Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работник чье рабочее место оценивается по условиям труда подписывает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
Кто проводит специальную оценку труда?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
Для чего нужна аттестация?
Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:
- для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
- подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т. д.
Когда проводят аттестацию?
Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным.
Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что вновь созданные рабочие места подлежат аттестации после их ввода в эксплуатацию.
Порядок аттестации рабочих мест
Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:
- Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
- Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
- Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.
Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.
Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:
- Подготовка к проведению оценивающих работ.
- Основной, который заключается в самой проверке.
- Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
- Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
- Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Аттестация рабочих мест и штрафы
За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.
На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Кто освобожден от контроля
Законодательные требования по аттестации установлены для всех без исключения предприятий. В каждом правиле существуют свои исключения. В случаях с проведением сложных мероприятий, чтобы сделать комплексный анализ рабочих условий, от этого могут быть освобождены небольшие предприятия.
К примеру, зарегистрировал предприниматель свою деятельность, но он занят на производстве в единственном числе. Нет договоров по наймам, значит отсутствует надобность в оценке его условий работы. Этот пример распространяется на ИП, размещенном в собственном здании. Если помещение находится в аренде с одним рабочим местом, сразу требуют провести анализ условий. Когда предприниматель использует труд удаленных работников, вне зависимости от их количества, требования для обязательного контроля не предъявляются.
Требования охраны труда к организации рабочих мест
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.
Кроме того, постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации. Трудовым кодексом РФ также установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
Это, прежде всего, право: • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, и иными. В настоящее время действует значительное количество законодательных и нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности и охраны труда, а также множество международных конвенций.
Верховенство норм международного права предусмотрено ч. 2 ст. 10 ТК РФ. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ также устанавливает, что именно общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Основу международного права составляют: • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948); • Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1998) и др.
ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ Основные показатели, влияющие на здоровье человека-работника, в том числе его репродуктивные функции, регламентирует Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда».
Аттестация рабочих мест проводится по новым правилам
12 Порядка).
Оценка На втором этапе оценивается соответствие условий труда государственным нормативным требованиям.
В частности, соответствие гигиеническим нормативам определяют в ходе инструментальных измерений.
По каждому оцениваемому фактору составляют протоколы. Для оценки травмоопасности проверяют соответствующее производственное оборудование, приспособления и инструменты.
Также в данном случае выясняется, насколько хорошо работники знакомы с вопросами и требованиями охраны труда (п. 21, 22 Порядка). По результатам тоже оформляют протокол (образец – в приложении № 4 к Порядку).
В ходе аттестации проверяется и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. То есть сопоставляются номенклатуры фактически выданных средств с типовыми нормами. Проверяется наличие сертификатов или деклараций соответствия на переданные работникам средства.
Может быть проверено и соответствие выдаваемых средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 30, 31 Порядка). (По результатам составляют протокол, образец которого приведен в приложении № 5 к Порядку.
Ознакомиться с ним можно здесь). По итогам мероприятий по оценке оформляют карты аттестации рабочих мест (образец – в приложении № 2 к Порядку). При проверке наличия вредных и опасных производственных факторов можно оценивать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям не по каждому рабочему месту, а по их группам.
Так называемым аналогичным рабочим местам.
Но при этом данные группы должны обладать следующими совокупными признаками:
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты и т. п.
- одинаковые обязанности, режим работы, условия труда (например, помещения, освещение, отопление, системы вентиляции и кондиционирования);
- профессии или должности одного на-именования;
- однотипный технологический процесс, оборудование, инструменты и т. п.;
Заключение о соответствии делают на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов аналогичных рабочих мест от общего их числа (но не менее двух). И если при проверке выявлено хотя бы одно место, не отвечающее признакам аналогичности, смотрят все 100 процентов.
После этой оценки определяют новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок (п.
40 Порядка). На аналогичные места заполняют одну карту аттестации рабочего места по условиям труда.
Возможные штрафы и другие санкции
Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:
- Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
- Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.
Для сравнения приведем прежние суммы санкций:
- индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
- юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.
Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах. Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.
В пошаговой инструкции проведения СОУТ, естественно, я не могла полностью охватить все тонкости и нюансы этой процедуры, даже просто по человеческому фактору, поэтому могут возникнуть дополнительные вопросы изложила лишь некоторые вопросы. Все сразу не охватить, но я буду над этим работать и помогать в свою очередь вам. Пишите свои вопросы, примеры и случаи из практики в комментариях, будем обсуждать.
На этом, пожалуй, всё, желаю вам безопасной и эффективной работы! Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вам пришлась моя процедура проведения СОУТ, чтобы я понимала, что труды мои не напрасны 🙂
Действующим законодательством уточняется, обязательна ли аттестация рабочих мест (нет), нужна ли специальная оценка (да), а также регламентируется частота проведения таких исследований. В общем случае мероприятие нужно организовывать раз в пятилетку или чаще. Если ранее место уже прошло процедуру аттестации, допускается провести специальную оценку спустя пять лет после момента аттестации. Есть некоторые специализированные случаи, требующие проведения внеплановой оценки. Наиболее характерная ситуация – введение нового рабочего места. Также придется организовать оценку, если меняется технологический процесс, в работе начинают использовать отличающиеся составы либо практикуются иные нововведения, потенциально корректирующие силу производственного фактора, риски, преследующие работников.
Прежде проводимая аттестация рабочих мест по вредным условиям труда и современная процедура СОУТ имеют ряд общего. В частности, если на производстве случился несчастный случай, необходимо в обязательном порядке организовать оценку. Она требуется, если у работника обнаружилось профессиональное заболевание. Прежде чем начинать СОУТ, необходимо подтвердить тот факт, что болезнь или несчастный случай обусловлены вредными трудовыми условиями. Иногда внеплановую проверку организуют, если предприятие получает тематическое предписание со стороны государственной инстанции, отвечающей за условия труда. Возможно дополненное объяснениями, почему необходима оценка, предложение профсоюза. Если таковое поступает от первичной организации, предприятие не имеет права отказаться от оценки.
Ранее узнать о том, кто проводит аттестацию рабочих мест, можно было из специальных перечней. В настоящее время для предпринимателей более актуальна информация о списке компаний, имеющих право проведения специальной оценки. Для их учета также ведутся специализированные перечни. Любое предприятие, получившее лицензию, набравшее соответствующий штат и располагающее лабораторией, может начать свою деятельность лишь после включения в реестр.
Ранее, выбирая, кто проводит аттестацию рабочих мест, необходимо было найти стороннее лицо, не связанное с исследуемым предприятием. В настоящее время эти нормативы не изменились. Специальную оценку должна проводить независимая компания. Несоблюдение указанных условий сделает процедуру оценки недействительной, как следствие, при первой же проверке инспекцией работодатель получит штраф.
Приложения к отчету по аттестации
- Обязательно составляется приказ о проведении специализированной оценки. Данный приказ составляется в компании, формируется на основании решения руководства. Именно на основании данного документа осуществляется процесс организации проведения аттестации рабочих мест с привлечением сторонней компании;
- К отчету должна быть приложена вся документация, которая касается аттестующей компании. То есть, законом определены нормы, которые позволяют четко определенным компаниям осуществлять процесс проведения оценочных работ по рабочим местам. Все документы, которые подтверждают соответствие установленным нормам должны прилагаться к сформированному отчету;
- Протоколы аттестационной комиссии. Данная документация составляется в процессе проведения различных действий по проверке рабочих мест на соответствие установленным требованиям. Обратите внимание на то, что протоколы должны быть оформлены по установленной форме, никакого свободного оформления в данном случае не предусматривается. Рекомендуем заранее просмотреть образцы, которые предлагаются в свободном доступе в интернете, чтобы знать, как именно должен выглядеть итоговый документ;
- Перечень рабочих мест. Руководитель должен вместе с приказом осуществить процесс составления специализированного перечня, на основании которого в дальнейшем будут осуществлены все необходимые оценочные действия по четко определенным рабочим местам;
- Карты аттестации и план мероприятий по улучшению. На каждое рабочее место составляется документация, которая определяет все условия труда, а также возможные мероприятия, посредством которых можно улучшить качество рабочих мест;
- Сводная ведомость и дополнительные протоколы. Данные документы составляются не только представителями сторонней привлеченной организации, но еще и специалистами, которые были назначены на проведение аттестации от предприятия;
- Полноценный отчет по результатам проведения специализированной проверки.