Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимо понять, что включает в себя понятие сервитута. Это официальное разрешение на пользование определённым участком земли в ограниченном количестве. Это разрешение выдается третьему лицу, и собственник не может препятствовать этому.

Любое пользование чужой собственностью должно быть оформлено в соответствии с законодательством. Поэтому процедура оформление сервитута регламентирована. Происходит это так:

  • стороны должны прийти к соглашению о необходимости сервитута;
  • составляют соответствующий договор, в котором нужно указать границы, на которые будет распространяться действии сервитута, условия платности или бесплатности, сроки использования чужой собственности, другие условия;
  • после того как будет достигнута договорённость, договор нужно зарегистрировать в Росреестре;
  • после того, как Росреестр зарегистрирует обременение, обеим сторонам будет выдана выписка из ЕГРН. Только после этого можно пользоваться землёй на законных основаниях.

Так как предметом соглашения выступает земля, которая относится к объектам недвижимости, то сделка подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Но есть и исключения:

  • часть земли, находящаяся являющая сервитутом, переходит к другому человеку в порядке наследования. Обременение от земли неотделимы, поэтому отдельно регистрировать его не нужно, только наследство;
  • необходимость в регистрации отпала до того, как стороны пришли к соглашению.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;

  • использования земельного участка;

  • прохода или проезда через земельный участок;

  • выпаса сельскохозяйственных животных;

  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

  • сенокошения;

  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

  • свободного доступа к прибрежной полосе;

  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Наложение сервитутов через суд

Ситуацию, при которой гражданин, желающий получить доступ к частичному пользованию земельным участком соседа, и сам сосед не достигают взаимопонимания, может разрешить только судебная инстанция. Однако перед обращением в суд претендент на пользование соседской территорий должен:

  • составить текст соглашения и направить его будущему ответчику;
  • осуществить землеустроительное изыскание на предмет обоснования установления обременения;
  • произвести оценку стоимости пользования чужим наделом.

При этом истцу следует не упускать из виду, что накладывание сервитута должно создавать неудобства для владельца надела в минимальной степени и одновременно сопровождаться выплатой компенсации.

После этого у заинтересованного лица появляется возможность подать иск или ходатайство в судебную инстанцию. При этом он должен предоставить суду доказательство необходимости пользования чужим участком. Доказательная база должна содержать сведения:

  • об отсутствии у истца реальных возможностей реализовать свои права без использования чужого надела;
  • об отсутствии возможности договориться с владельцем соседнего участка;
  • о согласии истца на денежную компенсацию ответчику в разумных пределах;
  • о сроке обременения.

Если суд оценит весомость представленного доказательства, он вынесет положительное решение по иску. Затем оформленный сервитут на участок, как уже подчёркивалось, обязательно должен быть зарегистрирован в Росреестре.

Виды земельных сервитутов

В зависимости от цели сервитут может быть частным – установленным в интересах ограниченного круга лиц, или публичным – установленным в интересах государства, муниципалитета или местного населения (публичный сервитут).

Также в зависимости от срока действия сервитут может быть срочным и постоянным. Временные рамки действия срочного сервитута оговариваются сторонами при составлении договора. Постоянный (или бессрочный) – действует до тех пор, пока не исчерпывается его необходимость или пока он не создает препятствий для владельца земли в ее использовании.

Важно! Законом предусматривается не только разделение сервитута на частный и публичный, но и предусматриваются различные способы внесения сведений о них в ЕГРН. Подробности об этом читайте ниже в инструкции.


Основания для прекращения действия сервитута

Обычно сервитут прекращает свое действие вследствие устранения причин, вызвавших наложение обременения на чужую собственность. Например, инженерные работы по монтажу электросетей были закончены вовремя или раньше оговоренного в соглашении срока. Сервитут прекращает свое действие по истечению срока, на который он был установлен.

Важно! Как и установление права возможности использования территории чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте также подлежит государственной регистрации.

Но существуют иные основания для прекращения действия сервитута. Ими могут быть следующие факторы:

  • Стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соглашение об этом;
  • Прекратили действовать основания, на которых он был установлен. В этом случае собственник обремененного участка вправе требовать прекращения сервитута;
  • Обремененный участок земли не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута. В таком случае собственнику обремененного участка необходимо обратиться в суд;
  • Уполномоченный орган принял акт об отмене публичного сервитута.

Сервитут: что это такое, его виды и где применяется?

Обременения на земельный надел по правовому основанию различают:

  1. Частный сервитут. Применяется на основании заключенного и зарегистрированного соглашения или решения суда, когда затронуты интересы определенного лица или организации. Обычно такое обременение имеет возмездный характер и владелец земли вправе затребовать от граждан или юридических лиц, в пользу кого обременение зарегистрировано, разумную плату. За исключением случаев, когда применяется федеральное законодательство, обязывающее применить безвозмездное ограничение или, когда сам собственник добровольно от платы отказался.
  2. Публичный сервитут. Устанавливают при условии наличия нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Он может быть наложен на территорию земли, по которой проводятся коммуникации общественного пользования, например, водопровод, газопровод. Здесь владелец земли не может рассчитывать на денежную компенсацию в связи с наложением обременения.

Различаются сервитуты так же по сроку, на который они устанавливаются,бывает:

  • постоянным, без установления срока;
  • срочным, когда определяется конкретный срок, в течение которого он будет действовать, или наступление события, по наступлении которого серветут будет снят. Как правило, он накладывается в случае производства определенных работ, связанных с прокладкой коммуникаций. Тогда, как только работы будут выполнены, обременение прекращается;

Причины и случаи применения сервитутов к земельным участкам перечислены в статье 23 Земельного кодекса.

Обременение в виде публичного сервитута применяют:

  • для обеспечения проезда/прохода через участок земли, если иной путь предусмотреть невозможно, например, к береговой полосе и общественному водоему;
  • когда частично участок используется для прогона сельхозживотных, сенокошения, для выпаса животных в определенное время;
  • для проведения дренажных работ;
  • при эксплуатации надела в качестве зоны охоты и рыболовства;
  • для ремонта коммуникаций и использовании этого участка;
  • когда участок задействован в целях исследовательских, изыскательских работ на определенный срок.
Читайте также:  Какой размер надбавки к пенсии ожидать пенсионерам после 80 лет с 2023 года

Сервитут на часть земли требуется для того, чтобы предоставить возможность иным лицам право эксплуатировать чужой участок, когда иного способа не существует. То есть, зарегистрировать этот вид обременения может лишь то лицо, чьи права реализовать без использования чужого надела нельзя. Налагается сервитут по обоюдной договоренности или принудительно по судебному решению.

Частное обременение может быть установлено только для реализации личных нужд. Например, гражданину принадлежит земельный надел, где имеется природный водный источник. Хозяева соседних территорий вправе попросить или затребовать разрешения на проход по территории частной земли к источнику для забора воды.

Закон регулирует применение земельного обременения, он может устанавливаться на основании:

  • письменных договоренностей между двумя и более лицами, собственника земельного участка с одной стороны, заинтересованных в его использовании и инициирующих наложение сервитута — с другой;
  • принятого путем публичных слушаний решения органа государства или муниципального образования;
  • решения судьи.

Частный сервитут может устанавливаться при добровольном согласовании обеих сторон. Заинтересованное в ограниченном использовании чужого участка лицо и желающее иметь на то законные основания, обращается к владельцу земли с таким предложением.

Если удается договориться, обязательно нужно закрепить все устные договоренности письменно в соглашении, где указать:

  • цели, для каких будет использоваться участок, обременяемый сервитутом;
  • перечислить все права и обязанности участников договора;
  • установить определенную плату за пользование территорией земельного участка.

Затем право сервитута обязательно регистрируется в органе Росреестра. Только по завершении всей процедуры соглашение становится законным и действует с даты оформления обременения. С этого момента оговоренный в соглашении участок земельного надела может быть использован заинтересованным лицом, а владелец участка сможет затребовать за это соответствующую плату.

При невозможности договориться обычным путем, инициатор наложения сервитута может обратиться в суд, который поможет разрешить спорный вопрос. Такой вариант решения требуется и для документального подтверждения права пользования частью земли, когда ее хозяин позволяет это делать, но отказывается оформлять официально. Зачастую в случае любого конфликта собственник может пресечь использование и ограничить доступ к территории, на которую имеет законные права. Чтобы такого не случилось, заинтересованному лицу лучше получить гарантии того, что он сможет и в дальнейшем эксплуатировать часть чужой земли.

На решение суда может повлиять только доказательство того, что иной вариант, чем наложение сервитута на чужой участок, у истца отсутствует. Поэтому заинтересованное лицо должно доказать судье:

  1. Его личные права без наложения обременения на участок соседской земли будут ущемлены. Например, проложить водопроводную трубу к своему дому, не касаясь чужого участка, невозможно.
  2. Стороны не сумели придти к соглашению мирным путем и заключить договор. Возможно, владелец земли требует завы��енную плату или выдвигает иные условия, на которые истец не согласен.

Сервитут может быть срочным и бессрочным. Определенные условия снятия обременения должны быть изложены в договоре. Сервитут может быть снят по следующим причинам:

  • наступление оговоренной даты, указанной в соглашении сторон;
  • наступление события, снимающего действие обременения.

Следует учесть, что обременение касается участка земли и никуда не исчезает при смене собственника. Согласно статье 278 Гражданского кодекса оно переходит к новому владельцу.

Собственник земли вправе требовать плату за пользование своей территорией с заинтересованного лица на законных основаниях. Сам размер выплаты должен быть адекватным и соизмеримым. Договориться о том, насколько дорого использование части соседской земли выйдет инициатору наложения сервитута, обе стороны могут самостоятельно и указать тариф в договоре. При невозможности придти к обоюдному решению поможет только обращение в суд.

Собственник земли вправе не устанавливать плату и заключить договор о безвозмездном установлении сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации

Особенностью земельных наделов является возможная неравнозначность их характеристик и места расположения, что существенно ограничивает право пользования. Если владелец участка или строения не может пройти или проехать на свою территорию, либо на ней отсутствует источник водоснабжения, законом допускается установление сервитута.

Под сервитутом закон понимает искусственно созданное ограничение права пользования наделом в пользу владельцев соседних участков.

Для регистрации сервитутных ограничений применяются нормы ГК РФ, а также Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Для регистрационных действий нужно представить следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающие бумаги на земельный объект — свидетельство о праве, арендный договор, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.;
  • для частных сервитутов — соглашение сторон или судебный акт;
  • для публичных сервитутов — распорядительный акт местных или государственных властей;
  • межевой план на землю;
  • паспорта сторон или документы юридического лица;
  • нотариальная доверенность на представителя, если стороны подают документы не лично;
  • квитанция, подтверждающая перечисление госпошлины.

Чтобы зарегистрировать сервитут, нужно подать заявление в Росреестр или МФЦ.

Срок регистрационной процедуры составляет от 5 до 12 дней, он зависит от способа обращения и необходимости пройти кадастровый учет.

Важное значение будет иметь межевой план, который можно получить через кадастрового инженера. В этом документе будет указана территория участка, через которую возможен доступ к смежным наделам. Кроме того, кадастровый инженер сможет выступить в суде в качестве специалиста, если возникнут разногласия об условиях ограничения.

После регистрации сведения о сервитуте будут внесены в госреестр ЕГРН. Стороны получат выписку, в которой будет подтверждено наличие ограниченного права пользования, а также указан срок его действия.

Инициаторами могут быть любые заинтересованные лица — граждане или общественная группа, муниципальный или государственный орган. Установление указанного ограничения происходит следующими способами:

  • в силу прямого указания закона (например, если требуется доступ для возведения общественного значимых объектов);
  • нормативным актом государственных властных органов;
  • распорядительным актом местных властей.

Публичный сервитут может быть установлен только после вынесения закона или властного акта местных органов.

Для соблюдения общественно значимых целей установления такого вида сервитута закон или иной властный акт должен быть обязательно опубликован. Для этого используются СМИ или иные официальные источники (например, официальный сайт местной администрации). Также размещается информация о проведении публичных слушаний по указанному вопросу.

Они могут носить постоянный или временный характер. Например, если необходимо провести текущее обслуживание или ремонт подземного или наземного трубопровода, эксплуатирующая организация руководствуется проектной документацией при определении срока сервитута. Напротив, если возможность пройти к строению доступна только одним способом, он будет носить постоянный характер.

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории — проекта межевания (Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области»)

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)

Читайте также:  Юрист пояснил, как легально можно получать сразу две пенсии

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2020 года).

С 1 сентября 2020 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

«Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке».

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

История возникновения и развития института сервитута

Впервые сервитуты появились и были детально урегулированы римским правом. В римском праве слово servitus означало «рабство вещи», «служение ее», то есть такое отношение, при котором вещь, участок служил не только своему собственнику, но и использовался для экономических выгод соседнего господствующего участка, следовательно, для выгод собственника последнего.

Т.С. Петровская, О.С. Петровская отмечают, что в раннем римском праве эпохи XII таблиц земельные сервитуты первоначально воспринимались римскими юристами не как право на чужую вещь, а как реальная ценность. Предметом сервитута выступало не право пользования чужой вещью, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользуется сервитуарий. Таким образом, сервитутом обозначалась та полоса или пространство чужой земли, которые были отведены в пользование хозяином сервитута. Сервитут фактически отождествлялся с правом на земельный участок.

Характеристики, значение и функции сервитутов в РФ в 2017 году

Так как сервитут относится к земле, то назначение его, а также правила пользования регулируются Земельным кодексом. Этот законодательный акт выделяет 2 вида сервитута:

  • частный сервитут;
  • публичный сервитут.

Это общепринятая классификация. Но можно выделить и другие виды сервитутов. Например, такие как:

  • платный / бесплатный;
  • срочный / бессрочный.

Выделение других видов происходит по следующей классификации:

  • платный – то есть, собственник получает плату за пользование своими владениями;
  • бесплатный – пользование происходит на безвозмездной основе;
  • срочный – разрешение выдано на определённый срок;
  • бессрочный – срока у сервитута нет.

Обеим сторонам необходимо подготовить набор документов, в который входит:

  • бумага, на основании которой часть земли переходит в пользование. Это может быть договор между сторонами или нормативный акт;
  • заявление;
  • паспорт лица, которое его подаёт;
  • кадастровые документы на тот участок земли, на которое оформляется обременение;
  • если одной из сторон выступает организация, то выписка из ЕГРЮЛ, а также устав;
  • квитанция, подтверждающая, что пошлина уплачена в полном размере.

Если одна из сторон не может, по каким-либо причинам, самостоятельно подать документы на регистрацию, это может сделать представитель, но только при наличии нотариальной доверенности.

Срок регистрации обременения – 10 рабочих дней. Через этот период времени, стороны получат выписку из ЕГРН о регистрации обременения. Если сервитут будет оформлен на определённый срок, то в выписке он будет указан. По его истечению никуда больше идти не нужно, обременение снимается автоматически. Собственнику нужно будет только снова получить выписку, в которой будет указано, что сервитута больше нет.

Есть небольшое отличие частного сервитута, от публичного сервитута. Собственник участка земли, которым будут пользоваться другие граждане, имеет право потребовать плату. Своего рода, это арендные отношения. То есть, предоставляя в частное пользование соседям часть своего надела в добровольном порядке, собственник может требовать соразмерную плату за полученные неудобства в связи с сервитутом.

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Читайте также:  Штраф за превышение скорости на 20 в 2023 году

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;

  • использования земельного участка;

  • прохода или проезда через земельный участок;

  • выпаса сельскохозяйственных животных;

  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

  • сенокошения;

  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

  • свободного доступа к прибрежной полосе;

  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором от��ечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;

  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

  • сроки;

  • другие необходимые условия.

Основные характеристики сервитутов

По этому параметру различают срочные и бессрочные сервитуты. Первые действуют в течение определенного временного периода, согласованного участниками сделки. В некоторых случаях отдельного оговариваются условия пролонгации соглашения.

Бессрочный сервитут действует все время обладания землей. Типичным примером подобного обременения становится строительство и последующая эксплуатации дороги.

Актуальный на сегодняшний день порядок оформления сервитута на землю предусматривает последовательную реализацию четырех этапов. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

  1. Претендент на использование земли обращается к собственнику с ходатайством о предоставлении доступа к участку.
  2. Если разногласия между сторонами по срокам и стоимости сервитута отсутствуют, заключается соглашение. Если договориться не удается, претендент обращается в суд — районный или городской. В этом случае от него потребуется доказать, что получение доступа к земле выступает объективной необходимостью.
  3. При положительном решении суда сервитут вводится в принудительном порядке. В подобной ситуации документы по сделке подаются в местный орган власти.
  4. На завершающей стадии обременение регистрируется в Росреестре, так как оно непосредственно касается объекта недвижимого имущества — земельного участка.

На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:

  • заявление о получении доступа к участку;
  • письменное уведомление владельца земли;
  • основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
  • соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);

Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:

  • указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
  • цель оформления сервитута;
  • основание для его введения;
  • реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
  • права каждого из участников сделки;
  • их обязанности;
  • срок действия соглашения;
  • стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ). Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее. Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Плата за сервитут и публичный сервитут различна.

Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Соглашение об обременении земельного участка заключается только в письменном виде, собственно говоря, так же, как и любой договор или контракт. Чтобы заполнить сервитут правильно, рекомендуется обратиться в юридическую контору и взять образец сервитута на земельный участок.

Предмет договора сервитута — право передвижения по соседнему земельному участку. В документе должны содержаться сведения об обоих наделах, указываться их адрес и кадастровый номер. На плане участка, который имеет более выгодное расположение, отмечаются предполагаемые пути продвижения. Он выступает в качестве приложения к соглашению, исходя из закона о регистрации. Кроме того, на законодательном уровне предусмотрено предоставление земли во временное пользование по сервитуту за определенное вознаграждение, которому присуща материальная форма, однако безвозмездное использование земельных ресурсов тоже вполне возможно при условии достижения компромисса между сторонами.

Установление сервитута на земельный участок

Личным является сервитут, установленный в пользу определенного лица, тогда как предиальным — установленный в пользу собственника (пользователя) чётко определенной недвижимости. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Существует ошибочная точка зрения, по которой они должны устанавливать сервитут на эти участки, что на деле связано со значительными затратами.

Определенные случаи требуют согласования регламента использования земельного участка (ЗУ) с третьими лицами. Собственнику, в данном случае, целесообразно понимать свои права и обязанности.

В РФ сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации. Исключением из этого правила являются государственные и муниципальные земельные участки, право ограниченного пользования на которые не превышает 3-х лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *