Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда проводить замену масла в автоматической коробке передач». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Периодичность замены масла в автоматической коробке передач устанавливается производителем. Агрегаты последнего поколения считаются полностью необслуживаемыми — масло заливается в них единожды, на заводе. Тем не менее, иногда жидкость в них менять надо. Периодичность замены трансмиссионного масла в более старых автомобилях предусмотрена регламентом технического обслуживания. Пренебрегать рекомендациями производителя не стоит.
Какое масло лить в АКПП
В автоматических коробках передач работает специальная жидкость ATF, которую в простонародье именуют маслом. В действительности аббревиатура расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, то есть, дословно, жидкость для автоматических трансмиссий.
По классификации эта жидкость относится к трансмиссионным маслам, но она выполняет не только функцию смазки. Это ещё и рабочая жидкость гидротрансформатора — с её помощью мощность двигателя передаётся к трансмиссии. Свойства жидкости ATF оказывают огромное влияние на эффективность работы АКП.
Выбирая жидкость ATF, нужно руководствоваться в первую очередь инструкцией производителя. Наилучшим выбором всегда станет оригинальное масло. Допустимо и использование неоригинальных заменителей, отвечающих требуемым спецификациям.
Дешёвых неоригинальных масел рекомендуется избегать. Эти жидкости могут обладать худшими характеристиками и вредить компонентам трансмиссии. В случае с необслуживаемыми коробками последних поколений обойтись без оригинальной ATF почти невозможно.
Кратко о том, как поменять масло
Частично:
-
Открутите сливную пробку
-
Слейте масло в бутылку, посмотрите, сколько литров получилось
-
Залейте то же количество литров нового ATF через трубку щупа
-
Проверьте уровень масла
Полностью:
-
Проедьте на авто 5–10 км
-
Открутите сливную пробку, снимите поддон и фильтр, слейте все масло, посмотрите, сколько литров вышло
-
Промойте поддон и магниты бензином, вытрите насухо.
-
Установите новый фильтр
-
Поставьте поддон на место
-
Залейте столько же масла, сколько слили, через щуп
-
Отсоедините левый шланг охлаждения АКПП, заведите двигатель на холостых, «продавите» старое масло новым
-
Посмотрите, сколько масла вышло из шланга, присоедините его обратно
-
Долейте столько же через щуп
-
Проверьте уровень масла
В магазинах представлен большой выбор как оригинальных масел, так и продукции сторонних производителей. Специалисты ГК FAVORIT MOTORS не рекомендуют экономить и приобретать стороннюю продукцию даже в том случае, если характеристики полностью совпадают. Дело в том, что при обычной замене не удается слить всю старую жидкость. Часть остается в АКП. При смешивании продукции разных производителей может возникнуть химическая реакция, в ходе которой снижаются рабочие характеристики. В общем, в данном случае экономия не оправдана.
Сторонние масла могут иметь отличия, не указанные на этикетке. Например, разный коэффициент теплового расширения. Иногда производитель рекомендует определенные масла для своих автомобилей с пробегом. Они могут отличаться от заливаемых изначально на заводе, но в состав входят необходимые присадки, допускающие смешение старого и нового лубрикантов.
Подобные нюансы отлично знают профессионалы, поэтому замену масла АКП своего автомобиля необходимо проводить в дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS, мастера которого прошли специальное обучение и располагают полной информацией по обслуживанию профильной марки автомобилей.
Промывочные жидкости и присадки
Желательна предварительная промывка АКП при замене масла. Существует два способа промывки.
Масло сливают и через специальное оборудование подают чистящую жидкость. Затем заводят двигатель и дают поработать АКП в щадящем режиме без нагрузки 5-7 минут. Потом опять подсоединяют промывочный аппарат и вытесняют жидкость новым маслом.
Альтернатива – использование промывочной присадки, которая удаляет отложения. В старое масло заливают присадку, дают поработать АКП, а затем масло полностью меняют.
Эксперты неоднозначно относятся к использованию промывочных жидкостей и присадок по той причине, что их не удается полностью удалить при замене масла. Такую сервисную операцию стоит доверять только специалистам, которые могут дать гарантию на все проведенные работы.
Через сколько менять масло в акпп: отдельные случаи в обслуживании автомата
Это, по большей мере, касается таких автомобилей как Toyota. Бренд уделяет внимание не только производству и комплектации ТС, но и выпуску собственной трансмиссионной жидкости с соблюдением необходимого ATF. Отдельного внимания заслуживают масла Genuine ATF type T-IV или Genuine ATF WS. Консистенция, количество минеральных и моющих присадок, антикоррозийные свойства прекрасно сбалансированы, что позволяет, даже при условии значительных нагрузок, производить замену жидкости лишь после 90 000 тыс. пробега.
Обычные и размеренное использование машины на одном из упомянутых масел, зависит от типа коробки, не требует замены до впечатляющих 200 000 тысяч. Все, что нужно, – контролировать уровень и, при необходимости, доливать аналогичное.
Почему так происходит?
Когда основа масла в АКПП расслаивается, и перестает удерживать присадки, пропадают все полезные свойства, заложенные изготовителем. Причем достаточно пару раз перегреть коробку, буксуя в грязи, или несколько раз стартануть со светофора в режиме «педаль в пол», как запустится необратимый процесс деградации.
Еще одна причина ускоренного износа – резкая нагрузка при непрогретых агрегатах. Современные автомобили могут начинать движение сразу после старта мотора. Однако, до выхода на рабочую температуру, необходимо разгоняться плавно, двигаться на пониженных оборотах.
Для АКПП это особенно актуально. Если вы резко набираете скорость «на холодную», масло в АКПП прогревается неравномерно, и начинается расслаивание. Недостаточный уровень жидкости в коробке также ускоряет износ ATF.
Часть механизмов работают «в сухую», наполняя картер продуктами износа. И, разумеется, очень скоро наступает критический перегрев.
Штатные, или универсальные жидкости для АКПП, что лучше?
Разумеется, надо заливать в коробку автомат именно ту ATF, которая рекомендуется заводом. Речь идет не о торговой марке на этикетке, а о типе жидкости. А как быть, если замена жидкости для АКПП не предусмотрена?
В таком случае, вы не найдете в регламентной книжке не только сроки замены масла, но и тип, подходящий для вашей автоматической коробки передач. Можно воспользоваться универсальными составами, которые в изобилии предлагаются на рынке.
Однако лучше все-таки узнать фирменный состав для вашего автомобиля. Это не секретная информация: в конце концов, на дилерской СТО знают, какую ATF заливать при ремонте коробки.
Заключение:
Эксперименты с трансмиссионной жидкостью, а тем более экономия на сроках замены, может вылиться в серьезные затраты на ремонт или замену АКПП. Смена ATF происходит не так часто, при этом от ее качества зависит надежность работы сложных механизмов.
Почему масло стареет?
Любой смазочный материал будет со временем терять свои свойства и характеристики. Это связано с тем, что жидкость используется в тяжелых условиях. Нередко масло перегревается из-за движения в пробках, а также плохого охлаждения ввиду забитого радиатора. Также при эксплуатации жидкость насыщается различными продуктами выработки от планетарного механизма и прочих элементов трансмиссии. И конечно же, стоит отметить тот факт, что масло всегда работает под давлением в коробке. Обычно данный показатель составляет 5 Бар.
Нужно ли менять трансмиссионное масло в АКПП? Учитывая, что жидкость подвергается постоянному износу, специалисты все-таки советуют проводить обслуживание АКПП.
Для чего АКПП заполнен маслом?
АКПП без поддона
Чтобы разобраться, для чего в автомате масло и как часто его необходимо менять, нужно разобраться в конструкции современных трансмиссий. Современные автомобили комплектуются автоматическими коробками не с гидравлическим управлением, а с электронным.
Первоначально гидродинамический трансформатор функционировал вкупе с планетарной коробкой передач, где скорости переключались за счет подачи давления на определенную группу фрикционов или тормозную ленту. За это отвечали пневмогидравлические дозаторы. Данный принцип не изменился и в современных АКПП, но управляется это все несколько иначе.
В некоторых коробках встречается гидродинамический трансформатор, а также его может заменить комплект сцеплений. Редукторы могут быть сделаны в виде традиционных планетарных, но также существуют вальные конструкции (их обычно использует Honda) и цепные, а также ременные передачи.
В редких случаях управляющая система подает определенное давление на исполнительные узлы. Создается оно под воздействием масляного насоса, а масло дополнительно смазывает все узлы и охлаждает их, а также оно требуется для переключения скоростей.
Дальше всех от традиционных автоматов ушли обычные роботы с одним сцеплением, а также коробки Getrag 6DCT250. В последних масло требуется исключительно для смазывания и охлаждения АКПП, а система управления работает за счет электрического привода. Как видите, масло есть в любой автоматической трансмиссии, поэтому его нужно регулярно менять, иначе автомат выйдет из строя. Когда же менять масло в коробке автомат и вообще почему оно теряет свои свойства мы расскажем немного ниже.
Рекомендации производителей
Одним из первых на рынке заявил о необслуживаемых коробках-автомат на своих машинах немецкий автогигант Mercedes-Benz. Имелась в виду революционная пятиступенчатая АКПП серии 722.6. Этому примеру последовали BMW и Audi: они начали указывать в техпаспортах, что масло, залитое заводом-изготовителем в коробки ZF (которыми оборудованы модели этих производителей 2000-х годов выпуска), рассчитано на весь срок службы. Справедливости ради следует сказать, что и Mercedes-Benz, и BMW делали оговорку о необходимости замены при тяжелых условиях эксплуатации. Уже через короткое время практика показала, что необслуживаемая АКПП – это больше маркетинговый ход, причем рассчитанный преимущественно на западного пользователя, для которого замена автомобиля на новый после 3–4 лет эксплуатации – обычное дело.
В общем случае масло в АКПП нужно менять, после того как автомобиль преодолевает каждые следующие 60 тысяч км пути. Эта цифра может быть подкорректирована с учетом условий эксплуатации и возраста машины. Так, если автомобиль выпущен после 2000 года, эксплуатируется в умеренном климате, а водитель предпочитает аккуратную езду без холодных и резких стартов, трансмиссионную жидкость достаточно менять через 100 тысяч км пробега. Для машины, выпущенной до 2000 года и используемой в таких же условиях, интервал замены составляет 50–80 тыс. километров. Если же авто эксплуатируется в стране с жарким летом и морозной зимой или в сыром климате, а режим работы коробки переключения передач часто близок к экстремальному, обновление выполняют через, тыс. км:
- 40 — 60 — машины старше 2000 года;
- 80 — более новые автомобили.
Сколько масла мне понадобится?
Максимальный объем заливается в гидромеханические, вариаторные АКПП, минимальный – в роботизированные. Это связано с тем, что конструкция роботизированной коробки передач очень похожа на механическую. Для слаженной работы всех механизмов требуется не более 3-4 литров АТФ, ключевая функция которой – смазка и охлаждение рабочих поверхностей.
Гидромеханические и вариаторные трансмиссии работают по совершенно иному принципу: масло выполняет роль рабочего механизма, передавая крутящий момент от двигателя к гидротрансформатору. Какое точное количество АТФ необходимо для нормальной работы узла, указывается в руководстве пользователя к автомобилю.
Подытожим: для полной смены трансмиссионного масла вам понадобится от 6 до 8 литров жидкости. Модели и комплектации с небольшим объемом двигателя потребляют в среднем 7 литров АТФ, внедорожники с высокопроизводительными силовыми агрегатами – 9-10 литров. В одной только гидромуфте используется 2-3 литра жидкости. В самой АКПП – еще минимум 3-4 литра. Чтобы рабочая жидкость нормально циркулировала по системе через радиатор и обратно в коробку передач – понадобится около 2 литров АТФ.
Важно: при визите в специализированный автосервис необходимо иметь в запасе 2-3 литра чистого масла. При частичной замене недопустимо смешивать рабочие жидкости разных производителей, так что у вас всегда должна быть возможность долить недостающий объем.
Что происходит с маслом в коробке автомат
- Со временем масло теряет свои полезные свойства, и это прежде всего связано с перегревом или жесткими условиями эксплуатации
- Риск быстрого ухудшения качества смазки возможен при обильном загрязнении радиатора
- В масло попадают микрочастицы с фрикционов и накладок блокировок гидротрансформатора
- Даже самое качественное масло имеет признаки ухудшения качества при тяжелых нагрузках
- С течением времени ухудшают противозадирные и задающие вязкость присадки, что приводит к ухудшению плавности работы КПП
- Масло загрязняется продуктами износа коробки, а также смешивается с грязевыми отложениями – например, частицами износившихся подшипников и редукторов, частицами золы, металла и мягкого картона, из которого обычно изготавливают фрикционы.
Аргументы противников замены масла в АКПП
- Если ездить в щадящих условиях и не подвергать трансмиссию чрезмерным нагрузкам, тогда можно следовать заводским рекомендациям, согласно которым масло рассчитано на весь срок службы автомобиля, либо в крайнем случае его достаточно менять один раз в 100 тыс. км.
- Во время работы автомата его механизмы (например, фрикционы) подвержены естественному износу. Накопившиеся продукты износа откладываются на стенках всей гидросистемы. При частой замене ATF новое масло смывает эти частицы, и конечно в этом нет ничего плохого, а скорее наоборот. Однако затем эти частицы попадают в гидроблок и это приводит к засорению соленоидов, появлению рывков и задержкам при переключении передач.
- Даже старая коробка способна нормально работать на отработанном масле, которое содержит фрикционную крошку, металлическую стружку и другие продукты износа. Иными словами, в процессе длительной работы происходит своего рода адаптация к такому маслу, и в данном случае главное не превышать допустимую нагрузку, что в принципе касается всех старых автомобилей. При этом создаются «благоприятные рабочие условия» внутри КПП, а при заливке нового масла велика вероятность полного выхода из строя коробки передач. По крайней мере, так сторонники этой теории объясняют, почему для старой АКПП в крайнем случае будет достаточно и самого дешевого минерального масла.
Промывочные жидкости и присадки
Желательна предварительная промывка АКП при замене масла. Существует два способа промывки.
Масло сливают и через специальное оборудование подают чистящую жидкость. Затем заводят двигатель и дают поработать АКП в щадящем режиме без нагрузки 5-7 минут. Потом опять подсоединяют промывочный аппарат и вытесняют жидкость новым маслом.
Альтернатива – использование промывочной присадки, которая удаляет отложения. В старое масло заливают присадку, дают поработать АКП, а затем масло полностью меняют.
Эксперты неоднозначно относятся к использованию промывочных жидкостей и присадок по той причине, что их не удается полностью удалить при замене масла. Такую сервисную операцию стоит доверять только специалистам, которые могут дать гарантию на все проведенные работы.
Записаться на замену масла Задать вопрос
Что советует производители
Ведущие производители коробок передач (ZF, Jatco, GM, Aisin) не рекомендуют менять трансмиссионное масло, которое рассчитано на весь срок службы транспортного средства, то есть в этом случае замена может понадобиться только по прошествии 120-150 тыс. км в зависимости от модели КПП. В то же время, специалисты в этой области придерживаются противоположного мнения – они советуют производить замену каждые 60 тыс. км, то есть в два раза чаще.
Ситуации бывают разные – кому-то надо заменить масло раньше, а кому-то позже. Но ясно одно – не стоит полагаться на максимально возможный регламент в 120-150 тыс. км. Значит, для безопасной эксплуатации и надежной работы КПП масло лучше менять через каждые 60 тысяч км, ведь таким образом можно продлить срок службы коробки передач.