Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько Хранится Уголовное Прекращенное Дело в Архиве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наличие судимости является серьезным препятствием для благополучной жизни. Потому как человека преследует ограничения даже после того, как он отбудет свое наказание. Поэтому снять судимость с базы данных желают многие осужденные, однако, сделать это удастся в редких случаях. Рассмотрим ситуации, когда можно убрать нежелательную запись о прошлом человека.
Сколько лет хранится информация в базе МВД, о судимости человека? Судимость была в 2000 году
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Согласно ч.7 СТ. 5 Федерального закона «О персональных данных» хранение персональных данных должно осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен, обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Наставления. хранение информации в пофамильных картотеках учетные карточки хранятся на осужденных не зависимо от срока и вида наказания — до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Процесс документооборота в органах внутренних дел.
В деятельности любого ОВД возникает, обычно, большое число документации, которая циркулирует по службам и подразделениям, образуя документооборот. В делопроизводстве документооборот рассматривается как обязательный компонент (функция) коммуникационной деятельности служб ДОУ. Документооборот обеспечивает информационный обмен в структуре аппарата управления, одновременно он служит общим целям делопроизводства — документированию управленческой деятельности, систематизации и хранения управленческой информации.
Современные нормативно-методические документы установили единство применяемых в делопроизводстве терминов и определений: ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
Организация документооборота — это правила, в соответствие с которыми происходит движение документов в учреждении.
Объем документооборота — выражается общим количеством документов, поступающих в организацию и созданных в ней за определенный период.
Таким образом, одна из важнейших задач делопроизводства — это организация документооборота и контроль за ним. Отчеты по объему документооборота в ОВД составляются ежеквартально. Подсчитывается объем на основе учтенных (зарегистрированных) входящих, исходящих и внутренних документов по всем подразделениям МВД России. Для подсчёта учитывают только оригиналы документов, без учёта копий и дубликатов документов. документ информационный диспропорция
Отчеты по объему документооборота содержат информацию, которая позволяет совершенствовать управление:
Выявлять закономерности в колебаниях объема документооборота и диспропорции между основными документопотоками и функциями отдельных структур ОВД.
Выявлять организационные просчеты в работе с отдельными группами документов.
Совершенствовать маршруты движения документов.
Совершенствовать делопроизводство и его отдельные технологические участки, структуру служб ДОУ и функции его персонала.
Рассчитывать штаты отдельных организационных структур ОВД, непосредственно обслуживающих документопотоки.
В органах внутренних дел документооборот организуется в строгом соответствии с требованиями приказа МВД России №150-99г. Большую роль так же имеет ряд документов, утверждаемых на основании данного приказа, в частности, разрабатываемые в каждом ОВД Инструкции по делопроизводству, Табель документов и Номенклатура дел.
Табель документов — это перечень форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач ОВД. В организации деятельности ОВД запрещается создавать документы, не утвержденные Табелем, кроме того, Табелем утверждаются отдельные этапы прохождения документов в ОВД.
Номенклатура дел — это систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в ОВД, с указанием сроков их хранения. Номенклатура дел используется при построении информационно-справочной системы для документов ОВД, т.к. содержит исчерпывающий перечень наименований дел, в которых должен найти место любой документ ОВД.
Перечисленные нормативно-методические документы помогают организовать документооборот. Однако усложнение задач ОВД на современном этапе и повышение роли правоохранительной деятельности вызывает естественный рост объема документооборота. Крайне низкая производительность большинства документационных операций, выполняемых без средств автоматизации, ставит наиболее важной задачей служб ДОУ — сокращение объемов документооборота на строгой научной основе его организации.
В делопроизводстве выработан единый научный подход для сокращения документооборота. Его основными правилами являются:
Оперативность и прямоточность движения документов, исключающие потери времени на возвратные движения — основой выполнения является обязательная разработка схем прохождения документов в аппарате ОВД. См. п.37.7 Инструкции по делопроизводству в подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России №150-99г.
Ритмичность движения документов, которое сокращает любые простои — обеспечивается в ОВД обязательным контролем этапов движения любого документа. Там же. См. раздел VII Инструкции.
Единый порядок движения однотипных документов — обеспечивается в ОВД применением Табеля документов и Номенклатуры дел. Там же. См. п.58 Инструкции.
Максимальное сокращение инстанций на маршруте движения документов — обеспечивается целым рядом положений Инструкции.
Выполнение стандартных документационных операций над всеми документационными потоками — обеспечивается строгим соответствием положений ведомственной Инструкции и Типовой инструкции для министерств и ведомств. См. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. — М.: Росархив, 1994.
Основные документопотоки — входящие, исходящие и внутренние документы, — имеют в ОВД, как правило, стабильные маршруты движения. Сложнее регламентировать схемы движения внутренних документов и, например, информационно-справочные, составляющие значительный объем документооборота, обычно не имеют постоянных маршрутов движения.
Работа с обращениями граждан
Особую роль в деятельности ОВД занимают обращения граждан, т.к. эти документы составляют значительную часть документооборота ОВД. Соответственно работе с обращениями граждан посвящен целый ряд приказов МВД России.
В письменной либо устной форме, обращаясь в структуры управления, граждане, прежде всего, реализуют свое право на участие в делах общества и государства. Для структур управления обращения граждан это так же средство для изучения мнения населения об эффективности деятельности своих структур. Исходя из этого, обращения граждан являются:
средством реализации своих прав и свобод;
средством выявления недостатков и совершенствования органов управления;
средством для изучения общественного мнения о деятельности министерств, ведомств, организаций, предприятий.
Право граждан на обращения в органы управления закреплено в Конституции Российской Федерации, эти положения Конституции непосредственно вытекают из Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах — эти международные акты для российского законодательства являются приоритетными. В Конституции РФ данные права граждан непосредственно выражены в п.1 ст.32 (право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей) и в ст.33 (право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления).
Отраслевое законодательство развивает нормы конституционного права в отношении обращений граждан в органы власти и управления. В частности, законом Российской Федерации «О полиции», предусмотрено, что деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Одной из форм деятельности органов внутренних дел (полиции) по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является рассмотрение обращений граждан, принятие по ним своевременных, исчерпываемых, предусмотренных законом мер. Эта форма деятельности, наряду с другими, такими как оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная, позволяет органам внутренних дел столь же эффективно и надежно защищать честь, личное достоинство человека и гражданина, его конституционные права и свободы от противоправных и иных посягательств на них.
Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа обращения в ОВД также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, в которых не казана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства, признаются анонимными. Как правило, анонимные обращения не регистрируются и подлежат уничтожению, в случае содержащихся в них конкретных сведений о готовящихся или совершенных правонарушений — направляются в соответствующие подразделения для использования в оперативных целях. См.: п.71.2 Инструкции по делопроизводству в подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России №150-99г. с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МВД России №790-2000г.
Любые обращения граждан должны быть зарегистрированы в секретариатах и канцеляриях ОВД в день их поступления. Сущность вопросов, с которыми обращаются граждане в ОВД, наиболее точно передают три вида обращений: предложения, жалобы и заявления.
Предложения — это обращения граждан не связанные с нарушением прав и законных интересов граждан, содержащаяся в них информация направлена на улучшение деятельности государственных органов. Для предложений характерно указание на меры, которые, по мнению автора, способствуют разрешению проблемных вопросов.
Жалобы — это обращения граждан, в которых содержаться требования о восстановлении законных интересов, нарушенных действиями сотрудников ОВД. В жалобах обычно излагаются претензии, либо несогласие с действиями и решениями должностных лиц, которые, по мнению автора, ущемляют, либо нарушают интересы граждан, охраняемые законом.
Заявления — это обращения граждан в целях реализации своих прав и законных интересов. В зависимости от содержащейся в заявлении информации, их можно разделить на две группы:
1. Направляемые в целях реализации права и законных интересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов (например, заявление о недостатках в работе ОВД) — эта группа заявлений регистрируется в общем делопроизводстве, сроки и порядок из проверки аналогичен предложениям и жалобам.
2. Направляемые в целях реализации права и защиты интересов, содержащие информацию о совершенном или готовящемся преступлении — эта группа заявлений проверяется в процессуально установленном порядке, регистрируется в дежурной части ОВД и относится к специальному делопроизводству.
Ответственность за организацию работы с обращениями граждан возлагается на начальника ОВД. По каждому обращению (кроме сообщений о преступлениях) в 5-дневный срок должно быть принято одно из следующих решений:
о принятии к производству в своем ОВД;
о передаче в другое ОВД или ведомство;
о приобщении к ранее поступившему и уже исполненному письму.
О направлении письма в другой орган внутренних дел или другое ведомство заявителю сообщается письменно. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
Обращения граждан (кроме сообщений о преступлениях) разрешаются в срок до одного месяца со дня их регистрации, а не требующие до��олнительного изучения и проверки — безотлагательно. Заявления и жалобы военнослужащих, а также членов их семей разрешаются в МВД РФ в срок до 15 дней, а во всех других органах внутренних дел — безотлагательно. В случае необходимости проведения дополнительной проверки, сроки разрешения могут быть продлены не более, чем на один месяц.
Обращение считается разрешенным (исполненным), если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и заявителю дан письменный ответ. Ответы на обращения подписывает руководитель ОВД или другие уполномоченные на то должностные лица.
В деятельности ОВД выделяется понятие «информация о преступлениях и происшествиях» — это заявления, сообщения и другая информация:
Заявления и сообщения о преступлениях проверяются в порядке, установленном УПК РФ, их запрещается учитывать в общем делопроизводстве — заявления и сообщения о преступлениях регистрируются в Книге № 1 дежурной части ОВД.
Другая информация о происшествиях — это сообщения, которые не являются поводом для возбуждения уголовного дела, но требуют проверочных действий для установления признаков преступления (например, сообщение медицинского учреждения о полученном телесном повреждении). Другая информация регистрируется в Журнале №2 дежурной части ОВД.
Информация о преступлениях и происшествиях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками в дежурных частях ОВД. Там же принимается и регистрируется информация по телефону и непосредственно от граждан. Книга № 1 и Журнал № 2 являются документами строгой отчетности и относятся к специальному делопроизводству. Они хранятся в дежурной части и заполняются дежурным по ОВД (его помощником).
Как долго хранится информация о привлечении к уголовной ответственности
Во-первых, в справке о судимости как раз не будет отметки о том, что судимость погашена!
В соответствии с абзацем 1 пункта 74.3 Административного регламента МВД в справке о наличии (отсутствии) судимости: «В графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости».
Не пишут в справке о погашении судимости!
Во-вторых, не хранятся сведения о судимости 75 лет!
Согласно подпункту «г» пункта 15.2 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении который установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (Приложение № 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» утвержденному Приказом МВД РФ от 12.02.2014 № 89-ДСП):
«в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки форм 1 — б хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания — до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости
«.
В-третьих, данный подпункт «г» пункта 15.2 Правил следует оспаривать в ВС РФ, поскольку МВД не наделено полномочиями установления сроков хранения персональных данных.
Вопросы определения сроков хранения и обработки персональных данных отнесены к исключительной компетенции законодателя, а не МВД РФ.
В частности, в соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» «хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных».
Из этой нормы следует, что срок хранения персональных данных может определятся:
— федеральным законом,
— договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных».
Перечень субъектов, имеющих право на определение сроков хранения персональных данных, является исчерпывающим. Оснований для иного толкования и иного прочтения указанной правовой нормы не имеется, поскольку она императивна, перечень субъектов четко обозначен, норма написана на государственном языке Российской Федерации.
Другой вариант — обращаться с заявлением в суд в порядке главы 22 КАСС РФ.
Сотрудники руководствуется следующими официальными распоряжениями, предусматривающими конкретные сроки хранения в отношении каждого вида судебного документа:
- Исходящими инструкциями от Минюста, департамента по судопроизводству, устанавливающие сроки хранения, и отдельно членами Экспертно-Проверочной комиссии при центральном управлении архива Минюста от 23.11. 1979 г., Предписанием Главархива при Минюсте СССР в последней редакции от 09.06. 2011 года, в которых даны инструкции и рекомендации по архивному делопроизводству в судах разных юрисдикций.
- Предписанием Главархива при Минюсте СССР от 17.09. 1980 г., с рекомендациями по архивному делопроизводству в судах разных юрисдикций.
В старых, но до сих пор действующих документах, дана основа, должностная инструкция по деятельности судебного архивариуса. Новая редакция издана 09.06.2011 года за № 112:
- Подлежащие передаче в архив уголовные дела должны быть подшиты, пронумерованы все листы дела, включая различную судебную документацию, приобщенную в ходе судебных разбирательств, относящуюся к конкретному судопроизводству, тем самым опись документации окончательно заканчивается. По окончанию подписью судебного секретаря заверяется сделанная опись.
- Судья проверяет дело, сверяет список документов с их наличием, и отдает распоряжение о передаче его на хранение в судебный архив. Этим правом также обладает председатель ройного судебного органа.
- Примечание: еще до вынесения распоряжения, судья, под председательством которого рассматривалось уголовное дело, со всей тщательностью проверяет сроки вступления в юридическую силу постановлений судебного органа, вынесенный приговор, определения либо постановления по делу.
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях.
Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Главным документом, которым руководствуются сотрудники экспертной комиссии при определении фактических сроков хранения, является так называемый «Перечень…».
Основным критерием для хранения различных судебных дел либо нарядов, в состав которых могут входить материалы с самой различной правовой значимостью, является наиболее больший срок для хранения.
Фактические сроки хранения тех документов, которые отсутствуют в основном Перечне, назначаются по результатам исследований экспертами комиссии, во внимание принимается ценность материалов для дальнейшего применения по аналогии либо в научных исследованиях.
Основными сроками для передачи в архив для гражданских дел являются:
- С момента вступление решения суда в юридическую силу.
- Либо после судебного определения о прекращении судопроизводства или рассмотрении иска без удовлетворения.
Организация отбора необходимой судебной документации проводится по окончанию текущего годового периода в судопроизводстве.
Отобранные документы могут быть либо переданы для дальнейшего хранения архивариусу, либо быть уничтожены, если он не представляют дальнейшей ценности.
Сам процесс ликвидации может происходить в Минюсте РФ, либо в других рядовых подразделениях министерства юстиции и в самих судах.
Те документы, которые подлежат постоянному хранению (определяются в соответствии с перечнем и ЭК), должны быть переданы в госархивы, причем каждая папка с документацией проверяется полистно, и сверяется с постановлениями судов об их прекращении. Запрещено проводить экспертную оценку только по заголовкам документации, сотрудник обязан изучить текст всего документа.
Несмотря на выборку дел к уничтожению, в судебный архив будут переданы для дальнейшего хранения оригиналы судебных постановлений, приговоров с назначением срока наказания или оправдания, все дальнейшие судебные определения или постановления судов высших инстанций. Если дело прекращено, то передаются архивариусу постановления о прекращении конкретного уголовного дела.
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях. Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Главным документом, которым руководствуются сотрудники экспертной комиссии при определении фактических сроков хранения, является так называемый «Перечень…».
Основным критерием для хранения различных судебных дел либо нарядов, в состав которых могут входить материалы с самой различной правовой значимостью, является наиболее больший срок для хранения.
Фактические сроки хранения тех документов, которые отсутствуют в основном Перечне, назначаются по результатам исследований экспертами комиссии, во внимание принимается ценность материалов для дальнейшего применения по аналогии либо в научных исследованиях.
Основными сроками для передачи в архив для гражданских дел являются:
- С момента вступление решения суда в юридическую силу.
- Либо после судебного определения о прекращении судопроизводства или рассмотрении иска без удовлетворения.
Для уголовных дел применяются следующие критерии для определения сроков хранения:
- С момента окончания установленного судебным постановлением срока для наказания, вступившим в юридическую значимость приговора.
- С момента вступившего в юридическую значимость оправдательного вердикта судебного органа по уголовному преследованию, либо с даты вынесения определения об его прекращении.
- Со дня фактического освобождения от уголовного преследования, если осужденный был условно-досрочно освобожден от дальнейшего несения наказания.
- С даты, установленной судом для испытательного срока по уголовному делу с вынесением условного наказания. Либо с момента окончания срока отсрочки для фактического исполнения приговора судебного органа в отношении несовершеннолетнего гражданина. Если судом отменено постановление об отсрочке срока наказания, то сроки хранения исчисляется с момента окончания назначенного судом приговора о наказании.
- С момента вынесения судебным органом постановления по прекращению медицинских принудительных мер в отношении осужденного, понесших наказание за совершенное преступление в невменяемом состоянии.
Если в момент рассмотрения уголовного дела, одновременно были заявлены исковые требования гражданского характера, и судом они были удовлетворены, то сроки исчисляются с фактического исполнения уголовного приговора в отношении части по гражданским требованиям потерпевшего.
По исполнительным производствам порядок исчисления сроков ведется от отсчета с той даты, когда постановление исполнено полностью, а взыскания по алиментам до полного расчета с истцом.
Для остальных судебных бумаг (это могут быть наряды, книги учета входящих документов, картотеки дел, контрольные судебные судопроизводства), исчисление происходит с начала января месяца следующим за годом, в котором они выносились судом.
Меня интересует вопрос о сроках хранения уголовного дела в архиве МВД.
Для решения судопроизводственных задач, время от времени возникает необходимость поднимать материалы конкретных уголовных производств. Именно для этого, так важно создать соответствующие условия для хранения материалов уголовных производств. Нужны специально отведенные места, где должностные лица по первому требованию, могли бы изучать материалы и принимать по ним объективные решения. Работой по хранению уголовных материалов, занимается архив, срок хранения уголовных дел в каждом случае отличается. Сроки хранения уголовных дел определяет экспертная комиссия. Ее участники оценивают степень их важности по конкретным параметрам, и принимают решение по дальнейшему хранению или уничтожению.
Срок хранения уголовных дел в архиве суда может быть различным. В результате окончания уголовного судопроизводства, в отношении осужденного судом гражданина, вся распорядительная судебная документация и различного рода материалы должны быть переданы архивариусу судебного органа для дальнейшего оформления на хранение.
Сотрудники руководствуется следующими официальными распоряжениями, предусматривающими конкретные сроки хранения в отношении каждого вида судебного документа:
- Исходящими инструкциями от Минюста, департамента по судопроизводству, устанавливающие сроки хранения, и отдельно членами Экспертно-Проверочной комиссии при центральном управлении архива Минюста от 23.11. 1979 г., Предписанием Главархива при Минюсте СССР в последней редакции от 09.06. 2011 года, в которых даны инструкции и рекомендации по архивному делопроизводству в судах разных юрисдикций.
- Предписанием Главархива при Минюсте СССР от 17.09. 1980 г., с рекомендациями по архивному делопроизводству в судах разных юрисдикций.
В старых, но до сих пор действующих документах, дана основа, должностная инструкция по деятельности судебного архивариуса. Новая редакция издана 09.06.2011 года за № 112:
- Подлежащие передаче в архив уголовные дела должны быть подшиты, пронумерованы все листы дела, включая различную судебную документацию, приобщенную в ходе судебных разбирательств, относящуюся к конкретному судопроизводству, тем самым опись документации окончательно заканчивается. По окончанию подписью судебного секретаря заверяется сделанная опись.
- Судья проверяет дело, сверяет список документов с их наличием, и отдает распоряжение о передаче его на хранение в судебный архив. Этим правом также обладает председатель ройного судебного органа.
- Примечание: еще до вынесения распоряжения, судья, под председательством которого рассматривалось уголовное дело, со всей тщательностью проверяет сроки вступления в юридическую силу постановлений судебного органа, вынесенный приговор, определения либо постановления по делу.
Для принятия решения о передаче уголовного дела в распоряжение архивариуса, судья обязан определить сроки хранения, исходя из требований судопроизводства, отображенных в инструкции:
По любым вопросам вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по телефону.
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях. Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Главным документом, которым руководствуются сотрудники экспертной комиссии при определении фактических сроков хранения, является так называемый «Перечень…».
Основным критерием для хранения различных судебных дел либо нарядов, в состав которых могут входить материалы с самой различной правовой значимостью, является наиболее больший срок для хранения.
Фактические сроки хранения тех документов, которые отсутствуют в основном Перечне, назначаются по результатам исследований экспертами комиссии, во внимание принимается ценность материалов для дальнейшего применения по аналогии либо в научных исследованиях.
Основными сроками для передачи в архив для гражданских дел являются:
- С момента вступление решения суда в юридическую силу.
- Либо после судебного определения о прекращении судопроизводства или рассмотрении иска без удовлетворения.
Для уголовных дел применяются следующие критерии для определения сроков хранения:
- С момента окончания установленного судебным постановлением срока для наказания, вступившим в юридическую значимость приговора.
- С момента вступившего в юридическую значимость оправдательного вердикта судебного органа по уголовному преследованию, либо с даты вынесения определения об его прекращении.
- Со дня фактического освобождения от уголовного преследования, если осужденный был условно-досрочно освобожден от дальнейшего несения наказания.
- С даты, установленной судом для испытательного срока по уголовному делу с вынесением условного наказания. Либо с момента окончания срока отсрочки для фактического исполнения приговора судебного органа в отношении несовершеннолетнего гражданина. Если судом отменено постановление об отсрочке срока наказания, то сроки хранения исчисляется с момента окончания назначенного судом приговора о наказании.
- С момента вынесения судебным органом пост��новления по прекращению медицинских принудительных мер в отношении осужденного, понесших наказание за совершенное преступление в невменяемом состоянии.
Если в момент рассмотрения уголовного дела, одновременно были заявлены исковые требования гражданского характера, и судом они были удовлетворены, то сроки исчисляются с фактического исполнения уголовного приговора в отношении части по гражданским требованиям потерпевшего.
По исполнительным производствам порядок исчисления сроков ведется от отсчета с той даты, когда постановление исполнено полностью, а взыскания по алиментам до полного расчета с истцом.
Для остальных судебных бумаг (это могут быть наряды, книги учета входящих документов, картотеки дел, контрольные судебные судопроизводства), исчисление происходит с начала января месяца следующим за годом, в котором они выносились судом.
Приказ МВД РФ от 19.11.96 N 615
В деятельности любого ОВД возникает, обычно, большое число документации, которая циркулирует по службам и подразделениям, образуя документооборот. В делопроизводстве документооборот рассматривается как обязательный компонент (функция) коммуникационной деятельности служб ДОУ. Документооборот обеспечивает информационный обмен в структуре аппарата управления, одновременно он служит общим целям делопроизводства — документированию управленческой деятельности, систематизации и хранения управленческой информации.
Современные нормативно-методические документы установили единство применяемых в делопроизводстве терминов и определений: ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
Организация документооборота — это правила, в соответствие с которыми происходит движение документов в учреждении.
Объем документооборота — выражается общим количеством документов, поступающих в организацию и созданных в ней за определенный период.
Таким образом, одна из важнейших задач делопроизводства — это организация документооборота и контроль за ним. Отчеты по объему документооборота в ОВД составляются ежеквартально. Подсчитывается объем на основе учтенных (зарегистрированных) входящих, исходящих и внутренних документов по всем подразделениям МВД России. Для подсчёта учитывают только оригиналы документов, без учёта копий и дубликатов документов. документ информационный диспропорция
Отчеты по объему документооборота содержат информацию, которая позволяет совершенствовать управление:
Выявлять закономерности в колебаниях объема документооборота и диспропорции между основными документопотоками и функциями отдельных структур ОВД.
Выявлять организационные просчеты в работе с отдельными группами документов.
Совершенствовать маршруты движения документов.
Совершенствовать делопроизводство и его отдельные технологические участки, структуру служб ДОУ и функции его персонала.
Рассчитывать штаты отдельных организационных структур ОВД, непосредственно обслуживающих документопотоки.
В органах внутренних дел документооборот организуется в строгом соответствии с требованиями приказа МВД России №150-99г. Большую роль так же имеет ряд документов, утверждаемых на основании данного приказа, в частности, разрабатываемые в каждом ОВД Инструкции по делопроизводству, Табель документов и Номенклатура дел.
Табель документов — это перечень форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач ОВД. В организации деятельности ОВД запрещается создавать документы, не утвержденные Табелем, кроме того, Табелем утверждаются отдельные этапы прохождения документов в ОВД.
Номенклатура дел — это систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в ОВД, с указанием сроков их хранения. Номенклатура дел используется при построении информационно-справочной системы для документов ОВД, т.к. содержит исчерпывающий перечень наименований дел, в которых должен найти место любой документ ОВД.
Перечисленные нормативно-методические документы помогают организовать документооборот. Однако усложнение задач ОВД на современном этапе и повышение роли правоохранительной деятельности вызывает естественный рост объема документооборота. Крайне низкая производительность большинства документационных операций, выполняемых без средств автоматизации, ставит наиболее важной задачей служб ДОУ — сокращение объемов документооборота на строгой научной основе его организации.
В делопроизводстве выработан единый научный подход для сокращения документооборота. Его основными правилами являются:
Оперативность и прямоточность движения документов, исключающие потери времени на возвратные движения — основой выполнения является обязательная разработка схем прохождения документов в аппарате ОВД. См. п.37.7 Инструкции по делопроизводству в подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России №150-99г.
Ритмичность движения документов, которое сокращает любые простои — обеспечивается в ОВД обязательным контролем этапов движения любого документа. Там же. См. раздел VII Инструкции.
Единый порядок движения однотипных документов — обеспечивается в ОВД применением Табеля документов и Номенклатуры дел. Там же. См. п.58 Инструкции.
Максимальное сокращение инстанций на маршруте движения документов — обеспечивается целым рядом положений Инструкции.
Выполнение стандартных документационных операций над всеми документационными потоками — обеспечивается строгим соответствием положений ведомственной Инструкции и Типовой инструкции для министерств и ведомств. См. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. — М.: Росархив, 1994.
Основные документопотоки — входящие, исходящие и внутренние документы, — имеют в ОВД, как правило, стабильные маршруты движения. Сложнее регламентировать схемы движения внутренних документов и, например, информационно-справочные, составляющие значительный объем документооборота, обычно не имеют постоянных маршрутов движения.
Особую роль в деятельности ОВД занимают обращения граждан, т.к. эти документы составляют значительную часть документооборота ОВД. Соответственно работе с обращениями граждан посвящен целый ряд приказов МВД России.
В письменной либо устной форме, обращаясь в структуры управления, г��аждане, прежде всего, реализуют свое право на участие в делах общества и государства. Для структур управления обращения граждан это так же средство для изучения мнения населения об эффективности деятельности своих структур. Исходя из этого, обращения граждан являются:
средством реализации своих прав и свобод;
средством выявления недостатков и совершенствования органов управления;
средством для изучения общественного мнения о деятельности министерств, ведомств, организаций, предприятий.
Право граждан на обращения в органы управления закреплено в Конституции Российской Федерации, эти положения Конституции непосредственно вытекают из Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах — эти международные акты для российского законодательства являются приоритетными. В Конституции РФ данные права граждан непосредственно выражены в п.1 ст.32 (право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей) и в ст.33 (право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления).
Отраслевое законодательство развивает нормы конституционного права в отношении обращений граждан в органы власти и управления. В частности, законом Российской Федерации «О полиции», предусмотрено, что деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Одной из форм деятельности органов внутренних дел (полиции) по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является рассмотрение обращений граждан, принятие по ним своевременных, исчерпываемых, предусмотренных законом мер. Эта форма деятельности, наряду с другими, такими как оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная, позволяет органам внутренних дел столь же эффективно и надежно защищать честь, личное достоинство человека и гражданина, его конституционные права и свободы от противоправных и иных посягательств на них.
Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа обращения в ОВД также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, в которых не казана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства, признаются анонимными. Как правило, анонимные обращения не регистрируются и подлежат уничтожению, в случае содержащихся в них конкретных сведений о готовящихся или совершенных правонарушений — направляются в соответствующие подразделения для использования в оперативных целях. См.: п.71.2 Инструкции по делопроизводству в подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России №150-99г. с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МВД России №790-2000г.
Сколько лет хранится информация в базе МВД, о судимости человека? Судимость была в 2000 году.
Во-первых, в справке о судимости как раз не будет отметки о том, что судимость погашена!
В соответствии с абзацем 1 пункта 74.3 Административного регламента МВД в справке о наличии (отсутствии) судимости: «В графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости».
Не пишут в справке о погашении судимости!
Во-вторых, не хранятся сведения о судимости 75 лет!
Согласно подпункту «г» пункта 15.2 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении который установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (Приложение № 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» утвержденному Приказом МВД РФ от 12.02.2014 № 89-ДСП):
«в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки форм 1 — б хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания — до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости
«.
В-третьих, данный подпункт «г» пункта 15.2 Правил следует оспаривать в ВС РФ, поскольку МВД не наделено полномочиями установления сроков хранения персональных данных.
Вопросы определения сроков хранения и обработки персональных данных отнесены к исключительной компетенции законодателя, а не МВД РФ.
В частности, в соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» «хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных».
Из этой нормы следует, что срок хранения персональных данных может определятся:
— федеральным законом,
— договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных».
Перечень субъектов, имеющих право на определение сроков хранения персональных данных, является исчерпывающим. Оснований для иного толкования и иного прочтения указанной правовой нормы не имеется, поскольку она императивна, перечень субъектов четко обозначен, норма написана на государственном языке Российской Федерации.
Другой вариант — обращаться с заявлением в суд в порядке главы 22 КАСС РФ.
Система определения сроков хранения судебных дел
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях. Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Главным документом, которым руководствуются сотрудники экспертной комиссии при определении фактических сроков хранения, является так называемый «Перечень…».
Основным критерием для хранения различных судебных дел либо нарядов, в состав которых могут входить материалы с самой различной правовой значимостью, является наиболее больший срок для хранения.
Фактические сроки хранения тех документов, которые отсутствуют в основном Перечне, назначаются по результатам исследований экспертами комиссии, во внимание принимается ценность материалов для дальнейшего применения по аналогии либо в научных исследованиях.
Основными сроками для передачи в архив для гражданских дел являются:
- С момента вступление решения суда в юридическую силу.
- Либо после судебного определения о прекращении судопроизводства или рассмотрении иска без удовлетворения.
Для уголовных дел применяются следующие критерии для определения сроков хранения:
- С момента окончания установленного судебным постановлением срока для наказания, вступившим в юридическую значимость приговора.
- С момента вступившего в юридическую значимость оправдательного вердикта судебного органа по уголовному преследованию, либо с даты вынесения определения об его прекращении.
- Со дня фактического освобождения от уголовного преследования, если осужденный был условно-досрочно освобожден от дальнейшего несения наказания.
- С даты, установленной судом для испытательного срока по уголовному делу с вынесением условного наказания. Либо с момента окончания срока отсрочки для фактического исполнения приговора судебного органа в отношении несовершеннолетнего гражданина. Если судом отменено постановление об отсрочке срока наказания, то сроки хранения исчисляется с момента окончания назначенного судом приговора о наказании.
- С момента вынесения судебным органом постановления по прекращению медицинских принудительных мер в отношении осужденного, понесших наказание за совершенное преступление в невменяемом состоянии.
Если в момент рассмотрения уголовного дела, одновременно были заявлены исковые требования гражданского характера, и судом они были удовлетворены, то сроки исчисляются с фактического исполнения уголовного приговора в отношении части по гражданским требованиям потерпевшего.
По исполнительным производствам порядок исчисления сроков ведется от отсчета с той даты, когда постановление исполнено полностью, а взыскания по алиментам до полного расчета с истцом.
Для остальных судебных бумаг (это могут быть наряды, книги учета входящих документов, картотеки дел, контрольные судебные судопроизводства), исчисление происходит с начала января месяца следующим за годом, в котором они выносились судом.
Система определения сроков хранения судебных дел
По окончанию текущего годового периода, во всех судах российской федерации должны проводиться экспертные исследования всех имеющихся судебных материалов для определения целесообразности их хранения в научных или практических целях. Организация всех исследовательских работ по ценности для дальнейшего использования судебных материалов уголовного производства передается в экспертную комиссию, ее состав определяет председатель суда и выносит постановление о назначении сотрудников.
Главным документом, которым руководствуются сотрудники экспертной комиссии при определении фактических сроков хранения, является так называемый «Перечень…».
Основным критерием для хранения различных судебных дел либо нарядов, в состав которых могут входить материалы с самой различной правовой значимостью, является наиболее больший срок для хранения.
Фактические сроки хранения тех документов, которые отсутствуют в основном Перечне, назначаются по результатам исследований экспертами комиссии, во внимание принимается ценность материалов для дальнейшего применения по аналогии либо в научных исследованиях.
Срок хранения уголовных дел в архиве суда: нормы, порядок и особенности
Для решения судопроизводственных задач, время от времени возникает необходимость поднимать материалы конкретных уголовных производств. Именно для этого, так важно создать соответствующие условия для хранения материалов уголовных производств.
Нужны специально отведенные места, где должностные лица по первому требованию, могли бы изучать материалы и принимать по ним объективные решения. Работой по хранению уголовных материалов, занимается архив, срок хранения уголовных дел в каждом случае отличается. Сроки хранения уголовных дел определяет экспертная комиссия.
Ее участники оценивают степень их важности по конкретным параметрам, и принимают решение по дальнейшему хранению или уничтожению.
Срок хранения материалов об отказе в возбуждении уголовного дела
ПРИКАЗ
от 21 ноября 2007 года N 601
Об утверждении Инструкции о порядке оформления, учета и оперативного
хранения прекращенных уголовных дел, материалов, по которым
отказано в возбуждении уголовных дел, в
Федеральной службе судебных
приставов
В целях установления единого порядка оформления, учета и оперативного хранения прекращенных уголовных дел, материалов, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, в Федеральной службе судебных приставов
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке оформления, учета и оперативного хранения прекращенных уголовных дел, материалов, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, в Федеральной службе судебных приставов.
2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации довести требования Инструкции о порядке оформления, учета и оперативного хранения прекращенных уголовных дел, материалов, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, в Федеральной службе судебных приставов до сведения должностных лиц, отвечающих за организацию дознания, а также правомочных осуществлять предварительное расследование в форме дознания, и обеспечить контроль за ее неукоснительным исполнением.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя Главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.
Директор
Н.А.Винниченко
2.1. Для оперативного хранения дел и материалов в ФССП России оборудуются служебные помещения:
— в центральном аппарате ФССП России — помещение начальника отдела рассмотрения сообщений о преступлениях Управления организации дознания и административной практики;
— в аппарате управления территориального органа ФССП России — помещение начальника отдела организации дознания и административной практики (начальника подразделения дознания);
— в структурном подразделении территориального органа ФССП России — помещение старшего судебного пристава.
2.2. Ответственными за оперативное хранение дел и материалов назначаются государственные служащие:
— в центральном аппарате ФССП России — из числа государственных служащих отдела рассмотрения сообщений о преступлениях Управления организации дознания и административной практики приказом ФССП России по представлению начальника Управления организации дознания и административной практики;
— в территориальном органе ФССП России — из числа государственных служащих, отвечающих за организацию дознания или осуществляющих производство дознания, приказом территориального органа ФССП России;
— в структурном подразделении территориального органа ФССП России — из числа должностных лиц, отвечающих за организацию дознания или осуществляющих производство дознания, приказом территориального органа ФССП России по представлению старшего судебного пристава.
2.3. Помещения, предназначенные для оперативного хранения дел и материалов, должны быть защищены от проникновения посторонних лиц и безопасными в пожарном отношении, а также отвечать санитарно-гигиеническим требованиям к служебным помещениям.
Оборудование помещений, предназначенных для оперативного хранения дел и материалов, должно обеспечивать сохранность дел и материалов.
2.4. В помещениях, предназначенных для оперативного хранения дел и материалов, запрещается применение открытого огня, использование нагревательных приборов, размещение посторонних предметов.
2.5. Должностное лицо, отвечающее за оперативное хранение дел и материалов, должно пройти инструктаж по вопросам противопожарной безопасности, ознакомиться с правилами пользования противопожарным инвентарем и требованиями Инструкции.
Статья 148 УПК РФ. Отказ в возбуждении уголовного дела (действующая редакция)
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Что важно знать при обжаловании отказа в возбуждении уголовного дела?
Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела?
1. Ознакомление с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами проверки
2. Изучите постановление и материалы проверки
3. Составьте жалобу на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (Приложение № 3)
4. Подаем жалобу
4.1 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела руководителю следственного органа/начальнику отдела полиции
4.2 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела прокурору
4.3 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела в суде
Результаты рассмотрения жалобы
Вы стали жертвой преступления, но правоохранительные органы отказали вам в возбуждении уголовного дела. Как поступить?
Уголовно-процессуальное законодательство позволяет вам обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела тремя различными способами, имеющими как преимущества, так и недостатки.
Процедура обжалования постановления об отказе возбуждении уголовного дела регламентирована главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).
Уголовное преследование не может осуществляться в случае, если имеется неотмененное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п.5 ч. 1 ст.27 УПК РФ). К примеру, вы обратились в полицию с заявлением о причинении побоев. Если на ваше заявление было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вы не вправе обращаться в суд в порядке частного обвинения (ст.318 УПК РФ). Поэтому отказ в возбуждении уголовного дела уничтожает возможности восстановления нарушенных прав и преследования виновных.
Жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в случае, если это решение затрагивает его интересы (123 и 125 УПК РФ). Кроме того, в интересах заявителя жалобу может подать защитник, законный представитель или представитель.
К примеру, если вы стали очевидцем преступления и полиция отказала вам в возбуждении уголовного дела, вы вправе оспорить это решение.
Важно: закон не предусматривает сроков подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела. Вы можете сделать это когда угодно, но мы советуем не медлить.
1.1 В первую очередь вам необходимо ознакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Если постановление не было вручено, запросите его копию, а также попросите ознакомить вас со всеми материалами проверки по вашему заявлению.
Заявление о предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и ознакомления материалами проверки (16,6 KБ)
Заявление об ознакомлении с материалами проверки по сообщению о совершении преступления (19,2 KБ)
1.2 Заявление необходимо направить адресату по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в двух экземплярах принести в канцелярию (приемную) отдела полиции или следственного комитета. В последнем случае лицо, принявшее заявление, на втором экземпляре ставит отметку о приеме с указанием даты (см. инструкцию «Если у вас не принимают заявление»).
1.3 В ответ на ваше ходатайство об ознакомлении с материалами проверки следователь (дознаватель) пришлет информацию о времени и месте ознакомления с материалами проверки.
1.4 Ознакомление происходит в помещении органа, вынесшего постановление: в отделе полиции или отделе Следственного комитета (СКР). Сделайте фотокопии всех материалов. Если вы не хотите или не можете лично явиться в отдел полиции (отдел Следственного комитета), с материалами проверки может ознакомиться ваш представитель, у которого есть от вас доверенность.
1.5 Законные представители несовершеннолетних граждан (родители) не обязаны оформлять доверенность для ознакомления с материалами проверки, однако желательно при себе иметь свидетельство о рождении ребенка.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из двух частей: мотивировочной и резолютивной.
Мотивировочная часть содержит доводы дознавателя (в его роли может выступить также участковый или оперативный уполномоченный) или следователя в обоснование своего решения, а резолютивная — формальные основания для вынесения отказа со ссылками на нормы УПК РФ.
Для того чтобы эффективно обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вам необходимо выяснить, что именно делал следователь (дознаватель) для всесторонней и объективной проверки вашего заявления о преступлении и чего не делал. К примеру, опросил ли сотрудник всех свидетелей, провел ли необходимые исследования (например, медицинские), запросил ли видеозаписи камер наружного наблюдения и т.д. Списка действий, которые обя��ан произвести следователь/сотрудник полиции, не существует. Вы можете сравнить свои ожидания от объема проверочных действий с реальностью и затем указать в жалобе, что именно не было сделано.
Образец жалобы — (Приложение №3) (22,9 KБ)
Статья 24 УПК РФ содержит законные основания, по которым выносится отказ в возбуждении уголовного дела. Среди них наиболее распространенные:
– отсутствие события преступления (п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)
т.е. никогда не существовало никакого деяния, которое послужило причиной сообщения о совершении преступления;
– отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ),
т.е. событие действительно существовало, однако его нельзя квалифицировать как преступление. К примеру, гражданин подал заявление об угоне автомобиля, но в действительности автомобиль без ведома владельца переставил родственник заявителя, не имевший злого умысла.
Обжалуя постановление, вы будете аргументировать ту точку зрения, что такой вывод (преступления не было или никто не виноват) — неверен.
При составлении жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела важно доказать, что постановление было:
а) необоснованным, то есть вынесенным преждевременно, без достаточной проверки изложенных в заявлении о преступлении фактов, и/или не соответствующим материалам проверки;
б) немотивированным, то есть без внятного изложения причин, по которым следователь (дознаватель) принял решение об отказе;
в) не соответствующим уголовно-процессуальному кодексу.
Куда, как и кому подавать жалобу?
Как показывает практика, граждане чаще всего сталкиваются с отказами в возбуждении уголовных дел, принятых участковыми уполномоченными сотрудниками полиции. Как наиболее эффективный и наименее трудоемкий способа защиты ваших прав мы рекомендуем обжалование отказа в возбуждении уголовного дела прокурору, но, конечно, вы всегда можете воспользоваться тем механизмом, который сочтете наиболее эффективным в вашей ситуации.
Закон предусматривает за вами право обратиться с соответствующей жалобой к руководителю следственного органа (ч. 5 ст. 148 УПК РФ). Иными словами, такая жалоба подается в канцелярию следственного органа.
Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела принял следователь Следственного комитета, то жалобу надо подать в канцелярию отдела СКР. Если следователь следственного управления отдела полиции — то непосредственно в сам отдел полиции (канцелярию).
Если отказ в возбуждении уголовного дела был вынесен участковым или дознавателем отдела полиции, его необходимо обжаловать руководителю (начальнику) соответствующего районного отдела полиции (в канцелярию отдела полиции).
Важно: в дежурной части (в отличие от заявления о преступлении) такую жалобу принимать не обязаны.
Срок рассмотрения — в течение 3 суток со дня получения жалобы руководителем следственного органа (начальником отдела полиции). В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток с обязательным извещением заявителя о возникшей необходимости продления срока рассмотрения жалобы (ст. 124 УПК РФ).
Вас обязаны будут незамедлительно уведомить о решении, принятом по жалобе на отказ в возбуждении уголовного дела. Вам также обязаны сообщить о дальнейшем порядке обжалования (ч. ст.127 УПК РФ) — руководитель следственного органа объясняет порядок в своем решении.
Важно понимать, что в случае если руководитель следственного отдела признает постановление законным, это не лишает вас права обратиться со схожей жалобой в прокуратуру или суд.
Отказ в возбуждении уголовного дела — это такое процессуальное решение, которое принимается, если имелись поводы для начала уголовного преследования, но не установлено основание для этого.
В возбуждении уголовного дела отказывается при наличии материально-правовых (базируются на тех нормах уголовного права, которые исключают наличие преступления либо возможность привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, например лицо не достигло возраста уголовной ответственности) либо процессуальных (обусловлены требованиями УПК РФ, запрещающими при определенных обстоятельствах начинать или продолжать уголовно-процессуальную деятельность, например отсутствие жалобы потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения) оснований.
Частным случаем является отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие состава преступления). Такое решение может приниматься лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).
Круг обстоятельств, составляющих основание для отказа в возбуждении уголовного дела, строго определен законом и расширительному толкованию не подлежит. Грубым нарушением закона являются встречающиеся в практике отказы «в результате изменения обстановки», «за недостаточностью доказательств», «по мотивам нецелесообразности возбуждения уголовного дела».
Данный перечень дается в ст. 24 УПК РФ:
Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает, что действие или бездействие, о котором идет речь в представленных материалах, не имело место в действительности. Так, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица. Между тем при проверке было установлено, что смерть наступила в результате длительного, тяжелого заболевания или явилась следствием несчастного случая, в результате неосторожного поведения самого потерпевшего.
Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает, что совершенное деяние лишено п��изнаков преступления или состава преступления, предусмотренного уголовным законом.
Истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) по конкретным преступлениям указано в ст. 48 УК РФ. Течение давности прерывается, если до истечения указанных сроков лицо совершит новое преступление, за которое может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет. Исчисление давности в таких случаях начинается с момента совершения нового преступления.
Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. Однако лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло 15 лет и давность не была прервана совершением нового преступления.
Смерть лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), влечет отказ в возбуждении дела, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления производства по уголовному делу в отношении других лиц ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Отсутствие заявления потерпевшего служит основанием для отказа в возбуждении или прекращения дела не только по делам частного и частно-публичного обвинения, но и в случаях, предусмотренных ст. 23 УПК РФ (привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации). В ч. 2 ст. 20 УПК РФ предусмотрено также такое основание прекращения дела, как примирение потерпевшего (его законного представителя) с обвиняемым по делам частного обвинения.
Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 — 5, 9 и 10 части первой статьи 448УПК РФ (члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи ВС РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного или флотского военного суда, иные судьи; депутаты законодательных органов власти субъектов РФ, следователи, адвокаты), либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 — 5 части первой статьи 448 УПК РФ (члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи ВС РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов).
В п. 5 постановления Пленума Верховного суда от 10.02.2009 № 1 содержится перечень лиц, которые могут обжаловать постановление. Разъясняется, что право на обжалование имеют как физические, так и юридические лица, чьи интересы в той или иной степени затрагивает это процессуальное решение. При этом сам факт признания лица участником производства или отсутствия такого признания не влияет на его право обжалования.
Более того, исходя из закрепленного в ч. 2 ст. 27 УПК запрета прекращать уголовное дело по основаниям, указанным в п. п. 3 и 6 ч. 1 ст. 24 УПК, когда подозреваемый или обвиняемый против этого возражает, недопустимо также отказывать в возбуждении уголовного, если лицо, в отношении действий (бездействия) которого принимается рассматриваемое решение, не согласно с основаниями его вынесения.
В нашем случае резолютивная часть постановления может выглядеть так: «1. Жалоба об отказе возбуждение уголовного дела в соответствии упк? В возбуждении уголовного дела по факту кражи Скрябиным свитера отказать ввиду недостижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 2. Информацию направить в ОППН Куйбышевского РУВД г. Омска; 3. О принятом решении уведомить директора магазина «Детские товары Петрову И. М.». Если хотя бы один из этих элементов отсутствует – состава нет, а значит, нет и преступления — значит отказ о возбуждении уголовного дела мотивирован и обоснован, и подавать жалобу бессмысленно.
УПК РФ;
- отсутствие в деянии состава преступления (то есть в действиях предположительных преступников нет совокупности всех элементов состава конкретного, подразумеваемого следователем или дознавателем преступления) — подпункт 2 п.1 ст. 24 УПК РФ.
Этот экземпляр останется у Вас. 3. Ознакомление с материалами проверки по заявлению о преступлении. После подачи заявления на ознакомление с материалами проверки вам обязаны назначить время и место для этого.
Иногда это происходит непосредственно после подачи заявления.
