Можно ли обжаловать решение суда — инструкция от R.TIGER

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли обжаловать решение суда — инструкция от R.TIGER». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.

Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.

Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:

  • Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
    • ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
    • ИФНС РФ межрайонного уровня.
  • ФНС России будет вышестоящим органом для:
    • Управлений ФНС РФ по субъектам;
    • Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
    • Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.

Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.

Чтобы апелляционная жалоба была хотя бы принята, прежде чем будет выполнена подача, нужно заплатите государственный сбор – госпошлину. Такая практика существует для всех дел, где предусматривается законная плата. Для разных судов плата будет иметь разное значение, поскольку она завязана не на судопроизводстве.

К примеру, если апелляционнаяжалоба отправляется в суд общей юрисдикции, обычное физическое лицо должно заплатить всего 150 рублей. Но для юридических лиц госпошлина возрастает на несколько порядков, и составляет 3 тысячи рублей.

Госпошлина за апелляцию по экономическим спорам принимает во внимание другие расценки. В данном случае статус заявителя не играет никакой роли, и для всех размер госпошлины будет идентичным – составлять 3 тысячи рублей. Даже если подача выполняется физическим лицом.

Платить госпошлину нужно до момента подачи (пока жалоба не отправлена), поэтому прежде чем начинать процедуру, убедитесь, что плата прошла. Тогда для надежности прикрепите к делу чек и можно ждать действий суда, что рассматривает апелляционный документ.

Получить юридическую помощь по вопросу апелляционной жалобы на решение суда можно на нашем сайте.

Порядок и сроки подачи жалобы

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Порядок и сроки подачи жалобы

Обжаловать ненормативный акт или действия (бездействия) должностных лиц налогового органа можно в порядке, который предусматривает НК РФ.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Подать ее необходимо через налоговую, которая вынесла обжалуемый ненормативный акт или совершила действия, ставшие предметом обжалования.

  • Приняв жалобу, налоговый орган должен на протяжении 3 дней с момента ее поступления перенаправить ее, а также все материалы, которые касаются жалобы, в вышестоящий налоговый орган.
  • Закон не оговаривает последствий ситуации, при которой жалоба направляется непосредственно в вышестоящий налоговый орган, однако, исходя из практики, такие жалобы зачастую возвращаются лицу, которое их подало, что ведет к пропуску сроков их подачи.
  • Определением возможности рассмотрения жалобы занимается подразделение досудебного урегулирования налоговых споров, которому передается жалоба в течение следующего дня после ее поступления в налоговый орган.

На определение возможности рассмотрения жалобы отводится 3 рабочих дня. В течение этого времени налоговый орган выясняет есть ли основания для того чтобы оставить ее без рассмотрения. Перечень таких оснований устанавливает статья 139. 3 НК РФ.

Если такие обстоятельства будут установлены, информация об их наличии передается в вышестоящий налоговый орган сопроводительным письмом.

Если жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, госпошлина не уплачивается.

Апелляция по административному делу

Апелляционный процесс по административным делам регулируется нормами Раздела 6 КАС РФ.

По общему принципу, обжаловать не вступившее в законную силу решение районного суда, можно в течение месяца с момента его оглашения.

Однако закон также предусматривает иные сроки обжалования.

В десятидневный срок должны быть оспорены решения:

  • которые касаются вопросов депортации иностранных лиц с территории России;
  • которые связаны с административным надзором и принудительной госпитализацие в медучреждения;
  • которые касаются роспуска представительного органа муниципальной власти, отстранения от должности глав муниципальной организации.

Решения в отношении вопросов выборов и голосования, которые принял районный суд, могут быть оспорены в течение 5 дней. К данному пункту также относятся любые нарушения, которые касаются избирательного права гражданина.

Если во время судебного заседания была зачитана только резолютивная часть решения (наказание, без обоснования), то срок оспаривания исчисляется с момента ознакомления с полным текстом документа.

Важно: решения, принятые по упрощенному порядку, подлежат обжалованию в течение 15 дней.

Принятие документа судебным органом

После получения апелляционной жалобы, суд первой инстанции разрешает вопрос о возможности принятия документа к рассмотрению.

Если он разрешается положительно, судьей делается соответствующая отметка, после чего документ приобщается к материалам дела.

Далее копии представленных бумаг отправляются сторонам по делу. По истечении срока, отведенного на обжалование, дело передается на рассмотрение суду апелляционной инстанции.

Читайте также:  Коллективный договор ОАО РЖД в 2023 году

После этого участники дела оповещаются о дате и времени заседания. Разбирательство проходит в соответствии с нормами, установленными для рассмотрения дел в суде первой инстанции.

Завершается процесс вынесением апелляционного определения, которое является основанием для вступления принятого судом первой инстанции решения в законную силу.

В случае отмены судебного акта дело рассматривается по существу в апелляционном определении, которое наделяется силой решения.

Как написать апелляционную жалобу

Как такового пакета документов для подачи жалобы не существует. Все что требуется от заявителя, это подготовить грамотный текст обращения и приложить к нему копию квитанции об уплате госпошлины. Копию решения суда первой инстанции прикреплять не нужно, это сделает суд, который ранее рассматривал дело.

В апелляционной жалобе необходимо указать:

  1. Наименование суда, в который подается жалоба.
  2. Личные данные заявителя (ФИО, адрес регистрации и номер телефона).
  3. Сведения о лицах, которые принимали участие в судебном процессе.
  4. Номер и дата выдачи решения, которое подлежит обжалованию.
  5. Описательная часть.
  6. Требования заявителя. Для того, чтобы суд принял позицию истца, необходимо составить текст документа совместно с юристом. Содержательная часть жалобы должна содержать в себе причины обращения и четко аргументировать позицию заявителя.
  7. Доводы и доказательства в защиты требований.
  8. Перечень документов (в случае, если данные документы являются доказательствами или относятся к категории вновь открывшихся обстоятельств).
  9. Подпись заявителя и дата составления документа.

При написании описательной части жалобы следует мотивированно изложить мнение о том, почему заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным. За основу можно взять нормы статьи 330 ГПК РФ (в ней перечислены для отмены или изменения решения суда).

Описательная часть должна быть краткой. Не стоит переписывать суть вынесенного решения.

Особое внимание следует уделить требованиям заявителя. При составлении текста документа, необходимо учитывать полномочия суда апелляционной инстанции (перечислены в статье 328 ГПК РФ).

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

– нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК);

– уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);

– непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК);

– грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК);

– неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК);

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК);

– непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);

– неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК);

– нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);

– неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 НК);

– непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 НК).

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым правонарушениям и за их совершение ответственность назначается в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение, с точки зрения теории налогового права к налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

– нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

– несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

– неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК);

– отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);

– нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК);

– нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК);

– неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Читайте также:  Виза F-2 в Южную Корею для длительного проживания

Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Для целей КоАП должностное лицо – это:

– лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

– лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Срок на подачу апелляционной жалобы

В соответствии с п. 2 ст. 139 и п. 9 ст. 101 НК РФ апелляционная жалоба на решение налогового органа подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, т.е. до момента истечения 10 рабочих дней со дня вручения копии решения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено решение. При отправке апелляционной жалобы по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения .

См.: письмо Минфина РФ от 27.07.2007 N 03-02-07/1-350 // СПС «КонсультантПлюс: ФинансовыеКонсультации».

Как видим, начало отсчета срока для апелляционного обжалования законодатель связывает с датой вручения копии решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Согласно п. 13 ст. 101 НК РФ, копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

Актуален вопрос, какой день должен считаться датой вручения копии решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, если она была направлена налогоплательщику по почте? Минфином РФ была высказана позиция, что в этом случае датой вручения соответствующего решения является шестой день с даты отправки заказного письма . Эта презумпция вызвала обоснованные возражения налогоплательщиков, поскольку в шестидневный срок такое письмо могло быть не получено как по объективным, так и по субъективным причинам. Поэтому рядом специалистов обосновывается мнение, что в п. 13 ст. 101 НК РФ указано, что копия решения должна быть вручена налогоплательщику способом, прямо свидетельствующим о дате получения этого решения; следовательно, срок получения копии должен быть не предполагаемым, а точным; поэтому отправлять бумаги по почте нужно обязательно с уведомлением о вручении . В настоящее время Минфин РФ существенно изменил свою позицию, и, в частности, в письме от 15.04.2009 N 03-02-07/1-185 отмечается: «Поскольку Кодексом не определена дата вручения копий указанных решений в случае их направления по почте, полагаем, что дата вручения налогоплательщику копии такого решения определяется на основании документа, свидетельствующего о получении налогоплательщиком соответствующего почтового отправления (уведомления о вручении)». Таким образом, при отправлении копии решения по почте письмо должно быть отправлено с уведомлением о вручении, и только дата, когда налогоплательщик получил письмо и расписался в уведомлении, может быть признана датой вручения такого решения .

Читайте также:  Размер пенсии о потере кормильца в 2023 году

Участие заявителя в рассмотрении материалов апелляционной жалобы

Активную полемику вызывает проблема участия заявителя в рассмотрении материалов апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом. Как известно, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ). Более того, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя относится к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, и его нарушение является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении (об отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения. В отношении апелляционного обжалования подобное требование легально не закреплено.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. То есть закон обусловливает наличие данного субъективного права бланкетной отсылкой к иным статьям Кодекса. Поскольку право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов апелляционной жалобы законом прямо не предусмотрено, у налоговых органов отсутствует обязанность извещать его о месте и времени такого рассмотрения. Вместе с тем, полагаем, у налогоплательщика может присутствовать законный интерес участвовать в рассмотрении его апелляционной жалобы, и поэтому он вправе ходатайствовать о предоставлении ему такой возможности. Законный интерес не следует путать с субъективным правом. Если права налогоплательщиков согласно ст. 22 НК РФ обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов, то его законные интересы — нет, т.е. государство юридически не обязано содействовать реализации последних. Поэтому привлечение заявителя к рассмотрению материалов апелляционной жалобы — это не обязанность, а право вышестоящего налогового органа, реализуемое в зависимости от его дискретного усмотрения. Для трансформации указанного интереса в субъективное право необходимо прямое закрепление соответствующего правомочия нормами НК РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брызгалин А.В., Симонов М.В. Отражение отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете в связи с изменениями налогового законодательства в 2009 году // Налоги и финансовое право. 2009. N 2.
  2. Брызгалин В.В. Обязательность досудебного порядка урегулирования налоговых споров как условие реализации права на судебную защиту // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 3.
  3. Грищенко А.В. Отстаиваем свои права без суда, или Досудебное обжалование решений налоговиков // Налоговая проверка. 2009. N 2.
  4. Кузнецов В.В. Практика и перспективы развития института апелляционного обжалования решений налоговых органов // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 2.
  5. Лобанов А.В. Досудебное урегулирование налоговых споров: что нас ждет? // Налоги и налогообложение. 2008. N 8.
  6. Мезенцев А. Настройка «камерального» механизма // Расчет. 2009. N 3.
  7. Ручкина Г.Ф., Курков П.А. Некоторые правовые проблемы реализации полномочий подразделения налогового аудита // Налоги. 2009. N 1.
  8. Смирнова Е.Н. Досудебная процедура обжалования решений налоговых органов о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности // Ваш налоговый адвокат. 2009. N 2.
  9. Хаванова И.А. Дискуссионные вопросы досудебного обжалования в налоговых спорах // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 6.
  10. Чуряев А.В. Неопределенность норм НК РФ о порядке досудебного обжалования решения налогового органа // Налоговые споры: теория и практика. 2009. N 1.
  11. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
  12. Информ. письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2007. N 4.
  13. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу N А41-К2-19605/06 // Вестник ВАС РФ. 2008. N 3.
  14. Постановление ФАС Московского округа от 28.06.2007 N КА-А40/4473-07 по делу N А40-66572/06-99-309 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
  15. Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КА-А40/5503-08 по делу N А40-66415/07-75-400 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
  16. Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2006 N КА-А40/9059-06 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
  17. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2009 по делу N А12-10757/2008 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».
  18. Постановление ФАС Центрального округа от 22.04.2008 по делу N А09-7486/07-12-21 // СПС «КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *