Как происходит расселение из аварийного жилья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как происходит расселение из аварийного жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Когда жители многоэтажных домов уверены в том, что их жилье не соответствует стандартам качественного здания, то им нужно отправить обращение в местные исполнительные органы. После этого сотрудники этой организации посылают граждан в учреждение, которое специализируется на проведении экспертных заключений после проверки домов по программе «Ветхое жилье».

Какие документы нужны для переселения

По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Права собственника квартиры

Исходя из того, что сказано в законодательстве, данная реформа ЖКХ (расселение аварийного жилья) обеспечивает следующие права собственника квартиры:

  • В каждом регионе действует своя программа. Как следствие, распределяться жилищный фонд может по разным правилам, но только при условии, что они не противоречат ЖК РФ и федеральным законам.
  • Переселяющееся лицо может выбирать район, в который его будут расселять. Однако тут нужно учитывать, что если в указанном районе не будет подходящего жилья, ждать расселения придется очень долго.
  • Можно выбирать квартиры даже на вторичном рынке. В такой ситуации государство выплачивает часть стоимости жилья, позволяя человеку оплатить остальное уже из своих средств. Спорный вариант, так как, с одной стороны, можно выбрать ту квартиру, которая подойдет по всем параметрам, а с другой стороны, компенсация на покупку подобного жилья может быть существенно меньше, чем стоила бы выделенная государством квартира.
  • Можно специально требовать выделить жилье с площадью больше той, которая была ранее. Для этого придется обосновать подобное требование. Например, указать, что в семье есть несколько детей и каждому из них нужно дать личное пространство. Учитывая тот факт, что такие просьбы позволяют существенно расширить доступные человеку варианты квартир, обычно государственные структуры идут навстречу и одобряют подобные заявки.
  • Если выделенная квартира не устраивает по каким-то параметрам, можно обращаться в суд и требовать выделить другое жилье. Нужно учитывать, что доказательства в данном случае должны быть очень вескими и обоснованными.

Кто может претендовать на расселение из аварийного жилья

Согласно ст. 2 ФЗ № 185, в программе могут участвовать многоквартирные дома, подлежащие сносу или реконструкции по причине физического износа, вызванного естественной эксплуатацией.

Чтобы признать дом аварийным, необходимо пройти следующую процедуру:

  • на основании заявления жильцов, Госжилнадзора или представителей муниципалитета, создаётся межведомственная комиссия для определения текущего состояния МКД;
  • назначаются все необходимые экспертизы;
  • проводиться экспертное обследование несущих конструкций, коммуникаций, расчёт допустимых нагрузок;
  • оформляются результаты исследований, где подтверждается наличие существенного износа несущих элементов, что исключает дальнейшую эксплуатацию многоквартирного дома;
  • на основании заключения межведомственной комиссии глава администрации принимает решение о сносе или реконструкции аварийного здания;
  • решение направляется субъекту РФ для включения МКД в программу расселения.

Если дом признан аварийным, право на отселение приобретают наниматели, собственники и члены их семей зарегистрированные в жилых помещениях.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Читайте также:  Шуметь по выходным в Москве по закону

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Ликвидация аварийного жилья

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда — одна из приоритетных задач Минстроя России. До 1 сентября 2020 года, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья. На этой площади сейчас проживает 777 тысяч человек.

6 мая 2014 года утвержден обновленный Комплекс мер по ликвидации аварийного жилфонда. Для каждого субъекта Российской Федерации утверждены четкие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения — начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением.

Также перед Минстроем стоит задача создания новых механизмов переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Переселение граждан из аварийного жилья

Реестр подрядных организаций, нарушающих сроки выполнения муниципальных контрактов, заключенных в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья

Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Проекты нормативных актов по новым механизмам расселения аварийного жилья

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Смотреть

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Смотреть

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» Смотреть

Проект поправок к проекту федерального закона № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд), внесенному Правительством Российской Федерации» Смотреть

Проект методических рекомендаций по формированию программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда

План-график реализации программы переселения Смотреть

Предложения о выбранных способах реализации программы переселения Смотреть

Рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Смотреть

Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2020 года Смотреть

Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2020 года Смотреть

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Читайте также:  Градостроительный кодекс расстояние от жилого дома до границы участка

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

  • Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  • Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.
  • Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Что представляет из себя программа «Жилье»

В 2010 году Президент России подписал федеральный закон, регламентирующий процесс расселения людей из аварийного жилья. Планировалось, что к окончанию этой программы граждане, проживающие в аварийном жилище, будут переселены в современные и безопасные дома с благоприятными условиями для проживания. Но как оказалось, в 2021 году программа сноса и расселения аварийного жилья была выполнена далеко не всеми регионами РФ. В связи с этим правительство перенесло конечный срок расселения граждан из критически устаревших объектов на 31 сентября 2021 года.

Согласно условиям программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», финансирование по расселению идет из федерального бюджета. При этом власти субъектов должны утвердить индивидуальные программы расселения сроком на три года. Поскольку в 2007 года отселение и капитальный ремонт жилого фонда курируется Фондом ЖКХ, именно эта структура создает региональные комиссии, которые определяют состояние домов.

Куда расселяют из аварийного дома?

Федеральная программа затрагивает все регионы нашей страны. Однако в каждом субъекте РФ свои правила и жилищные нормативы. Сколько вариантов жилья предложат собственникам и нанимателям – сказать сложно. Но основные моменты мы все же выделим.

Итак, какую площадь дают при расселении из аварийного дома:

  • одинокому человеку без семьи и детей – от 33 кв. метра (однокомнатная квартира);
  • семье из двух человек – по 21 кв. метр на человека или в общей сложности 42 кв. метра (двухкомнатная квартира);
  • семье из трех и более человек – от 54 кв. метров или 18 кв. метров на члена семьи (трехкомнатная).

Как выделяется квартира с учетом жилой площади? Максимальная площадь на одного человека не должна превышать минимальный показатель более чем в 2 раза. Просторную жилплощадь получают учёные, лица, имеющие награды, пенсионеры, а также тяжелобольные люди и их попечители и т.д.

Что делать, если ни один из вариантов не подходит

Если ни один из предложенных вариантов квартир не подходит, денежная компенсация, с точки зрения собственника, очень маленькая и так далее – то есть смысл ждать до последнего. Если согласится на переселение, то обратно «отмотать» будет уже невозможно.

Однако ожидание тоже должно иметь разумные сроки. Если администрация категорически отказывается признавать, что предложенное жилье не является равноценным, что оценка квартиры не адекватна или что компенсация отчетливо недостаточная, то нужно обращаться в суд.

Для обращения, предварительно, нужно запастись серьезными аргументами и доказательствами своей правоты. Если, например, предложенная квартира соответствует по площади и количеству комнат аварийной, но вид из окна у нее не такой красивый – суд это интересовать не будет. А вот если площадь действительно меньше нужной, это уже можно доказать.

Примерно та же ситуация с оценкой квартиры. Можно попробовать заказать отчет об оценке в независимой компании и пытаться судиться опираясь уже на него. Однако, во-первых, это стоит денег, а во-вторых, не факт, что суд примет во внимание сторонний отчет.

Минстрой запустил многоступенчатую систему контроля качества жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда

Проверка качества жилых помещений по программе переселения граждан из аварийного жилья проводится в несколько этапов и в несколько уровней.

В соответствии с дополнительными соглашениями, подписанными между субъектами РФ и Фондом содействия реформированию ЖКХ, регионы обязаны осуществлять стройнадзор, а договоры на приобретение и строительство жилых помещений они могут заключать только при наличии положительного заключения государственной экспертизы. Кроме того, строгий контроль всех этапов строительства теперь обязаны производить и органы госжилинстпекции. «Даны поручения руководителям ГЖИ осуществлять постоянную проверку всех объектов в регионе, подпадающих под программу переселения из аварийного жилья. Обо всех выявленных нарушениях жилинспекторы обязаны докладывать главе субъекта и Главному государственному жилищному инспектору Российской Федерации в оперативном режиме», — подчеркнул Андрей Чибис.

Читайте также:  Возможен ли больничный на испытательном сроке

С октября 2015 года по приказу Минстроя России создана единая для всех обращений «горячая линия». По словам замглавы федерального ведомства, количество жалоб возросло, но это прогнозируемый рост.

«Мы сознательно пошли на такие шаги – открытие «горячей линии» и максимальное распространение информации о ней, понимая, что это вызовет шквал обращений.

И мы добились цели: ни один сигнал не остается незамеченным», — рассказал Андрей Чибис.

Он также добавил, что регионам дано поручение на домах, участвующих в программе, поместить информационную табличку с контактными телефонами, по которым можно оставить жалобу. Помимо этого, на сайте Реформа ЖКХ начато размещение скан-образов разрешений на ввод в эксплуатацию построенных домов.

На сегодняшний день там располагаются документы по 1317 домам (20%) в 46 субъектах Российской Федерации. До 1 февраля 2016 года на сайте будет размещена информация по всем субъектам и открыт публичный доступ к реестру.

«Важно понимать, что за недостоверную информацию регион несет финансовую ответственность – за каждый факт 500 тысяч рублей», — отметил Андрей Чибис.

По словам замглавы Минстроя РФ, принятые меры позволяют, с одной стороны, оперативно получать достоверную информацию из регионов, а с другой – служат стимулом для всех, кто обеспечивает реализацию программы переселения и аварийного жилья, выполнять свою работу качественно и в срок.

Он также добавил, что с 2014 года уже переселено 254 790 человек с площади 3,9 млн. кв. метров, и до конца 2015 года планируется переселить еще 92 720 человек с площади 1,4 млн. кв. метров.

Какие проблемы возникают

Расселение граждан нередко сопровождается спорными ситуациями. Некоторые собственники добротных строений отказываются от переезда при переселении района, в котором большинство частных домов являются непригодными. При этом закон на стороне собственника, так как жилище неприкосновенно, и гражданин является собственником. С другой стороны, если в квартале остается только один дом, государство не может строить на этой территории новые сооружения. Судебные споры в таких случаях длятся долгие годы.

Отказавшегося покинуть аварийную жилплощадь гражданина могут выселить в принудительном порядке.

Споры также возникают, когда ущемляются права жильцов:

  • альтернативное жилье меньше по площади, чем прежнее,
  • выкупная сумма намного ниже рыночной.

В таких случаях граждане могут обратиться в суд.

Программа переселения из аварийного жилья, законы 2020 года

В Российской Федерации есть законы, которые регулируют вопросы проживания людей в непригодном для этого здании. Если объекту недвижимости присвоят статус аварийного или ветхого, жильцов обязаны переселить в новый, который соответствует техническим и санитарным нормам.

Нюанс заключается в том, что не все законы соблюдались так, как нужно, а сроки переезда затягивались на более длительный период. Но, в 2019 году правила переселения из аварийного жилья изменились. Данный вопрос регулируется в рамках программы «Жилье и городская среда». Власти обещают, что теперь процесс переезда будет происходить быстрее и соответствовать всем ранее прописанным нормам.

Далее в статье будут рассмотрены все нюансы такой программы, а также процедура ее регулировании со стороны законодательства.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

  • Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  • Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.
  • Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *