Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда появились пенсии в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В июле 1964 года газета «Алтайская правда» рассказала душераздирающую историю Валентины Лебедевой из села Тулай Ребрихинского района. Молодая женщина долго болела и долго лечилась. А когда поздоровела и пришла к председателю колхоза просить работу, тот ее отшил.
Сколько получали пенсионеры
Газеты тех лет подавали пенсионное обеспечение как большое достижение советской власти под руководством вождя Сталина. Но от нищеты достижение, увы, не спасало.
Историк Владимир Мамяченков приводит сведения из Большой советской энциклопедии: до войны минимальная пенсия по старости, за выслугу лет и для инвалидов первой группы составляла 50 рублей. Для инвалидов второй и третьей групп — 40 и 25.
На минимальную пенсию можно было покупать в день по килограмму хлеба — и все. В 1940 году килограмм пшеничного хлеба стоил 1,7 рублей, говядины — 10, литр молока — 2. И это госцены, на рынке все было дороже.
Чем была плоха колхозная пенсия
Разрыв в величине колхозных пенсий в стране был огромный. Да и неудивительно: были колхозы-миллионеры — вот они могли себе позволить содержать своих стариков. И были отсталые.
В Брянской области в начале 1960-х средний размер пенсии колебался от 2,4 рублей до 8,5 рублей — это из серии «лучше, чем ничего». В колхозе «Луч» в Подмосковье — от 10 до 30 рублей. В «Коммунистическом маяке» на Ставрополье — более 30 рублей, приводит данные историк Ольга Капустина.
А в некоторых колхозах пенсии и вовсе платили только тем, у кого не было родственников. Хуже того, в одной деревне жили люди, которым платили государственные пенсии — председатели колхозов, инвалиды войны, специалисты и механизаторы машинно-тракторных станций — и престарелые колхозники, имевшие шиш да маленько.
Как меняли пенсии колхозникам
Кажется невероятным, но у части колхозников после принятия хрущевского закона пенсия уменьшилась — государство оказалось менее щедрым, чем родной богатый колхоз. Предполагалось, что разницу доплатит хозяйство.
Доплачивали? Маловероятно — ведь теперь колхоз отчислял 4% в централизованный фонд, а до реформы — 2% в свой. Доплата потребовала бы снова изыскать деньги.
А другие колхозники пенсии и вовсе лишились — на какое-то время. Эта трагедия произошла там, где общим собранием установили колхозный пенсионный возраст, как у рабочих и служащих — то есть на 5 лет ниже, чем по хрущевскому закону. «Только в Старополье пенсий лишились 24 тыс. человек», — пишет Капустина.
В общем, остается удивляться великому терпению советских колхозников… Пенсионный возраст им, кстати, понизили до общесоюзного только с 1 января 1968 года — поклонники СССР и сегодня пишут об этом с большим пиететом: были ж, дескать, счастливые времена, когда его понижали.
Но «наказание» за сельскую жизнь сохранялось еще не один год. Так, до 1978 года колхозникам, имевшим подсобное хозяйство, пенсию уменьшали на 15%. А до 70 рублей минимальную пенсию для сельских работников повысили только к 1 ноября 1989 года.
Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика
История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.
Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.
В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.
Продолжительность жизни сейчас. Статистика и реальность
Сейчас ожидаемая продолжительность жизни 71 год (66 лет для мужчин и 77 — для женщин). А возраст выхода на пенсию тот же!
Если раньше до пенсии согласно статистике, мужчины не доживали 20 лет, а женщины — 9, то сейчас после выхода на пенсию мужчины живут 6 лет, а женщины и вовсе 22!
И это опять же согласно статистике. На самом деле понятие «ожидаемая продолжительность жизни» — довольно абстрактное. Оно не относится к людям, рожденным в какой-либо конкретный год, а характеризует смертность так называемого условного поколения, возрастные характеристики смертности которого предполагаются равными возрастным коэффициентам, которые наблюдались в конкретном году в разных возрастных группах.
Отдельно рассчитывается ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) для лиц, доживших до определенных возрастов. И тут картина несколько иная. ОПЖ для мужчин, доживших до 60 лет, составляет сейчас более 16 лет, а для женщин в возрасте 55 лет — почти 26 лет. То есть если мужчина дожил до 60 лет, скорее всего он проживет еще 16 лет, а женщина, дожившая до 55 лет, будет здравствовать еще 26 лет.
Да, каждый из вас может привести пример, как кто-то из знакомых не дожил до пенсии. Человека жалко. Но пора понять, что ни у нашего государства, ни у других стран при создании пенсионной системы не было цели, чтобы до пенсии доживали все. Увы, но только при таком условии достигался баланс. Жестко? Да. Но лучше принять это сейчас и начать действовать, пока есть возможность изменить ситуацию, чем оказаться через непонятное количество лет на пенсии, которая замещает треть от зарплаты. Бессмысленно закрывать глаза на эту информацию и кричать: «Власть плохая! Нам теперь придется работать до гробовой доски!». Большинству не придется. А если власть в чем и плоха, так в том, что не повышали пенсионный возраст почти 90 лет вслед за ростом продолжительности жизни. И этим дали людям иллюзию стабильности: «Моя бабушка вышла на пенсию в 55, мама — в 55, и я во столько же выйду». Теперь эту стабильность отнимают.
Пенсионная система России 2001 — 2014 годов
В декабре 2001 года, были приняты законы: от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Утвержденные законы предполагали кардинально новую систему пенсионного обеспечения, включающую в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.
Основной идеей данных законов было установление гарантий и дальнейшей уверенности работающих граждан России о том, что взносы работодателя либо самостоятельные взносы гражданина в пенсионную систему, вернутся гражданам в виде пенсий при наступлении пенсионного возраста.
Пожалуй, с уверенностью можно утверждать, что в данный вариант пенсионной системы люди поверили. Об этом говорит активное развитие негосударственных пенсионных фондов, самостоятельные отчисления в накопительную систему, а также многочисленные вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.
Данный формат пенсионной системы просуществовал более десяти лет. В декабре 2012 года правительством были подведены итоги действующей системы, в результате которых были выявлены возможные проблемы дальнейшего пенсионного обеспечения.
Базовая и минимальная пенсия
Помимо страховой и накопительной составляющей, законом от 2002 года предусмотрена также базовая пенсия — ее размер на момент выхода закона составлял всего 450 рублей в месяц. Условие получения на конец 2017 — только наличие паспорта (выдается также безработным и бездомным). Размер базовой пенсии в 2017 году 4,824.3 рубля, причем для пенсионеров старше 80 лет эта сумма в два раза выше. Выплачивается из средств бюджета.
Необходимо понимать, что размер базовой и минимальной пенсий — это разные величины. Размер минимальной пенсии — для России не официальный термин, а бытовое понятие. Это величина, однако, не должна быть меньше прожиточного минимума, который рассчитывается согласно Федеральному Закону №134-ФЗ от 24.10.1997 года (закон «О прожиточном минимуме в РФ»). Если Пенсионным фондом гражданину назначается слишком маленькая пенсия, устанавливается федеральная либо региональная доплата.
Величина прожиточного минимума, а значит и минимальная пенсия по регионам разная — например, в Санкт-Петербурге гораздо выше, чем в Кабардино-Балкарии либо Ингушетии. Интересно, что на 2017 год максимальное значение прожиточного минимума для пенсионеров было не в Москве, а в Камчатском крае — около 14 650 рублей, что примерно на 3 000 рублей выше московского показателя.
До 56-го года объемы пенсии в СССР огорчали: для участников Гражданской войны и Красной армии, получивших инвалидность, предоставлялось только 25 рублей; 45 рублей выплачивали при второй группе инвалидности, а 65 – при первой.
Еще пенсия оформлялась для неспособных трудиться членов семьи этих инвалидов, она составляла от 15 до 45 рублей. Отметим, что в 37-м году студентам по стипендии выдавали 130 рублей. Следовательно, бывшие военные получали ничтожно маленькие суммы.
Кстати! Средний возраст мужского населения Советского Союза на период 26-27 годов составлял 40,23 года, а женского – 45,61 год. В 32-м году закон установил пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 – для мужчин.
Данный возраст применим и сейчас, хотя прошло уже довольно много времени. Справедливости ради укажем: на момент 17-го года усредненный возраст мужского населения повысился до 67,5 лет, а женского – до 77,4 лет. Правда, с 2019 года пенсионный возраст постепенно повышается.
С какого года в ссср стали платить пенсию по старости
Несмотря на рост цен и зарплат, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно. В 1956 году под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа — средний размер пенсий по возрасту был увеличен больше чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза. Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы. В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии.
Некоторым российским пенсионерам дадут по 10 000 рублей в декабре
Российские пенсионеры в декабре 2022 года могут получить разовую денежную выплату в размере 10 000 рублей. Однако выдавать деньги будут только определенным категориям пожилых граждан. Кто получит выплату, а также что для этого необходимо сделать — об этом читайте далее.
Пенсионный эксперт Сергей Власов рассказал, каким категориям пенсионеров дадут разовую выплату в 10 тысяч рублей. По его словам, на деньги могут рассчитывать только те пенсионеры, которые очень сильно в этом нуждаются. Если в прошлом году по 10 тысяч рублей смогли получить все пожилые россияне, так как выплата была на федеральном уровне, то сейчас такая помощь положена на региональном уровне.
Речь идет о программах, которые позволяют оказать помощь пенсионерам в трудной жизненной ситуации. Сейчас такие программы действуют во многих регионах России.
«В данном случае важно, чтобы пенсионер нигде не работал и проживал в квартире один, без родственников или друзей. Или получить выплату может семья, которая состоит из неработающих пенсионеров. Но придется доказать свой низкий уровень материальной обеспеченности», — рассказал Сергей Власов порталу Primpress.
Для того, чтобы получить выплату, пенсионер должен подать соответствующее заявление в соцзащиту. Нужно будет предоставить паспорт, а также выписку со своего банковского счета. При это доходы пожилого гражданина не должны быть выше прожиточного минимума, а на счетах в банке — сумма, которая равна не более полутора прожиточных минимумов.
После подачи заявления специалисты в течение 10 дней примут решение о назначении выплаты. Таким образом, кто успел подать заявление в начале декабря, получит деньги уже в середине месяца.
В декабре 2022 года некоторые пенсионеры смогут получить по 5 тысяч рублей
Пенсионеры, которые пережили ужас войны, теперь смогут получить прибавку к пенсии от 5 до 10 тысяч рублей в месяц. Такое заявление сделал Сергей Власов, эксперт по пенсиям.
«Раньше данная категория граждан не получала выплаты, так как не подходила под определенные критерии», – сказал Власов.
Речь в этом случае идет о тех россиянах, которые пережили время блокады Ленинграда, но ранее не имели права на особый статус, так как не прожили там более четырех месяцев.
Теперь россияне с I группой инвалидности будут получать по 10 000 рублей, со II группой – по 7500 рублей, а с III группой – по 5000 рублей. Те, у кого нет инвалидности, получат пособие в размере около 3000 рублей. Выплаты начнут приходить с 12 декабря.
XX век: пенсии стали получать не только чиновники, но и рабочие
В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше 1/3 населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях. При этом к началу века почти половину населения составляли сельские жители: по данным переписи 1897 г., их было больше 60 млн человек из 125 млн россиян. Но крестьяне никаких пенсий не получали как до, так и долгое время после революции.
А вот количество военных пенсионеров резко выросло с началом Первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было.
Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».
Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, получал 50% пенсионного оклада. Фактически пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приёма на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.
Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Кроме того, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.
Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия. Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчёта пенсии были разделены на 9 разрядов.
В начале XX века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9 разряду) до 1 453 рублей (по 1 разряду). Для сравнения: заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.
Срок выслуги для военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников: в среднем 25 лет для полного оклада пенсии и 20 лет — для 50%. Офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. А для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, которые служили в отдалённых регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удалённости места службы. При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.
Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).
Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причём правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени его тяжести (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).
Также важно отметить, что офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, пенсии из инвалидного капитала назначались независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.
Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с восьмидесятых годов XIX века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах. В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев». Рабочие требовали распространить систему социального страхования на все категории, что стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения. В результате правительство приняло закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в нём, были довольно ограниченными. Обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового ил�� электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 миллиона рабочих по всей стране. А значит, ещё 12 миллионов наёмных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности.
История Пенсионного Фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.
Новая кредитно-финансовая организация была создана для выполнения возложенных на нее задач в связи с принятием 20 ноября 1990 года федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР.
Новым пенсионным законом России были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.
В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.
В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.
Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.
Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.
Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.
В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.
Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.
Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.
Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.
В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.
Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.