Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок полезного использования автомобиля легкового в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица
В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.
Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.
Группа |
СПИ (лет) |
Действующий ОКОФ |
Класс авто |
Третья |
3-5 |
310.29.10.2 |
Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется. |
Четвертая |
5-7 |
310.29.10.24 |
Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен. |
Пятая |
7-10 |
310.29.10.24 |
Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л. |
Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Сводная таблица:
Вид автотранспорта | Его характеристики | ОКОФ | Амортизационная группа | СПИ (в годах) |
Легковое ТС. | Объем двигателя не более 3,5 л. | 310.29.10.21/310.29.10.22. | 3 | От 3 до 5. |
Легковое ТС. | Объем двигателя более 3,5 л. | 310.29.10.24. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС. | Дизельный или полудизельный ДВС. | 310.29.10.23. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС малого класса. | Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. | 310.29.10.24. | 4 | От 7 до 10. |
Грузовое ТС. | С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС. |
|
3 | От 3 до 5. |
Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.
Опираясь на данные таблицы, можно сделать расчет амортизации.
Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.
Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:
- линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
- способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
- способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.
Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.
С 01.01.2017
К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).
К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)
К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).
До 01.01.2017
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Исключение составляют:
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.
По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.
Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.
Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.
Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.
Амортизационная группа: автомобиль легковой
Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.
Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).
К какой относится движимое имущество?
Транспорт является основным средством с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, так как:
Если организация не планирует заняться продажей автомобилей, то машину можно принять как основное средство.
В налоговом учете для такого объекта обязательно нужно установить амортизационную группу, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования для начисления амортизации.
В бухгалтерском учете срок службы можно установить без привязки к амортизационной группе на основе планируемого периода эксплуатации и условий использования автомобиля.
При желании в бухучете можно установить срок использования, равный определенному в налоговом учете по Классификации основных средств. Законодательство это не запрещает.
Кроме того, одинаковое время службы позволит минимизировать возможные расхождения в учетной деятельности.
Срок полезного использования авто по классам
Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:
- первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет,
- к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет,
- транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет,
- транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.
Первостепенное значение имеют:
- размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра,
- марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.
К второстепенным показателям относятся:
- стоимость транспортного средства,
- вид формы кузова автомобиля,
- быстроходные качества,
- наличие или отсутствие бронирования,
- условия комфортабельности.
Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам. Поэтому их место в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.
Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.
Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеет размер автомобиля.
Выбираем способ амортизации
Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.
Подгруппировки
Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.
- 310.29.10.51 — Автокраны
- 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
- 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
- 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
Амортизационные группы
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автокатафалки |
Пятая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно | автомобили-тягачи седельные |
Амортизационная группа автомобиля
В настоящее время для классификации основных фондов используется Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст.
В этом классификаторе имеется 7 видов основных фондов по кодам, в каждом из них имеются уточняющие группировки:
- 100.00.00.00 — Жилые здания и помещения;
- 200.00.00.00.000 — Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель;
- 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты;
- 400.00.00.00 — Системы вооружений;
- 500.00.00.00.000 — Культивируемые биологические ресурсы;
- 600.00.00.00 — Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы;
- 700.00.00.00 — Объекты интеллектуальной собственности.
Что касается основных средств, то ФСБУ 6/2020 предписывает установить их классификацию по видам и по группам.
Виды ОС, которые упомянуты в пункте 11 ФСБУ 6/2020:
- недвижимость;
- машины и оборудование;
- транспортные средства;
- производственный и хозяйственный инвентарь.
Группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования.
Группировать ОС можно, к примеру так:
- здания, которые используются в производственной деятельности;
- сооружения, которые используются в производственной деятельности;
- инвестиционная недвижимость;
- информационное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование;
- прочие машины и оборудование;
- транспортные средства;
- производственный и хозяйственный инвентарь;
- другие объекты.
Основные средства, представляющие собой недвижимость, предназначенную для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости, образуют отдельную группу основных средств. ФСБУ 6/2020 именует такую недвижимость инвестиционной недвижимостью.
Представляем вам таблицу распределения основных средств по группам. Для наглядности в третьем столбце таблицы приведем примеры. В столбце «Срок полезного использования» информацию следует читать так: если указан временной интервал 3–5 лет — значит, ОС можно использовать более 3 лет до 5 лет включительно.
Амортизационная группа |
Срок полезного использования |
Пример |
---|---|---|
Первая | 1 — 2 года | Машины бурильные (ОКОФ 330.28.92.12.130) |
Вторая | 2–3 года | Спортплощадки для спортивных игр на открытом воздухе (ОКОФ 220.42.99.12) |
Третья | 3–5 лет | Легковые автомобили (ОКОФ 310.29.10.2) |
Четвертая | 5–7 лет | Точки доступа WiFi (ОКОФ 320.26.30.11.190) |
Пятая | 7–10 лет | Резервуары и газгольдеры (ОКОФ 220.25.29.11.100) |
Шестая | 10–15 лет | Контейнеры общего назначения для хранения грузов (ОКОФ 330.29.20.21.110) |
Седьмая | 15–20 лет | Литературные произведения (ОКОФ 740.00.10.01) |
Восьмая | 20–25 лет | Полотно железнодорожное двупутное (ОКОФ 220.42.12.10.111) |
Девятая | 25–30 лет | Электростанции (ОКОФ 220.42.22.13) |
Десятая | Более 30 лет | Жилые здания и помещения (100.00.00.00) |
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?
Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.
Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).
В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.
При подсчете износа бухгалтерия самостоятельно устанавливает сроки, в которые был использован тот или иной актив. При этом все имущество распределяют по группам амортизации. Согласно п. 1 стат. 258 НК. С 2020 года на территории РФ действуют специальный Классификатор. Он помогает составить подсчет износа легкового транспорта.
Классификатор от 2020 года утвержден Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г. (ред. – от 28.04.18 г.).
В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:
- В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
- Во второй, от 2 до 3 лет.
- Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.
Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.
Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.
Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.
hidden>
Например, нам надо установить код ОКОФ в 2022 году для респиратора, используемого как средство индивидуальной защиты работников.
По ОКОФ респиратор относится к группе — 330 «Прочие машины и оборудования, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты».
По ОКПД2 респиратор относится к группе — 32.99.11.120 «Респираторы».
Соответственно, код ОКОФ для респиратора будет — 330.32.99.11.120.
Однако нужно учитывать, что не всегда код ОКОФ включает 12 знаков. Количество напрямую зависит от того, сколько знаков используется для объекта в ОКПД2.
К примеру, если подбирать код ОКОФ для компьютера, то он будет включать 9 знаков — 330.28.23.23, поскольку в ОКПД2 для компьютеров предусмотрен код — 28.23.23 «Машины офисные прочие».
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году
Транспортные средства в зависимости от их вида и целей применения можно отнести к группе со второй по пятую включительно.
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Однако, по состоянию на начало 2021 года, до сих пор является дискуссионным вопрос установления сроков полезного использования для автомобилей, считающихся «представительскими». Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какую налоговую ставку применять организации в отношении данного автомобиля: установленную для легковых автомобилей или установленную для грузовых автомобилей?
Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.
Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях). … Читать далее Организация приобрела автомобиль Lada Largus.
Определение амортизационной группы автомобиля – к какой относятся легковые, грузовые машины, транспорт?
Относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 – 5 амортизационным группам.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998).
Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 5336/07 по делу N А76-8687/06-35-507 квалификация категории транспортного средства для целей налогообложения должна осуществляться на основании регистрационных данных.
К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).
Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:
- цена автомашины;
- форма кузова;
- быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.
По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.
- Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
- Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
- У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.2 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно | — |
Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?
Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?
В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н[1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.
По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:
- информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
- принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).
Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Является ли транспорт основным средством?
Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.
Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:
- Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
- Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
- Получение дохода посредством данного объекта в будущем.
Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:
- Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
- Первоначальная стоимость от 100 000 руб.
Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.
К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?
Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.
Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.
Группа |
СПИ (лет) |
Вид грузового автомобиля |
Код действующего ОКОФ |
Третья |
3-5 |
Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.111 |
Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.111 |
||
Четвертая |
5-7 |
Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.4 |
Пятая |
7-10 |
Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум |
Актуальное значение 310.29.10.41.112 |
Дизельный транспорт более 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.113 |
||
Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.112 |
||
Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.113 |
||
Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.5 |
||
Автогидроподъемники |
Актуальное значение 310.29.10.59.270 |
||
Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов) |
Актуальное значение 310.29.10.59.390 |
Разновидности седельных тягачей
Седельные тягачи подразделяются на два вида: американские и европейские. Деление подразумевает не страну производства, а конструктивные особенности кабины:
- Американская (капотная). Длинная кабина по уровню комфорта может успешно конкурировать с небольшой квартирой-студией. Если вы выбираете современную капотную модель, можете рассчитывать на большое спальное место, холодильник и еще множество опций, способных скрасить дальнюю дорогу. Недостаток такой конструкции – сравнительно низкая маневренность. Некоторые водители считают, что у «американцев» жесткая подвеска. Кабину садят на сайлентблоки, пружины или резиновые подушки – при движении по неровному дорожному полотну ощущается тряска. Последнее характерно для отдельных моделей, ряд производителей предлагают американские тягачи в более чем комфортном исполнении.
- Европейская (бескапотная). Такие кабины могут несколько отставать по площади и набору полезных опций от американских, но удобство водительского кресла и технические характеристики седельного тягача будут на высоте. Они выигрывают у «американцев» по маневренности. Пневмоподвеска седельного тягача европейского типа обеспечивает хорошую амортизацию. Характерный недостаток таких кабин – небольшой крен во время торможения и при прохождении ям на дороге.
Однозначного ответа на вопрос, какой седельный тягач лучше – американский или европейский – не существует. Выбор чаще всего основывается на личных предпочтениях.