Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения категорий водительских прав в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оформление категории легкового прицепа обязательно для владельцев автомобилей, которые планируют использовать прицеп для перевозки грузов. Наличие необходимой категории дает возможность водителю использовать автомобильный прицеп без нарушения правил дорожного движения и законодательством РФ. Также все водители, не имеющие нужной категории могут столкнуться с ответственностью за нарушение.
Оформление категории легкового прицепа
При наличии легкового прицепа нужно определить категорию ее водительского удостоверения. Категория А позволяет водить мотоциклы, категория В — легковые автомобили, категория С — грузовые автомобили, категория D — автобусы. Для управления прицепом автомобиля нужна категория «BE».
Чтобы узнать, какая категория нужна для управления легковым прицепом, необходимо рассчитать его массу. Если масса прицепа не превышает 750 кг, то его управление разрешено с категорией «B». Если масса легкового прицепа превышает 750 кг, то нужна категория «BE».
При отсутствии у вас прав на управление прицепом, но вы всё же хотите его водить, необходимо сдать тест и получить права подкатегории «ВЕ».
Водитель, осуществляющий управление легковым автомобилем с прицепом, несет полную ответственность за его состояние и безопасность других участников дорожного движения. Правильно оформить категорию прицепа и иметь необходимые права — это быстрый и простой процесс.
Нужен ли прицепу техосмотр?
В России существует обязательное условие технического осмотра автотранспорта, но стоит отметить, что прицепы не обладают такими же правами, что и легковые автомобили.
При области применения категорий автомобилей, доминирующую форму привязывают к езде с неисправенным прицепом, а также к наличию или отсутствию соответствующих документов. Если вы водитель, и у Вас прицеп, то обязанности по соблюдению ПДД и наличию документов на него ложатся на Вас.
Так, например, на прицепы, грузоподъемностью до 750 кг, техосмотр не требуется. Однако, при превышении указанной грузоподъемности, прицепам все таки нужна проверка на техосмотре. Также осмотр нужен для автоприцепов, габариты которых превышают 7 метров или ширина состава с противотуманными огнями больше 2,5 метров.
Согласно информации ГИБДД, если Вы водитель и на прицепе остались какие-либо неоплаченные штрафы, Вы обязаны оплатить их. Тем более, если вы совершаете нарушения ПДД, наличие штрафов будет обязательно предъявляться вам при следующей остановке ГИБДД.
Таким образом, техосмотр прицепа является обязательным, если это предусмотрено грузовой категорией машины или деятельностью автовладельца. Надо отметить, что штрафы установлены нарушениям до 50% оплаты от тарифа сегодняшнего технического осмотра.
Что такое прицеп? …из определения ПДД
В соответствии с определением Правил дорожного движения (ПДД) прицеп – это транспортное средство без собственного двигателя, которое является непосредственным прицепом для другого транспортного средства и предназначено для его возможности тяги.
Если у вас есть легковой автомобиль, который прицеплен к прицепу, вы сможете вести его по дорогам. Однако, водитель обязан предъявлять соответствующие документы как для грузового автомобиля, так и для прицепа.
Необходимо отметить, что прицепу также нужны свои собственные документы. Категория прав, необходимая для управления прицепом, зависит от общей массы транспортного средства. Например, если общая масса легкового автомобиля и прицепа превышает 3,5 тонны, то для управления ими требуется водительское удостоверение категории «BE».
Важно помнить, что если прицеп неисправен, управление им запрещено. Также, перед выездом водитель обязан проверить исправность тормозной системы, освещения и других элементов прицепа.
В 2023 году вступили в силу новые требования к документам на прицеп. Теперь водители, которые хотят возить прицеп, должны предъявлять следующие документы: паспорт транспортного средства (ПТС) на прицеп, страховой полис (ОСАГО или КАСКО) на прицеп и договор купли-продажи или договор аренды прицепа.
Если водитель забыл дома документы на прицеп, то он может получить штраф в размере 50% от стоимости штрафа, если такой был выписан. Также, ГИБДД оставляет за собой право провести проверку документов на прицеп и выписать штрафы в случае их отсутствия или несоответствия требованиям.
Таким образом, чтобы легально ездить с прицепом, необходимо иметь права на соответствующую категорию и прошедшие техническую проверку документы на прицеп.
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и масса состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Таким образом, абсолютно к любому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной массой 750 кг или меньше и это не потребует дополнительной категории.
Знак движение с прицепом запрещено
В правилах дорожного движения предусмотрен знак, который запрещает движение с прицепом:
3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.
Обратите внимание, в данном случае речь также идет о типе транспортного средства (грузовик или трактор), а не о категории транспортного средства.
То есть данный знак запрещает движение:
- Любых грузовиков (категорий B, C) с прицепами.
- Любых тракторов с прицепами.
- Буксировку механических транспортных средств.
Особенности управления автомобиля с прицепом
При очевидной специфике управления автомобилем с прицепом особое внимание водитель должен уделять правильному выполнению поворота. Перед поворотом вправо необходимо заходить немного левее, и точно так же в другую сторону. При неверном или неумелом выполнении маневра прицеп может легко уйти в занос и опрокинуться.
Ещё одна распространённая ошибка неопытных водителей — это торможение в повороте. Притормаживать можно на участке дороги до поворота и только после этого, на сниженной скорости, выполнить плавный поворот. Если не удалось избежать ситуации, когда прицеп начал «ходить ходуном», нужно сманеврировать в поворот или добавить газу.
Движение задним ходом, как и парковка, всегда доставляет водителям массу неудобств. Чтобы не «завернуть» прицеп, нужно владеть ситуативной динамикой и чувствовать траекторию: если задняя часть тягача идёт влево, то прицеп движется в другую сторону. Если вам неизвестна обстановка сзади, старайтесь не допускать движения задним ходом.
Страховка ОСАГО на прицеп
Статья 4 Федерального закона «Об ОСАГО» говорит следующее:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
То есть для личного прицепа к легковому автомобилю оформление ОСАГО не требуется.
Однако во всех остальных случаях страховка на прицеп должна быть оформлена. В 2023 году отдельный полис на прицеп не оформляется. Информация об использовании прицепа вносится в страховку автомобиля (ставится галочка). При этом стоимость страховки при наличии прицепа может увеличиться до 40 процентов, хотя для некоторых прицепов она остается неизменной.
Можно ли регистрировать
Прицеп, как и любое транспортное средство, должен пройти государственную регистрацию. Сам процесс регистрации практически не отличается и регламентируются теми же правилами, что и регистрация прицепа, изготовленного на заводе. Но для проведения полноценной регистрации ТС потребуется паспорт тех.средства, которого у самоделки, естественно, нет.
Внимание! Для того чтобы получить документ, дающий основание для проведения постановки на учет, необходимо пройти экспертизу в лаборатории, имеющий гос. аккредитацию. Лаборатория проводит испытания и проверяет на безопасность самодельное устройство. И уже после проведения испытаний у «самоделки» может появится документ, дающий право прицепу появляться на дорогах общего пользования.
Таблица соответствия массы авто и прицепа категории прав
Категория водительского удостоверения | Масса транспортного средства | Масса прицепа | Общая масса авто с прицепом |
«В» | легковые ТС, небольшие грузовые авто, микроавтобусы и джипы, вес которых при полной загрузке не превышает 3,5 тонн | легковой прицеп должен весить не более 0,75 тонн;
автоприцеп может иметь большую массу, но при этом он должен весть меньше авто, а в сумме масса транспортного средства и прицепа должна составлять менее 3,5 тонн |
в общей сложности авто и ЛП должны весить не более 3,5 тонн |
«ВЕ» | легковые ТС, небольшие грузовые авто, микроавтобусы и джипы, вес которых при полной загрузке не превышает 3,5 тонн | автоприцеп должен весить более 0,75 тонн и более, чем весит не груженный автомобиль;
прицеп может весить больше 0,75 тонн, а вместе с авто – больше 3,5 тонн |
суммарный вес транспортного средства и прицепа должна превышать 3,5 тонн |
Какая категория на легковой автомобиль нужна
Подкатегория прав «Е» не нужна, если максимальная масса авто в сумме с максимальной массой трейлера не превышает показатель в 3,5 т. В этом случае водителю для управления автопоездом достаточно иметь права категории «В». Условием является только отсутствие превышения массы незагруженного автомобиля. Т.е. если масса автопоезда не выше 3,5 т, водителю достаточно иметь категорию «В».
К сожалению, современные водители часто пренебрегают правилами и используют прицепы без соответствующей категории.
Но если новичкам ещё можно спустить подобное, то бывалые водители подвергают опасности не только себя и своих пассажиров, но и других участников дорожного движения.
К сожалению, несоблюдение норм при транспортировке несоответствующих тоннажу прицепов грузов, б/у и неисправные трейлеры становятся причиной ДТП на дорогах России слишком часто.
Разница между категорией В и Ве
Обе категории позволяют гражданину управлять легковым транспортным средством. Разница между категорией В и Ве состоит в следующем:
- Возраст водителя. Права B предоставляются гражданам, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Сесть за руль автомобиля, требующего наличие удостоверения Be, могут только лица, которые имеют водительский стаж управления легковым транспортным средством минимум один год. В итоге получить права удастся лишь с 19 лет.
- Масса прицепа. Если получена категория В, езда с прицепом также допустима. Однако его разрешённая масса не должна быть больше 750 кг. Если вес превышает установленный показатель, потребуется удостоверение Be.
- Общий вес машины. Масса состава транспортных средств категории B не должна быть больше 3500 килограмм. Если речь идёт об удостоверении Be, допустимо превышение показателя.
Категория ВЕ в новых правах
Ранее в автомобильных правах категория Е выделялась в самостоятельную и предназначалась для грузовиков с прицепами. В начале 21 века она стала сопутствующей, означала право управления конкретного вида автотранспорта с автоприцепом и обозначалась так: Е к В, Е к С и т.п.
После принятия нового образца водительского удостоверения (после 1 марта 2011 года) условное обозначение стало таким, как мы знаем сегодня: ВЕ, СЕ и т.д.
5 ноября 2013 года в ст. 25 ФЗ № 196 были закреплены изменения в существующих водительских разрядах, а также введены новые подкатегории: А1, В1, С1, D1.
Если в старом ВУ у вас были разряды В и Е, при его замене на новые права помимо ВЕ, вам присвоят также дополнительные подкатегории. В новом удостоверении будут категории В, В1, ВЕ, М.
Стыковка фаркопа и прицепа
Если прицеп долгое время стоял без дела или были перепады температур, то перед тем как его стыковать, важно проверить давление в шинах. Рекомендованное давление пишут в руководстве по эксплуатации прицепа. Обычно это 2—2,2 атмосферы. Предельное давление указывают непосредственно на шине.
Перед первой стыковкой фаркопа и прицепа шар нужно смазать солидолом, литолом или похожей консистентной смазкой. Чтобы позже шар не пачкал одежду и на смазку не оседала пыль и грязь, его закрывают специальным колпаком.
Для стыковки автомобиля и прицепа нужно подвести чашку сцепного устройства прицепа так, чтобы она располагалась над шаром фаркопа. Если прицеп оборудован опорным колесом, то, вращая ручку, можно опустить чашку на шар и зафиксировать соединение. Отстыковку нужно делать на ровной площадке, чтобы прицеп не продвинулся вперед и не повредил задний бампер автомобиля.
Если каким-то образом чашка соскочит с шара, прицеп удержит страховочная цепь, которая дополнительно крепится к фаркопу. Для этого есть отверстия для болта и гайки, на которые закрепляют цепь. Если ее нет, ехать с прицепом запрещено.
Существующие способы и правила при эксплуатации
Автотранспорт с прицепом состоит из автомобильного тягача и прицепного устройства.
Прицепом считается транспортное средство, не имеющее собственного двигателя и используемое в комплексе с механическим автотранспортом.
Как определить прицеп и какая категория требуется водителю?
По разновидности конструкций и полной массе, прицепы подразделяются на несколько видов:
В соответствии с существующим ГОСТом выпускается несколько типов категорий прицепов применяемых для транспортировки:
Основными параметрами, определяющими документально соблюдение правил дорожного движения (ПДД), будет считаться наличие в водительском удостоверении необходимой водительской категории и наличие паспорта на прицеп с указанной заводской массы. Многие водители интересуются вопросами о соответствии категории в правах по управлению транспортным средством с прицепом и нужны ли новые права на легковой прицеп.
Требуемыми документами определяющими правила эксплуатации трейлера при транспортировке с автомобилем отражено в Федеральном Законе No196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12 1995года в статье 25 и в Венской конвенции о дорожном движении в пункте 8 приложения 6. Некоторые особенности применения автомобильных прицепов рассмотрим по подробнее.