Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего
С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.
Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.
Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.
Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.
Расширение толкования
Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».
Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.
Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.
Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.
Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.
Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу.
КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?
Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции(далее — Конвенция).
Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.
Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия
КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?
Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.
Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).
Что запомнить, если нанимаете госслужащего
- При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.
При заключении трудового договора:- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер зарплаты на новом месте не важен.
При заключении договора ГПХ:
- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).
- Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.
- Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.
- Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.
- Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.
- Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.
- Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.
Ответственность работника и работодателя
Чем может обернуться устройство на работу бывшего госслужащего?
Так как на федеральном уровне закреплена обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего государственного служащего, то нарушение её может привести к административной и даже уголовной ответственности.
Так, граждане РФ, отказывающиеся уведомлять о своём новом трудоустройстве предыдущего работодателя, могут привлечься в уголовной ответственности, если в их действиях специальная комиссия увидит коррупционную подоплёку. Кроме того, если уведомление отсутствует, то заключённый с сотрудником трудовой договор должен быть прекращён. В качестве наказания предусматривается также штраф, варьирующийся от двух до четырёх тысяч рублей при трудоустройстве бывшего госслужащего.
А вот по отношению к работодателю в случае нарушения установленных норм принимаются гораздо более серьёзные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации, поэтому, невзирая на то, крупное ли это предприятие или индивидуальный предприниматель, нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае. Административная ответственность предусматривает штрафные санкции, размер которых колеблется от пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч.
Способы уйти от ответственности
Получая повестку из прокуратуры, работодатель, осознавая неизбежность ответственности, начинает искать возможности уйти от неё. Среди таких попыток можно выделить следующие:
- перевод трудового договора в форму гражданско-правового (такой способ абсолютно бесполезный, поскольку требования к данным формам предъявляются одни и те же);
- изменение дат приёма на работу, аннулирование приказа и трудового договора и т. п.; мера также неэффективна, поскольку ответ на запрос в фонды, куда работодатель отчисляет взносы за сотрудника, покажет их наличие, а значит, и докажет факт трудовых отношений;
- утверждать, что письмо было отправлено по почте (и снова запрос в управление почтовой связи выявит правду);
- отказ предоставления трудового договора со ссылкой на его отсутствие (за это работодателя можно привлечь к дополнительной административной ответственности).
Учитывая всю серьёзность предъявляемых к государственным служащим требований, причём не только во время работы, но и после их увольнения, не стоит нарушать закон о борьбе с коррупцией. Практика показывает, что действия подобного рода наказываются без исключений.
Нами подробно рассмотрен прием на работу бывшего госслужащего.
Ответственность за сокрытие информации
Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.
Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:
- 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
- 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.
Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:
- Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
- Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.
Совместительство госслужащего
Служащий государственной или муниципальной службы не имеет права на дополнительное трудоустройство. Условие направлено на предупреждение случаев злоупотребления должностным положением. Учитываются требования:
- Получение доходов из других источников запрещено законодательством.
- Госслужащие и приравненные к ним лица не должны трудоустраиваться по совместительству к другому нанимателю.
- Лица, замещающие государственные должности, обязаны сообщать о полученных доходах. Сведения тщательно проверяются, что исключает вероятность их сокрытия.
Работодатели, трудоустроившие госслужащих по совместительству, не несут обязанности по уведомлению предыдущего нанимателя лица. Требование обязательно только при найме уволившегося с госслужбы лица.
Принимаем на работу бывшего госслужащего. Что нужно знать?
Требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу зачастую не соблюдаются работодателями не умышленно, а в силу недостаточности информации относительно данного порядка.
Между тем следовать этому несложно, а ответственность за нарушения достаточно серьезна, штрафные санкции высоки…
Кроме того, механизм привлечения работодателей, не соблюдающих порядок приема на работу бывших госслужащих, к административной ответственности, как показывает практика, уже отработан.
Новшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ.
Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам.
Наш ликбез поможет этого избежать.
Требования к сообщению работодателя в адрес госоргана
Сообщение о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего оформляется в письменном виде на бланке организации. Оно должно быть подписано руководителем или лицом, действующим по доверенности.
Сообщение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, курьерской доставкой или путем личной подачи в канцелярию государственного или муниципального органа с проставлением отметки о приеме. Это позволит подтвердить факт направления уведомления.
Указания по оформлению сообщения приведены в Правилах сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 года № 29. В соответствии с этими Правилами, в сообщении должно быть указано:
- ФИО гражданина на данный момент, а если они менялись – также действовавшие на момент увольнения с госслужбы;
- дата рождения бывшего госслужащего;
- ранее занимаемая им должность государственной службы в соответствии с данными трудовой книжки;
- наименование организации – нового работодателя;
- при заключении трудового договора – дата и номер приказа о приеме на работу, дата подписания трудового договора и срок его действия, наименование должности и перечень основных должностных обязанностей бывшего госслужащего на новом месте работы;
- при заключении гражданско-правового договора – его реквизиты, срок действия, предмет (описание работ или услуг, которые оказывает бывший служащий), размер вознаграждения по договору.
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее — гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ).
Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.
К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.
Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее — Методические рекомендации).
Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 — 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
Как уволить бывшего госслужащего, которому запрещено продолжать трудовые отношения с работодателем
- фамилия, имя, отчество гражданина, дата рождения;
- должность государственной службы, которую он замещал непосредственно перед увольнением с госслужбы (согласно трудовой книжке);
- название организации (полное и сокращенное);
- дата и номер приказа, согласно которому гражданин принят на работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, для срочного договора срок его действия);
- наименование должности, которую гражданин занимает по трудовому договору, в соответствии со штатным расписанием, структурное подразделение организации (при его наличии);
- должностные обязанности, выполняемые гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
Полагаем, однако, что в нашем случае трудовой договор не может быть расторгнут по основанию, приведенному в абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ, поскольку правила заключения договора никто не нарушал. И работник, и работодатель выполнили свои обязанности в полном объеме. Обстоятельства, препятствующие исполнению обязанностей по трудовому договору, возникли уже после его оформления.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством