Ространснадзор дал разъяснения о лицензировании автобусных перевозок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ространснадзор дал разъяснения о лицензировании автобусных перевозок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» ужесточены требования к автомобильным перевозкам пассажиров.

Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации

Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, — это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — государственная услуга).

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — государственная услуга).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.

То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.

Документы для добавления, удаления или изменения информации об автобусе

23. Для внесения сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий лицензиатом представляется заявление о включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата, форма которого приведена в приложении N 7 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих право владения указанными транспортными средствами (копии свидетельств о регистрации указанных в заявлении автобусов лицензиата и, если эти автобусы лицензиата не являются собственностью лицензиата, а принадлежат на ином законном основании, копии документов, подтверждающих основание владения автобусом лицензиата).

24. Для исключения сведений об автобусах из реестра лицензий лицензиатом представляется заявление об исключении из реестра лицензий сведений об используемых для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, форма которого приведена в приложении N 8 к Регламенту.

25. Для внесения изменений в сведения об автобусе, указанные в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом) лицензиатом представляется в территориальный орган заявление об изменении сведений об автобусе, форма которого приведена в приложении N 9 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом.

Читайте также:  Пособие после родов безработным на 4 ребенка в 2023 году

Для добавления, удаления или изменения информации об автобусе в Ространснадзор нужно подать заявление соответствующей формы. А в случае необходимости, нужно дополнительно приложить подтверждающие документы.

Вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

В данной статье мы рассмотрим:

  • 1. Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров;
  • 2. Требования для получения лицензии;
  • 3. Какие документы необходимо предоставить, чтобы получить лицензию;
  • 4. Размер госпошлины за лицензию;
  • 5. Штрафы за отсутствие лицензии.

Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров

C 1 марта 2019 года вступили в силу новые правила пассажирских перевозок. Теперь владельцы всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более 8 обязаны оснащать транспортные средства тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля, иметь специальные парковки, оформлять лицензии на перевозки.

5 марта 2019 года Ространснадзор опубликовал разъяснения к Положению о лицензировании.

В разъяснении говорится следующие:

В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:

– перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки),
– перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами:

  • пожарной охраны;
  • скорой медицинской помощи;
  • полиции;
  • аварийно-спасательных служб;
  • военной автомобильной инспекции;
  • федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
  • Вооруженных сил Российской Федерации;
  • войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
  • в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

Раньше лицензии должны были получать только организаторы регулярных перевозок, автобусы которых вмещали более восьми человек. Нерегулярные рейсы, формируемые в соответствии с нуждами заказчиков, можно было осуществлять в уведомительном порядке. Предполагалось, что без лицензии по дорогам передвигаются автобусы турфирм или служебный транспорт, доставляющий сотрудников предприятий на работу.
Однако во многих российских регионах эти послабления породили целую прослойку псевдозаказных перевозчиков, поделивших между собой регулярные межмуниципальные маршруты. Их транспорт ходил по твердому расписанию, забронировать место на рейсе мог любой желающий. От официальных регулярных рейсов нелегалов отличало только одно: на лобовое стекло автобуса или маршрутки крепилась табличка «Заказной».

Привлечь таких дельцов к ответственности до недавнего времени было очень сложно. Особенно если договор фрахтования, заказ-наряд на предоставление транспортного средства и прочие документы, подтверждающие заказной статус перевозки, у водителя оказывались в полном порядке.

В Псковской области очисткой рынка от нелегалов занялась антимонопольная служба. Сотрудники УФАС пришли к выводу, что псевдозаказные перевозчики нарушают Закон «О защите конкуренции». Ведь они, с одной стороны, не участвуют в бюджетных конкурсах на право осуществления перевозок и не подвергаются контролю со стороны органа власти — организатора конкурса. С другой — не тратят время и деньги на получение лицензии. В результате легальным компаниям крайне сложно конкурировать с организаторами псевдозаказных рейсов.

Благодаря закону об обязательном лицензировании на дорогах поубавится автобусов, которые нелегально выполняют рейсы под видом заказных

— Мы получили несколько десятков жалоб на подобных «серых» игроков рынка, — рассказывает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. — Практически во всех случаях сработал механизм предупреждения: заказные автобусы переставали курсировать на регулярных маршрутах, а компании освобождались от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Однако один из перевозчиков, организующий рейсы по маршруту Псков — Пыталово — Псков, отказался исполнить предупреждение. Он пытался доказать сначала нашим сотрудникам, а потом и в суде, что автобусы ходят из Пскова в Пыталово и обратно по заказу клиентов.

Но мы изучили сайт компании и выяснили: при бронировании заявки на поездку появлялось расписание движения транспорта.

А возможность самостоятельно определить время отправления, без которой теряется смысл заказных перевозок, отсутствовала. Мы назначили перевозчику штраф — 250 тысяч рублей. Суд первой инстанции разделил позицию УФАС.

Требования к организации-перевозчику

Компаниям-перевозчикам необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • водителям, состоящим в штате, иметь категорию водительского удостоверения «Д»;
  • стаж работы водителем не менее трех лет с подтверждением в трудовой книжке;
  • в штате предусмотрен специалист с медобразованием или должен быть заключен договор с лицензированным медучреждением на проведение медосмотров водителей до рейса;
  • технически исправный парк машин, что подтверждается талоном техосмотра;
  • технически оборудованные помещения для техосмотра и ремонта транспорта или договор на техобслуживание с соответствующими организациями;
  • у ТС должна быть в наличии лицензионная карточка, а также установлена система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В связи с участившимися дорожно-транспортными происшествиями по вине водителей из ближнего зарубежья, с 1 июня 2021 года юрлицам и ИП запрещено допускать к работе водителей, не имеющих российских водительских удостоверений необходимой категории.

Требования к лицензиату и его собственности

Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

  1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
  2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2021 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
  3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
  4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
Читайте также:  Брак нитки торчат в одежде возврат

Если лицензию получает предприниматель, именно он должен быть таким водителем. Владелец ООО может не иметь соответствующих прав на вождение транспортных средств и квалификации. Но в его штате должны быть опытные водители, чью квалификацию можно подтвердить документально.

Кому нужно лицензирование автобусов

Давайте рассмотрим конкретные ситуации.

  • Автобус, принадлежащий организации или производству, перевозит людей по заводской территории. При этом он не покидает ее. В данном случае, разрешение не требуется.
  • Служебный автобус, собирающий сотрудников в разных точках населенного пункта, для доставки их рабочие места — лицензия необходима.
  • Автобус используется только в личных целях, не предусматривающих транспортировку людей — лицензия не нужна.

Согласно принятым ФЗ, обязательная лицензия должна быть:

  • у школьного автобуса;
  • у туристического автобуса;
  • у служебного транспорта;
  • у заказных автобусов.

Исключить из списка обязательного лицензирования можно ТС:

  • пожарной охраны;
  • скорой медицинской помощи;
  • полиции;
  • аварийно-спасательной службы;
  • военной автомобильной инспекции;
  • федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
  • федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за гос. охрану;
  • транспорт ВСРФ, национальной гвардии, СКРФ.

Перечень требований к автобусу, к перевозчику

Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.

Водитель должен обладать:

  • категорией «Д»;
  • российским водительским удостоверением;
  • общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.

Компания должна иметь:

  • медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
  • штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
  • боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.

Транспорт должен быть снабжен:

  • лицензионной карточкой;
  • страховым полисом ОСАГО;
  • обязательным страхованием для пассажиров;
  • установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Лицензирование автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.

Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.

Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:

Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.

Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.

Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.

После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.

Читайте также:  Оплата штрафов по делам об административных правонарушениях в 2023 году

Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.

Услуги по лицензированию перевозок в Екатеринбурге

Перечень наших услуг по получению лицензии на осуществление перевозок:

  • Консультация по процедуре выдачи лицензии, в том числе, в случае отказа в выдаче таковой
  • Мы поможем Вам, даже если у Вас еще незарегистрированный бизнес — регистрация предприятия либо индивидуального предпринимателя – соискателя лицензии, это одно из наших отдельных самостоятельных направлений деятельности
  • Подготовка пакета документов, необходимых для подачи заявления в государственный орган
  • Анализ документов, подготовленных для подачи
  • Подготовка заявления о выдаче лицензии
  • Подача необходимых документов для получения лицензии
  • Отслеживание процесса выдачи лицензии
  • Получение лицензии
  • Обжалование решения государственного органа в выдаче лицензии
  • Защита прав и законных интересов доверителя в ходе судебного разбирательства по обжалованию действий, бездействий, решений уполномоченных в сфере лицензирования органов, а также мы можем взять на себя подготовку иска в суд по любому вопросу Вашей деятельности.

Начните решение вопроса о лицензировании перевозок с нами и уже сегодня. Наши специалисты готовы предложить Вам как весь комплекс услуг с сфере лицензирования, так и отдельные этапы, требующие юридической помощи.

Как избежать ответственности за пассажирские перевозки без лицензии?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо разобраться, что по закону считается пассажирскими перевозками. Существует три фактора, указывающих на необходимость получения лицензии:

Водный транспорт

  • В автобусе или микроавтобусе перевозится более 8 человек. Естественно, что транспортное средство должно быть рассчитано на такое количество пассажиров.
  • Транспортное средство используется в коммерческих целях. Если цели использования – личные или организационные (например, предприятие организует сотрудникам служебный транспорт до места работы), лицензия не требуется.
  • Перевозки выполняются по определенному маршруту (кроме случаев, когда речь идет о заказных услугах).

Что изменилось с 1 марта и кого коснулись перемены? Нужна ли лицензия на перевозку автобусом?

С марта 2019 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые эксплуатируют автобусы, должны получить лицензию на свою деятельность. Исключение составляют автобусы некоторых государственных служб и автобусы, курсирующие внутри предприятия и не выезжающие на общественную проезжую часть.

Перевозить людей автобусами без лицензий могут и дальше такие госслужбы, как:

  • пожарная охрана;
  • скорая медицинская помощи;
  • полиция;
  • аварийно-спасательные службы;
  • военная автомобильная инспекция;
  • федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны;
  • Вооруженных Сил РФ;
  • войск национальной гвардии РФ;
  • следственных органов Следственного комитета РФ.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:

  • заявление;
  • копию свидетельства о регистрации автобуса;
  • копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.

В заявлении указываются следующие данные:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично).

Срок включения дополнительного автобуса — 3 рабочих дня с момента получения документов.

Требования к соискателям

Для получения лицензии на перевозку необходимо выполнить следующие требования:

  • иметь собственную или арендованную площадь и технику для осмотра или ремонта транспортных средств, либо же иметь договор по обслуживанию сторонней организацией;
  • нанять на работу водителей, имеющих достаточную квалификацию (категорию «Д») и состояние здоровья;
  • нанять медицинского сотрудника с соответствующей медицинской лицензией, который будет проводить осмотры перед рейсами или подписать договор с медучреждением;
  • подготовить транспортные средства для перевозки, в полностью пригодном состоянии и с необходимым оборудованием (например, для навигации).

Штрафы и наказания за работу без документа

В случае осуществления перевозок без наличия лицензии нарушитель может понести административную и уголовную ответственность.

В первую очередь нарушителя ожидает денежный штраф. Исходя из статьи 14.1.2 КоАП сумма штрафа следующая:

  • граждане и должностные лица будут вынуждены заплатить 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели лишатся 100 тысяч рублей;
  • а наиболее жестокий штраф ждет юридических лиц — 400 тысяч рублей.

При повторном нарушении помимо штрафа юридическому лицу могут остановить предпринимательскую деятельность на срок до трех месяцев, а граждан и индивидуальных предпринимателей могут лишить транспортного средства.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • если деятельность без лицензии нанесла крупный ущерб. При этом неважно кому он был нанесен: государству, какому-либо предприятию или организации или же простым гражданам;
  • если действия без лицензии связаны с другой незаконной деятельностью, получающей доходы в крупных размерах.

Наказание же за это может быть следующим:

  • до шести месяцев лишения свободы;
  • до 480 часов обязательных работ;
  • штраф размером до 300 тысяч рублей (либо в размере дохода за двухлетний срок).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *