Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перегруз легкового автомобиля 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На самом деле на практике штрафы за перегруз легковушек практически не выносятся. На контрольно-измерительных пунктах ДПС проверяются в основном грузовые автомобили, так как наиболее вероятен и наиболее опасен перегруз именно тяжеловесных авто.
Что делать, чтобы не получить штраф?
Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.
Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.
Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.
Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.
Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.
А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах».
Что такое перегруз автомобиля
Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
В названных нормативно-правовых актах обозначены следующие параметры:
-
Максимальные значения нагрузки на оси автомобилей;
-
Разрешенная масса машины;
-
Допустимый размер перегруза;
-
Порядок транспортировки грузов, превышающих установленные нормы.
Перегруз автомобиля – это явление, при котором масса машины с грузом или без него превышает допустимую нагрузку на заднюю или переднюю ось на 2% и более.
Осевая нагрузка — давление, оказываемое осями ТС, на дорожное полотно.
При проверке грузового автомобиля на предмет перегруза учитываются такие показатели:
-
Допустимая масса;
-
Нагрузка на оси.
Допустимая масса конкретного ТС – это характеристика, которая устанавливается его производителем и указывается в ПТС. Она складывается из массы груза и машины.
Например, в ПТС указана допустимая масса машины, равная 25т. При этом вес автомобиля – 9т. Для того чтобы вычислить допустимый вес груза, необходимо от разрешенной массы отнять вес ТС. Таким образом, в указанный автомобиль можно погрузить не более 16т (25 — 9 = 16).
Предельные значения разрешенной массы некоторых ТС закреплены в Постановлении Правительства РФ №272.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Ответственность за перегруз
На практике ответственность за перегруз грузового автомобиля возникает в двух основных случаях:
1. Перегруз по осям грузового автомобиля Самый распространённый тип нарушений. Как правило перегруз автомобиля допускается по причине невнимательности водителя при загрузке груза в автомобиль – попросту водитель не проверяет товаро-транспортную накладную и не рассчитывает вес груза, либо в случаях когда перевозчик сознательно допускает перегруз автомобиля для получения большей прибыли.
2. Движение на автомобиле без перегруза, но по автодорогам с установленным ограничением по массе.
Данное нарушения носит периодический характер и в большинстве случае происходит в весенний период времени. На определенных участках дороги вводятся ограничения по движению грузового автотранспорта, и водители по привычке либо по невнимательности допускают движение автомобиля с перегрузом.
Ответственность за перегруз по осям грузового автомобиля бывает следующих типов:
- в виде административного штрафа за перегруз по ст. 12.21.1 КоАП РФ;
- в виде ущерба причиненного автодороге за движение по ней с перегрузом;
- в виде административного штрафа и ущерба автодороге за перегруз автомобиля.
Перегруз легкового автомобиля
Что это. Для обычного пятидверного легкового авто максимальная нагрузка — 500-600 кг. Это до 5 человек в салоне, плюс до 250 кг в багажнике. Если нагрузка выше — это перегруз.
Максимальную нагрузку можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Руководство — это обычная инструкция по пользованию, такая же, как для электрического чайника или пылесоса. Эту инструкцию выдает дилер при покупке авто. Если купили подержанную машину, инструкцию можно найти в интернете по запросу «марка машины руководство по эксплуатации».
Максимальная допустимая масса нагрузки «Лады Весты» по инструкции — 450 кг. Это разница между полной и снаряженной массами. Снаряженная — со всеми технологическими жидкостями, плюс водитель. Полная — та же, плюс еще 4 пассажира и заполненный багажник
Законодательная база. Закон не дает конкретных цифр по перегрузу для легковых авто. Есть лишь общие рекомендации:
- масса груза не должна быть больше, чем предусмотрел производитель;
- груз можно перевозить, если он не мешает смотреть на трассу, управлять авто, не закрывает световые приборы и номера.
Если груз не соответствует этим требованиям, шофер должен исправить все недочеты или прекратить движение.
Опасность перегруза. Если в машине пассажиров больше, чем мест для них или багажник чрезмерно загрузили, это может быть опасно для всех участников движения:
- непристегнутые пассажиры в случае ДТП вероятнее получают повреждения, чем те, что были пристегнуты. Ребенок, сидящий на коленях взрослого, в случае лобового удара может вылететь на дорогу через переднее стекло;
- сцепление колес передней оси уменьшается, если перегружен багажник. Это влияет на управляемость авто. В экстренной ситуации водитель не сможет направить авто мимо препятствия — упавшего дерева или пешехода;
- из строя может выйти подвеска, если машина чрезмерно перегружена. Это тоже чревато аварией;
- фары перегруженной машины светят поверх дороги — в глаза водителям встречного потока. Если у машины нет регулировки фар, это может быть опасно. Такая регулировка находится на панели управления авто.
Как перевозить габаритный груз. Если груз выходит за габаритные огни авто на 0,4 метра с обеих сторон и на 1 метр спереди или сзади, перевозчик обязан повесить на него специальную табличку с красно-белыми полосками.
Нормативно — правовая база
Основным документом, регламентирующим перевозки, являются «Правила дорожного движения». ПДД 2022 разработаны с учетом недоработок, выявленных в предыдущих редакциях. Их соблюдение сокращает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, ведь появились единые правила в 1931 года. С тех пор они ежегодно дополняются и переиздаются.
Штраф за лишнего пассажира устанавливается «Кодексом об административных правонарушениях». Этот нормативный документ утверждает список административных преступлений и регулирует процедуру привлечения к ответственности за их совершение.
Важно! Нарушение правил перевозки пассажиров легко приводит к получению тяжкого вреда здоровью при попадании в ДТП, что грозит водителю наказанием согласно 264 статье «Уголовного кодекса» России.
Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто
В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:
- группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
- группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.
Помимо категории, на максимально допустимую нагрузку также влияет расстояние между осями.
Для каждой категории авто устанавливается предельная нагрузка на каждую ось, что более подробно отображено в таблице:
Расстояние между осями, (м) | Допустимая нагрузка на каждую ось для авто группы А, (т) | Допустимая нагрузка на каждую ось для авто группы Б, (т) |
2,00 | 10,0 | 6,0 |
1,65-2,00 | 9,0 | 5,7 |
1,35-1,65 | 8,0 | 5,5 |
1,00-1,35 | 7,0 | 5,0 |
До 1,00 | 6,0 | 4,5 |
Последствия транспортировки людей сверх нормы
На первый взгляд, общественный транспорт, да и личное авто, кажутся достаточно безопасным местом, с точки зрения пассажира: водитель следит за дорогой и за безопасностью движения, пассажиры наблюдают пейзажи за окном. Однако это не так. Поездка часто сопровождается резкими торможениями и поворотами. Иногда бывают столкновения, и даже затопления салона.
Во всех этих ситуациях, если салон перегружен пассажирами, неизбежны жертвы. Можно отделаться легкими телесными повреждениями, а возможны и летальные исходы. Все дело в том, что автомобили предназначены для того, чтобы люди сидели в процессе поездки и были пристегнуты, т.е. максимально фиксированы.
При лишних пассажирах, тем более стоящих, это невозможно сделать. Более того, под весом самих пассажиров может пострадать масса людей. Также весомую роль играют подушки безопасности. Однако оснащение ими, опять же, предусмотрено только для сидящих. При загрузке транспортного средства сверх нормы, уровень полезности всех перечисленных мер безопасности, разработанных производителем, сводятся к нулю.
Немаловажную роль играет и психологическая составляющая. Когда в салоне много человек и случается авария, возникает паника, которой тяжело управлять и, тем более, устранить. Таким образом, перегруз может привезти к следующим ситуациям, которых можно было бы избежать:
- смерть;
- причинение вреда жизни и здоровью людей;
- повреждение имущества, в том числе авто;
- создание аварийных ситуаций;
- наложение штрафных санкций.
Помощь юриста по штрафам за перегруз
Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.
Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.
Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.
Наказание для водителей грузовых авто
Меры за превышение объема перевозимого для водителей грузовиков зависит от того, насколько оно велико:
- 2 — 10% — штраф 100 — 1500 р. с водителя, 10000 — 15000 р. с ответственного за перевозку, 100000 — 150000 р. – с юрлица;
- 10 — 20% — штраф 3000 — 3500 р. с водителя, 20000 — 25000 р. с должностного лица, 200000 — 250000 р. с юридического;
- 20 — 50% – штраф 4000 — 5000 р. или лишение прав водителя на 1 — 3 месяца, выплата 30000 — 40000 р. с ответственного за перевозку, 300000 — 400000 р. с юридического лица;
- свыше 50% – штраф 7000 — 10000 р. с водителя плюс лишение ВУ на 4 — 6 месяцев, 45000 — 50000 р. с должностного лица, 400000 — 500000 р. с юридического.
Это регламентируется статьей 12.21.1 КоАП РФ.
Кем и где проверяется
Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:
- на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
- на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.
Весовой контроль может осуществляться двумя способами:
- динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
- статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.
Сколько будем платить за перегруз
Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.
Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.
Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.
Суть спора между продавцом и покупателем
Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.
Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.
Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.
Как можно перевозить грузы, превышающие допустимую норму
Согласно №257-ФЗ от 08.11.2007, грузовой автомобиль, нагрузка на оси которого превышает разрешенное значение на 2% и более, должен получить официальное разрешение на перегруз. В этом документе указывается:
-
Маршрут следования автомобиля;
-
Тип перевозки (региональная, международная и прочее);
-
Данные об авто (марка, номер, модель);
-
Период действия разрешения;
-
Вес и размер машины и груза;
-
Сведения о владельце ТС;
-
Данные о грузополучателе и его отправителе;
-
Характеристики и описание груза;
-
Орган, выдавший разрешение.
При несоблюдении указанных условий водитель и иные ответственные лица подвергаются административному наказанию по ст. 12.21 КоАП РФ.
Если сведения о массе груза намеренно искажены
Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.
Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.