С представлением руководитель следственного органа может и не согласиться. Подать в суд на полицию за отказ в возбуждении уголовного дела? Отсюда следует, что постановление об отказное постановление, которое вынесено следователем, будет эффективнее обжаловать непосредственно руководителю следственного органа. СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть подана в районный суд по месту, где производится следствие или дознание. Если вы по какой-то причине не можете сами ознакомиться с материалами проверки по вашему заявлению о возбуждении уголовного дела или вовсе боитесь, что к вам будет применена применят психологическая или физическая сила сотрудниками ОВД или прокуратуры, вы можете наделить полномочиями на ознакомление с материалами проверки любое лицо.
Для этого выписывается такому лицу доверенность и заверяется у нотариуса. Проще доверить это дело адвокату. В этом случае он действует по ордеру. Поэтому, если, к примеру, правонарушение совершил тринадцатилетний подросток, то субъекта преступления нет, так как он не достиг возраста уголовной ответственности.
- Субъективная сторона – способность преступника осознавать противоправность и общественную опасность его действий, а также его возможность и способность предусмотреть наступление опасных последствий его действий.
Данное основание подразумевает отсутствие непосредственно факта общественно-опасного деяния (например, в ситуации, когда гражданин передает деньги третьему лицу, не уведомив об этом члена семьи, который, в свою очередь, написал в полицию заявление о краже). При выявлении нарушений прокурор направляет требование о пересмотре материалов в следственные органы, которые проводят дополнительную проверку, по окончанию которой выносится решение – о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении. На рассмотрение жалобы заявителя прокурор имеет три дня, однако, при необходимости ознакомления с дополнительными обстоятельствами этот срок может быть продлен, но не более, чем до 10 дней с момента получения обращения. нумерует листы дела и составляет за своей подписью опись находящихся в нем материалов по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции и оформляет лист-заверитель дела по форме согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции; 21) Заверительная надпись подписывается сотрудником органа ГПН ФПС, производившим оформление дела для передачи на оперативное (временное) хранение, с указанием должности и даты составления этой надписи.
- Прием заявки от потерпевшей стороны.
- Предварительная проверка следователем (прокурором) достоверности информации, указанной в заявлении.
- Находятся соответствующие основания для того, чтобы уголовный процесс не начинать, дело не открывать.
- Издается постановление об обоснованном отказе.
- Кто отказывает, какой орган ответственен за это.
- Правила проведения процедуры.
- Порядок, какой должен соблюдаться.
- Сопутствующие делу вопросы, какие могут быть подняты.
- Как нужно следователю обращаться с информацией по случаю.
- Кому направляются копии заключительного постановления.
- Разрешение, обжаловать отказное решение. На этом этапе оформляется жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела.
- Нормативные действия прокурора, либо начальника следственного отдела, судьи, когда уже постановление об отказе было признано необоснованно изданным.
Пример, как можно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела: Любое обжалование отказа в возбуждении уголовного дела происходит с вовлечением процедуры составления жалобы. Этот документ подают в соответствующие государственные инстанции.
Когда состав преступления отсутствует, это говорит о том, что нужно собирать достаточно доказательств для того, чтобы предъявить полноценное обвинение.
Сроки хранения уголовных дел по убийству
В этой статье мы рассмотрим такие важные вопросы, как правила хранения вещественных доказательств по уголовному делу, а также их фиксация и уничтожение.
Момент отсчета начинается с того дня, когда была получена информация о том, что были ущемлены ваши права и кем это было сделано.
В последние пять лет Судебным департаментом при Верховном Суде РФ принят ряд нормативных документов, направленных на совершенствование организации работы архива судов. Речь идет об Инструкции о порядке отбора на хранение в архивах федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования (утв. пр. № 157 от 28 декабря 2005 г.) (далее — Инструкция) и Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (утв. пр. № 70 от 01 июня 2007 г.) (далее – Перечень).
Сроки и порядок хранения уголовных дел
Какой срок и порядок хранения у уголовных дел, конкретно интересует ст.161, часть 2 УК РФ. Как долго после вступления решения в законную силу дело хранится в архиве суда и что с ним происходит после истечения срока хранения, оно передается в городской архив или уничтожается? Если уничтожается, то храниться ли копия приговора, если да то где и в течении какого времени?
Инструкция о сроках хранения дел имеется в судах, срок хранения зависит от размера наказания (насколько я помню) и от результата (прекращенные хранятся меньше). По истечении срока хранения дело, если оно не представляет исторической ценности, подлежит уничтожению, сам приговор по делу подлежит ПОСТОЯННОМУ хранению, приговор должен находится в суде, его постановившем, в любом случае за копией необходимо обратиться именно туда.
Сотрудники руководствуется следующими официальными распоряжениями, предусматривающими конкретные сроки хранения в отношении каждого вида судебного документа:
- Исходящими инструкциями от Минюста, департамента по судопроизводству, устанавливающие сроки хранения, и отдельно членами Экспертно-Проверочной комиссии при центральном управлении архива Минюста от 23.11. 1979 г., Предписанием Главархива при Минюсте СССР в последней редакции от 09.06. 2011 года, в которых даны инструкции и рекомендации по архивному делопроизводству в судах разных юрисдикций.
- Предписанием Главархива при Минюсте СССР от 17.09. 1980 г., с рекомендациями по архивному делопроизводству в судах разных юрисдикций.
В старых, но до сих пор действующих документах, дана основа, должностная инструкция по деятельности судебного архивариуса. Новая редакция издана 09.06.2011 года за № 112:
- Подлежащие передаче в архив уголовные дела должны быть подшиты, пронумерованы все листы дела, включая различную судебную документацию, приобщенную в ходе судебных разбирательств, относящуюся к конкретному судопроизводству, тем самым опись документации окончательно заканчивается. По окончанию подписью судебного секретаря заверяется сделанная опись.
- Судья проверяет дело, сверяет список документов с их наличием, и отдает распоряжение о передаче его на хранение в судебный архив. Этим правом также обладает председатель ройного судебного органа.
- Примечание: еще до вынесения распоряжения, судья, под председательством которого рассматривалось уголовное дело, со всей тщательностью проверяет сроки вступления в юридическую силу постановлений судебного органа, вынесенный приговор, определения либо постановления по делу.
Срок хранения уголовных дел в архиве суда: нормы, порядок и особенности
Для решения судопроизводственных задач, время от времени возникает необходимость поднимать материалы конкретных уголовных производств. Именно для этого, так важно создать соответствующие условия для хранения материалов уголовных производств.
Нужны специально отведенные места, где должностные лица по первому требованию, могли бы изучать материалы и принимать по ним объективные решения. Работой по хранению уголовных материалов, занимается архив, срок хранения уголовных дел в каждом случае отличается. Сроки хранения уголовных дел определяет экспертная комиссия.
Ее участники оценивают степень их важности по конкретным параметрам, и принимают решение по дальнейшему хранению или уничтожению.