Проверка правильности составления форм бухгалтерской отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка правильности составления форм бухгалтерской отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рассмотрим пример в виде отчета некоторой компании из числа малого бизнеса (в нем нет отложенных налоговых активов и обязательств, так как малый бизнес имеет право не отражать их в данном документе в согласии с п. 2 ПБУ 18/02).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Если отсутствуют требуемые элементы в учетной политике, то это может закончиться нарушениями и некорректными расчетами. При формировании учетной политики чаще всего совершают следующие ошибки:

  1. Организация определила одну методику бухгалтерского учета, а расчеты выполняет по другой.
  2. Не обозначено, как ведется раздельный учет. Если он будет отсутствовать, то будут потеряны данные расходов и вычетов. Согласно ст. 149 НК РФ, если выполняются облагаемые и необлагаемые операции, нужно в обязательном порядке вести раздельный учет. Для компаний, которые занимаются экспортом с использованием ставки 0%, ведение раздельного учета тоже необходимо. Методику ведения нужно отобразить в учетной политике, следуя п. 10 ст. 165 НК РФ.
  3. Методика расчета незавершенного производства не прописана. В итоге налоговики установят самостоятельно порядок ее расчета. В ст. 319 НК РФ обозначено, что налогоплательщик должен установить расчет незавершенного производства в учетной политике и соблюдать его, если он не в состоянии точно вести учет по объектам и распределять прямые расходы по договорам.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%. Для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Ошибки в формировании годовых отчетных форм

К наиболее распространенным нарушениям, выявляемым контрольными органами, можно отнести следующие.

1. В отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) встречаются такие ошибки:

  • в графе 3 отчета не отражены группировочные коды в части расходов по бюджетной классификации РФ, коды доходов и расходов по бюджетной классификации расположены не в хронологическом порядке (нарушение п. 54 Инструкции № 191н);
  • в графе 4 отчета не отражены годовые объемы утвержденных плановых показателей (нарушение п. 55 Инструкции № 191н);
  • в графе 4 отчета по разделу «Расходы бюджета» сумма утвержденных бюджетных назначений отражена не в полном объеме и не соответствует утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений, что повлекло за собой искажение бухгалтерской отчетности (нарушение п. 55 Инструкции № 191н);
  • в графе 5 отчета по разделу «Расходы бюджета» лимиты бюджетных обязательств отражены недостоверно (нарушение п. 56 Инструкции № 191н).

2. В отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) зачастую учреждения совершают такие ошибки:

  • в нарушение п. 70 Инструкции № 191н в графе 4 отчета сумма утвержденных бюджетных ассигнований отражена не в полном объеме и не соответствует утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений;
  • в нарушение п. 71 Инструкции № 191н в графе 8 «Принято денежных обязательств всего» отчета не отражены суммы по счету 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», что свидетельствует о неправильном ведении учета принятых бюджетных (денежных) обязательств (на балансе на конец отчетного периода числится кредиторская задолженность). Бюджетные (денежные) обязательства приняты сверх установленных лимитов бюджетных обязательств, данный факт не нашел отражения в вышеуказанной форме (по графам 6, 8, 11, 12).

3. В форме 0503162 «Сведения о результатах деятельности» пояснительной записки (ф. 0503160) достаточно часто указываются только плановые и фактические объемы финансирования по соответствующим КБК, в то время как п. 161 Инструкции № 191н предусмотрено заполнение формы по показателям, характеризующим степень выполнения поставленных перед субъектом отчетности целей, в том числе по целевым программам в натуральном и стоимостном выражении, что указывает на формальный характер заполнения формы.

4. В отчете об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738), в нарушение п. 48 Инструкции № 33н не всегда заполняется графа 5 «Принято обязательств всего».

5. В нарушение п. 19 Инструкции № 33н у некоторых учреждений в балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на начало отчетного периода по счету 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» (строка 511) указан отрицательный остаток, хотя такого быть не должно. Из разъяснений, приведенных в Письме Федерального казначейства от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2012 год», Письме Минфина РФ № 02-07-007/57698, Федерального казначейства № 42-7.4-05/2.3-870 от 26.12.2013 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2013 год», следует, что в строках 260, 490, 511, 513, 532 недопустимо наличие показателей со знаком минус по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

6. В нарушение п. 63 Инструкции № 33н в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» пояснительной записки (ф. 0503760) в графах 4, 5, 6, 7 показатели отсутствуют. Согласно нормам этого пункта в графах 1 – 4 указываются причины проведения инвентаризации (составление годовой бухгалтерской отчетности, смена материально ответственных лиц, выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, чрезвычайные ситуации, требующие проведения инвентаризации, реорганизация или ликвидация учреждения и другие случаи, предусмотренные законодательством РФ), дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о ее проведении. В графах 5, 6 прописываются выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бухгалтерского учета с указанием суммы расхождений и кода счета бухгалтерского учета, по которому выявлены расхождения. В графе 7 называются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.

Читайте также:  Ходатайство об увеличении размера исковых требований в арбитражный суд

7. При проведении проверки годовых отчетных форм могут быть выявлены нарушения не только в порядке ведения бухгалтерского учета и составления форм отчетности, но и в других сферах финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Например, при сверке сводных форм 0503737 «Отчет об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности», составленных в разрезе подведомственных муниципальных учреждений, со сводной формой 0503737, представляемой в финансово-экономическое управление администрации района в составе годовой отчетности, могут быть установлены отклонения.

Ниже приведем рабочую табл��цу ревизоров, составляемую при проведении анализа отчетных форм.

Сравнительная таблица сводных форм 0503737

тыс. руб.

Вид деятельности

Доходы

Расходы

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (ф. 0503737)

АМУ «Дом спорта»

1 753,9

1 769,4

МУ «Дворец культуры»

5 941,5

6 120,4

МУ «Библиотека сельского поселения»

1 908,1

1 927,2

Итого по трем учреждениям

9 603,5

9 817

Данные сводной формы 0503737

9 603,5

9 813,4

Отклонения

-3,6

Приносящая доход деятельность

(собственные доходы учреждения) (ф. 0503737)

МУ «Дворец культуры»

1 974,2

1 945,8

МУ «Библиотека сельского поселения»

20,0

17,9

Итого по двум учреждениям

1 994,2

1 963,7

Данные сводной формы 0503737

1 965,1

1 963,7

Отклонения

-29,1

  • выполнение учреждением предписания и представления контрольных органов, составленных по результатам предыдущих проверок;
  • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
  • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
  • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
  • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
  • проверка оформления представленных форм отчетности требованиям инструкций№ 191н[1], 33н[2];
  • установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям (при проверке отчетности главных распорядителей бюджетных средств);
  • оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств;
  • анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета (при проведении проверки в отношении главных распорядителей бюджетных средств);
  • анализ исполнения расходной части бюджета, дефицита бюджета и источников его финансирования (при проведении проверки в отношении главных распорядителей бюджетных средств).

Юридическое значение акта ревизии

Документально оформленная информация о проведении проверки служит основанием для редактирования данных бухгалтерского учета. Акты можно представить как подтверждение некоторых бухгалтерских операций, если у налоговой службы появятся вопросы.

Составление итоговых документов позволяет наглядно представить масштабы нарушений в работе предприятия. При значительных отклонениях документ позволяет подтвердить вину ответственного сотрудника, что, в свою очередь, послужит основанием для взыскания с него убытков, увольнения и даже возбуждения уголовного дела, если это предусмотрено УК РФ.

Ревизия – эффективный инструмент не только для служб госконтроля, ее с успехом используют учредители и акционеры компаний. В первую очередь, это помогает установить факты злоупотреблений со стороны исполнительного органа АО или наемного руководителя, превышение ими своих полномочий и совершение сделок, не предусмотренных уставом организации. Доказательством вины и основанием отставки директора также может служить составленный по итогам проверки акт.

Подробнее о том, как подготовиться к проверке финансово-хозяйственной деятельности на предприятии, рассказано в видео.

Строка 260, графа 3 баланса соответствует строке отчета «Остаток денежных средств на начало отчетного года», графа 3; так же как и строка 260, графа 4 баланса — строке «Остаток денежных средств на конец отчетного года», графа 3. 3 Показатели также можно сравнить с данными из «Приложения» к «Бухгалтерскому балансу». Строка 110, графа 4 баланса должна соответствовать Общей сумме первоначальной стоимости всех видов нематериальных активов по графе 6 минус общая сумма начисленной амортизации по графе 4 (раздел «Нематериальные активы»). 4 Цифра, которая получается при вычитании: строка 216 (графа 3) минус строка 216 (графа 4) баланса должна совпадать со строкой «Изменение остатков (прирост (+), уменьшение (-)) расходов будущих периодов» из раздела «Расходы по обычным видам деятельности» (графа 3). 5 Вы можете посмотреть полный перечень зависимостей по указанному выше адресу.

Как проверить бухгалтерскую отчетность

АВТОР СТАТЬИ: Елена Титова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов Перед отправкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна произвести проверку полноты и правильности ее заполнения. Именно на этом завершающем этапе проверки еще есть возможность выявить возможные нестыковки и своевременно устранить обнаруженные ошибки. Порядок тестирования отчетности может быть установлен организацией самостоятельно.
Критерии проверки: 1. Соответствие общим требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленным ст. 13 Закона № 402-ФЗ и ПБУ 4/99. 2. Полнота информации в отчетности. Проверяется наличие всех форм бухгалтерской отчетности, установленных законодательно. Особое внимание требуется уделить тем строкам в отчетности, в которых автоматизированным способом были проставлены прочерки.

Отчет о прибылях и убытках. Форма № 2. 1. Стоимостные значения показателей в графе за аналогичный период предыдущего года должны соответствовать ОПУ за прошлый год. 2. Отражение числовых значений отложенных налогов и обязательств показывает наличие у организации временных разниц, возникших при расчете налога на прибыль из-за разных правил учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, которые должны быть раскрыты в пояснительной записке. 3. Показатель текущего налога на прибыль должен равняться показателю по строке 180 Листа 02 Декларации по налогу на прибыль.

Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности

21.09.2020 Счетной палатой было опубликовано Заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 г., содержащее, в том числе подраздел 5 «Результат проверки и анализа составления и представления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета», а также Приложение 5 к подразделу 5, содержащее информацию о нарушениях и недостатках ведения бюджетного учета и составления годовой отчетности. Был произведен анализ данного Заключения, представлены наиболее распространенные ошибки.

1. Ошибки отражения доходов будущих периодов:

  • 401.40 «Доходы будущих периодов» КБК «ХХХХХХХХХХХХХХ120» в ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (кредиторская задолженность) (далее ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2020 г. отражено начисление доходов будущих периодов, неподтвержденных регистрами бухгалтерского учета;
  • в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. допустили превышение показателя счета 401.40 над показателями счетов 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 205.23, поскольку документы по отражению в бухгалтерском учете признания доходов будущих периодов доходами текущего периода представлены не в полном объеме.

2. Ошибки в учете капитальных вложений:

  • нарушение требований п. 127 Единого плана счетов и инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации, изготовлении, а также затраты связанные с выполнением научно-исследовательских разработок, опытно-конструкторских работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нефинансовых активов, учитываются на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы», расходы, произведенные казенным учреждением в 2019 г. по объекту, в ф. 0503130 «Баланс ГРБС, РБС, ПБС» (далее ф. 0503130) отражены по строке 570 «Финансовый результат экономического субъекта», а не по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» (010600000)» и не отражены в ф. 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (далее ф. 0503190) по данному объекту.
Читайте также:  На сколько индексировалась пенсия с 2023 года по 2023 год

3. Ошибки в учете нематериальный активов:

  • нарушение п. 56 Инструкции № 157н, которым определено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного использования и (или) постоянного использования в деятельности учреждения в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, в ф. 0503130 по строке 040 «Нематериальные активы (балансовая стоимость 010200000)» и по строке 060 «Нематериальные активы (остаточная стоимость, стр. 040 — 050)» стоимость нематериальных активов завышена.
  • нарушение п. 56 Инструкции № 157н на счете 010200000 «Нематериальные активы» в ф. 0503130 не отражена стоимость нематериального актива.

4. Ошибки учета и классификации дебиторской задолженности:

  • по счету 205.32 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января в разделе 1 по графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего», графе 11 «Просроченная задолженность» и в разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» кредиторская задолженность, погашенная в соответствии с исполнительным листом, отражена необоснованно;
  • по счету 209.71 «Расчеты по ущербу основным средствам» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. отражена неподтвержденная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
  • в ф. 0503169 в состав долгосрочной дебиторской задолженности включена просроченная дебиторская задолженность;
  • нарушение требования п. 3 решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, утвержденного приказом, необоснованно признана безнадежной и списана дебиторская задолженность. Задолженность подлежит восстановлению в учете, вследствие чего ф. 0503169 и корреспондирующие с ней ф. 0503110 «Справка по заключению счетов» (далее ф. 0503110) и ф. 0503130, подлежат исправлению;

5. Ошибки в учете основных средств:

  • нарушение п. 53 Инструкции № 157н в ф. 0503168 «Сведения о движении НФА» (далее ф. 0503168) графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 консолидированной бюджетной отчетности и отчетности центрального аппарата стоимость объекта отражена недостоверно. Объект учета, который в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее, ЕГРН) представляет собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей отчетности;
  • нарушение абз.5 п. 45 Инструкции № 157н, абз. 2 п.10 ФСБУ «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России № 257Н, в соответствии с которым объектом основным средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются, учреждением при принятии к учету приобретенного объекта недвижимого имущества, приобретенные в составе здания два пассажирских лифта и система приточно-вытяжной вентиляции, система кондиционирования, пожарная сигнализация, которые могут свои функции выполнять только в составе здания, а не самостоятельно, были поставлены на баланс как движимое имущество отдельными инвентарными номерами, что занизило балансовую стоимость здания. Таким образом показатели ф. 0503168 недостоверны, так как сумма по строке 012 «Нежилые помещения (здания и сооружения)» занижена, а сумма по строке 014 «Машины и оборудование» завышены.

6. Ошибки применения бюджетной классификации:

  • не проведено уточнение части платежа, поступившего в 2017 г. на надлежащий КБК, в результате чего искажены показатели поступления денежных средств в ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» (далее ф.0503127) и ф. 0503169.

7. Ошибки заполнения отчетных форм.

8. Ошибки в рабочем плане счетов:

  • нарушение пп. «б» п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» Учетная политика учреждения не содержит применяемые счета бухгалтерского учета, которые применялись в 2019 г.

9. Ошибки при проведении инвентаризации:

  • нарушение части 1 ст. 11 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», которым установлено, что проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бюджетной отчетности, кроме имущества инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, инвентаризация по счетам учета не проведена в полном объеме.

10. Ошибки при учете санкционирования расходов:

  • в консолидированном отчете ф. 0503128 «Отчет об обязательствах» (далее ф. 0503128) отражены обязательства,которые отсутствуют в отчетах, включаемых в состав сводного отчета.

11. Ошибки в учете финансового результата:

  • нарушение п. 44 Инструкции № 191н в консолидированной ф. 0503110 показатели граф 2, 3,4.5,6 по счету 040130000 завышены.

Рассмотрим общую схему исправления ошибок прошлых лет. Согласно вступившему в силу Приказу Минфина РФ от 14.09.2020 № 198Н, который внес Изменения в Инструкцию № 157, были изменены счета исправления ошибок прошлых лет. Хотя данные счета начали действовать с1 января 2021 г., Министерство Финансов не отрицает возможность применения данных счетов к бухгалтерским операциям 2020 г., при условии включения их в Учетную политику учреждения за 2020 г.

Информационная основа для проведения проверки

Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информация), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам из внешних источников, а именно:

годовая бухгалтерская отчетность проверяемого учреждения;

акт о проведении инвентаризации, которая проводилась перед составлением годовых отчетных форм;

регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных за проверяемый период (главная книга и (или) другие регистры бюджетного учета);

реестр государственных (муниципальных) контрактов;

реестр закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов;

реестр расходных обязательств;

информация о проведенных внешних контрольных мероприятиях, суммах выявленных нарушений и недостатков и принятых мерах по их устранению;

уведомления по расчетам между бюджетами;

иная информация, необходимая для проведения контрольного мероприятия.

Приступая к проведению проверки, контролеры запрашивают все необходимые для ее проведения документы. Далее они осуществляют анализ отраженных в документах и в формах отчетности данных. Проводя документальную проверку, ревизоры могут прерваться и осуществить фактическую проверку заинтересовавшего их вопроса. Например, проверяя достоверность показателей, отраженных в сведениях (ф. 0503168), проверяющие установили, что показатели графы отражения увеличения материальных запасов меньше показателей кредитовых оборотов по счетам 302 34 000 «Расчеты по приобретению материальных запасов», 208 34 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов», 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», 401 01 000 «Доходы текущего финансового года». Исходя из данных бухгалтерского учета приобретенные материальные ценности находятся на складе. В связи с вышеописанным было принято решение о проведении проверяющими инвентаризации (то есть фактической проверки) материальных ценностей, находящихся на складе учреждения.

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности

Читайте также:  Раздел имущества: всё, что нужно знать перед разводом

11.07.2016Автор: Л. Магурина

Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:

  • работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
  • в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.

Виды бухгалтерской отчетности

Теперь рассмотрим, какие виды бухгалтерской отчетности существуют. В зависимости от полноты информации и сроков документы можно разделить на следующие виды:

1. Внутренние документы (предназначены для использования только внутри организации или предприятия).
2. Внешние документы (предназначены для предоставления проверяющим органам, а также потенциальным инвесторам, клиентам или заинтересованным вкладчикам).
3. Годовые отчеты (содержат информацию о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации за календарный год).
4. Промежуточные отчеты (содержат информацию о каком-либо периоде в течение календарного года — за месяц, квартал, неделю).
5. Частная отчетность (содержит сведения о работе отдельного участка или отдела предприятия мли организации).
6.

Основные правила составления бухгалтерского баланса;

Структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский баланс – документ, характеризующий общее состояние активов и пассивов предприятия на определенный момент (дату) в денежном выражении. Баланс содержит обобщенные данные о финансовом положении организации. Код формы по ОКУД 0710001.

Данные бухгалтерского баланса информируют владельца предприятия о материальных ценностях, величине запасов, инвестициях и капитале, которыми он владеет. Бухгалтерский баланс – необходимый документ для руководства и работников аналитического отдела. С помощью баланса можно составлять планирование на краткосрочную, а иногда и долгосрочную перспективу.

Бухгалтерский баланс имеет два основных радела: актив и пассив.

В активе баланса содержатся сведения о ресурсах, имеющихся в распоряжении организации. Эти ресурсы делятся на две группы, представляющие собой две части актива:

  • внеоборотные активы (первый раздел);
  • оборотные активы (второй раздел).

Пассив баланса позволяет получить представление об источниках формирования ресурсов компании. В пассив входят три раздела:

  • капитал и резервы (третий раздел);
  • долгосрочные обязательства (четвертый раздел);
  • краткосрочные обязательства (пятый раздел).

Итоги пассива и актива бухгалтерского баланса всегда должны быть одинаковыми.

Типовая форма бухгалтерского баланса утверждена приказом Министерства финансов РФ N 66н, изданном 02.07.2010 года. К данному приказу выпущена редакция N 124н от 05.10.2011 года. Эта форма стала применяться с момента сдачи годовой отчетности за 2011 год.

Законодательство предоставляет право компаниям самостоятельно разработать удобную для них форму баланса, сохранив все разделы, позволяющие наиболее полно раскрыть информацию о финансовом состоянии предприятия. При этом коды строк групп статей, всех разделов, а также итоговых строк должны совпадать в кодами, предусмотренными типовой формой баланса.

В процессе составления бухгалтерского баланса бухгалтер должен придерживаться правил:

  • итоги актива и пассива должны быть равны между собой;
  • данные на начало календарного года, отраженные в балансе, должны полностью соответствовать данным на конец предшествующего года;
  • данные бухгалтерского учета должны отражаться в развернутом виде, не допускается зачет между любыми статьями актива и пассива;
  • информация, отраженная в статьях бухгалтерского баланса, должна иметь подтверждение в виде соответствующей документации (например, инвентаризационные ведомости, акты

Показатели статей, приведенные в бухгалтерском балансе, как правило, приводятся в тысячах рублей (исключая десятичные знаки). Если же предприятия имеет операции, сумма которых значительно превышает тысячи рублей, то данные, в таком случае, могут приводиться в миллионах рублей (исключая десятичные знаки). Главное условие правильности составления баланса на определенную дату – равенство итогов левой и правой части. Бухгалтерский баланс широко используется для управления предприятием и анализа его финансового положения. По данным баланса рассчитывается четыре группы показателей: ликвидности, деловая активность, рентабельность, платежеспособность и фин. устойчивость.

Данная Форма 1 бухгалтерского баланса используется начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

При проведении проверки бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

В случае неоднозначной трактовки нормативных документов аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом аудитору следует оценить существенность влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий: направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос; письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи безусловно-положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Аудиторская организация не несет ответственности за невыполнение руководством экономического субъекта и его экономическими и производственными подразделениями требований нормативных актов Российской Федерации.

При проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен установить:

  • обеспечивается ли персонал экономического субъекта необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;
  • привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками экономического субъекта необходимых консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства Российской Федерации;
  • разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота и визирования совершаемых хозяйственных и финансовых операций, установлен ли контроль за их соблюдением;
  • применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал экономического субъекта при соблюдении требований нормативных актов;
  • осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста, а также с выработкой решения по отражению планируемой сделки в учете и порядке ее налогообложения.

При планировании проверки аудитор учитывает особенности проверяемого экономического субъекта, определяет требования законодательства, которым должна соответствовать деятельность этого субъекта, а также степень выполнения этих требований экономическим субъектом.

Аудитор обязан обратить особое внимание на те нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

  • изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта;
  • получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;
  • обсудить с руководством экономического субъекта спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах и имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки;
  • проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, при отсутствии которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

Таблица взаимоувязок показателей

Контроль показателей всех форм бухгалтерского отчета не только завершающая стадия составления отчетов. Контроль необходим и для получения дополнительной информации, необходимой для анализа. Рассмотрим основные соотношения показателей бухгалтерской отчетности на 2017 год.

Бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств:

Бух.баланс Отчет о движении ден.средств
стр.1250 на 31.12.2017г =стр.4500 отчетного 2017г
стр.1250 на 31.12.2016г =стр.4450 отчетного 2017г
стр.1250 на 31.12.2017г – графа на 31.12.2016г =стр.4400 отчетного 2017г


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *