Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Социальная пенсия в Беларуси

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии

В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.

Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.

Размер пенсии в 2023 году и даты индексирования выплат

В прошлом году трудовые пенсии пересматривались каждый квартал: в марте на 7%, в августе на 10%, в декабре на 5%. В итоге средняя пенсия составляла 670 рублей. Изменения затронули все виды выплат: по возрасту, за выслугу лет, по потере кормильца и инвалидности.

Средний показатель пенсии в 2023 году составить 693 рубля. Белорусские власти еще до конца не определились, когда будет следующая индексация выплат. Но при этом заверили, что повышения будут. Если говорить об абсолютных цифрах — это 1,6 млрд белорусских рублей, они уже заложены в бюджет страны для выплаты пенсий. По плану 1,4 млрд приходятся на повышение пенсий в марте и августе.

Если выплаты будут увеличиваться равномерно в течение всего года примерно на 46 рублей, то рост составит 6,9%. Это существенно меньше, чем в предыдущем году. Но расчетное увеличение пенсий в 2023 году соответствует уровню инфляции. Именно обесцениванием денег и объясняется сокращение темпов роста пенсий.

Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.

Средства социальной реабилитации

В новом году на обеспечение техническими средствами социальной реабилитации будет направлено более Br60 млн. Такие средства ежегодно получают около 200 тыс. человек.

С 6 января инвалиды смогут самостоятельно приобретать 10 наименований средств реабилитации, а затраты будут компенсироваться государством. В основном это касается тифлотехнических средств, предназначенных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха. Также это противопролежневые матрацы и вспомогательные приспособления для одевания, приема и готовки пищи, удовлетворения бытовых и иных потребностей.

При этом для граждан, которые не желают самостоятельно приобретать средства реабилитации, сохраняется право получить их в органах по труду, занятости и социальной защите.

Более того, расширяется перечень категорий инвалидов, которые имеют право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Читайте также:  Как и почему можно лишить отца ребенка родительских прав?

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Как индексируют пенсию россиянам, живущим в Беларуси

Российским гражданам, проживающим в Беларуси, будут индексироваться в соответствии с законами о порядке выплат принятыми в 2016.

Если россиянин пенсионного возраста официально трудоустроен, размер его выплат индексироваться с учетом инфляции по России не будет.

При прекращении работы пенсионные начисления будут пересчитаны с учетом всех повышений с 2016, гражданин России получит повышенную выплату со всеми надбавками в течение 3-х последующих после увольнения месяцев. 3 месяца – период времени для проведения всех необходимых расчетов. Если повышенная пенсия не перечислена, значит документы об увольнения не были получены ПФР.

Жизнь пенсионеров в далеко не сахар, как и в России. К сожалению ее размеры оставляют желать лучшего. Как хочется, чтобы люди не работали после выхода на заработанный отдых, а наслаждались спокойной жизнью на достойные выплаты.

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Оформление Пенсии В Белоруссии 2021

При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок доход , а за периоды иной деятельности иные периоды , которые включены в стаж часть вторая статьи 51 Закона в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:. Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей — инвалидов инвалидов с детства ; многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам статьи Закона требуется 5 лет страхового стажа при выполнении других условий, предусмотренных законодательством.

По новому закону в 2022 году на пенсию будут выходить:

  • женщины, родившиеся с 1 июля по 31 декабря 1965 года (в возрасте 56,5 лет, то есть на полтора года позже, чем по старым правилам). Учитывая «льготу», их выход на пенсию приходится на даты между 1 января и 30 июня 2022 года – в соответствии с датой рождения;
  • мужчины, родившиеся с 1 июля по 31 декабря 1960 года (в возрасте 61,5 года – на те же полтора года позже). Дата выхода на пенсию – с 1 января по 30 июня 2022 года.

Это пенсионный возраст в «стандартной» ситуации – когда пенсионер не имеет специального стажа, но набирает достаточно страхового стажа и пенсионных баллов.

Далее с каждым годом пенсионный возраст для получателей страховой пенсии по старости будет прибавляться постепенно, пока в 2028 году на страховую пенсию не начнут выходить мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения.

Следовательно, после завершения Пенсионной реформы 2019 года:

  • предпенсионерами будут считаться женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины в возрасте 60 лет и старше,
  • либо ранее, если Гражданин имеет льготное право по выходу на страховую пенсию.

В Беларуси заканчивается реформа по повышению пенсионного возраста

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Если мы хотим обеспечить высокий уровень жизни и для этого увеличить именно государственную пенсию, то тут вопрос: а за счет чего и кого это произойдет? Это потребует огромных ресурсов. При этом есть люди, которые не работали или работали, но не платили взносы, потому что получали зарплату в конверте. Они ведь тоже не отказываются от пенсии, когда приходит время, а обеспечивают ее все остальные. Получается, чтобы все было по справедливости, кто больше зарабатывал, тот больше и получает в старости — от накопительной пенсии никуда не деться, — комментирует Анастасия Боброва. — Вне зависимости от того, будет ли дальше расти пенсионный возраст, государство будет давать некий базовый уровень пенсии. Но если мы говорим о переходе к качеству, то обязательно должны быть и индивидуальные накопления. На базовую пенсию все скинулись, а то, что сверх — это уже каждый сам за себя.

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Читайте также:  Как самостоятельно рассчитать налог на имущество физических лиц

Условия назначения трудовой пенсии по возрасту

Внимание!
Лицам, имеющим необходимый страховой стаж, но не имеющим стажа работы, достаточного для назначения пенсии по возрасту (см. таблицу 1), назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы. При назначении такой пенсий не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий .

Внимание!
Пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год :
— мужчинам, имеющим не менее 6 лет 3 месяцев стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 01.01.2009, — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы при условии наличия общего стажа работы не менее 25 лет;
— женщинам, имеющим не менее 5 лет стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 01.01.2009, — за каждые 2 года такой работы при условии наличия стажа работы не менее 20 лет.

Лицам, имеющим полный стаж на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшими списками N 1 и N 2, или вообще на этих работах и работах, предусмотренных соответственно п. «а» и «б» ч. 1 ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, пенсии назначаются по нормам Закона о пенсионном обеспечении. Если лица имеют не менее половины стажа на указанных выше работах, общеустановленный пенсионный возраст снижается пропорционально имеющемуся стажу работы в порядке, определенном п. «а» и «б» ч. 1 ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении .

Стаж работы мужчины — 33 года. Из них стаж работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку N 1 до 01.01.2009 — 8 лет. В 2023 году этому мужчине исполнится 53 года 6 месяцев. Он вправе обратиться за назначением пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, поскольку общеустановленный пенсионный возраст, который в 2023 году составляет 61 год 6 месяцев, уменьшен для него на 8 лет.

Внимание!
Право на пенсию с «усеченным» страховым стажем также имеют лица, проходившие военную службу (службу в военизированных организациях). Им пенсия предоставляется при одновременном выполнении следующих условий :
— достижение общеустановленного пенсионного возраста;
— наличие страхового стажа не менее 10 лет;
— наличие стажа работы не менее 25 для мужчин и 20 лет для женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях).

На оказание социальных услуг в рамках договора ренты с 1 января могут претендовать собственники жилья, достигшие 70-летнего возраста, у которых нет близких, обязанных по закону их содержать, или людей, получающих пособие за соответствующую работу. Из средств местных бюджетов плательщик ренты должен уплачивать членские и иные взносы, обязательные платежи организаций собственников (если получатель ренты является членом ТС), а также обеспечить доставку получателя ренты и принадлежащего ему имущества в стационарное учреждение, если социальные услуги будут оказываться в доме-интернате.

Право на пенсию по потере кормильца получили граждане, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются ИП, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Перечисленные исключения получают право на пенсию, если на время декрета приостановили соответствующую деятельность.

Меняется механизм реализации государственного социального заказа в области соцобслуживания. Бюджетные субсидии пойдут не только на оплату труда работников негосударственных некоммерческих организаций, но и на проезд (когда для оказания услуг используется общественный транспорт), на услуги электросвязи для приема-передачи сообщений лиц с нарушением слуха.

Услуги, связанные с поддержанием порядка в жилом помещении (на селе — в том числе на придомовой территории), и другие, не связанные с уходом (по доставке овощей и топлива из хранилища, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт, растопке печей и др.), теперь доступны только одиноким и проживающим отдельно от трудоспособных членов семьи гражданам.

Читайте также:  Что такое трудовой договор, с кем и как его заключать

Пенсионные новшества введены и для тех, кто не смог выработать необходимый страховой стаж для трудовой пенсии по возрасту и претендует лишь на социальную пенсию. С 1 января им доступна своеобразная «урезанная» трудовая пенсия по возрасту. Ее размер зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%).

Документы Для Назначения Пенсии По Возрасту Рб В 2021

  • Трудовой: выплаты по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и за особые заслуги перед республикой. Такие пособия назначаются пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности пожилого человека.
  • Социальный: выплаты гражданам, в силу состояния здоровья, возраста не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Пособия по инвалидности назначаются только при предъявлении соответствующего заключения врачебных комиссий – как на конкретный срок, так и пожизненно.
  • Женщины – государственные служащие. Для них установлен возрастной ценз 63 года.
  • Указанные в нормативных актах группы лиц, имеющие право на досрочное прекращение трудовой деятельности.
  • Граждане, отработавшие определенный страховой стаж. Для представительниц слабого пола это 37 лет, сильного – 42. В этом случае допускается назначение выплаты на 2 года раньше установленного возраста, но только в том случае, если женщине исполнилось 55, а мужчине 60 лет.

Оформление Пенсии По Возрасту В Рб 2021 Год

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

«И в 2021 году в стране будут повышаться пенсии», – сказал Александр Румак, сообщает Sputnik . Заместитель министра отметил, что пенсии будут пересчитывать в установленном порядке, предложения внесут в правительство и президенту Беларуси.

Как сообщал Myfin.by, в 2021 году было три перерасчета трудовых пенсий. С ноября размеры трудовых пенсий выросли на 5,3%. Ранее пенсии повышали в мае и августе – соответственно на 5,3% и на 10%.

Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. Работодатель в дневный срок со дня регистрации заявления оформляет все необходимые документы и свое представление, знакомит с ним заявителя под расписку в представлении и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.

При этом по требованию работника или районного городского управления отдела по труду, занятости и социальной защите работодатель передает документы о стаже работы и заработке работника и другие. Если работником подано работодателю заявление о назначении пенсии, оно подлежит рассмотрению в установленном порядке, независимо от того, продолжает ли работник трудиться или уволился после подачи заявления.

Единый налог с повышенной налоговой ставкой

Министерство налогов и сборов напомнило, что новые плоские налоги будут применяться с февраля 2023 года. Они увеличились в 1,5-3 раза, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

Например, самозанятые торговцы, продающие овощи в Минске, должны будут платить 708 рублей, а в областных центрах — 532 рублей. Единый налог для физических лиц, реализующих плодоовощную продукцию, семена и саженцы, составит 155 рублей в столице и 143 рубля в региональных центрах. Инструкторам в Минске за легальную работу придется платить 164 рублей, а в вобластных центрах — 152 рублей.

Фактически, единый налог для самозанятых и самозанятых работников был увеличен с января 2023 года, когда было объявлено о внесении изменений в Налоговый кодекс, но новые налоговые ставки вступят в силу только с 1 февраля.

на сегодня на завтра
1 USD 2,7973 +0,0021 2,7994↑
1 EUR 2,9632 +0,0008 2,9640↑
100 RUB 3,7487 -0,0055 3,7432↓
10 PLN 6,2345 +0,0370 6,2715↑
100 UAH 7,6114 +0,0057 7,6171↑


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *