Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективный контракт в образовании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.
Процедура перехода на эффективный контракт.
Эффективный контракт заключается со всеми работниками государственных (муниципальных) учреждений. В целях оказания методической помощи Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее – Рекомендации). Процедура перехода на эффективный контракт зависит от того, лицо состоит уже в трудовых отношениях с работодателем или нанимается на работу.
Как сказано в п. 4 Рекомендаций, при поступлении на работу новый сотрудник и работодатель заключают трудовой договор в соответствии с ТК РФ с использованием примерной формы трудового договора, приведенной в приложении 3 к Программе.
Перевод на эффективный контракт работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, осуществляется путем заключения с ними дополнительных соглашений к трудовым договорам. В разделе IV Программы указано, что изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ. С работником рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ. Расторгать действующий договор и заключать новый нельзя.
В силу ч. 2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.
Анализ судебных дел подтверждает законность изменений условий труда путем внедрения эффективного контракта. Например, работнику не удалось оспорить замену персонального повышающего коэффициента на показатели и критерии оценки эффективности деятельности по занимаемой им должности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.07.2017 по делу № 33-12341/2017). Также суд счел законным снижение заработной платы в результате перехода на эффективный контракт, поскольку стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2019 по делу № 33-27762/2019). Аналогично суд не встал на сторону работника в случае со снижением ему учебной нагрузки (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.04.2017 по делу № 33-6973/2017).
По состоянию на конец 2019 года в учреждениях уже должен быть внедрен эффективный контракт. Поэтому в настоящее время речь может идти об усовершенствовании этого механизма, исправлении недочетов, устранении пробелов, допущенных при его внедрении. Возвращаясь к Экспертному докладу, можно отметить, что в нем не только исследованы ошибки, допускаемые при внедрении эффективного контракта, но и даны конкретные советы по его дальнейшей реализации в учреждениях образования, здравоохранения и науки.
[1] Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
[2] Размещен на сайте Высшей школы экономики в разделе «Публикации – книги».
Порядок заключения эффективного контракта
Как же осуществить переход на эффективный контракт в образовании? Порядок установлен Приказом Минтруда № 167н. Он предусматривает следующие действия.
- Если педагог работает у нанимателя впервые, с ним заключается трудовой договор по форме, установленной в приложении к Постановлению 2190-р.
- В отношении уже работающих в учреждении педагогов порядок действия работодателя следующий:
- создать комиссию по переходу на новую систему;
- проанализировать с помощью комиссии действующие трудовые договоры на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством;
- разработать (силами комиссии) критерии, позволяющие оценить эффективность работы педагогов;
- провести разъяснительную беседу о переходе на новые условия труда;
- привлечь к работе профсоюз организации, с учетом мнения которого разработать локальные акты, касающиеся системы оплаты;
- внести изменения в положение об оплате, учитывающее разработанные комиссией критерии;
- утвердить положение об эффективном договоре с преподавателями;
- предупредить работников в письменной форме об изменении условий труда не меньше чем за два месяца;
- заключить с работниками дополнительные соглашения, изменяющие установленные ранее условия оплаты;
- внести изменения в должностные инструкции сотрудников.
Образец эффективного договора для педагогов
Форма трудового договора с педагогом установлена Постановлением Правительства № 2190-р
В раздел «Общие положения» включается информация о сторонах договора, наименовании места работы, подразделения, срок, дата начала деятельности, информация об испытательном сроке (при его наличии).
Во втором и третьем разделах формулируются права и обязанности работника и работодателя соответственно.
Четвертый раздел посвящен оплате труда. Он предусматривает все основные и дополнительные выплаты, которые сотрудник получит за труд.
Пятый раздел устанавливает время труда и отдыха: длительность рабочего времени, отпуска и особенности режима (при наличии).
Шестой раздел содержит информацию об обязательном социальном страховании.
В седьмом разделе контракта работодатель оговаривает иные условия работы.
Ответственность сторон и способы изменения или прекращения договора содержатся в восьмом и девятом разделах соответственно.
Последний, десятый раздел, предусматривает заключительные положения, касающиеся возможных разногласий.
В числе изложенных в письмах Минобрнауки показателей качества, разработанных для руководителей школ, можно выделить следующие.
Во-первых, это соответствие деятельности образовательного учреждения профильному законодательству. Какие критерии могут быть в оценке соответствующего показателя? Министерство выделяет следующие:
— отсутствие (или снижение динамики) предписаний со стороны надзорных органов;
— нет жалоб от каких-либо проверяющих инстанций;
— государственное или муниципальное задание выполнено в полном объеме;
— к 1 сентября школа готова к новому учебному году.
Во-вторых, это удовлетворенность родителей и самих учеников качеством предоставляемых школой образовательных услуг. Критерии:
— процент учеников и родителей, давших положительную оценку деятельности школы по итогам года или четверти (исходя из данных анонимных опросов, например);
— отсутствие жалоб на собраниях.
В-третьих, это может быть информационная открытость образовательного учреждения. Критерии:
— функционирование сайта школы;
— публикация ключевых сведений бухгалтерского и финансового-хозяйственного профиля;
— информирование родителей о проводимых мероприятиях и результативности деятельности школы в ключевых направлениях работы.
Заполнение эффективного контракта
В договоре и дополнительном соглашении необходимо прописать следующее:
- Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует указать сначала адрес учреждения, а затем наименование подразделения с его местоположением.
- Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
- Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать процедуру выплаты оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, а также показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
- Режим труда и отдыха.
- Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
- Меры социальной поддержки.
- Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательного учреждения.
эффективного контракта в образовании можно в конце статьи.
Что такое эффективный контракт в образовании
Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором расширены некоторые условия, а именно:
- максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
- детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
- особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
Как переходить на ЭК?
Сразу перейти на эффективные трудовые отношения с работником не получится. Сначала необходимо подготовить локальную нормативную базу. А именно, необходимо будет внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о стимулирующих выплатах, штатное расписание. Кроме того, необходимо будет разработать критерии и показатели для назначения стимулирующих выплат, а также проанализировать трудовые договора с работниками на их соответствие нормам об ЭК. При необходимости нужно будет вносить изменения в трудовые договора.
Данные изменения вносятся путем заключения с работником допсоглашения к трудовому договору. Об этих мероприятиях стоит уведомить работника в письменной форме за 2 месяца до подписания соглашения.
С новыми сотрудниками необходимо заключать трудовой договор, соответствующий нормативным документам об ЭК.
Приказом Министерства Труда Российской Федерации №167н от 26.04.13г. даны указания, как правильно оформить педагогического сотрудника на новой контрактной основе:
Параметры оформления | Рекомендовано |
Новшества в порядке оплаты труда. | Подразумевают под собой также и смену условий первичного трудового соглашения. В связи со ст.74 ТК РФ, нужно заключить дополнительное соглашение. |
Что отражать в трудовом соглашении. |
|
Как заключать доп. соглашение. | Только после произведенных всех расчетов по показателям, оценкам и критериям продуктивности деятельности, в т.ч. – учет стимулирующих выплат. Здесь отражается:
|
Следует конкретизировать. |
|
Переход на новую систему оплаты трудовой деятельности педагогов в России позволяет теперь платить таким работникам не столько за уровень их образованности, сколько за уже проделанную работу и тот результат, к которому она приближает весь коллектив.
Предпосылки для введения эффективного контракта
Повышение заработной платы преподавателей стало одной из целей реализуемых с 2011 г. проектов модернизации региональных систем общего образования. Рост зарплаты педагогов актуализирует введение эффективного контракта с ними, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
Система образования сегодня концентрирует внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании образовательного процесса. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для карьерного роста.
Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей привлечения талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей. С этой целью к 2018 г. планируется довести средний заработок преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования — до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).
Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы в связи с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.
Одним из ключевых долгосрочных приоритетов для развития системы высшего образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, разработки для конкретных потребителей. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, а плата за выполнение этих работ — частью эффективного контракта, что потребует обеспечения учета соответствующих видов работ при расчете и оптимизации учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.
Понятие эффективного контракта
Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:
- обязанностей работника (трудовая функция);
- условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
- критериев оценки эффективности труда;
- понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.
Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2021 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.
Структура и функции эффективного контракта
При составлении обычного трудового договора обязанности работника утверждены должностной инструкцией, а условия о стимулирующих выплатах — локальным нормативным актом организации. Минтруд рекомендует при оформлении эффективного контракта не ограничиваться отсылкой к приказу о компенсационных и стимулирующих выплатах, а прописывать их непосредственно в документе вместе с критериями производительности труда. Эти критерии необходимо оценивать в баллах, процентах и т. п. Важно помнить, что переход на эффективный контракт в образовании означает, что работник будет получать гарантированно только должностной оклад (ставку), а все остальные стимулирующие выплаты будут начисляться только при соответствии его работы принятым в образовательном учреждении показателям эффективности труда.
Структура документа будет выглядеть так:
- Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует записать как адрес основного учреждения, так и наименование подразделения с его местоположением.
- Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
- Условия оплаты труда.
- Режим труда и отдыха.
- Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
- Меры социальной поддержки.
- Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательной организации.
Первые шаги к эффективности и нормативная база
Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
- государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;
- программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
- приказ Минтруда России № 167н от 26.04.2013;
- письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).
Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:
- Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
- Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
- Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
- Утвердить показатели эффективности для педагогов.
Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:
Действия педагогов | Показатели эффективности |
Реализация внеурочных проектов с учениками (экскурсии, дистанционные образовательные проекты, кружки и секции) | Количество организованных мероприятий с охватом не менее 5 учеников |
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений учащихся | Ведение и контроль за портфолио индивидуальных достижений учеников |
Динамика индивидуальных образовательных результатов учеников (по результатам контрольных и аттестации) |
|
Организация совместных мероприятий с родителями учеников | Число мероприятий, проведенных совместно с родителями |
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и др. | Число участников на уровне школы, района, города, области, страны |
Участие в коллективных педагогических проектах, научно-методической работе | Выступления на педсоветах, семинарах, конференциях, количество публикаций и т. п. |
Участие в разработке и реализации основной образовательной программы | Участие в разработке раздела, подпрограммы, создание авторского курса |
Реализация укрепляющего здоровье образовательного пространства | Число физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, отсутствие замечаний по соблюдению СанПиН |
Работа с детьми из неблагополучных семей | Ученики из неблагополучных семей, вовлеченные в общественную жизнь класса, школы, их участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах |
Создание элементов образовательной инфраструктуры | Оборудование учебного кабинета, направленное на повышение качества образования |
Выбор конкретных пунктов зависит от квалификации учителя, его стажа и направления деятельности. Поэтому рассмотрим внимательнее образец эффективного контракта с учителем школы.
Предпосылки для введения эффективного контракта
Повышение заработной платы преподавателей стало одной из целей реализуемых с 2011 г. проектов модернизации региональных систем общего образования. Рост зарплаты педагогов актуализирует введение эффективного контракта с ними, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
Система образования сегодня концентрирует внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании образовательного процесса. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для карьерного роста.
Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей привлечения талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей. С этой целью к 2018 г. планируется довести средний заработок преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования — до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).
Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы в связи с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.
Одним из ключевых долгосрочных приоритетов для развития системы высшего образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, разработки для конкретных потребителей. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, а плата за выполнение этих работ — частью эффективного контракта, что потребует обеспечения учета соответствующих видов работ при расчете и оптимизации учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.
Согласно Программе «Развитие образования» эффективные трудовые отношения образовательного учреждения с педагогом должны основываться:
- на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы;
- на системе оценки эффективности деятельности работника (на совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество);
- на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда;
- на системе нормирования труда работника;
- на подробной конкретизации в трудовых договорах должностных обязанностей работника, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда с учетом отраслевой специфики.