Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как можно наказать должностное лицо за произвол?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно законодательству, под злоупотреблением должностными полномочиями подразумевается использование лицом своих служебных возможной для извлечения материальной или другой выгоды. Действие должно быть совершено из корыстных мотивов и ведет к нарушению законных прав граждан или организаций. Как видно, формулировка недостаточно четкая, и под нее могут подпадать многие действия. Кроме того, в уголовном кодексе есть очень похожее правонарушение – превышение служебных полномочий, и нужно разграничивать эти преступления.
Должностными лицами признаются:
- представители власти;
- служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
- сотрудники административно-хозяйственных структур.
Все составы должностных преступлений указаны в главе 30 УК. Там же прописана ответственность — штрафы, сроки лишения свободы, количество принудительных работ и запреты на занятие определенными видами деятельности. В таблице ниже — виды некоторых преступлений и наказаний за них.
Статья |
Преступление |
Размер штрафа (руб.) / срок лишения свободы |
---|---|---|
200.4 |
Злоупотребления в сфере госзакупок |
до 200 000 / до трех лет |
285 |
Злоупотребление должностными полномочиями |
до 300 000 / до десяти лет |
285.1 |
Нецелевое расходование бюджетных средств |
до 100 000 / до пяти лет |
286 |
Превышение должностных полномочий |
до 300 000 / до десяти лет |
289 |
Незаконное участие в предпринимательской деятельности. |
до 300 000 / до двух лет |
292 |
Служебный подлог |
до 500 000/ до четырех лет |
293 |
Халатность |
до 500 000 / до семи лет |
Очень важным моментом является такая норма. Согласно статье 4.5 КоАП РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, если с даты совершения данного правонарушения прошло более двух месяцев. Правда, на основании того, что статья КоАП о самоуправстве рассматривается в судебной инстанции, данный срок увеличивается до трёх месяцев. Если правонарушение в виде совершения самоуправства будет квалифицированно как уголовное преступление. То здесь срок давности гораздо больше – шесть лет. Тем не менее поскольку достоверно неизвестно, как будет квалифицировано самоуправство правоохранительными органами. С подачей заявления в полицию желательно сильно не тянуть.
Кроме полиции, с заявлением о самоуправстве со стороны главы района можно обратиться также и в территориальные органы прокуратуры. В статье 10 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992г. № 2202-1 предусматривается, что заявления и жалобы, поступающие в данный надзорный орган, обязательны к рассмотрению. По результатам рассмотрения, если основания в жалобе будут признаны обоснованными, сам орган прокуратуры может предпринять необходимые действия по привлечению главы района к ответственности за совершённое им самоуправство.
Обязательные признаки злоупотреблений
Прежде чем подать жалобу на злоупотребление конкретного должностного лица, сначала стоит убедиться, что при совершении определенных действий он превысил свои полномочия для получения выгоды. В противном случае, когда в возбуждении уголовного дела будет отказано, «несостоявшийся правонарушитель» может обратиться в суд за защитой чести и достоинства, обязав заявителя оплатить материальный или моральный ущерб.
Чтобы правильно квалифицировать действия представителя власти, следует опираться на такие признаки злоупотреблений:
- обвиняемый наделен определенными полномочиями, поэтому он отдавал приказы, инструкции и распоряжения, не выходя за рамки своих должностных возможностей, в то время как подчиненные только неукоснительно следовали предписаниям;
- представитель власти использовал свои полномочия против тех интересов, ради которых он был ими наделен. Любой руководитель или чиновник должен выполнять определенные должностные обязанности, предусмотренные соответствующей инструкцией. И если, совершая определенные действия, он преследовал только свои интересы, то это явно указывает на злоупотребление;
- основной мотив совершения правонарушения – это получение собственной выгоды лица (в том числе для улучшения материального положения) или связанных с ним лиц (родственников, коллег и т. д.).
Какое наказание может последовать за самоуправство?
Ответственность за самоуправство может понести психически здоровый гражданин, достигший возраста 16 лет. В уголовном кодексе предусмотрена отдельная статья (УК РФ ст. 330), которая предусматривает следующие варианты наказания:
- административное взыскание в размере до 80 000 рублей (если такой размер штрафа для главы района, по мнению суда, будет слишком незначителен ввиду его высоких доходов, к нему может быть применено наказание в виде штрафа суммы его дохода в срок за шесть месяцев);
- заключение под стражу на срок до 6 месяцев;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- обязательные работы до 480 часов.
В том случае, если в отношении потерпевшего лица были применены насильственные действия, в том числе запугивание физической расправой, последует более серьезное наказание:
- заключение под стражу на срок до 5 лет;
- арест на срок до 6 месяцев;
- принудительные работы на срок до 5 лет.
Самоуправство может рассматриваться и как административное правонарушение. В таком случае может последовать следующее наказание:
- письменное предупреждение;
- административный штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Понятие должностных лиц
Должностными являются лица, которые на постоянной или временной основе наделяются определенными специфическими полномочиями. Они дают возможность выполнять функции представителя государственных властей. Также сюда относятся граждане, реализующие распорядительные, хозяйственные, организационные или административные функции в разных государственных организациях, в местной администрации, муниципальных учреждениях или Вооруженных силах страны.
Должностные лица определяются на основании трех признаков:
- имеется специфический характер выполняемых трудовых функций, поэтому наделяются граждане особыми полномочиями и обязанностями;
- у этих функций должно иметься правовое основание;
- работа должна осуществляться в соответствующих органах, учреждениях или организациях.
Все люди, работающие при таких условиях, должны точно следовать основным правилам работы организаций. Если они нарушаются, то такие действия представлены преступлениями должностных лиц. Они считаются тяжкими правонарушениями, за которые назначается уголовная ответственность.
Оспаривание по делам о самоуправстве
Это еще одна проблема, которая мешает в полной мере применять ст. 330 УК РФ. В законодательстве используется термин «оспаривание» по отношению к правомерности действий, которые совершил субъект, когда, например, изъял чужое имущество или неправомерно вымогал деньги у должника, пусть даже собственные.
Используется этот термин от пострадавшей стороны по отношению к нарушителю, который совершил противоправные действия и нанес вред другим лицам или организации. Но многие юристы такую трактовку считают далеко не совершенной.
В итоге получается, что пострадавшая сторона обязательно должна подать заявление о защите своих прав в полицию или прокуратуру. Только в этом случае виновнику грозит уголовное преследование.
Десять мест, куда можно пожаловаться на полицию
Высказывание «Наша полиция нас бережёт» к огромному сожалению, далеко не всегда оказывается справедливым. Полицейские откровенно игнорируют ФЗ «О полиции» №3-ФЗ, который контролирует их деятельность. Нередко случаются ситуации, когда именно полицейские являются неправой стороной. Многие пострадавшие в таком случае смиряются и даже не пытаются добиться справедливости, но нужно поступать по-другому, а именно жаловаться.
Но куда жаловаться на полицейских? Несмотря на то что неправомерные действия со стороны представителей правопорядка случаются довольно часто, о том как действовать в таких случаях знают единицы. Если вы стали свидетелем неправомерных действий полицейских или пострадали от них, мы расскажем, что делать и куда обращаться, чтобы получить максимально быструю реакцию. Так что не стоит сильно переживать, если полицейские провели незаконное задержание, проявили самоуправство или просто бездействовали. Сейчас у вас появится главное оружие в борьбе с беззаконием – информация, как это беззаконие наказать.
Куда можно обратиться став жертвой правонарушения со стороны полицейских
Если вы столкнулись с хамским или грубым отношением со стороны сотрудника полиции, то есть несколько путей решения проблемы, но начать действовать нужно как можно раньше, как говорится «по свежим следам».
- В первую очередь вспомните о том, что РФ есть такая структура, как УСБ. Сюда, в Управление собственной безопасности, можно подать письменную жалобу на конкретного полицейского или обратиться, позвонив на горячую линию для своего региона.
- В ситуации, когда узнать, куда звонить, если полиция превышает полномочия, нет ни возможности, ни времени, можно не боясь набрать «02» и оставить обращение. Дело в том, что все звонки на данный номер фиксируются. А это станет в дальнейшем безапелляционным доказательством того, что вы обращались за помощью и жаловались на неправомерные действия полицейских.
- Еще одна инстанция, в которую можно обратиться, — это прокуратура. Именно на этот орган возложена ответственность контроля за соблюдением законности при соблюдении должностных обязанностей сотрудниками полиции. Столкнувшиеся с хамским обращением, пишут жалобу, а те граждане, которые стали жертвами рукоприкладства, вымогательства и более серьёзных нарушений, должны подавать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту такого преступления, как превышение должностных полномочий полицейским.
- Также можно подать заявление в суд. В документе описать подробно ситуацию, приложить имеющиеся доказательства, свидетельские показания.
Важно! В любом документе (жалоба это или заявление) текст должен быть лаконичным, изложенным по существу, без лишних эмоций или некорректных выражений в отношении должностных лиц.
Виды должностных преступлений
Что касается должностного преступления и его признаков, можно отметить следующие моменты:
Во-первых, преступление должностных лиц посягает на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата (его органов), во-вторых, – общественно опасное деяние должно быть связано со служебным положением лица.
О том, что такое должностное преступление, сказано в различных научных монографиях и статьях. И не всегда точки зрения различных исследователей совпадают. Однако наиболее правильным и полным видится следующее определение: это умышленное противоправное деяние в форме действия/бездействия, совершенное должностным лицом, госслужащим или служащим органа местного самоуправления в сфере деятельности органов государственной власти или местного самоуправления, причинившее вред деятельности указанных структур.
Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (гл. 30). К наиболее распространённым видам должностных преступлений относятся:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- служебный подлог (ст.292 УК РФ);
- халатность (ст.293 УК РФ).
Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям
Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина. Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» — с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» — адвокат по должностным преступлениям.
Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:
-
Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно. Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства. Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание.
-
Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния. Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее. А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.
-
Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».
-
Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой субъект по сути принуждается к совершению преступления должностных лиц, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.
Нестабильная экономическая ситуация, сложности, возникающие при поиске нового рабочего места, полностью привязывают человека к его текущему работодателю. Иногда ему трудно перенести напряженность на работе, неблагоприятные условия труда, которые непосредственно влияют на его производительность. Напряженные отношения с руководителем являются одним из важнейших факторов, усложняющих положение сотрудника. Существует множество причин, по которым начальники унижают человеческое достоинство подчиненного, но ни одна из них не станет для закона основанием для предоставления ему права на такое поведение.
Если возникла такая ситуация, на первом этапе необходимо провести переговоры с непосредственным или вышестоящим начальством. Если же они не привели к позитивному результату, нужно обращаться за поддержкой закона, в трудовую инспекцию, прокуратуру, полицию, суд.
Особенности преступления
При отсутствии необходимых знаний люди нередко путают понятия служебного проступка и халатности. Особенность преступлений, в ходе которых обвиняемые пренебрегают своими функциями, состоит в том, что судебные органы предъявляют обвинение исключительно лицу, которое бездействовало при необходимости выполнять свои функции или приняло неверное решение. Обязательным условием является наличие документа, регламентирующего деятельность обвиняемого (закон, инструкция, постановление). То, что обвиняемый ознакомлен с документами, должна подтверждать его подпись.
Преступления по халатности определяются в тех случаях, когда результатом стали указанные в статье Уголовного кодекса РФ последствия. Если факт наступления последствий не зафиксирован или последствия не соответствуют трактовке Уголовного кодекса, подтвержденным состав преступления быть не может. Освободить обвиняемого от ответственности можно обоснованием взаимосвязи между принятым неверным решением или бездействием и инцидентом.
Нивелируют ответственность злонамеренные действия посторонних или обстоятельства чрезвычайной силы. Кроме того, избежать наказания может помочь срок давности, который, согласно УК РФ, по данному наказанию составляет 2 года.
Комментарий к Ст. 19.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Обязательным признаком самоуправства является самовольность, т.е. виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определенный порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознает, что действует без разрешения лица (или лиц), право которого данное деяние нарушает.
Например, действия должностных лиц управляющих компаний, которые в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, отключают потребителей от электроэнергии в жилых помещениях, зачастую квалифицируются как самоуправство.
Установка ограждений и шлагбаумов, которые препятствуют свободному доступу смежных землепользователей, обладающих правом прохода и проезда, может квалифицироваться как самоуправство.
Одним из примеров самоуправства также может быть признан случай, когда гражданин, придя на прием к врачу, требовал заверить копии медицинских документов; получив отказ в их заверении, не покидал кабинет врача, чем сорвал график приема посетителей.
2. Общим объектом рассматриваемого правонарушения является порядок управления. Родовым (видовым) объектом становится установленный в нормативных правовых актах порядок реализации гражданами и должностными лицами своих субъективных прав. В случае нарушения установленного порядка реализации субъективных прав причиняется существенный вред другим гражданам и юридическим лицам. Непосредственным объектом административного правонарушения является нарушение установленного порядка реализации своего действительного или предполагаемого права в определенной сфере публичного управления.
3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения характеризуется следующими признаками.
Во-первых, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только путем активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путем бездействия.
Во-вторых, действующим законодательством установлен определенный порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определенных процедур и т.д.
В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. Реализация действительного права предполагает осуществление лицом фактически имеющегося у него правомочия, но с нарушением установленных процедур его реализации. Реализация предполагаемого права характеризуется осуществлением фактически не имеющегося у лица правомочия ввиду заблуждения, незнания закона или его игнорирования. Однако последнее не освобождает лицо от административной ответственности.
В-четвертых, противоправными действиями не должен быть причинен существенный вред гражданам или юридическим лицам. Если же происходит обратное, то данные действия образуют уже состав преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Наличие существенного или несущественного вреда, причиненного самоуправством, должно быть определено исходя из оценки значимости причиненного ущерба, имущественного и финансового состояния потерпевшего, а также сложившейся судебной практики по подобным категориям дел.
В-пятых, необходимо учитывать, что в КоАП РФ могут быть установлены самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка реализации субъективных прав, например ст. ст. 9.9, 19.9 КоАП РФ.
4. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.
5. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, т.е. виновное лицо должно осознавать, что установлен определенный порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.
6. Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором.
7. Дела о самоуправстве отнесены к подведомственности судей.
Административной ответственности за такое правонарушение подлежат все лица достигшие шестнадцатилетнего возраста. Причем, независимо от того, является правонарушитель должностным лицом или обычным гражданином.
Дела о самоуправство по КоАП рассматриваются обычно мировым судьей на основании материалов, представленных сотрудниками МВД. Для составления соответствующего протокола о самоуправстве достаточно заявления физического или юридического лица.
Для должностных лиц наказание предусматривает наложение денежного штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Для физических лиц предполагается наказание в виде предупреждения или административного штрафа от 100 до 300 рублей.
Как видно из размеров штрафов, наказание самоуправства в большинстве случае носит предупредительный характер и не предполагает жестких репрессий.
К сожалению, не всегда российские граждане используют здравый смысл в своих действиях. Самовольные действия наперекор всем нормам и правилам – достаточно частое явление современной жизни. Однако следует помнить, что подобные деяния всегда будут пресекаться государством, независимо от статуса и положения правонарушителя.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России: