Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются административные проступки от дисциплинарных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).
Понятие административной ответственности
Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.
Юридическая ответственность
Главная / Статьи / Правовые знания / Юридическая ответственность
Термин «ответственность» употребляется в различных смыслах. Наиболее часто под ней понимают «долг», «обязанность», либо «наказание», «взыскание». Юридическая ответственность означает наказание или взыскание.
Юридическая ответственность наступает, когда совершается правонарушение, при установлении всех элементов состава правонарушения. Это требование является обязательным в случае привлечения обвиняемого к уголовной и административной ответственности.
Однако закон делает некоторые исключения из правила: субъект может нести ответственность при определенных обстоятельствах и без вины (в гражданско-правовых от ношениях ответственность предпринимателей по своим долгам возникает без вины, если иное не установлено законом или договором).
Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами к рамках процессуального порядка, строго определенного законом.
Признаки юридической ответственности:
- один из видов государственного принуждения
- возмездие (кара), установленная правом
- обязанность правонарушителя претерпеть лишения
- тесная взаимосвязь с правовыми нормами
- наступает только за совершенное правонарушение
Наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслям права.
Гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер и выражается в применении к правонарушителю (должнику — того, кто взял или должен), в интересах другого лица (кредитора — того, кто дал) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки и т. д.). Гражданско-правовая ответственность направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора. Должник-правонарушитель расплачивается своим имуществом.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. Например, в ст.
192 ТК РФ предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.
Кроме, того, установлена материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, например, рабочий во время работы сломал станок или испортил оборудование.
Административная ответственность выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. п. Административные взыскания могут налагаться судом, должностными лицами и органами, которым это право предоставлено по закону (например, работниками ГИБДД, пожарной охраны и т. д.).
Уголовная ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Они направлены преимущественно на личность виновного.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом.
Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ и т. д.
К юридической ответственности люди могут привлекаться с определенного возраста:
- к гражданско-правовой — частично с 14, полностью с 18 лет
- к дисциплинарной — с 16 лет
- к административной — с 16 лет
- к уголовной — с 16 лет, а за некоторые преступления, как, например, убийство, нанесение телесных повреждений, приведших к расстройству здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, — с 14 лет.
К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Невменяемые не могут привлекаться к юридической ответственности.
Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным расстройством душевной деятельности, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность контролировать свои действия и руководить ими.
Кроме граждан, юридическую ответственность за правонарушения несут также и организации. Они называются обычно юридическими лицами и действуют по единой воле как живой организм, как один человек. Отдельный сотрудник этой организации действует по единому плану, его служебное поведение является поведением самой организации.
Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной — 2021
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.
- Как известно, «административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.
- В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совершены и другими физическими лицами: работниками юридического лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
- Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
- В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совершены и другими физическими лицами: работниками юридического лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
- Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
В территориальные органы МВД России могут быть доставлены несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие меры административного наказания. При доставлении оформляются материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности, выясняются обстоятельства совершения административного правонарушения.
Чем Административное Правонарушение Отличается от Дисциплинарного Проступка
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(127) (далее — КоАП) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
1. Основанием является административное правонарушение, то есть это юридический факт, порождающий охранительное правоотношение.
2. Административная ответственность выражается в применении определенных мер административного принуждения.
3. Налагается как в судебном, так и во внесудебном порядке специально на то уполномоченными органами или должностными лицами.
4. Как мера административного принуждения применяется при отсутствии служебной подчиненности виновного по отношению к органам, применяющим административную ответственность,
5. Порядок привлечения отличается простотой и оперативностью, коротким сроком между совершением правонарушения и привлечением к ответственности (не позднее 2 месяцев), но в некоторых случаях сроки продлены до 1 года.
4. Как мера административного принуждения применяется при отсутствии служебной подчиненности виновного по отношению к органам, применяющим административную ответственность,
5. Порядок привлечения отличается простотой и оперативностью, коротким сроком между совершением правонарушения и привлечением к ответственности (не позднее 2 месяцев), но в некоторых случаях сроки продлены до 1 года.
6. Субъектами могут быть как физические лица, так и коллективные образования – юридические лица.
7. Применение не влечет судимости, а влечет состояние административной наказанности, которое длится год.
• уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права;
• основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный поступок; материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;
• субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д.
- Отсутствие события административного правонарушения;
- Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом возраста для привлечения к административной ответственности или невменяемость;
- Действия лица в состоянии крайней необходимости, то есть совершенные для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
- Признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
- Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, указанных в ст.4.5 КоАП РФ (два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении три месяца) со дня совершения административного правонарушения (обнаружения), за некоторые правонарушения предусмотрены более длительные сроки давности — год и более).
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Признаки административного правонарушения как основания административной ответственности. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Российская газета», N 256, 31.12.2001. (далее — КоАП) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.
- 1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.
- 2. Административное правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права — административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.
- 3. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина — это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок. Во-вторых, они установлены федеральными законами. В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения). В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
Каковы особенности административной ответственности? Чем она отличается от дисциплинарной ответственности?
1. Административную ответственность могут устанавливать не только органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органы всех ветвей власти.
2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебной подчиненности, то наложение административных наказаний производится должностными лицами исполнительной власти, назначаемых Президентом РФ, и в некоторых случаях судами (судьями).
3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мере заформализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).
4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений).
5. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения; административные взыскания.
Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.
Кодекс об административных правонарушениях подробно регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.
3.3. Материальная ответственность гражданского служащего
Третьим видом ответственности гражданского служащего является материальная ответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним. Материальная ответственность гражданского служащего наступает либо в административном порядке, либо по суду.
3.4. Уголовная ответственность гражданского служащего
К уголовной ответственности гражданские служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях.
Обязательным признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).
Как вопрос регулируется на законодательном уровне?
Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:
- Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
- Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.
Административная ответственность как один из видов юридической ответственности
Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.
Чем отличается административная ответственность от уголовной? Разница между двумя видами ответственности есть, и весьма существенная.
Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.
За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.
Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ. Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.
Характеристика рассматриваемой формы правонарушения
Выделяют следующие признаки административного проступка:
- Он должен обязательно быть противоправным (нарушать отдельные либо целый ряд предписаний, которые установлены источниками данного права). К примеру, это может быть нарушение законов субъектов России в сфере административного права, положений Конституции относительно рассматриваемой области, должностных инструкций, а также властных директив.
- Деяние в форме противоправного действия либо бездействие конкретного субъекта соответствующего права должно носить именно виновный характер (нарушение общепринятых правовых норм, а иногда и этических). Например, нарушение ряда правил дорожного движения в виде умышленного установления ложных номерных знаков. Примером бездействия может выступать неисполнение должностным лицом банка обязанностей относительно контроля правильности осуществления компаниями (их объединениями) порядка ведения операций по кассе.
- Должна присутствовать общественная опасность (угроза нарушения социальных отношений, охраняемых соответствующим административным законодательством). К примеру, гражданин нарушил общеизвестное правило дорожного движения, перейдя дорогу в неположенном месте, но в это время на проезжей части осуществлялись ремонтные работы (присутствовал запрет на передвижение автотранспорта). В связи с этим деяние гражданина не носило характера угрозы безопасности движения на дороге (данный признак отсутствует, поэтому это не административное правонарушение).
- За каждое административное правонарушение предусмотрена административная ответственность (наказуемость).
Классификация рассматриваемого понятия
Принято выделять несколько групп данных правонарушений, в которые входят следующие виды административных проступков:
1. Административные деликты против личности, а именно:
- избирательных прав (несанкционированное вмешательство в деятельность избирательной комиссии);
- трудовых прав (увольнение сотрудников по причине объявления забастовки);
- несовершеннолетних (невыполнение родителями установленных обязанностей относительно воспитания ребенка);
- нравственности (неуважение пожилых людей);
- вероисповедания (оскорбление гражданских религиозных чувств);
- социальных прав (отказ в принятии на работу человека с ограниченными физическими возможностями в рамках установленной квоты);
- здоровья (употребление наркотиков);
- собственности (мелкое хищение).
Примеры дисциплинарных проступков и возможная ответственность за них
Статья 192 ТК РФ определяет дисциплинарный проступок как неисполнение либо неполное, некачественное исполнение вмененных гражданину трудовых обязанностей. Анализ трудового законодательства позволяет выделить основные черты дисциплинарного проступка:
- Совершается противоправное действие, нарушающее служебную, трудовую дисциплину.
- В действиях работника есть его вина.
- За противоправные виновные действия следует дисциплинарная ответственность.
При этом трудовые обязанности сотрудника могут быть прописаны:
- законодательством по труду;
- локальными актами, устанавливающими правила внутреннего трудового распорядка;
- инструкциями (должностными инструкциями).
Дисциплинарный проступок всегда связан с наличием трудового договора, в котором должны быть зафиксированы обязанности трудящегося гражданина. Если его действия не затрагивают положения трудового договора, такой проступок из дисциплинарных можно исключить. Работник, получивший от руководства распоряжение, нарушающее закон, имеет право отказаться от его исполнения. Это также не является дисциплинарным нарушением трудовых отношений.
Если работник не выполнил возложенные на него обязанности, но вина его не установлена в ходе разбирательств, значит, и дисциплинарного проступка он не совершал.
Списка дисциплинарных проступков, как было упомянуто выше, не существует. Однако можно выделить определенные виды таких проступков, оценить их тяжесть. При наложении дисциплинарного взыскания этот критерий обязательно должен учитываться.
Дисциплинарная ответственность может быть общей и специальной. В статье 192 ТК РФ перечислены следующие ее виды:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Это общая ответственность, ей могут быть подвергнуты все работающие по трудовому договору.
Специальная ответственность применяется только к специалистам определенных сфер экономики. К примеру, чиновнику, согласно ст. 57 ФЗ-79 от 27/07/04 «О государственной гражданской службе», может быть вынесено предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности.
Сроки законодатель устанавливает следующие:
- на подачу письменного объяснения – 2 дня;
- на ознакомление с приказом – 3 дня;
- с даты обнаружения проступка – 1 месяц для применения взыскания;
- с даты совершения проступка – полгода (если он обнаружен позже, взыскание не применяют).
В отдельных случаях сроки увеличиваются. К примеру, дисциплинарный проступок по результатам ревизии или аудита компании может наказываться в течение 2-х лет.
Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий устанавливает ст. 193 ТК РФ.
Снимается взыскание через год либо раньше – по просьбе работника, по желанию администрации, по ходатайству профсоюза (ст. 194 ТК РФ).
Отметим несколько важных нюансов дисциплинарных проступков и применения взысканий за них.
За дисциплинарные проступки нельзя штрафовать, однако лишить премиальных работника могут, если такая мера содержится в ЛНА (апп. опред. ВС Респ. Татарстан по д. №33-11761/2013 от 26/09/13 г.).
Можно ли наказать за неэтичное поведение? Судьи считают, что можно (Мосгорсуд, опред. №33-8753/2012 от 10/04/12 г.). Особенно велики шансы получения дисциплинарного взыскания, если существует ЛНА, закрепляющий нормы корпоративной этики фирмы.
Аналогичное мнение высказал и Минтруд (письмо №14-2/В-888 от 16/09/16 г.). Грубые, уничижительные выражения на рабочем месте, по отношению к клиенту недопустимы.
Вместе с тем имеется и обширная судебная практика, когда неэтичное поведение работника по отношению к руководству судьи не признают таковым, а определяют его как реализацию права на свободу слова (ст. 29 Конституции РФ, С-П горсуд опред. №33-5330 от 08/04/13 г.).
Важно! За нарушение порядка применения взысканий работодатель сам может быть наказан штрафом на сумму от 1 до 5 тыс. руб. На организацию штраф от 30 до 50 тыс. руб. При повторном нарушении суммы увеличиваются (ст. 5.27 КоАП).
- Халатное исполнение либо игнорирование трудовых обязанностей называют дисциплинарным проступком. За подобное деяние установлена дисциплинарная ответственность. Список дисциплинарных наказаний в ТК РФ закрытый. Самым строгим является увольнение.
- Существуют, кроме того, взыскания, касающиеся отдельных групп работников. Они устанавливаются специальными нормативными актами, ФЗ.
- Документирование дисциплинарного проступка обязательно. Оно включает докладную записку, объяснения работника в письменном виде и приказ о применении взыскания.
- Нарушение порядка и сроков применения взыскания (ст. 193 ТК РФ) делает его незаконным. Наряду с дисциплинарным, могут применяться иные взыскания за нарушение трудового законодательства.
Кратко отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка
Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стоимость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.
Внимание
Ряд критериев, позволяющий определить, общественно опасными или нет, являются хулиганские действия, можно выявить при сравнении текстов ст.
213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ. Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Итак, главное различие преступления и проступка — общественная опасность деяния.
Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом.
Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.
Важно
Общественная опасность — это системный признак правонарушения.
Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах Уголовного кодекса РФ, КоАП РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др.
Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными.
Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.
Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами. В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом.
Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом.
При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.
Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин — работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.
Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.
Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью. 1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом.
Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме. 2. Административное правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права.
Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права — административного, земельного, экологического и др.
Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа? Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям.
Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества.
С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.
Некоторые ученые вообще отрицают наличие в административных проступках общественной опасности. Представляется, что они не правы, некоторые проступки общественно опасны, хотя это исключение из правила.
Проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности.
Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом.
Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.
Общественная опасность — это системный признак правонарушения.
Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др.
Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов.
Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом.
Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.
Значительные различия существуют между субъектами этих проступков.
Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ).
Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений.
Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких – преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения – только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения – административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения – преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству – преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, – административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.
Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями.
Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название “административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)”.
К какой ответственности имеет право привлекать работодатель сотрудника за совершение нарушения?
Сотрудник, который допустил нарушение норм закона или правил трудовой дисциплины, в зависимости от тяжести содеянного может быть привлечен к разным видам ответственности. Соответственно, правом привлечения к ответственности обладают разные лица/организации.
Так, к уголовной ответственности сотрудник может привлекаться только по решению суда, к административной — по решению уполномоченных органов или их должностных лиц. Наказывать же за дисциплинарный проступок имеет право только работодатель.
Происходит это путем издания соответствующего приказа, утвержденного руководителем организации (или руководителем подразделения, если такие полномочия возложены на него локальным актом), и ознакомлением с ним нарушителя. При этом работодатель, еще до того как наказать сотрудника за дисциплинарный проступок, должен истребовать от совершившего его лица письменное объяснение, чтобы принять решение о назначении наказания и выборе конкретных санкций с учетом всех обстоятельств.
Правда, в некоторых случаях бывает проблематично правильно квалифицировать совершенный сотрудником проступок. Если взять, к примеру, разделение уголовной и административной ответственности, то в КоАП РФ законодатель часто употребляет формулировку «если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния».
Граница же между административным и дисциплинарным проступками или преступлением должностного лица несколько размыта. В результате работодателю иногда приходится дожидаться, пока компетентные органы не откажут в возбуждении уголовного дела и дела об административном правонарушении на основании отсутствия признаков их совершения, и только после этого самостоятельно привлекать сотрудника к дисциплинарной ответственности.
В Викисловаре есть статья «проступок»
Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
: неверное или отсутствующее изображение |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Уже в названии данного вида нарушений отчетливо просматривается основание для выделения данной категории как отдельной. В данном случае речь идет именно о нарушении норм моральных, а не гражданских в целом.
Согласно действующему трудовому кодексу, проступки такого рода служат достаточным основанием для увольнения человека с занимаемой им должности. В трудовую книгу при этом вносится соответствующая запись, которая впоследствии приводит к серьезным затруднениям в попытках трудоустройства.
К аморальным поступкам чаще всего относят, к примеру, совершение насильственных действий в воспитательных целях или показательное унижение человека. Чаще всего, как ни прискорбно, такого рода нарушения закона совершают сотрудники школ, детских садов и других образовательных учреждений.
Во-первых, это административный проступок – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.
Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.