Формирование учетной политики организации анализ содержания и соблюдения основных принципов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование учетной политики организации анализ содержания и соблюдения основных принципов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действующие системы бухгалтерского учета различных стран существенно различаются. Это различие обусловлено социально-экономическими и политическими факторами развития государств, что затрудняет осуществление совместной деятельности организаций на международном уровне.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Сотрудничество с ПБК «Главный бухгалтер»: ваши преимущества

Если вы желаете сформировать правильную учетную политику организации, обращайтесь в ПБК «Главный бухгалтер». У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:

  • Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 22 года работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
  • Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов ПБК «Главный бухгалтер» есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
  • Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе знаний и практического опыта.

Учетная политика организации – это такие способы ведения учета, которые направлены на достижение эффективности стратегии организации, и их влияние на налоговые обязательства, а также показатели внешней и внутренней отчетности. Учетная политика – действительно мощный инструмент в управлении организацией, так как успех во многом зависит не только от завоевания рынка, но и от правильной стратегии развития организации.

Существуют следующие аспекты учетной политики организации, такие как: методический, организационный, технический, налоговый, управленческий, аналитический и международный.

Методологический аспект подразумевает, какие способы оценки имущества и обязательств, применяемый метод начисления амортизации, признания прибыли и др. используются организацией.

Налоговый аспект включает принципы учета, законодательные акты, положения конструирования подсистем учета. Основным аспектом этого раздела является механизм накопления, обработки и систематизации информация для корректировки показателей бухгалтерского учета в целях налогообложения.

Организационный аспект оказывает влияние на структуру бухгалтерии, выбор необходимого способа ведения учета, разработку соответствующих инструкций, а также взаимодействие бухгалтерии с различными управленческими службами.

Технический аспект предусматривает использование следующих элементов:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета;

– формы бухгалтерского учета;

– график документооборота;

– организация внутреннего аудита.

Учетная политика организации формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных положений по бухгалтерскому учету. Если положениями не разработаны способы ведения учета каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии – выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах.

Формирование учетной политики каждого предприятия должно исходить из требований постоянства, соответствия современной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики.

Организация рациональной системы бухгалтерского учета – является сложной задачей для предприятия. Это связано с достаточно высокой ролью учетной политики. Методический аспект учетной политики организации формирует способы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок их учета для формирования финансовых результатов деятельности и оценки финансового положения организации. Формируя учетную политику, организация должна раскрыть необходимые способы оценки и ведения учета, которые являются существенными. Существенность признается из следующего условия, что пользователем бухгалтерской отчетности без знания о них невозможно достоверно оценить результаты работы предприятия, составить представление об имущественном и финансовом состоянии, движении денежных средств. Эти способы должны быть раскрыты в пояснительной записке, которая входит в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.

Разработка положений учетной политики организации для целей налогообложения является одной из важных задач, которые стоят перед бухгалтерией организации, поскольку, в соответствии с гл.25 НК РФ, всем организациям, независимо от организационно-правовой формы, права собственности и осуществления видов экономической деятельности, необходимо составить учетную политику для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена приказом руководителя организации в произвольной форме. Более целесообразно строить учетную политику организации для целей налогообложения так, «чтобы она как можно меньше расходилась с учетной политикой для целей бухгалтерского учета».

При этом необходимо руководствоваться следующими подходами при реализации разработки:

– правила формирования учетной политики;

– правила раскрытия учетной политики организации.

Аудит учетной политики организации.

Цель аудита учетной политики организации — установление ее соответствия действующим нормативным и законодательным актам, а также характеру и масштабу деятельности организации.

Объектом изучения являются все внутрифирменные документы, определяющие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации.

При аудите учетной политики следует проверить:

· наличие приказа (распоряжения) руководителя о принятии учетной политики организации;

· соответствие принятой учетной политики требованиям Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете в Российской Федерации» и Положению по бухгалтерскому учету «Учетная поли- тика предприятия» (ПБУ — 1/98);

· соблюдение при подготовке учетной политики допущений и требований, установленных нормативными документами;

· полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

· принятую в организации систему внутренней отчетности;

· наличие и эффективность утвержденной системы документооборота;

· выбор формы ведения бухгалтерского учета;

· установленный порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств;

· утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета (особое внимание следует обратить на варианты использования счетов бухгалтерского учета, отличные от общепринятого порядка).

Аудитор должен также проверить и оценить соответствие масштабам и характеру деятельности организации «прикладных» вопросов, регулируемых учетной политикой, например выбранный вариант отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц.

Результаты аудита системных вопросов имеют важное значение для формирования мнения аудитора о бухгалтерской отчетности. Данные, полученные при аудите этого раздела, корреспондируют со всеми остальными сегментами аудита.

Методика аудита учетной политики предприятия

Методические приемы аудита учетной политики предприятия применяется те же, что и при аудите учредительных документов. В общем, проверка осуществляется в два основных этапа:

  • 1 Этап — проверка соответствия учетной политики предприятия действующему законодательству и характеру и масштабу деятельности предприятия.
  • 2 Этап — на данном этапе проверяется соответствие отражения фактам хозяйственной деятельности организации, принятым в учетной политике правилам.

Замечание 2

Важно обратить внимание на то, соблюдаются ли принципы и методы ведения бухгалтерского учета в течение текущего года. Кроме того, нужно обратить внимание на внесение изменений в учетную политику.

Читайте также:  Передаточный акт при продаже квартиры с показаниями счетчиков

Если организация не соблюдает законодательно регламентированного утверждения и функционирования учетной политики, даже при несущественном влиянии на финансовые результаты деятельности предприятия, и достоверности финансовой отчетности может привести к негативным последствиям со стороны уполномоченных контролирующих органов.

Следующим важным элементом методики аудита учетной политики есть выделение соответствующих направлений проверки.

Проводить аудит учетной политики предприятия необходимо по следующим направлениям:

  1. Проверка внедрение функций учета в центре принятия решений.
  2. Выяснение делегирования полномочий и ответственности.
  3. Проверяется взаимосвязь бухгалтерского учета с другими функциями организации.
  4. Проверяется взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим видами учета.
  5. Проверяется уровень оперативности учетной информации.
  6. Проверяется уровень достоверности информации.

Кроме того, аудитор выясняет, насколько принятая в организации учетная политика положительно влияет для эффективной работы организации, насколько принятые методы оценки, амортизации и пр. соответствуют типу хозяйствующего субъекта.

На завершающем этапе проверки учетной политики аудитор подготавливает аудиторское заключение, которое содержит профессиональное мнение аудитора. В данном заключении отражаются все обнаруженные недостатки относительно имеющейся в организации учетной политики и правил ее выполнения. Также аудитор можно дать рекомендации по устранению недочетов в принятой учетной политике и порядке ее исполнения.

Структура учетной политики

Учетная политика организации является общей – это значит, что все ее разделы должны отлично коррелировать между собой, тогда сложившаяся картина станет единой. Вместе с тем, можно выделить документацию:

  • Для бухгалтерского учета
  • Для налогового учета

Существует три важных раздела, которые должны присутствовать в любой учетной политике:

  • технический раздел (включает информацию о форме ведения учета, лицах, отвечающих за ведение учета, перечне документов, графиках, шаблонах, приложениях)
  • методологический раздел для бухгалтерии (включает промежуточную отчетность, информацию о прибыли организации и о существующих расходах, учет основных и дополнительных средств)
  • методологических раздел для налоговой службы (содержит все данные для налогового учета, декларации, перечни прямых и косвенных доходов и расходов и др.)

Сотрудничество с : ваши преимущества и бонусы

Если вы желаете сформировать эффективную учетную политику организации, обращайтесь в . У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:

  • Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 21 год работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
  • Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
  • Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест и общий размер копании. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе большого опыта.

