Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недвижимость, приобретенная на нерезидента. Выгоды и риски». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной налог, который возникает при приобретении недвижимого имущества, — это налог на имущество организаций. Поскольку он является региональным, ставки его устанавливаются законодательством субъектов Федерации и не могут превышать 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в Москве, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка в 2018 году составляет 1,5 процента (п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций»).
Работа с калькулятором
Для начала расчетов следует знать налоговую ставку по налогу на имущество юридических лиц.
Уточним, что налоговые ставки устанавливаются на региональном уровне. Это означает, что ставка принимается представительными органами субъекта Российской Федерации в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса РФ.
В равной степени на региональном уровне устанавливаются также:
- конкретные особенности по исчислению налоговой базы;
- налоговые льготы;
- условия применения льгот субъектами предпринимательской деятельности.
Применительно к калькулятору это означает, что налоговая ставка и иные показатели, необходимые для расчета, должны быть введены самим пользователем – налогоплательщиком по ст.474 НК РФ, поскольку ни один калькулятор не способен учитывать все региональные особенности.
В специально отведенные для этого окна введите остаточную стоимость всех имеющихся на балансе основных средств по показателям:
- на начало каждого месяца;
- на конец года.
Для каждого месяца в калькуляторе имеется отдельное окно. Таким образом, в 12 полей потребуется ввести 13 показателей, из которых два приходятся на декабрь.
После заполнения всех полей следует сделать клик левой клавишей мыши на кнопку «Рассчитать». Полученные в результате расчета данные будут выведены в нижерасположенной таблице.
Что такое налог на имущество
Обычные граждане, мелкие предприниматели и компании обязаны перечислять налог на недвижимое имущество со дня оформления права собственности на объект. Платежи в бюджет осуществляют как физические лица, так и представители бизнеса. Также обязательство по уплате налога на имущество возложена на инвесторов, работающих по концессионному соглашению.
Облагаемой базой становятся находящиеся на территории РК объекты, зарегистрированные в собственности. Уплачивать налоговые начисления обязаны владельцы помещений, отдельных зданий, гаражных конструкций, построек дачного назначения, различных сооружений. При этом законодательством установлен перечень лиц, которые освобождаются от налога на имущество в РК в 2022.
Лица, не являющиеся резидентами Республики, которые приобретают недвижимость на территории Республики, в обязательном порядке подают заявление о постановке на учет. Обращаться следует в налоговое подразделение по месту расположения находящихся во владении объектов.
Предоставляемая организацией в аренду квартира соответствует определению амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Согласно Классификации ОС квартиру в МКД следует отнести к 10-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет).
Налогоплательщик вправе в общеустановленном порядке воспользоваться амортизационной премией в размере 10% первоначальной стоимости квартиры.
В отношении квартиры – объекта ОС, бывшего в употреблении, применимы положения п. 7 ст. 258 НК РФ: при применении линейного метода начисления амортизации по объектам, бывшим в употреблении, организация вправе рассчитать норму амортизации с учетом срока полезного использования (СПИ), уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом СПИ может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Если срок фактического использования данного объекта у предыдущих собственников окажется равным СПИ, определяемому Классификацией ОС, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно устанавливать СПИ с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Правда, по мнению Минфина, в случае приобретения объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает СПИ и не амортизирует объект для целей налогообложения (письма Минфина России от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587 и др.).
Приобретенная квартира для целей применения УСН признается объектом основных средств. Поэтому бухгалтер вправе руководствоваться общеустановленными правилами учета расходов на приобретение, сооружение (строительство) объектов ОС. Это означает, что расходы на приобретение (сооружение) ОС в период применения УСН:
признаются с момента ввода этих объектов в эксплуатацию равными долями в каждом отчетном периоде календарного года. Причем если права на объект подлежат государственной регистрации, то расходы учитываются с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
отражаются последним числом отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Следовательно, для включения в расходы затрат на приобретение ОС необходимо ввести объект в эксплуатацию и использовать при осуществлении предпринимательской деятельности. До момента сдачи квартиры в аренду ее стоимость не может учитываться в расходах независимо от оформления права собственности на недвижимость (Определение ВС РФ от 03.03.2017 № 301-КГ17-29 по делу № А29-8142/2014).
Как ведется учет налога на имущество организаций
Региональный налог на имущество предприятий предусмотрен главой 30 НК РФ. Величина уплачиваемого налога зависит целиком и полностью от налоговой ставки, которая установлена законодательством в регионах Российской Федерации. Предельные суммы обозначены Налоговым кодексом РФ. Срок уплаты налогов и процедура также установлены в этом базовом своде законов.
Органы субъектов РФ вправе устанавливать свои налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Но помимо льгот и привилегий существует и такое явление, как полное освобождение отдельных объектов от необходимости уплаты налогов.
Объекты, не облагаемые налогом на имущество:
- природные ресурсы, объекты природопользования;
- используемые для нужд обороны государства, обеспечения безопасности и охраны правопорядка объекты, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти (то есть объекты прохождения военной службы и иной, приравненной к ней, службы);
- объекты культурного наследия народов РФ;
- особо опасные объекты, которые служат для хранения ядерных материалов, радиоактивных отходов, а также сами ядерные установки;
- судоходный транспорт атомно-технологического обслуживания и суда, содержащие ядерные установки;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в международных реестрах;
- объекты основных средств, отнесенные к первой и второй группам амортизации по Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ.
Ставки налога на недвижимость
Для физлиц ставка налога в 2019 году составляет (при учете кадастровой стоимости):
- до 0.1% для квартир, домов (жилых или недостроенных), комнат, машино-мест, гаражей, хозпостроек, включая дачные дома (может быть унижена до 0% или увеличена в 3 раза, согласно п. 3 ст. 406 НК «Налог на недвижимость физлиц»);
- до 2% для общей недвижимости, которая входит в указанный перечень, для объектов в совместном владении, имущества с кадастровой стоимостью от 300 млн. рублей;
- 0,5% для всего остального имущества.
Для начала следует обозначить понятие «обособленное подразделение юридического лица» в Гражданском кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ. Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ обособленное подразделение может быть создано либо в форме филиала, либо в форме представительства, причем создание обособленного подразделения должно быть отражено в учредительных документах организации. Согласно же статье 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Необходимо обратить внимание, что признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Рабочим местом, как указано в Трудовом кодексе РФ считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Как видно из вышеприведенных высказываний, существует некоторое противоречие между Гражданским и Налоговым кодексами. Налоговые органы настаивают на регистрации обособленного подразделения организации, несмотря на то, что создание такого подразделения может быть не предусмотрено учредительными документами организации. Приведем в пример письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением». Опираясь на статью 83 Налогового кодекса РФ, в письме указывается, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и в этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих мест, территориально отделенных от основной организации.
В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.
Учитывая вышеизложенное, создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения.
Дополнительно приводится мнение судебных органов, ссылаясь на постановление ФАС Московского округа от 23.01.2003 г. № КА-АЧ1/9052-02, в котором судом не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.
Индивидуальным предпринимателям следует принять к сведению, что, поскольку они не относятся к организациям, то создание ими обособленных рабочих мест не влечет необходимости регистрировать их в качестве обособленных подразделений.
Обособленное подразделение регистрируется в налоговой инспекции по месту его нахождения по форме заявления о постановке на учет, утвержденной приказом МНС России от 3.03.04 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц». При этом следует учитывать, что статьей 83 Налогового кодекса РФ предусмотрена постановка на учет по месту создания обособленного подразделения в налоговом органе в течение месяца на основании заявления налогоплательщика. При нарушении срока подачи заявления в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса РФ организация может быть оштрафована налоговым органом на сумму в размере 5000 рублей, а в случае просрочки на срок более 90 дней на 10000 рублей. На руководителя организации в соответствии со ст. 15.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ может быть наложен штраф на сумму от 500 до 1000 рублей.
Статья 117 Налогового кодекса РФ предусматривает взыскание, если через созданное, но не поставленное на учет обособленное подразделение организации велась деятельность, приносящая доходы, в размере 10%от полученных доходов, но не менее 20000 рублей, а при ведении подобной деятельности более 3 месяцев – в размере 20 % от полученных доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации за данное деяние может быть подвергнут штрафу на сумму от 2000 до 3000 рублей согласно ст. 15.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ. На практике может возникнуть следующая ситуация: организация состоит на учете по месту своего нахождения и создает обособленное подразделение на той территории. Должна ли такая организация встать на учет в налоговых органах еще раз, но по другому основанию? Приведем цитату из постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ»: «При рассмотрении исков налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных статьями 116 и 117 НК РФ, судам необходимо учитывать следующее.
Правила статьи 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика – индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств.
Принимая во внимание, что статья 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию”.
Такая ситуация может также возникнуть, когда организация приобретает объект недвижимости (здание) вне места своего нахождения, регистрируется в соответствующих налоговых органах. Впоследствии, в данном здании создает рабочие места, которые функционируют постоянно. Следуя разъяснениям ВАС РФ, организация не должна повторно регистрировать в налоговом органе обособленное подразделение, в котором уже состоит на учете по месту нахождения недвижимого имущества.
В российском законодательстве существует такой метод управления активов как доверительное управление имуществом, при котором одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный договором срок с тем, чтобы доверительный управляющий управлял данным имуществом в интересах учредителя управления или иного указанного им лица (выгодоприобретателя). Договор доверительного управления имеет многие положительные стороны при ведении хозяйственной деятельности:
· может быть эффективным средством защиты собственности, так как законодательством не допускается обращение взыскания по долгам на переданное имущество, за исключением случаев несостоятельности (банкротства). Учредитель компании, приобретая недвижимость для ведения бизнеса, не всегда оформляет его в собственность предприятия. Зачастую покупка офисов или производственных площадей происходит от имени частных лиц, которые передают их своей организации в доверительное управление. В случае наступления неблагоприятных обстоятельств кредиторы получат с учредителей только суммы в пределах взносов в уставный капитал, а личное имущество останется в неприкосновенности.
· дает возможность задействовать передаваемый актив в деятельности, требующей лицензирования, если такой лицензии нет у учредителя управления, но она есть у управляющего.
· недвижимое имущество, принадлежащее физическому лицу, можно легко изымать из одной фирмы и передавать в другую посредством перезаключения договоров доверительного управления.
Доверительное управление является подобием института траста в зарубежных странах. Однако в отличие от российской системы доверительного управления имущество, переданное в траст, переходит в собственность управляющего, в то время как по договору доверительного управления имущество остается собственностью учредителя. Зарубежный траст в этом случае представляется более выигрышным, так как переданное в траст имущество не подлежит наследованию нежелательными наследниками, в случае наступления каких-либо рисков (конфискация или банкротство) такое имущество ограждено от посягательств кредиторов.
Вернемся к понятию доверительного управления имуществом в России. Доверительное управление имуществом регулируется главой 53 Гражданского кодекса РФ, основные положения которой заключаются в следующем:
· доверительный управляющий вправе заключать любые сделки в отношении переданного в доверительное управление имущество в интересах выгодоприобретателя. Такие сделки доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка «Д.У.» При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом;
· объектами доверительного управления могут выступать имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права и другое имущество. Деньги не могут являться объектом договора доверительного управления, за исключением тех случаев, когда доверительное управление осуществляет кредитная организация. Согласно Федеральному закону от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ кредитная организация вправе осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. Статьей 5 данного закона предусмотрено осуществление операций по доверительному управлению денежными средствами с юридическими и физическими лицами по договору. Как правило, банки предоставляют такие виды услуг как хранение ценных бумаг, получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи, консультационные услуги, покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями, принятие в управление недвижимости и другого имущества в стране и за границей, инвестирование средств клиента в операции с высокой нормой доходности. Необходимо отметить, что услуги по управлению средствами доверителя требуют высокого профессионализма и практического опыта от банковских сотрудников, поэтому стоимость их недешева. Однако когда стоимость активов значительна, поручить банку осуществлять распоряжение собственностью на взаимовыгодной основе представляется обоснованным, так как велика вероятность избежания финансовых рисков и увеличения дохода.
Статья 381 Налогового кодекса РФ предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество для общероссийских общественных организаций инвалидов.
Понятие общественных организаций инвалидов дается в статье 33 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с положениями которой общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. При этом констатируется, что формой социальной защиты инвалидов является создание общественных объединений, которые действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, а также обеспечения им равных с другими гражданами возможностей. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и материальную, техническую и финансовую помощь. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Также указывается, что в собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом следует учесть, что общественные объединения в Российской Федерации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.
Общероссийским общественным объединением признается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.
Межрегиональным общественным объединением признается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.
Региональным общественным объединением признается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.
Местным общественным объединением признается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
При этом льгота по налогу на имущество предусмотрена исходя из буквального прочтения п. 3 статьи 381 Налогового кодекса РФ только для общероссийских общественных организаций инвалидов. В связи с этим на практике налоговые органы не признают право на льготу за иными общественными организациями инвалидов. Так, например, в разъяснениях специалистов налогового ведомства подчеркивается, что налог на имущество организаций является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. В связи с этим перечень льгот по уплате налога, установленный на федеральном уровне, ограничен и распространяется лишь на узкий круг имущества организаций, имеющего общегосударственное (в том числе социальное) значение. И прямо говорится, что льгот по уплате налога на имущество организаций для общественных организаций инвалидов, не являющихся общероссийскими, указанная статья НК РФ не предусматривает.
Такая позиция, по меньшей мере, представляется несправедливой, противоречащей законодательным актам РФ, в частности, Федеральному закону № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где указано, что общественные объединения создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей.
Необходимо отметить, что при рассмотрении конкретных дел, касающихся применения данной льготы, суды (Постановление ФАС Поволжского округа от 15.09.2005 г. № А57-24359/04-28) признают правомерным применение льготы по налогу на имущество, в частности, межрегиональной общественной организацией инвалидов, ссылаясь в качестве аргумента на Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П.
Указанное дело затрагивало вопрос установления неравного положения между общероссийскими и иными общественными организациями инвалидов, причем по данному делу Конституционный суд поддержал позицию общественных организаций инвалидов. В частности в вышеназванном постановлении Конституционного суда РФ было указано следующее:
«Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Названные конституционные положения (статья 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). По территориальной сфере деятельности такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными и независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (статьи 14 и 15 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Освобождение от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан – инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации. Следовательно, любые, а не только общероссийские, общественные организации инвалидов должны иметь возможность получения такой поддержки. Этот вывод согласуется с пунктом 10 Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 года), устанавливающим, что инвалиды должны быть защищены от любых видов регламентации, носящих дискриминационный характер, и вытекает из положений статей 2–4 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции MOT 1983 года № 159 «О профессиональной ориентации и занятости инвалидов», согласно которым национальная политика в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов должна распространяться на все категории инвалидов и быть основанной на принципе равенства возможностей, обеспечиваемых инвалидам, как и трудящимся в целом, а специальные меры, направленные на обеспечение для инвалидов подлинного равенства возможностей, нельзя считать дискриминационными.
Между тем пункт «б» статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 года лишает общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских, такой государственной поддержки, как освобождение от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, что ставит их в худшее положение по отношению к общероссийским общественным организациям инвалидов, и без учета их существенно ограниченных возможностей возлагает на них равные с любыми другими работодателями обязанности по уплате страховых взносов.
Следовательно, данная норма носит дискриминационный характер постольку, поскольку в соответствии с ней устанавливаются необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации)».
В какой срок следует оплатить?
Предельный период для уплаты налога региональные власти устанавливают самостоятельно, как прописано в статье 383 НК РФ. Годовая сумма может быть перечислена по истечении отчетного периода или разделена на ежеквартальные платежи.
В большинстве регионов срок оплаты налога на имущество за год установлен с 30 марта по 10 апреля, а ежеквартальный — на протяжении 30-40 дней после окончания отчетного периода. Точные даты для конкретной территории следует уточнить в местной налоговой инспекции.
Получатель налога зависит от характера деятельности предприятия:
- российские организации должны оплатить налог на имущество в местный бюджет по месту нахождения;
- иностранные компании, ведущие деятельность через представительства, — в бюджет по месту постановки представительства на учет;
- иностранные предприятия, определяющие налоговую базу по кадастровой стоимости, — по месту нахождения имущества.
Какие налоговые отчеты сдает ООО:
Режим |
Вид отчетности |
Периодичность сдачи |
Когда и как часто сдавать |
Общая система налогообложения |
Декларация по НДС |
Ежеквартально |
До 25 числа, следующего за истекшим кварталом |
Декларация по налогу на прибыль |
Ежеквартально |
До 28 числа, следующего за истекшим кварталом |
|
Единый расчет страховых взносов (ЕРСВ) |
Ежеквартально |
До 30 числа, следующего за истекшим кварталом |
|
Упрощенная система налогообложения |
Декларация по УСН |
Ежегодно |
До 30 апреля следующего года |
Единый расчет страховых взносов (ЕРСВ) |
Ежеквартально |
До 30 числа, следующего за истекшим кварталом |
Налоговые декларации российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, на ее континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, обязаны представлять согласно статье 386 Налогового кодекса РФ отдельно по каждому из нижеследующих пунктов:
· по своему местонахождению (по месту регистрации организации). В данные налоговые декларации включается также имущество, имеющее местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации;
· по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
· по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации.
Не позднее 30 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) налогоплательщики представляют налоговую декларацию. Форма декларации по налогу на имущество и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224.
Подготовка и сдача налоговых деклараций в ряде случаев имеет несколько особенностей:
1. В зависимости от зачисления налога в различные бюджеты.
Поскольку налог на имущество является региональным налогом и согласно статье 56 Бюджетного кодекса РФ подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %, то налоговая декларация представляется по местонахождению организации. Однако на территории субъекта РФ может быть принят нормативный акт, согласно которому налог на имущество может зачисляться частично в местный бюджет (с распределением по муниципальным образованиям). В таком случае налоговая декларация в соответствии с п.1.4 Инструкции заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления и представляется в налоговый орган, курирующий территорию данного муниципального образования.
Пример: ООО «Сатурн» зарегистрировано на территории Саратовской области и имеет налогооблагаемое имущество на территории разных муниципальных образований: в Екатериновском районе и в Балтайском районе, которые курируют разные налоговые инспекции. Приложением № 6 к Закону Саратовской области “Об областном бюджете на 2005год” от 15 декабря 2004 г. № 64-ЗСО установлены следующие нормативы отчислений налога на имущество организаций на 2005 год:
По Екатериновскому району в местный бюджет 41 %, в областной бюджет 59 %;
По Балтайскому району в местный бюджет 100 %.
Таким образом, ООО ”Сатурн” должно представить налоговые декларации в разные налоговые инспекции и уплатить суммы налога на имущество по соответствующим кодам ОКАТО.
Если же у налогоплательщика налогооблагаемое имущество находилось бы на территории разных муниципальных образований одного субъекта РФ, но курируемых одной налоговой инспекцией, то он может представить единую налоговую декларацию. В ней следует отразить данные по всему налогооблагаемому имуществу, которое находится на территории этих муниципальных образований. В единой декларации заполняется несколько разделов 2 и (или) 4 и (или) 5 в отношении сумм налога, подлежащих зачислению по соответствующим кодам ОКАТО, в разделе 1 заполняется несколько блоков строк 010–040 – по каждому коду ОКАТО указывается отдельная сумма.
Однако в 2006 году Законом Саратовской области от 23 декабря 2005 г. № 138-ЗСО “Об областном бюджете на 2006год” распределение налога на имущество по бюджетам не предусматривается, налог на имущество зачисляется в областной бюджет по нормативу 100 %. Следовательно, ООО ”Сатурн” за 2006 год должно будет представить одну налоговую декларацию в налоговую инспекцию, администрирующую организацию на территории данного субъекта РФ, в которой будет указано все имущество, принадлежащее ООО ”Сатурн”.
2. Наличие необлагаемого имущества.
В соответствии с Главой 30 Налогового кодекса различают имущество, не признаваемое объектом налогообложения, такое как земельные участки и иные объекты природопользования и льготируемое имущество, такое, например, как магистральные трубопроводы и линии энергопередачи.
Стоимость имущества, не признаваемого объектом налогообложения в налоговой декларации не отражается, хотя налоговая декларация должна представляться с заполненными титульным листом и разделами 1, 2 (или 3).
Стоимость льготируемого имущества отражается одновременно в разделах 5 и 2 (3 и 4) налоговой декларации. Налоговые льготы и основания для их применения рассмотрены в Главе IV настоящего издания.
3. Организация образовалась или ликвидировалась в середине налогового периода.
В данном случае следует руководствоваться позицией Минфина РФ, изложенной в Письме от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26. Главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ.
Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.
Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (т. е. средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (т. е. в квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года).
Как следует из положений пункта 4 статьи 376 НК РФ, основанием для определения налоговой базы (среднегодовой стоимости) по налогу на имущество организаций и начисления налога является наличие на балансе организации имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца.
В данном случае необходимо учитывать, что заложенный в главе 30 НК РФ порядок определения налоговой базы не предусматривает возможности учета остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е декабря прошедшего календарного года, поскольку понятие «среднегодовая стоимость имущества», как отмечалось выше, изначально предполагает, что это средняя стоимость имущества за календарный год, а не за период деятельности организации (например, с 1 декабря 2004 года по 31 декабря 2005 года включительно). Кроме того, включение в расчет налоговой базы данных по состоянию на 1-е декабря прошедшего календарного года делает для налогоплательщиков невозможным заполнение соответствующих форм налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
При этом необходимо учитывать, что установленный главой 30 НК РФ порядок определения налоговой базы учитывает основное требование статьи 55 НК РФ, т. е. период времени фактического нахождения имущества на балансе организации.
Существует определенная группа предприятий, имеющих в собственности так называемое “протяженное” имущество, например, предприятия связи, энергосбытовые предприятия, дорожные организации и т. п. Такие предприятия в соответствии с п.2 ст.376 Налогового кодекса РФ обязаны уплачивать налог на имущество отличным от общего порядка образом: если объект недвижимого имущества фактически расположен на территории разных субъектов Федерации, то его налоговая база определяется в каждом субъекте Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости всего объекта недвижимого имущества и собственники подобного имущества обязаны уплачивать налог на имущество в каждом субъекте Федерации, где расположено принадлежащее им недвижимое имущество, вне зависимости от наличия обособленных подразделений. Причем обращаем внимание, что расчет налоговой базы зиждется на таком критерии как доля балансовой стоимости недвижимого имущества на территории субъекта Федерации. Однако алгоритм расчета данного критерия законодательством не определен. Одним из возможных способов является определение части стоимости основного средства, принадлежащей данной территории, на основании первичных документов. Например, по окончании строительства какого-либо сооружения (линии связи) оформляется акт по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3. На основании этих документов определяется протяженность линии. Однако такой способ применим для вновь построенных линий. Что касается протяженных объектов, сооруженных задолго до введения главы 30 Налогового кодекса (автомобильные дороги, трубопроводы и т. п.), то представляется проблематичным определение доли стоимости по подобным документам, поскольку срок хранения первичных документов установлен в 5 лет.
Также представляется затруднительным для налогоплательщика, владеющего протяженным имуществом, представление налоговых деклараций и уплата налога на имущество по месту нахождения данного имущества в каждом районе субъекта РФ. Кроме того, поскольку на территории каждого субъекта РФ действует свой закон о налоге на имущество, то расчет налога на имущество получается весьма обременительным, что, в свою очередь, может привести к ошибкам и искажениям.
Такая обязанность возникает: у продавцов квартир, если они владели ею менее 5 лет до 1 января года — менее 3 лет ; у одаряемых , получающих квартиру по договорам дарения, если они не являются близкими родственниками дарителя; а также у арендодателей , получающих доход от сдачи квартиры внаем, если они не оформлены как предприниматели. Налог на имущество физических лиц Одним из самых распространенных налоговых обязательств собственников недвижимого имущества, является местный налог на имущество физических лиц. Решение о его введении принимают представительные органы муниципалитетов, а также законодательные органы городов федерального значения. Согласно ст. В случае отсутствия такого решения, в качестве налоговой базы принимается инвентаризационная стоимость объекта, которая в этих целях может использоваться лишь до года. Указанный налог уплачивается налогоплательщиками на основании полученного от налоговых органов уведомления, что избавляет плательщика от необходимости представления декларации и самостоятельного проведения расчетов.
Начисления амортизации в бухучете: основы
Исходным элементом в методологии расчета амортизации выступает срок полезного использования (СПИ) недвижимых активов. Устанавливают его за данными «Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы». Она действует в соответствии с правительственным постановлением в 2002 году. Нужно учитывать и изменения, внесенные 07.07.2016. Их действие началось с января текущего года.
СПИ выступает период, на протяжении которого здание в состоянии продуктивно служить в качестве актива и способствовать выполнению целей налогоплательщика.
Предприятие его определяет само, основываясь на дату, когда здание запустили в эксплуатацию, и информацию о классификации ОС: (нажмите для раскрытия)
Группы ОС (здания в т.ч.) | СПИ (лет) | |
свыше | до (включительно) | |
4-я | 5 | 7 |
5-я | 7 | 10 |
7-я | 15 | 20 |
8-я | 20 | 25 |
9-я | 25 | 30 |
10-я | 30 |
Начисление амортизации зданий в налоговом учете
В налоговом законодательстве предусматриваются два способа расчета амортизации зданий:
- Линейный – амортизация рассчитывается равномерно и отдельно за каждым объектом. Независимо от учетной политики организации, для зданий его необходимо применять обязательно. Основой начисления выступает их начальная стоимость.
- Нелинейный.
Линейный способ описан выше (пример №1).
При применении нелинейного метода:
- Сумму амортизации следует рассчитывать по комплексу зданий, а не по каждому в отдельности.
- За основу берется, остаточная стоимость ОС, а не первоначальная. Их суммарная оценка ежемесячно уменьшается на начисленный размер износа.
Амортизационные отчисления (А) определяется так:
А = Со · На, где:
Со – остаточная стоимость комплекса зданий;
На – норма амортизации.
Размер последней составляет:
Группа амортизации | Норма, % |
4 | 3,80 |
5 | 2,70 |
7 | 1,30 |
8 | 1,00 |
9 | 0,80 |
10 | 0,70 |
Пример № 2. Суммарная остаточная стоимость зданий седьмой группы составляет на первое число года 15 млн. руб. Для 7-ой группы ОС норма амортизации – 1,3%.
Порядок постановки на учет
Налогоплательщик | Порядок постановки на учет |
Новая организация | Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРЮЛ и не требует специальной подачи заявления в налоговую. |
Индивидуальные предприниматели | Постановка на учет осуществляется в налоговой по месту нахождения организации. Происходит на основании сведений из ЕГРИП и не требует специальной подачи заявления в налоговую. |
Обособленное подразделение | Если у организации есть обособка, то по его месту нахождения подается заявление в налоговый орган в срок до 1 месяца после создания. |
Физлица, не ИП | Встают на учет по месту жительства на основе информации от органов, которые осуществляют регистрацию прав и сделок. Самостоятельное обращение налоговую для постановки на учет не требуется |
Недвижимость и ТС | Постановка по месту нахождения имущества на основании сведений от регистрирующих органов. |