Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия прокурора по защите прав детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.
Разъяснения законодательства по вопросам защиты прав инвалидов
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей инос
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
«О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
На страже прав детей-инвалидов
К такому выводу в рамках масштабной проверки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления пришла областная прокуратура.
В целом в регионе созданы правовые и социально-экономические условия для обеспечения прав детей-инвалидов. Однако в некоторых районах (Муромский, Кольчугинский, Гусь-Хрустальный, Александровский, Ковровский, Гороховецкий, Суздальский, Камешковский, Собинский районы) были выявлены нарушения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для несовершеннолетних инвалидов-колясочников и незрячих детей, использующих собак-проводников. В Селивановском районе нет общественного транспорта, доступного для инвалидов, во Владимире и Гороховецком районе выявлены случаи нарушения прав семей, имеющих детей-инвалидов, на обеспечение жильем.
В аптеках нарушен порядок предоставления детям-инвалидам лекарственных средств, в Ковровском районе установлены факты ненадлежащего вещевого обеспечения воспитанников учреждений. Кроме того, проверкой выявлены нарушения прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в образовательные организации, нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в учреждениях, в которых они находятся, а также имелись нарекания к организации питания обучающихся-инвалидов в общеобразовательных организациях.
Как сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, всего в этом году по результатам проверок выявлено 248 нарушений закона, для устранения которых внесено 97 представлений, опротестовано 13 незаконных правовых актов, в суды направлено 42 исковых заявления, 12 лиц привлечены к административной ответственности.
Какие установлены льготы работнику прокуратуры
Материальное и социальное обеспечение сотрудников органов прокуратуры касается всех основных сфер жизни общества:
Льгота | Комментарий |
Зачисление детей прокуроров в ДОУ в льготном порядке | Дети работников прокуратуры принимаются в детские сады и школы без ожидания очередей, а летом им предоставляется бесплатная путевка в оздоровительные детские лагеря (тоже без очереди). |
Предоставление жилого помещения | Прокурору предоставляется жилье из служебного фонда, которое на усмотрение руководства может быть передано сотруднику в собственность. В некоторых случаях выплачивается жилищная субсидия, которой хватает на покупку квартиры площади, рассчитанной по региональным нормативам квадратуры жилья. |
Бесплатные лекарства и медицинские приборы | Лекарственные препараты предоставляются бесплатно по рецепту врача за счет служебного фонда. |
Бесплатный проезд на общественном транспорте | Билеты покупаются ведомством у транспортных компаний, а затем выдаются прокурорам (на городской и пригородный транспорт). |
Приобретение билетов и бронирование отеля | При направлении в служебную командировку |
Пенсионное обеспечение | Пенсия назначается прокурорам как и сотрудникам ОВД, в льготном порядке и повышенном размере. |
В Ханты-Мансийском автономном округе после вмешательства прокуратуры восстановлены права ребёнка-инвалида о назначении ежемесячной компенсации затрат на обучение
Прокуратура округа (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) . 03 марта 2017, 13:22
Прокуратура Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа по обращению законного представителя несовершеннолетней провела проверку о нарушении её прав.
Установлено, что должностными лицами казённого учреждения «Центр социальных выплат» филиала в г. Нягани принято решение об отказе в назначении ежемесячной компенсации затрат на обучение на дому ребёнку-инвалиду на основании информации об его обучении в 1 классе общеобразовательной организации.
Между тем несовершеннолетняя девочка в силу имеющихся заболеваний обучение получает на дому и фактически не посещает общеобразовательную организацию.
Компенсация затрат родителей на обучение детей на дому предусмотрена Законом ХМАО-Югры «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре».
Прокурор района направил в Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа иск, в котором потребовал признать решение об отказе в назначении социальной выплаты незаконным и обязать Центр социальных выплат назначить ежемесячную компенсацию затрат на обучение на дому ребёнка-инвалида.
Суд согласился с доводами прокурора.
В настоящее время органом социальной защиты населения назначена и производится компенсационная выплата.
По требованию прокурора Курганской области суд обязал исправительное учреждение обеспечить осужденного инвалида техническими средствами реабилитации
Прокуратура области (Курганская область) . 09 марта 2017, 17:08
Решением Кетовского районного суда Курганской области удовлетворен иск прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности по обеспечению осужденного индивидуальными средствами реабилитации.
Основанием для обращения с иском в суд послужили материалы прокурорской проверки, проведенной по обращению осужденного.
Установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области», гражданину с ограниченными возможностями передвижения должны быть предоставлены технические средства реабилитации — протез бедра модульный и ортопедическая обувь.
Однако на период проверки указанные средства реабилитации ему не предоставлены.
Защищая права гражданина, прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором потребовал возложить на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области обязанность предоставить технические средства реабилитации — протез бедра модульный и ортопедическую обувь.
Суд, согласившись с позицией надзорного ведомства, удовлетворил требования прокурора.
Ход его исполнения находится на контроле надзорного ведомства.
О результатах надзорной деятельности прокуроров в сфере защиты прав инвалидов
19 Февраля 2020
Одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав инвалидов.
Особое внимание уделялось вопросам оказания медицинской и социальной помощи, обеспечения лекарствами и средствами реабилитации, обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, прав на трудоустройство и жилищных прав.
В связи с необеспечением беспрепятственного доступа для маломобильных групп граждан к объектам социальной инфраструктуры меры прокурорского реагирования приняты прокурором Московского района г.Рязани, Сасовским межрайпрокурором, прокурорами Захаровского, Милославского, Александро-Невского, Чучковского, Пителинского, Пронского, Ряжского, Михайловского, Шацкого, Шиловского, Путятинского районов.
Выявлялись нарушения трудовых прав инвалидов, работодателями не всегда исполняется обязанность по предоставлению в службу занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу указанной категории граждан.
В связи с нарушением трудовых прав инвалидов меры реагирования принимались прокурорами Московского и Советского районов г.Рязани, Александро-невского и Ряжского районов, Сасовским и Скопинским межрайпрокурорами.
Также межрайпрокурорами принимались меры в связи ненадлежащим лекарственным обеспечением и в связи с нарушениями жилищных и пенсионных прав инвалидов.
Всего в 2019 году органами прокуратуры в указанной сфере выявлено 492 нарушения, на незаконные нормативные правовые акты принесено 3 протеста, внесено 199 представлений, 151 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в защиту прав указанной категории граждан в суд направлено 86 исковых заявлений, к административной ответственности привлечено 11 лиц.
Подготовлено управлением по надзору за соблюдением
федерального законодательства
Ковровская прокуратура защитила права инвалида
Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав инвалидов ООО «КП «Мотомегал», являющегося правопреемником прав и обязанностей Ковровского учебно- производственного предприятия «Всероссийское общество слепых».
Как сообщает ведомство, в ходе проверочных мероприятий выявлены нарушения при прекращении трудовых отношений с инвалидом I группы. Установлено, что работник предприятия является инвалидом по зрению с детства, осуществлял трудовую деятельность в данной организации по специальности токарь 2 разряда с 2015 года.
Работодатель, в нарушение требований федерального законодательства, при наличии противоречий между индивидуальной программой реабилитации, справками врачебных комиссий и медицинским заключением о непригодности к выполнению отдельных видов работ, не инициировал проведение экспертизы профессиональной пригодности работника с целью определения возможности исполнения им трудовых обязанностей, что привело к прекращению с ним трудовых отношений.
По результатам проверки в адрес генерального директора ООО «КП «Мотомегал» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, инвалид I группы восстановлен на работе.
Прокуроры об актуальном в законодательстве. — Прокуратура города Москвы
В республике почти 58 тыс. граждан с ограниченными возможностями, среди них более 6 тыс. детей. Органами прокуратуры республики по заявлениям данной категории граждан и их законных представителей проводится работа по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке.
Прокурорами в судебном порядке защищаются нарушенные права инвалидов на социальную защиту, предоставление жилья, доступную среду, охрану здоровья, лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, устраняются нарушения прав граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты.
Так, например, комиссией по вопросам предоставления социальных выплат на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, принято решение об исключении гр. К., являющегося инвалидом 3 группы, из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. В обоснование решения комиссии указано — обеспеченность жилым помещением в размере, равном учётной норме жилой площади, непризнание жилого помещения не пригодным для проживания. Вместе с тем, в ходе проверки прокуратурой Ленского района установлено, что многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, в 2014 году признан аварийным, подлежащим сносу в связи с последствиями стихийных бедствий — наводнений произошедших в 1998 и 2001 гг., что привело к ухудшению эксплуатационных характеристик, снижению уровня надежности здания и увеличению его износа. Таким образом, у комиссии не было правовых оснований для принятия решения об исключении инвалида из республиканского реестра, нарушено право гражданина на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, предусмотренное ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокуратурой района в суд направлен иск о восстановлении гр. К в республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. Решением суда исковые требования прокуратуры Ленского района удовлетворены.
Значительное число исков предъявлено прокурорами по вопросам обеспечения инфраструктуры доступа инвалидов к социальным учреждениям.
Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 14.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Вопреки указанным требованиям не во всех социальных учреждениях созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (медицинским, фармацевтическим, образовательным организациям, учреждениям культуры, медико-социальной экспертизы и др.).
Так, например, по аналогичным требованиям прокурора Усть-Алданского района суд удовлетворил административные исковые заявления и обязал Центральную районную больницу и центры культурного досуга района создать условия маломобильным гражданам — обеспечить беспрепятственный доступ в их здания.
Имели место иски прокуроров об обеспечении доступа к информации лицам с ограниченными возможностями по зрению.
Проводя проверки в органах государственной власти субъекта Федерации, прокурор устанавливает соответствие принимаемых этими органами законов и иных нормативных актов требованиям федерального законодательства, и в первую очередь:
— не ущемляются ли права инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
— установлены ли дополнительные льготы для этих лиц, а также для семей, имеющих детей-инвалидов, для детей родителей-инвалидов;
— включены ли в региональную базовую программу и гарантированный перечень обязательного медицинского страхования пункты о реабилитации инвалидов по специальным программам.
В органах исполнительной власти и местного самоуправления выясняются следующие вопросы:
1) законно ли расходуются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением на социальную защиту инвалидов, детей-инвалидов;
2) соблюдается ли порядок направления граждан на медико-социальную экспертную комиссию, ее проведения, переосвидетельствования граждан и выдачи медицинских заключений;
3) соответствуют ли данные о количестве инвалидов, детей-инвалидов, учтенных органами социальной защиты, данным органов здравоохранения и образования.
В жилищных органах, осуществляющих регистрацию недвижимости, службах жилищно-эксплуатационного хозяйства, агентствах по обмену жилья прокурор выясняет:
1) реализуются ли предусмотренные федеральным и региональным законодательством льготы на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
2) исполняются ли нормы законодательства об оплате в одинарном размере дополнительной жилой площади, занимаемой инвалидом, об оборудовании жилых помещений специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
3) соблюдаются ли правила принятия на учет для улучшения жилищных условий, а также обеспечения жильем инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающих получить жилое помещение по договору найма или аренды;
4) исполняются ли требования закона о 50-процентной скидке инвалидам за квартирную плату и коммунальные услуги, пользование телефоном и радиотрансляционной точкой, о первоочередности установки телефонов, выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
В учреждениях органов образования, здравоохранения, социальной защиты выясняется:
1) обеспечиваются ли инвалиды и дети-инвалиды санаторно-курортным лечением, а лица, сопровождающие инвалидов 1 группы и детей-инвалидов, второй путевкой; предоставляется ли один раз в год бесплатный проезд к месту лечения и обратно инвалидам 2 группы, а также инвалидам 1 группы, детям-инвалидам и сопровождающим их лицам; выплачиваются ли компенсации за неиспользованные путевки;
2) исполняются ли требования законодательства об оказании бесплатной медицинской помощи (в том числе специализированной, дорогостоящей) инвалидам, детям-инвалидам, о периодичности проведения диспансеризации и медицинских осмотров;
3) соблюдаются ли права инвалидов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета;
4) реализуются ли права инвалидов на бесплатное получение лекарств, перевязочных материалов, других медицинских средств; имеются ли факты отказа аптечными учреждениями в выдаче бесплатных лекарств инвалидам и детям-инвалидам;
5) исполняются ли предусмотренные Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» условия, определяющие право граждан на социальную пенсию, размеры социальных пенсий;
6) оказывается ли необходимая социальная помощь на дому детям-инвалидам.
На предприятиях и в территориальных органах службы занятости населения выясняется:
а) соблюдаются ли требования законодательства об обеспечении занятости инвалидов, установлении 3-процентной квоты для приема их на работу, о предоставлении минимального количества специальных рабочих мест и их резервирования по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
б) своевременно ли выплачиваются пособия и компенсации женщинам, имеющим детей-инвалидов;
в) выполняются ли требования законодательства о предоставлении льгот женщинам, имеющим ребенка-инвалида.
Применение актов реагирования прокурора направлено на реальное восстановление нарушенных прав инвалидов.
О нарушениях в указанной сфере сообщайте в прокуратуру Багратионовского района: 238420, г. Багратионовск, ул. Пограничная, 57, тел./факс: 8(40156) 3-31-66.
Право прокурора на обращение в суд
Прокурор г. Воркута обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил возложить обязанность на администрации МО ГО «Воркута» по обеспечению за счет средств бюджета МО ГО «Воркута» бесплатное двухразовое питание в муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации, а на образовательные учреждения муниципального образования городского округа «Воркута» по организации бесплатного двухразового питания для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).
Ответчиками по делу стали администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») и 18 образовательных учреждений преимущественно среднего и средне-специального образования Воркуты.
Основанием для иска послужила проведенная проверка прокуратурой г. Воркуты соблюдения федерального законодательства об образовании в части соблюдения прав детей с ОВЗ на получение бесплатного общего образования, по результатам которой в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных общеобразовательных учреждений выявлены существенные нарушения требований федерального законодательства. Проверкой установлено, что по состоянию на 01.02.2018 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 127 детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом питание организовано только для обучающихся 1-4 классов. Питание детей с ОВЗ 5-11 классов, в том числе переведенных на обучение на дому не осуществляется, денежная компенсация не выплачивается, сухой паек не выдается в связи с отсутствием денежных средств.
Ответчики, образовательные организации, представили отзывы на исковое заявление, в котором указали, что не возражают против иска, однако бесплатное питание детей с ОВЗ не осуществляется по причине отсутствия финансирования и муниципального правового акта, регулирующего данные отношения.
Прокуратура края (Красноярский край). 16 апреля 2018, 16:43
Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе за исполнением законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей.
В рамках проведения проверки прокуратурой Ермаковского района были выявлены нарушения законодательства в сфере оказания мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, обеспечения реализации ими права на получение инклюзивного образования, качественной медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами.
Так, в нарушение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в ряде образовательных организаций в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов не были разработаны адаптированные образовательные программы (МБДОУ № 1, МБДОУ № 2); не организованы рабочие места для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (МБДОУ № 3, МБОУ «СОШ № 6»); не обеспечено надлежащее обучение ребенка-инвалида на дому (МБОУ «Малоимышская СОШ»).
В дошкольных образовательных организациях не проводилась работа с детьми указанной категории узкими специалистами (логопед, дефектолог) на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии. Практически во всех детских садах такие специалисты отсутствовали.
В общеобразовательных организациях также выявлены нарушения санитарного законодательства в части организации питания детей, отсутствие лицензии на ведение медицинской деятельности (Ужурская школа-интернат); нарушение требований пожарной безопасности (МБОУ «Солгонская СОШ», МБОУ «Малоимышская СОШ», МБОУ «Михайловская СОШ»); нарушение требований по безопасности объектов в части размещения игровых сооружений на территории дошкольного учреждения без документов, подтверждающих их безопасность, отсутствие видеонаблюдения (МБДОУ № 1).
Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.
- Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
- Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
- Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
- Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
- Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.
Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.
При осуществлении надзорной д��ятельности по защите прав детей-инвалидов в текущем году органами прокуратуры выявлен ряд нарушений закона в сфере обеспечения детей-инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной инфраструктуры, правом на обучение в специальных условиях, лечебно-восстановительную работу; правом на обеспечение техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами; в сфере жилищных прав.
Распространены нарушения прав детей-инвалидов на доступность к объектам социальной инфраструктуры: в нескольких школах и учреждениях дополнительного образования отсутствуют пандусы (иные подъемные устройства), либо их надлежащее устройство.
В ряде образовательных учреждений отсутствовали информационные табло с использованием шрифта Брайля.
Нарушалось законодательство в сфере образования детей-инвалидов.
Так, в двух образовательных организациях г. Челябинска имели место нарушения прав детей-инвалидов, страдающих расстройствами аутического спектра: отсутствовали условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий, в штатных расписаниях не предусматривалась ставка тьютора (ассистента).
В локальных нормативных актах 22 образовательных организаций Металлургического района г. Челябинска отсутствовала информация об обеспечении возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Правила приема в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум» не предусматривали обязательных сведений о нуждаемости в предоставлении общежития и необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний для поступающего, имеющего инвалидность или ограниченные возможности здоровья.
Выявлялись факты несвоевременного обеспечения детей-инвалидов лекарственными препаратами.
Выявлены факты нарушения сроков выдачи жизненно необходимых препаратов детям-инвалидам по причине несвоевременного оформления учреждением здравоохранения заявок на их закупку.
В деятельности ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выявлено нарушение сроков размещения извещений о проведении закупки технических средств реабилитации и сроков направления сведений законным представителям детей-инвалидов о получении таких средств.
Выплата или льгота | Размер |
Скидка на оплату жилья госфонда | 50% |
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) | 50% |
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления | 50% |
Получение наследства | Ребенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону. |
Транспортные льготы | Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего. |
Скидка 50% на междугородние рейсы.
Рассмотрение и разрешение обращений в прокуратуре
Рассмотрение и разрешение обращений в органах прокуратуры регулируется Конституцией РФ, ст. 10 Закона о прокуратуре, ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. (в ред. от 28.07.2020) № 45 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».
Органы прокуратуры рассматривают обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства.
Обращение в органы прокуратуры может быть подано в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования (с использованием сети Интернет), через ящик «Для обращений и заявлений», установленный в каждом органе прокуратуры.
Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры.
Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.
Письменное обращение должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес его электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.
Защита прав инвалидов
Меры правового характера в системе социальной защиты инвалидов определены как в международных документах, так и в национальном законодательстве отдельных стран.
Все они направлены на создание в государстве для инвалидов возможностей для нормальной жизнедеятельности, в том числе для реализации предоставленного Конституцией РФ всем гражданам страны права на труд, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и др.
Так, Конвенция МОТ N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, принятая 20 июня 1983 г. (ст. 2 — 4, 8), обращает внимание на необходимость учитывать принцип равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом, в том числе мужчин и женщин.
Особое внимание уделено организации и оценке служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов изложены в Резолюции 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. В них подчеркивается, что инвалиды и их организации являются полноправными партнерами в обществе.
Основополагающим международным актом в рассматриваемой сфере можно назвать Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Провозглашено право инвалидов на жизнь, образование, труд, на наиболее достижимый уровень здоровья, доступ ко всем видам услуг, равенство со всеми другими гражданами перед законом и доступ к правосудию и т.д. (ст.
5, 10, 12, 13, 23 — 25, 27, 28 и др.). Рекомендации международных документов восприняты многими российскими нормативными правовыми актами. Основные из них: Трудовой и Жилищный кодексы РФ, ФЗ РФ от 17 июля 1999 г.
178-ФЗ «О государственной социальной помощи», -ФЗ «О ветеранах», ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Закон о социальном обслуживании инвалидов),ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Трудовой кодекс РФ устанавливает для инвалидов определенные гарантии в сфере труда (ст. 95, 99, 128 и др.).
Основные нарушения в сфере оказания медицинских услуг
Значительное число нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья населения выявляются прокурорами в деятельности органов и организаций здравоохранения в субъектах РФ.
Среди наиболее типичных нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья человека, допускаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ, можно выделить следующие:
- неэффективное использование финансовых средств, выделенных на развитие здравоохранения;
- отсутствие надлежащей региональной (муниципальной) нормативной правовой базы, регулирующей вопросы охраны жизни и здоровья населения, несоответствие нормативных правовых актов субъекта РФ или муниципальных образований федеральному законодательству;
- необоснованное занижение расходов на охрану жизни и здоровья населения при формировании бюджетов, в том числе недостаточное финансирование модернизации современной медицины;
- ненадлежащая разработка и реализация программ (подпрограмм) развития здравоохранения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни среди населения, государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Достаточно часто в практике надзорной деятельности органов прокуратуры бывали случаи установления фактов, когда органами МСУ не разрабатывалось и не принималось вообще никаких муниципальных целевых программ, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи, профилактику заболеваний, создание новых и модернизацию устаревших учреждений здравоохранения.
Еще одним наиболее распространенным видом правонарушения, выявляемым в ходе прокурорского надзора, является освоение не в полном объеме финансовых средств, выделенных на реализацию программ (подпрограмм) в сфере охраны жизни и здоровья, а также нецелевое использование средств, выделенных на модернизацию сферы оказания медицинских услуг, на реализацию государственных и региональных (муниципальных) программ, направленных на охрану жизни и здоровья населения.
В качестве примера можно привести проверки, по реализации проектов в сфере здравоохранения во Владимирской области, проведенные в текущем году органами прокуратуры. Так, при проверке реализации проекта «Развитие медико-санитарной помощи» в Юрьев-Польском, Гусь-Хрустальном, Киржачском районах Владимирской области было установлено, что в обусловленный контрактом срок не были введены в эксплуатацию пять фельдшерско-акушерских пункта. Данный факт указывал на ненадлежащее осуществление контроля за своевременным исполнением условий контракта со стороны соответствующих учреждений здравоохранения.
В ходе более глубокой проверки строительства объектов были установлены нарушения в уже построенных и введенных в эксплуатацию фельдшерско-акушерских пунктах. В ряде лечебных учреждений Камешковского, Собинского, Меленковского, Ковровского районов не было принято необходимых мер к своевременному переоформлению лицензии и оказанию медицинской помощи в новых фельдшерско-акушерских пунктах, к тому же не был обеспечен не был обеспечен контроль за исполнением обязательств подрядчиками по поставке оборудования.
В результате о всех обнаруженных нарушениях при реализации нацпроекта «Здравоохранение» областной прокурор указал в представлении на имя губернатора Владимирской области.
Также при реализации национального проекта «Здоровья» частыми являются нарушения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. И даже после успешного проведения тендеров многие медицинские учреждения не могут воспользоваться его результатами из-за невозможности использования медицинского оборудования, в том числе в связи с его некомплектностью, отсутствием подготовленных помещений для установки оборудования и непринятием мер по подготовке и обучению медицинского персонала для работы с поступившим оборудованием.
Необходимо отметить, что нарушения законов органами прокуратуры выявляются в деятельности практически всех категорий медицинских организаций, в том числе в амбулаторно-поликлинических учреждениях, больницах и иных учреждениях, оказывающих стационарную медицинскую помощь населению, на станциях скорой медицинской помощи, в лечебно-профилактических организациях.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений можно выделить следующие:
- ненадлежащее кадровое обеспечение организаций здравоохранения, в том числе необходимыми врачами-специалистами;
- отсутствие должного анализа информации о состоянии и проблемах здоровья населения (в том числе соматического, репродуктивного, психического);
- недостаточное оснащение медицинских организаций и бригад скорой медицинской помощи необходимыми лекарственными средствами и медицинским оборудованием;
- нарушения требований законодательства о лицензировании (в том числе отсутствие лицензии на медицинскую деятельность, осуществление медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований);
- некачественное (неквалифицированное) оказание медицинской помощи, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть пациента;
- нарушения медицинскими организациями требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
- неисполнение при оказании платных медицинских услуг требований законодательства, в частности, норм Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (в том числе, ��тсутствие в договорах таких существенных условий как: сроки оказания платных медицинских услуг, порядок расчетов, права и обязанности сторон; необоснованное взимание платы за оказание медицинских услуг);
- неосуществление или некачественное осуществление медицинского наблюдения, медицинской диагностики, профилактических мероприятий;
- нарушения при оказании скорой медицинской помощи (в том числе несвоевременное прибытие бригад скорой медицинской помощи к месту вызова, незаконные отказы в выезде бригад скорой медицинской помощи и (или) в оказании скорой медицинской помощи, взимание платы за оказанную медицинскую помощь и т.д.).
Отмеченные недостатки в деятельности государственных органов субъектов РФ, органов МСУ, органов и учреждений здравоохранения, иных государственных и муниципальных органов и учреждений, их должностных лиц требуют совершенствования организации прокурорского надзора в этой сфере, повышения эффективности его осуществления и принятия всех предусмотренных законом мер прокурорского реагирования, направленных на предупреждение и пресечение нарушений требований законов об охране жизни и здоровья населения нашей страны. Действенный прокурорский надзор, своевременное выявление прокурором нарушений законов и принятие мер к их устранению и недопущению как нельзя лучше способствуют предупреждению нарушений прав граждан.
Заключительные положения
Органам прокуратуры должны на регулярной основе осуществлять надзор за исполнением законодательства об охране здоровья и жизни населения нашей страны, обращая особое внимание на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, соблюдение установленного Конституцией РФ права на бесплатную и безопасную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Многообразие нормативно-правовых актов в сфере охраны жизни и здоровья человека, своевременное внесение в них изменений, принятие новых законов, указов, постановлений, приказов позволяет более оперативно, всесторонне, детально регулировать рассматриваемые правоотношения.
В настоящее время вопросам обеспечения качества медицинских услуг стало уделяться большое внимание. Так, за последние годы приняты не один десяток подзаконных нормативных актов в сфере обеспечения качества и безопасности оказания медицинской помощи, что свидетельствует о прогрессивных тенденциях развития правовой регламентации прав пациентов. Вместе с тем ввиду того, что названные права пациентов во многом не конкретны, декларативны, а показатели их реализации субъективны, прокурорский надзор в данном направлении значительно усложнен.
Главная проблемы всей системы здравоохранения нашей страны в том, что принимаемые нормативно-правовые акты, в том числе различные национальные программы и иные проекты в сфере здравоохранения в регионах нередко оказываются не работающими на практике. Пока не будут устранены практические проблемы, связанные с огромным кадровым дефицитом, отсутствием в поликлиниках узких специалистов, нехваткой койко-мест, с устаревшими зданиями лечебных учреждений и отсутствием должного медицинского оснащения, полагать, что органы прокуратуры могут заставить «медицинские» законы работать бессмысленно. Для примера, право на выбор медицинского учреждения и врача практически невозможно реализовать на практике, поскольку почти всегда имеется превышение количества прикрепленных к поликлинике граждан по сравнению с установленными нормативами. А при нехватке медицинского персонала в районных больницах о выборе врача речи вообще быть не может, так как пациенты не могут получить консультацию у узкого специалиста ввиду его отсутствия.
Проблематично решать проблему, скажем, отказа в выдаче рецепта на лекарственные средства, если её масштабы не поддаются контролю, а обращаются с жалобами только единицы. И в этом нет никакой вины медицинской организации, работающей в условиях постоянного фактического дефицита финансирования средств на лекарственное обеспечение. Поэтому даже если прокурор и отреагирует на подобное нарушение, медицинская организация окажется всего лишь «козлом отпущения», в то время как сам корень проблемы в рамках прокурорского надзора нередко даже не рассматривается.
Аналогичным образом, сложно решаемым мерами прокурорского реагирования, видится также вопрос отказа в госпитализации пациентам по направлениям, которые не подлежат учету и контролю. В этом случае, в дополнение ко всему, прокурор может вскрыть подобные нарушения лишь при наличии соответствующего обращения.
Несмотря на столь проблемные условия существования современной системы здравоохранения, нельзя полагать, что правонарушения в рассматриваемой сфере совершаются исключительно в силу несовершенства в ее организации. Конечно, некоторые требования действующего законодательства в сфере охраны жизни и здоровья совершенно оторваны от реальной жизни и трудновыполнимы. Тем не менее работа по его совершенствованию нормативно-правовой базы должна вестись с учетом результатов осуществления прокурорского надзора. Так, именно органы прокуратуры видя на практике как работают законы в сфере здравоохранения и понимая причины совершающихся правонарушений, с учетом своих нормотворческих полномочий, могут помочь государству в решении насущных проблем в этой сфере.
При подготовке к проверке по конкретным направлениям в сфере охраны жизни и здоровья человека органам прокуратуры целесообразно:
- изучать материалы проверок соблюдения прав человека на получение бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, включая диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;
- анализировать сведения о состоянии здоровья населения, структуре заболеваемости, общей заболеваемости, демографической ситуации в регионе, динамике смертности, инвалидности;
- сравнивать количество людей, получивших медицинскую помощь за счет бюджетных и личных (спонсорских) средств;
- анализировать сведения о количестве пациентов, которым была оказана дорогостоящая (высокотехнологичная) медицинская помощь в федеральных и региональных учреждениях здравоохранения, а также направленных на лечение за границей за счет бюджетных и личных (спонсорских) средств, полноту оказанной медицинской помощи.
Необходимо повышать эффективность работы по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и ее оценке, планированию работы, контролю за выполнением планов, объединению усилий и других органов, обладающих надзорными полномочиями в сфере здравоохранения.
Кроме того, на наш взгляд, возможная детализация компетенции прокурора по обеспечению законности на соответствующем направлении также будет способствовать более эффективному функционированию механизма защиты прав граждан в сфере охраны здоровья.
Полномочия органов военной прокуратуры осуществляются в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Систему
органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура; военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Органы военной прокуратуры возглавляет
заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главная военная прокуратура.
Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям – начальников управлений, и помощников по особым поручениям – заместителей начальников управлений.
Структуру
Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная.
В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?
Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.
1 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
- Младшие офицеры — до 50 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
- Высшие офицеры — до 65 лет.
2 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
- Младшие офицеры — до 55 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
- Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
- Высшие офицеры — до 70 лет.
3 очередь
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
- Младшие офицеры — до 60 лет.
- Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).
Что важно знать о работе
Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?
Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.
п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647
В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.
ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»
У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.
Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
- В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
- Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
- При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
- Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.