной регулирующий НПА |
Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ |
Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
Бюджетный кодекс РФ |
Вид деятельности |
Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) |
Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ). |
|
Использование доходов от коммерческой деятельности |
На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ). |
Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ) |
|
Расчетные счета |
В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ) |
Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ) |
|
Владение имуществом |
На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
||
Распоряжение имуществом |
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества |
|||
Ответственность |
Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ) |
Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ) |
|
Источник финансирования |
Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ) |
Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ) |
Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».
Тема 1. ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими.
Для количественного выражения имущества организации, ее обязательств и хозяйственных операций в хозяйственном учете применяются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежный. Натуральные измерители служат для характеристики учитываемых объектов в натуральном выражении. В зависимости от физических свойств объекта применяются различные измерители (метр, литр, килограмм, киловатт-час и т. д.). Трудовые измерители (час, день, месяц) – разновидность натуральных измерителей. Они используются при исчислении количества затрат рабочего времени. Универсальный измеритель – денежный. Как правило, в денежном измерителе находят отражение натуральные и трудовые измерители. Таким образом, денежный измеритель используется для отражения имущества, обязательств и хозяйственных операций в едином измерении, в российском бухгалтерском учете – в рублях.
Различают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. У каждого из них своя специфика, определенный круг наблюдаемых явлений, конкретные задачи и методы наблюдения. Они дополняют друг друга и составляют единую систему хозяйственного учета в Российской Федерации.
Оперативный учет используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности организации. С его помощью осуществляется повседневный контроль за ходом выпуска продукции и ее продажи, расходом фонда заработной платы, своевременным получением материальных ценностей и т. д.
Статистический учет изучает и обобщает массовые явления и их закономерности в финансово-хозяйственной деятельности организаций (движение товарной массы, инфляционные процессы, динамика рынка). Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективный периоды.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации путем сплошного, непрерывного документального оформления. Бухгалтерский учет имеет свои особенности, отличающие его от остальных видов учета, а именно:
• является документально подтвержденным;
• непрерывен во времени (изо дня в день) и сплошной по охвату (без пропусков) всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации;
Применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (счета и двойная запись).
Бухгалтерский учет подразделяется на теорию бухгалтерского учета, финансовый и управленческий учет. Теория бухгалтерского учета– это теоретические, методологические и практические основы организации системы бухгалтерского учета. Финансовый учет– это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации. Его главная цель – обеспечить информацией руководителей различных уровней, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.
В законодательном порядке закреплены задачи бухгалтерского учета:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др.;
• обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью; наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов деятельности организации на текущий период и на перспективу.
Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, право на ее совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопровождается выполнением многочисленных и разнообразных операций. В свою очередь каждая хозяйственная операция обязательно оформляется учетными документами, в которых содержатся первичные сведения о совершенных хозяйственных операциях или право на их совершение. Документом должна быть оформлена любая совершенная операция. Именно правильно составленный документ придает операции юридическую силу. Документы должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно.
С документами тесно связаны такие понятия, как документация (первичный учет), унификация, стандартизация и документооборот.
Документация – это способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами. Правильное и своевременное оформление всех хозяйственных операций документами является начальной стадией бухгалтерского учета.
Унификация документов – это разработка типовых форм документов для использования их при оформлении однородных операций в различных организациях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Унифицированные формы первичной документации утверждаются постановлениями Госкомстата России.
Стандартизация – это установление одинаковых (стандартных) размеров бланков однотипных документов, которые позволяют более эффективно использовать бумагу при печати документов, уменьшают ее отходы. Кроме того, стандартизация облегчает бухгалтерскую обработку документов, в том числе с помощью ЭВМ, и хранение документов в архиве.
Документооборот – это путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив. В каждой организации документооборот разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
Отсутствие документооборота или нечеткая его организация приводят к запущенности учета и различным злоупотреблениям.
Определение и значение базовых принципов бухгалтерского учета
Имущественная обособленность предприятия включает в себя отражение активов, обязательства по имуществу и обязательства, которые касаются других организаций. К примеру, имущество может не принадлежать владельцу, но используется строго по договору, который заключил сам владелец, поэтому все данные будут отображаться за балансом. Есть также и предприятия, которые являются самостоятельными хозяйственными субъектами, где осуществляют свою деятельность по допустимой имущественной обособленности. Благодаря базовым принципам бухгалтерского учета, можно определить его сущность и разработать учетную политику организации. Учетная политика должна действовать согласно, нормативных актов и стратегии развития. Такая информация необходима для разумного управления предприятием, а так же для внешних пользователей.
Принцип действие предприятие на постоянной основе означает постоянную и непрерывную работу, а значит что в будущем периоде, оно не прекратит свою деятельность. Такой принцип имеет полное соответствие с кривой Бернулли, и объясняется тем, что если бухгалтерский учет однажды появится, то его действия и необходимость в нем будут вечны. Практика показывает:
- владелец или руководитель не может быть одним и тем же во время существования предприятия, поэтому цена не может меняться до того времени, пока не поменяется собственник. Такие условия предотвращаются возникновения инфляции;
- отчеты не могут меняться, если меняется владелец