Учетная политика для целей налогового учета

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.

План (программа) проверки

Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита

Проводится контроль формирования и применения учётной политики

Рабочий документ аудитора

В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора

Выводится итоговая часть проверки

Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.

Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.

Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.

Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:

Пункты программы аудита

Информация для анализа

Соблюдение правил оформления УП

Приказ (распоряжение) об утверждении УП

Рабочий план счетов бухучета

Утверждённые формы первичной документации

Утверждённые регистры бухучета

Оценивается рациональность сроков обработки документов

Порядок проведения инвентаризации

Проверяется порядок сохранения документации

А также другие приложения и методики

Изучение форм, регистров, графиков и методик

Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации

Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству

Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству

Соблюдение непрерывности деятельности

Проверка имущественной обособленности

Последовательность использования учётной политики

По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».

Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:

Вопросы для проверки

Комментарий

Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?

На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?

Каков порядок обработки учётных данных?

Проверка принятых приложений:

рабочий план счетов?

Аудит полноты учетной политики: программа и объекты контроля

Формирование учетной политики компании проводится непосредственно главным бухгалтером или другим лицом, которое по законодательству Российской Федерации отвечает за управление бухгалтерским учетом предприятия, основываясь на текущем ПБУ 1/2008, которое утверждается руководителем предприятия. В данном случае также проводится:

  1. Утверждение рабочего плана счетов бухучета, которые содержат как аналитические, так и синтетические счета, которые нужны для проведения бухгалтерского учета в организации, которые также соответствует требованиям соответствия срокам подачи и полноты данных в учете и отчетности.
  2. Утверждение форм первичных учетных документов, а также регистров бухгалтерского учета и документов для проведения внутренней бухгалтерской отчетности.
  3. Утверждение порядка того, как проводится инвентаризация активов и основных обязательств организации.
  4. Утверждение способов оценивания активов и различных обязательств организации.
  5. Утверждение регламента документооборота и технологий, по которым будет обрабатываться учетная информация.
  6. Утверждение правил контроля за хозяйственными операциями.
  7. Утверждение других решений, которые также играют роль в организации бухгалтерского учета.

Учетную политику нуждается в формировании, так как каждое конкретное направление руководства бухгалтерским учетом нуждается в выборе одного из предоставленных способов ведения бухгалтерского учета, которые также утверждены законодательством РФ и нормативными актами, и обосновать его. В случае, если в нормативных актах не содержится регламентация отражения в бухгалтерском учете каких либо проведенных операций, то организации потребуется разработать свой способ ведения бухгалтерского учета.

Знание. понимание и способность умело формировать учетную политику организации ложится на плечи руководителя предприятия (так как на нем находится ответственность организации бухучета и соответствие нормам законодательства во время исполнения какой-либо хозяйственной деятельности, подписание приказов про утверждение учетной политики предприятия и также изменений, которые могут в нее вносится), главного бухгалтера (ответственного за формирование учетной политики предприятия, а также ведение бухучета и предоставление в срок полной информации об отчетности), и аудитора (который проверяет организацию в последовательности знакомства с ее учетной политикой), и налоговый инспектор (исследует заложенные в учетной политике организации принципа учета объектов, подвергаемых налогообложению).

Учетная политика является внутренним документом предприятия и процесс ее составления подразумевает в себе две стадии:

  1. Формирование (составление, выбор и обоснование);
  2. Раскрытие (опубликование).

Вторая стадия применима только для организаций, которые в соответствии с законодательством (либо согласно уставным документам) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.

Рассмотрим более детально стадию формирования. Данная стадия включает в себя несколько этапов:

Методические аспекты определяются в следующем:

  1. Порядок начисления амортизации по объектам ОС и НМА

Выбор способа начисления амортизации осуществляется раздельно по ОС и НМА и зависит от целей предприятия.

  1. Порядок контирования транспортно-заготовительных затрат при приобретении материальных ценностей (с использованием счета 10ТЗР либо счетов 15,16).

Более подробно вы можете ознакомиться в разделе «Отражение материальных затрат на счетах бухгалтерского учета«

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в Пермском крае в 2023 году на проезд междугородных

При проведении оценки активов и обязательств руководствуются следующими принципами:

  • оценка осуществляется в денежном измерителе;
  • оценка имущества, приобретенного со стороны за определенную плату складывается из стоимости покупки и затрат на приобретение;
  • имущество полученное безвозмездно оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • имущество, изготовленное в самой организации, оценивается исходя из затрат на его производство;
  1. Порядок оценки статей бухгалтерской отчетности

Раскрытие технических аспектов предполагает отражение способов ведения бухгалтерского учета в соответствующих регистрах и с пользованием конкретных счетов. Данный элемент учетной политики включает в себя следующие составляющие:

Понятийная справка!Рабочий план счетов БУ – это нормативный документ предприятия, отражающий в себе перечень синтетических и аналитических счетов, используемых для полноты учета и отчетности хозяйствующего субъекта в виду особенностей деятельности.

Данный документ предопределяет отражение в себе всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета, которые использует в своей деятельности предприятие, а не только тех что отсутствуют в Плане счетов утвержденного приказом Минфина от 31 октября 2000 г. N 94н. Разработка рабочего плана счетов — это процесс при котором необходимо учитывать последние изменения законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Первичные документы на предприятии необходимы для отражения фактов хозяйственной деятельности. Существуют унифицированные формы первичных документов, однако предприятие вправе разрабатывать свои в зависимости от вида хозяйственной деятельности. Создание собственных форм первичных документов очень актуально в период развития бухгалтерского учета, пока унифицированные ��ормы не охватывают все хозяйственные операции и процессы.

Организационный аспект присущ не только сфере бухгалтерского учета так как предполагает отражение взаимодействия структурного подразделения, отвечающего за учетный процесс с другими центрами ответственности предприятия. Данный аспекты раскрываются в следующем:

Формирование бухгалтерской службы является важным вопросом, который зависит от масштабов предприятия и структуры управления в организации. Читать далее

  1. Объем, сроки, и адреса представления отчетности
  2. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами

Таким образом при разработке учетной политике предприятия следует учитывать, что она утверждается приказом руководителя предприятия и приобретает юридическую силу.

Организовать разработку учетной политики должен руководитель экономического субъекта. Как правило, этим занимается главный бухгалтер. Поручить разработку данного документа можно также специализированной компании, как обслуживающей ведение учета в порядке аутсорсинга, так и по договору об оказании консультационных услуг. Если руководитель экономического субъекта выполняет обязанности бухгалтера и обладает достаточными знаниями для разработки этого главного учетного документа компании, то он может сделать это самостоятельно.

Зачастую главный бухгалтер не разрабатывает учетную политику единолично. Особенно это касается организаций с масштабной организационной и производственной структурой, выполняющей трудоемкие операции по своей основной деятельности. В данном случае главный бухгалтер консультируется с руководителями подразделений относительно тонкостей и нюансов технологического процесса, эксплуатации оборудования и т.д. Руководитель, как заинтересованное лицо, также может принимать в данном процессе участие и выражать свое мнение и пожелания.

Перечень случаев, когда допускается изменение учетной политики, приведен в п. 16 ПБУ 1/98, он является исчерпывающим и ограничивается всего тремя позициями.

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

1. изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3. существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией предприятия, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Это значит, что при возникновении таких фактов уточнение учетной политики можно производить и в течение календарного года. К числу таких фактов можно отнести, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации отсутствовала.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении и подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Если изменения в учетную политику вносят в результате изменения законодательной или нормативной базы, то в соответствующих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменений учетной политики.

Если же изменение производится по иным причинам либо в соответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования преставления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. В таком случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, совершившимся только после введения такого способа.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или показателей по отдельным срокам). В соответствии с п. 4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности, причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке, а также раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета.

Пункт 22 ПБУ 1/98 уточняет, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов скорректированы.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.

Читайте также:  Как заполнять договор купли продажи авто в 2023 году

Обязательными реквизитами в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы являются: наименование регистра; период составления; измерители операции в натуральном и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись и расшифровка подписи ответственного лица. В регистрах налогового учета не указывают два реквизита, обязательные для регистров бухгалтерского учета: наименование организации, от имени которой составлен документ и наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления. Данное обстоятельтсво следует учитывать при формировании и утверждении графика документооборота, состава должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, и других элементов. В этом же разделе учетной политики для целей налогообложения целесообразно отразить выбор метода определения выручки от реализации продукции. Далее необходимо определить форму, в которой будет осуществляться налоговый учет. На практике выбор осуществляется из двух форм: ручной или автоматизированной.[13]

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода – по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.

3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.

5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.

7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов. Если по так называемым нормируемым видам расходов (командировочные, представительские) организацией установлены более высокие нормативы расхода, чем в НК РФ, в учетной политике следует указать эти виды расходов, повышенные нормы расходов, оценку вероятных расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета и порядок корректировки данных.

10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также сему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.

11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.

Цели и сфера применения

3.2. МСФО (IAS) 8 устанавливает критерии выбора и применения учетной политики. В нем также говорится о порядке учета и требованиях к раскрытию информации об изменениях в учетной политике, бухгалтерских оценках и исправлении ошибок предыдущих периодов. МСФО (IAS) 8 направлен на повышение уровня уместности, надежности и сопоставимости финансовой отчетности. Требования к раскрытию информации об учетной политике, за исключением тех, что относятся к изменениям в учетной политике, описаны в МСФО (IAS) 1 (см. главу 4). [МСФО (IAS) 8, параграфы 1, 2]. Налоговые эффекты от исправления ошибок предыдущих периодов и изменений в учетной политике учитываются и раскрываются в соответствии с МСФО (IAS) 12 (см. главу 13). [МСФО (IAS) 8, параграфы 3, 4].

Значение учетной политики

Разработка элементов управленческой учетной политики является одним из главных элементов организации управленческого учета на предприятиях. Вместе с тем, к его составляющим относятся:

— определение организационно-финансовой структуры предприятия и выделение центров ответственности;

— способы и методы классификаций затрат по направлениям (подразделениям, целям и т.п.);

— организация системы бюджетирования на предприятии;

— формирование системы внутренней управленческой отчетности;

— автоматизация учетно-аналитических процедур.

На наш взгляд, наиболее точно и детально понятие учетной политики раскрывает Т.В. Касаева, которая считает, что учетная политика организации – это совокупность выбранных организацией из установленных национальной (государственной) системой нормативного регулирования вариантов ведения бухгалтерского учета с целью обеспечения ее финансового благополучия. Такой подход позволяет в некоторой форме определить конечную, фактическую цель учетной политики, которая не только выступает документальном закреплении, на уровне локальных нормативно — правовых актов, способа учета активов и обязательств коммерческой организации и определении особенностей учетного процесса по всем участкам бухгалтерского учета предприятия, но и в обеспечении ее финансового благополучия.

Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики — максимально адекватно отразить деятельность предприятия, собрать полную, объективную и достоверную информацию о ней для целей эффективного регулирования этой деятельности в интересах дела.

На учетную политику могут оказать влияние различные события в хозяйственной жизни, как:

— изменение нормативных требований к учету и оценки активов и обязательств (примером служит внедрение ПБУ 5/2019);

— изменение системы налогообложения (примером служит отмена ЕНВД);

— изменение условий договора, заключаемых с потребителями продукции работ, услуг, в том числе с государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг;

— введение и отмена государственного регулирования цен на продукцию;

— реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов;

— изменение условий внешнеэкономического режима;

— уровень инфляции и др.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *