Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура банкротства : наблюдение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.
Анализ финансового состояния
Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.
Результатом проведенной работы является:
- Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
- Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
- Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.
Главные плюсы и минусы наблюдения
Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.
В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.
Конкурсное производство
Конкурсное производство – это завершающая стадия процесса банкротства организации. Ее основная цель – адекватное удовлетворение требований, выдвигаемых кредиторами.
Базовыми особенностями конкурсного производства являются следующие:
- назначение конкурсного управляющего, который управляет принадлежащим должнику имуществом
- лишение организации-должника права управлять имуществом;
- приостановление делопроизводства по отдельным требованиям кредиторов;
- возможное оспаривание сделок должника, которые были им совершены до введения стадии конкурсного производства;
- создание из имущества, принадлежащего должнику, конкурсной массы;
- использование имущества, входящего в конкурсную массу, требований кредиторов.
Конкурсное производство может быть назначено на 1 год и продлено по решению суда максимум на 6 месяцев.
Полномочия конкурсного управляющего начинаются с момента его назначения судебным органом и завершаются только с окончанием всей стадии конкурсного производства. На этот период он получает исчерпывающий перечень полномочий по распоряжению принадлежащим организации-должнику имуществом.
Научная и учебная литература:
1. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 451 с.
2. Бурганов Р. Теория несостоятельности (банкротства): термины, трактовка, сущность // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 12. С.112-118.
3. Глухова О. Ю., Шевяков А. Ю. Несостоятельность (банкротство) как правовая и экономическая категории // Журнал «Социально-экономические явления и процессы». – 2017. – С. 168
4. Демченко А. А., Криводерова А. Ю. Проблема банкротства юридических лиц в России // Журнал «Научный вестник Крыма». – 2018. – С. 3-4
5. Зенин, И. А. Гражданское право: учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. — 17-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 655 с.
6. Карелина С.А. Несостоятельность (банкротство) как юридический состав // Российская юстиция. 2016. № 4. С.5-11.
7. Кондратьева Е.А., Чернухина И.А. Теневые процессы, обусловленные институтом банкротства // Вестник экономической интеграции. 2015. № 5. С.66
8. Кузнецов С.А. К вопросу о порядке установления требований кредиторов в делах о банкротстве // Правовая политика и правовая жизнь. -2016. -№ 37. -С.95
9. Кузнецова Е. О. Процедура внешнего управления в деле о банкротстве // Журнал «Новая наука: проблемы и перспективы». – 2016. — № 6. – С. 259
10. Михневич Т.Н. Правовое регулирование процедур банкротства // Социология власти. 2014. № 2. С.237
11. Полещук Т. А., Маркова Д.А. Банкротство юридических лиц в России // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2016. – С. 35
12. Прокопец Т. Н., Бабаян Э. А. Исторический анализ развития института несостоятельности в России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 4-7.
13. Самодуров А. А., Вязанкина Е. А. Внешнее управление как способ выхода из кризисного положения // Журнал «Стратегии бизнеса». – 2018. – С. 24
14. Самохвалова Н.В. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» в цивилистической теории и законодательстве // Российский судья. 2013. № 10. С.14-18.
15. Сидорова В.Н. Особенности правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): история и современность // История государства и права. -2015. — № 3. — С.2-6.
16. Сильченко Е. С. Наблюдение и финансовое оздоровление как процедуры банкротства юридического лица // Журнал «Наука. Общество. Государство». – 2018. – С. 72
17. Суханов Е.А. Процедура банкротства — важный элемент экономико-правовых отношений // Журнал российского права. 2014. Т.8. № 152. С.143-146.
18. Уксусова Е.Е. Специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве) // Журнал российского права. 2017. № 12. С.106-107
19. Ульянова В.А. Мировое соглашение при несостоятельности (банкротстве): проблемные аспекты // Право и образование. 2016- № 5.- С.137
20. Чернова М.В. Банкротство: экономико-теоретический аспект // Финансы и кредит. 2012. № 16. С.50-53.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Обжалование определения о введении наблюдения
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» содержатся следующие разъяснения.
«..Определение о введении наблюдения в части введения наблюдения может быть обжаловано и пересмотрено только до окончания наблюдения, то есть до даты введения следующей процедуры. При поступлении жалобы или заявления о пересмотре указанного определения в рассматриваемой части после окончания наблюдения, а также в случае окончания наблюдения в ходе рассмотрения таких жалобы или заявления суд прекращает по ним производство на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Аналогичные правила применяются в случае обжалования судебных актов о введении финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.
Признание требований заявителя необоснованными является основанием для отмены определения о введении наблюдения и прекращения производства по делу о банкротстве (абзац пятый пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), за исключением случая наличия установленных требований других кредиторов, соответствующих положениям статьи 6 Закона, — в таком случае суд отказывает в отмене определения о введении наблюдения в части введения наблюдения».
Проводится наблюдение для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:
- изучение документации предприятия, позволяющее выявить, по каким причинам оно не может справляться с кредитной нагрузкой, какими активами оно обладает, а также устанавливается, не были ли проведены специальные сделки, основной целью которых выступала продажа активов;
- сохраняется все имущество, принадлежащее должнику, так как процедура наблюдения при банкротстве юридического лица предполагает использование ограничения в отношении владельцев компании, поэтому они не могут свободно распоряжаться активами;
- выявляются разные серые схемы, применяемые руководством фирмы или работниками, основной целью которых выступало искусственное банкротство;
- определяются причины, по которым не может организация справляться с платежами.
Если в результате процесса выявляется, что процесс банкротства был умышленным или фиктивным, то руководство предприятия привлекается к уголовной ответственности.
Цель процедуры наблюдения банкротства заключается в изучении документации предприятия. Процесс считается предварительным и обязательным этапом. Именно на основании данной стадии принимается решение о целесообразности применения других действий для ликвидации предприятия.
Во время данного процесса фирма продолжает работу, но при этом не могут заключаться новые сделки без одобрения управляющего, так как существует высокая вероятность, что компания в итоге будет закрыта. На основании проведенного процесса управляющий составляет специальное заключение. В этом документе содержится аргументированное мнение о том, может ли фирма справиться с тяжелой кризисной ситуацией и восстановить платежеспособность.
При использовании наблюдения не может управляющий выполнять все функции, которыми наделено руководство предприятия. Поэтому на этой стадии по-прежнему основатели фирмы продолжают свою деятельность, хотя имеется для них множество ограничений. Управляющий осуществлять контроль над работой компании, так как основной целью выступает предотвращение разных незаконных способов, которыми могут воспользоваться руководители для скрытия имущества.
Главные плюсы и минусы наблюдения
Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.
В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.
Введение наблюдения в делах о банкротстве
Суть процедуры заключается в следующем:
- арбитражный суд выносит определение о начале стадии наблюдения, а также назначении временного управляющего;
- арбитражный (временный) управляющий публикует сообщение о начале этого процесса в газете «Коммерсантъ»;
- управляющий оповещает всех кредиторов должника;
- контрагенты предъявляют свои требования к должнику;
- арбитражный суд выносит определение о включение претензий контрагентов в реестр требований кредиторов;
- происходит погашение требования по обязательным платежам;
- проводится первое собрание кредиторов;
- окончание первого этапа.
Большое значение в процедуре наблюдения при банкротстве юридического лица формированию списка кредиторов и созыву первого собрания. Для информирования общественности о запуске судебного процесса управляющий размещает заметку в газете «Коммерсантъ», назначенной официальным глашатаем сведений экономического характера, а также публикует запись в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Дополнительно специалист уведомляет лиц, имеющих претензии к должнику, о начале судебного процесса и о дате первого собрания.
Кредиторы, заявившие финансовые требования в срок 30 дней от начала стадии наблюдения, получают право участия на собраниях, определяющих дальнейшие действия в отношении банкрота. Степень влияния на принятие того или иного решения устанавливается пропорционально объему долга, сформировавшегося перед каждым субъектом.
Реестр кредиторов на стадии наблюдения при банкротстве
Составление реестра всех кредиторов и их требований — еще одна важная задача наблюдения при банкротстве. Для этого после обращения в суд по вопросу признания юридического лица банкротом делается сообщение в СМИ, чтобы все кредиторы могли выдвинуть свои требования. На это организациям дается 30-дневный срок.
Процедура включения кредиторов в реестр выглядит следующим образом:
- Кредитор узнает о подаче заявление на признание своего должника банкротом или узнает, что такое заявление было подано самим должником или другим кредитором.
- Предъявляет свои требования к юридическому лицу в арбитражный суд.
- Суд рассматривает заявление и признает/не признает требования правомерными. В первом случае кредитор включается в общий список.
Если требования будут направлены по истечении 30-дневного срока, то они рассматриваются только в следующей процедуре банкротства, идущей за наблюдением. Они не имеют права участвовать в первом собрании кредиторов и принимать решения относительно принимаемых в отношении должника мер.
Создание данного реестра необходимо для того, чтобы временный управляющий получил максимально полные сведения о долгах организации. В зависимости от этого оцениваются возможности юридического лица и принимается решение относительно дальнейших действий.
Назначается процедура только судом. Она предполагает анализ сложившейся ситуации. Для этого выполняются последовательные действия:
- все заинтересованные лица, представленные владельцами компании, ФНС, банковскими учреждениями и кредиторами, ставятся в известность о том, что была начата процедура наблюдения при банкротстве в отношении предприятия;
- назначается судом временный управляющий, причем именно он занимается разными действиями для изучения организации;
- анализируется финансовое состояние компании;
- формируется особый реестр, в который включаются все требования кредиторов фирмы, причем в нем перечисляются все долги и их размер;
- за 10 дней до окончания данного процесса требуется провести собрание кредиторов для принятия решения относительно дальнейших действий.
Стандартно процесс длится не больше 5 месяцев.
Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации
Предельная продолжительность первого этапа (от принятия иска арбитражным судьей до отправки результатов наблюдения временным управляющим) равна 7 месяцам. Около месяца уходит на проверку обоснованности отраженных в заявлении сведений и назначение управляющего из числа претендентов. Еще 6 месяцев может длиться само наблюдение.
Вопрос о сроках можно разобрать на примере НАО Юлмарт, в отношении которого была инициировано дело о банкротстве. В июне 2018 года была запущена процедура наблюдения, а уже в феврале 2019 года суд на основании полученных данных признал долг перед Сбербанком.
Отвечая на вопрос о том, сколько длится процедура наблюдения при банкротстве, следует отметить, что, согласно статистике, на этот этап уходит в среднем 5 месяцев. Объясняется этот факт тем, что несостоятельному юрлицу и кредиторам удается договориться (прийти к мировому соглашению). Документ оформляется в письменном виде, наблюдение в качестве процедуры завершается раньше сроков по ходатайству, поданному кредиторами.
«В редких случаях в связи со сложностью дела допускается продление наблюдения. Решение по вопросу принимает суд».